Антология Русской Мысли [533] |
Собор [345] |
Документы [12] |
Русская Мысль. Современность [783] |
Страницы истории [358] |
Церковь и нация
Тут мы вплотную подходим к проблеме нации и взаимоотношениям нации и государства.
Церковь, несомненно, превыше нации. Глава ее — Сам Христос. А вот государство, столь же несомненно, ниже нации — государство сотворено людьми. Правда, в этом проявился высокий