Антология Русской Мысли [533] |
Собор [345] |
Документы [12] |
Русская Мысль. Современность [783] |
Страницы истории [358] |
В начале XXI века решается, чем будет увенчано столетие российских революций: либо Россия выйдет обновленной из огненных испытаний, либо перестанет существовать. Все современные дискуссии о путях страны ограничены политикой и экономикой, в лучшем случае экологией и демографией. Остаются вне внимания духовные проблемы, которые не решались в России на протяжении многих десятилетий XX века. Речь идет о духовном и нравственном состоянии общества, национальном характере и сознании, психологии народа, исторической памяти, исторической преемственности, национальных идеалах - базовых ценностях и вековечных традициях российской цивилизации. О том, что отличает один народ от другого, что является смыслом его жизни, основой его самоидентификации и без чего народ перестает существовать.
Начинать обсуждение этих проблем приходится с признания прискорбных фактов: русский народ во многом утерял навык национальной спайки, выпал из лона своей русскости в интеллектуальном, моральном, бытовом плане; подавлен чужеродной экономической волей; политически дезинтегрирован и отчужден от власти. Все это ведет к угасанию жизненной силы, вымиранию трудоспособного населения, алкоголизму и социальной деградации народа. И не потому, что он достиг дряхлого возраста или иссякли его жизненные силы, а по причине невиданных испытаний XX века. Но без возрождения государствообразующего народа невозможно существование России.
В решении этих проблем необходимо учитывать национальную специфику. На формирование характера русского народа повлияли три основных фактора: языческая природа восточнославянских племен (этнический генотип); воспитание народа Православием (духовный архетип); уникально суровые условия выживания (исторический архетип), которые требовали культивирования в себе определенных качеств. Генезис русского народа определялся не этнической, а культурной доминантой, поэтому русские объединили множество племен и народов.
Русский народ (великороссы, малороссы, белороссы) исторически формировался на основе общности религии, государства и культуры (языка). При этом Православие было духовной основой всех сфер жизни народа, на основе Православия формировались и государственность и национальная культура. Известная формула графа Уварова «Православие. Самодержавие. Народность» отражает этот непреложный исторический факт. Каждый национально-государственный организм имеет свою духовную конституцию, определяющую его сущность и позволяющую ему самоидентифицироваться. Уваровская формулировка обозначает основные сферы национальной самоидентификации: 1) то, как народ осознает свою связь с Высшей Реальностью, с Богом, - это религиозность или дух народа; 2) то, как народ понимает основной принцип свого земного обустройства, свою цивилизацию, в том числе, как объясняет себе свою государственность; - это, можно сказать, земное тело народа; 3) то, в чем народ укореняет себя, видит свое родство, и то, как народ осознает себя, понимает свою миссию в жизни и в истории, что выражается в разнообразных формах национальной культуры; - в этом выражается душа народа. Современное обозначение триединой сферы национального самосознания можно именовать как «Вера. Государственность. Патриотизм». Ответы на вопросы: какова наша вера? какое государство мы строим? какую культуру мы возрождаем? - это ответы на вопрос о возрождении единства национального духа, души и тела, о нашем национальном бытии.
Из глубинной религиозной веры (которая в современной ситуации не осознается вполне, но может проявляться в разнообразных превращенных формах) проистекают базовые духовные и нравственные ценности народа, сохраняющиеся в секулярном обществе. Но укоренена русская национальная вера в Православии, которое аккумулирует духовные и нравственные ценности русской цивилизации. Народ жив, пока сохраняются его специфические национальные духовные и нравственные ценности, которые проявляются в явных или скрытых формах, несмотря на глобальные общественные катаклизмы.
Понятие «государственность» указывает на ту историческую закономерность, что русский народ существует до тех пор, пока сохраняет свой государственный дом. Русским свойственны инстинкт государственного самосохранения, а также традиционные представления о форме государственной власти, которая в России не случайно всегда была единодержавной. В государственности реализуется воля нации к историческому бытию. Поэтому «Самым большим пороком для государства является слабость» (А.В.Гулыга). Распад государства свидетельствует о духовной деградации и распаде души нации.
Понятие «патриотизм» указывает на преемственность культурных, цивилизационных и бытовых традиций, без которых невозможно национальное самоощущение и самосознание, а значит и существование народа как такового. Большинство русских людей объединены общим чувством любви к малой и большой Родине, привязанности к своей земле, не могут мыслить свою жизнь и самореализацию вне атмосферы русской культуры. Сегодня расчлененный русский народ объединяет только Русская Православная Церковь. На основе церковного единства, единства Православия - можно восстанавливать общее культурное, цивилизационное поле и единое государство.
Нация существует до тех пор, пока проявляется ее конституирующие свойства, неизменные в течение веков. Экономический уклад к ним не относится: экономика может соответствовать уровню цивилизации либо, напротив, быть архаичной, может формироваться органично, а может насаждаться насильственно, но не она определяет то, что отличает российскую цивилизацию от всех прочих. Хотя может способствовать либо мешать национальному самоопределению.
В здоровом народе национальные архетипы проявляются в органичной форме, в больном же они искажаются вплоть до противоположности: больная духовность - это идеократия, гипертрофированная государственная воля - это этатизм, агрессивный национализм - это шовинизм. В последнее время общество научилось понимать, что борьба с крайностями национализма не исключает, а предполагает здоровый патриотизм, борьба же с тоталитаризмом не должна доходить до самоубийственного разрушения государственности. Напротив, расчленение государства и угнетение национального достоинства государствообразующего народа вызывают агрессивную самозащиту, что создает социальную базу для экстремистских идеологий.
Своеобразное - неэтническое - формирование русского народа во многом определило его национальный характер. Что, в частности, сказалось в строительстве российской государственности. С одной стороны, без мощного централизованного государства русский народ не выжил бы в предельно суровых (климатически и геополитически) условиях. (Поэтому русские всегда относились к своему государству более сакрально, чем европейские народы.) С другой стороны, русские, будучи сами многоэтническим народом и получившие соборное воспитание Православием, построили единственную в истории империю, где государствообразующий народ не имел преимуществ перед остальными народами. Более того, русский народ не только нес на себе основное тягло государственного строительства, но нередко имел меньше прав, чем вошедшие в империю народы. Отсюда следует, что жизненные интересы народа-государствообразователя совпадают с жизненными интересами всех народов России. И русское национальное возрождение не только не несет никакой опасности другим народам страны, но является необходимым условием их возрождения.
Для решения глобальных проблем сегодня от народа требуется сверхусилие, на которое русские люди способны в экстремальной ситуации и при наличии сверхидеала. В обыденной же жизни они, как правило, расслабляются (иначе никогда не выдержали бы невиданного напряжения в борьбе за историческое выживание). Вместе с тем, русский человек не способен на сверхмобилизацию ради обогащения, низких материальных целей, но совершает чудеса героизма при защите Родины и священных для него ценностей либо при выполнении великой исторической миссии. Ибо для русских людей важно, чтобы жизнь была пронизана высшим смыслом. При этом смысл жизни не сводится к индивидуальной корысти, а выражает духовные идеалы и ценности для локальных общностей (малая Родина) и для всего народа (большая Родина). Только русский писатель может так говорить о высшем смысле жизни:
«Тем-то и сильна великая нравственная мысль, тем-то и единит она людей в крепчайший союз, что измеряется она не немедленной пользой, а стремит их в будущее, целям вековечным, к радости абсолютной. Чем соедините вы людей для достижения ваших гражданских целей, если нет у вас основы в первоначальной великой идее нравственной? А нравственные идеи только одни: все основаны на идее личного абсолютного самосовершенствования впереди, в идеале, ибо оно несет в себе всё, все стремления, все жажды, а, стало быть, из него же исходят и все ваши гражданские идеалы. Попробуйте-ка соединить людей в гражданское общество с одной только целью «спасти животишки»? ничего не получите, кроме нравственной формулы: «Каждый за себя, а Бог за всех»» (Ф.М.Достоевский).
При достижении какой-либо цели для русских людей характерны чувство сопричастности общему делу, открытость, доверительность и взаимоподдержка, задушевность и взаимопонимание в личном общении. Именно в соборном единении во имя высоких идеалов проявляются лучшие черты русского характера.
Русский народ духовно мобилизуется в пограничной ситуации, несущей угрозу существованию: известно, что «пока гром не грянет, русский мужик не перекрестится». Пока немецкая армия в годы Великой Отечественной войны не дошла до Москвы, ни власть, ни народ не были способны к полноценному сопротивлению. Но и наличие смертельной опасности, и осознание ее - только необходимые, но не достаточные условия для национального пробуждения. Для общенационального единения необходим волевой импульс Верховной власти, способный выразить и защитить высшие национальные интересы, возвысившись над всеми распрями в обществе и расколами между обществом и властью. (Еще раз необходимо подчеркнуть, что в этом особенность русского бытия в переломные моменты истории.) «Русский долго запрягает, но быстро едет»: когда была осознана смертельная опасность и когда власть призвала народ к борьбе за спасение Отечества, - только тогда народ смог одержать невиданную в истории победу.
Так очередной раз был явлен национальный архетип поведения при смертельной опасности: смертельная угроза, - ее осознание элитой и обществом, - формирование национального идеала, - призыв Верховной власти к нации, - сверхмобилизация общества, - победа.
Благодаря этому русский народ, в конце концов, выдерживал все исторические испытания и выходил из них духовно окрепшим. Великий народ сохраняется в истории, выполняя свою историческую миссию, осознаваемую в национальном идеале, что и позволяет ему ответить на все исторические вызовы и преодолеть все невзгоды.
Смертельная угроза российской цивилизации в настоящее время - налицо. Каждый из современных общемировых кризисов способен похоронить мировую цивилизацию, они несут смертельную опасность непосредственно России, ибо в нашей стране в усугубленной форме отзываются все общемировые проблемы.
Большинство общемировых кризисов угрожает существованию России и русского народа. 1) Глобальный экологический кризис ведет к техногенной перегрузке планеты, к уничтожению ресурсов биосферы с помощью технических средств, к истощению природных ресурсов.
2) Демографический кризис вызван перенаселением планеты, размыванием населения западных стран желтой и черной расами.
3) Мировой экономический кризис обусловлен недостатком ресурсов планеты для обеспечения всего населения; процветанием золотого миллиарда в противостоянии нищающему большинству населения Земли; неизбежным в обозримом будущем коллапсом доминирующей в мире экономики США и крахом долларовой пирамиды.
4) Конфликт цивилизаций вызывает терроризм и войны с реальной опасностью распространения и употребления оружия массового поражения.
5) Однополярная глобализация превращает большинство стран мира в безвольный ресурс для государств золотого миллиарда. Россия с огромной территорией, богатейшими природными ресурсами, высококвалифицированным неприхотливым населением оказывается лакомым куском для правящих субъектов глобализации.
6) России грозят смертельные геополитические опасности: население сопредельных государств более чем в десять раз превышает население России, при том, что большинство окружающих государств настроены к России недружественно, либо агрессивно.
Помимо этого в стране возрастают внутренние угрозы.
1) Увеличивается экономическое и технологическое отставание от мировых лидеров.
2) Увеличивается поток бедствий, аварий, техногенных катастроф вследствие эрозии инфрастуктуры и разложения государственного управления.
) Сохраняются признаки ослабления и разложения государственности.
4) С другой стороны некоторые силы пытаются укреплять государственность через этатистский застой или националистический реванш.
5) В России усиливается терроризм исламского фундаментализма.
6) Усугубляется поражение генофонда нации алкоголизмом и прогрессирующей наркоманией.
7) Растет социальная напряженность вследствие огромной диспропорции между богатыми и бедными.
8) В результате многих негативных факторов увеличивается смертность населения, особенно детская смертность, сокращается срок жизни.
9) Особенно опасны симптомы вымирания русского государствообразующего народа.
10) В результате усиливаются угрозы вытеснения русского народа из исторических территорий туранскими или китайским народами.
11) Все это несет угрозу распада страны, превращение России в сырьевую колонию США или Китая.
Сейчас вновь наступил момент глобального исторического вызова: либо нация вдохновится новой миссией в новой эпохе, либо русский народ и Россия перестанут существовать. Если армии для победы необходим боевой дух, то народ нуждается в пробуждении национального духа - того, что придает людям волю к жизни, к борьбе за самосохранение и к созиданию. Только порыв национальной энергии позволит преодолеть разложение духовного и нравственного состояния общества, гражданскую апатию, падение стимулов к жизни. Это обязывает Верховную власть сформулировать идеалы национального спасения и побудить общество к духовной мобилизации. Известно, что при определенных условиях духовные идеалы могут становиться мощнейшей преобразующей жизнь всего народа силой. Так новый курс Рузвельта во многом определялся не экономикой, а новыми идеалами. Русский народ обладает аскетическим характером, способен к самоограничению, в русском обществе нравственные и духовные идеалы всегда были приоритетнее материальных и прагматических. Поэтому русский человек отзывчив на возвышенные идеалы.
Духовное здоровье нации и состояние общественной нравственности - это проблемы не только частной жизни людей или гражданского общества, но и проблемы государства. Коммунистический тоталитаризм дал негативный пример внедрения власти в жизнь людей - насилием и ложью. На другом полюсе - западное плюралистическое общество, где декларирована независимость частной жизни от государства (хотя на самом деле власть сильно влияет на состояние общества и человека). Но органичное государство должно стремиться к духовному и нравственному возрождению нации. Ибо государственная мощь покоится не только на крепости государственных структур, но, прежде всего, на чувстве патриотизма и государственном сознании граждан.
В России чаще всего именно государство инициировало наиболее значимые достижения народа и создавало для них условия. Современная задача национальной власти - формировать стратегию развития страны, определять приоритеты, цели и задачи, для решения которых использовать государственные ресурсы и механизмы. При этом власть должна объяснять обществу смысл своих инициатив, обоснованность своих решений. Поэтому не только независимые средства массовой информации, но и государство должно влиять на формирование общественного мнения и предлагать обществу программу. Верховная власть призвана сформулировать историческую миссию России в современном мире, на основе чего - сформировать современный национальный идеал. Это не должно быть очередной утопией, прикрывающей корыстные интересы правящих кланов. Верховная власть во имя самосохранения и спасения России должна выразить национальные чаяния, что способно пробудить национальные энергии.
Очевидно, что оздоровительные процессы в обществе, наметившиеся в настоящее время, можно значительно усилить поддержкой со стороны государства. Для решения проблем исторического значения необходимо мобилизовать общенациональные ресурсы и осуществлять общенациональные программы. Это под силу только Верховной власти. Но на сегодняшний день все структуры этой власти - Администрация Президента, Правительство, Совет Безопасности - ориентированы на другие задачи и перегружены решением каждодневных проблем. Близкие, казалось бы, гуманитарной проблематике государственные учреждения решают проблемы ведомственно и фрагментарно, ограничены корпоративными интересами. Ни одна государственная структура не занимается стратегией выживания и возрождения человека в России, проблемами, которые несут наибольшие угрозы не только российской государственности, но и существованию российской цивилизации. Поэтому верховная власть призвана заняться духовными аспектами национальной безопасности.
Враг России З.Бжезинский объявил Россию «большой черной дырой на карте мира», а после распада СССР с удовлетворением провозгласил: «Россия повержена - у нее нет концепции бытия». Опровергнуть этот приговор может только пробуждение самосознания русского национального духа. Лечение национального духа или поиски Россией себя должны начаться с формирования концепции духовного оздоровления нации, которая имеет следующие основные направления.
1. Религиозное возрождение. Новая власть в новую эпоху призвана осознать, что религия играет огромную роль в оздоровлении общества. При этом русское Православие является цивилизационно, культурно образующей и государственно образующей религией в России. После многих десятилетий государственного атеизма и религиозных гонений государство должно вернуть исторический долг верующим, для чего требуется поддержка государством традиционных религиозных конфессий: установление их плодотворного взаимодействия с властью и обществом в духовно-нравственном воспитании; борьба с псевдорелигиозными античеловеческими сектами; противостояние размыванию традиционной для России религиозности; поддержка миссионерской деятельности Церкви. При этом необходимо вернуть Церкви имущество (храмы, недвижимость, земли), насильственно отторгнутое режимом государственного атеизма.
2. Духовное и нравственное оздоровление общества. Полноценно ответственную, достойную, свободную и творческую личность можно взрастить только в органичном духовном климате, в обществе, ориентированном на вечные духовные ценности и незыблемые небесные авторитеты. Воспитание чувства любви к своей большой и малой Родине, национальной гордости, гражданской ответственности. Ибо без ощущения национальной принадлежности, без чувства патриотизма человек ущербен: если в душе нет земной Родины, через которую открываются история и вечность, то не существует инстанции ответственности, долга и совести.
3. Сохранение и воссоздание исторических культурных традиций. Именно сейчас, когда к власти пришли государственники, необходимо осознать, что российскому государству не десять, и даже не восемьдесят лет, но до сего дня не востребован огромный исторический и культурный ресурс тысячелетней российской цивилизации. Восстановление общенациональной самоидентификации возможно только на основе базовых ценностей и жизненно важных традиций русской культуры. Необходимо подвигать власть к целенаправленной деятельности государственных и общественных институтов в воссоздании российских духовных, религиозных, нравственных, общественных, государственных, семейных традиций. Культура должна существовать не на остаточном принципе, ибо культурные достижения являются смыслом и оправданием существования цивилизации. Необходимо повышать статус культурного наследия и культурного творчества. Восстановление традиционной духовности и культуры возвращает народ к своим национальным архетипам - пробуждает великие таланты великого народа и присущую ему историческую активность.
4. Восстановление общенационального единства. Насильственно расчлененный русский народ при разрушении СССР стремится к органичному восстановлению государственного единства. Поэтому необходимо разработать программы мирного конструктивного государственного воссоединения территорий, на которых большинством населения являются русские. При этом в России необходимо стремиться к преодолению разобщения власти и общества, интеллигенции и власти, элиты и общества; к преодолению идейного антагонизма и корпоративных дрязг в элите и в среде интеллигенции через культивирование общенациональных целей и единящих идеалов; к преодолению денационализации одних и маргинализации других групп интеллигенции через вовлечение в осуществление общенациональных программ; к преодолению тенденций сепаратизма и национализма путем осознания исторического предназначения российской нации, органично объединяющего все народы России. Мобилизующий призыв духовных и государственных властей должен быть адресован, прежде всего, русскому народу-государствообразователю.
5. Преодоление угрозы демографической катастрофы - духовный аспект. Пробуждение в народе воли к жизни и к борьбе за самосохранение; повышение социального и нравственного статуса семьи, материнства и детства. Ибо глубоко ошибочно полагать, что для повышения рождаемости достаточно повысить уровень благосостояния граждан. Рождаемость падает, и продолжительность жизни уменьшается в обществе, лишенном основных жизненных ценностей и утерявшем смысл существования. Бесцельность жизни лишает воли к жизни и подсознательного стремления ее продолжить. Разоблачение деятельности зарубежных «миссионеров» и их апологетов в России, разрушающей семейный уклад и развращающей молодежь и детей. Работа с молодежью и родителями, ориентация их на создание многодетных семей. Борьба с растлением детей и подростков как с одной из главных причин демографического спада. Утверждение в общественном сознании культа семьи и здорового образа жизни - именно традиционной ценностной ориентации в семье. Разработка гуманитарных аспектов проблем преступности, наркомании, суицида - воспитание чувства ценности жизни, ответственного отношения к жизненному предназначению, без чего малоэффективны как полицейские, так и медицинские меры.
6. Экологическая безопасность - духовный аспект. Воспитание бережливого отношения к национальному природному достоянию как родной среде обитания; мобилизация общественного мнения для противостояния гибельным тенденциям потребительской цивилизации, разрушительным действиям властных и хозяйственных структур. Каждый гражданин должен быть ориентирован на сохранение своего большого дома - природы страны и планеты. Для этого важно восстановить традиционное русское жизнеощущение, в котором природа - не отчужденная холодная натура, предназначенная для потребления, а живая материнская сущность.
7. Формирование стратегического ресурса общества. Необходимо подвигать власть к мобилизации активной части граждан на осуществление жизненно важных национальных проектов, что создает возможность воспитания новой национальной элиты. Должна быть создана программа формирования нового поколения России - духовного и динамичного, свободного и ответственного, глобально мыслящего и патриотически ориентированного.
8. Решение перечисленных проблем подводит к формулированию национальной идеи. Новая и, вместе с тем, основанная на российских традициях национальная идеология восстанавливает историческую память и национальное самосознание русского народа, формирует национальный образ России и задает историческую миссию российской цивилизации; объясняет обществу, куда ведет его российская власть; придает смысл существованию России и жизни ее гражданам; является духовной основой национального единения; пробуждает национальную волю и энергию как основной мобилизующий ресурс для плодотворных преобразований. Ибо без возвышенного духовного идеала русский народ не способен к сверхусилию во имя самоспасения и возрождения.
9. На основе национального сверхидеала - разработка идеологии русского прорыва, или идеологии мирового лидерства. Необходимо определить место России в современном мире и наши возможности выживания, которые не сводятся к тому, что мы должны восстановить что-то из утерянного, либо кого-то догнать и перегнать или войти куда-то (в Европейский дом, в современную цивилизацию...). Ибо «Россия в хвосте американской политики сегодня никому не нужна. Мир ждет от нее совсем другого: ему нужна такая Россия, которая была бы способна сформулировать новую философию современного жизнеустроения» (Н.Я.Лактионова). Отвечая на исторические вызовы нового века (экспансия стран золотого миллиарда, глобализация, информатизация, мировой терроризм, мусульманская, китайская угрозы...), необходимо мобилизовать национальные энергии в направлениях возможного прорыва и создания цивилизации опережения, цивилизации глобального равновесия. Ибо наши духовные, культурные, интеллектуальные, научные ресурсы позволяют нам не только создавать новейшие технологии, но и формировать новые цивилизационные установки, новые парадигмы мироустройства. Русский гений сейчас более чем когда-либо востребован эпохой, ибо «народ становится душевно и духовно тем влиятельнее, чем больше его постоянные свойства характера соответствуют архетипу эпохи» (В.Шубарт). Россия ситуацией современной эпохи призвана стать мировой державой нового качества, духовно определяющей судьбы человечества.
(Статья взята с сайт журнала "Золотой Лев")
| |
| |
Просмотров: 644 | |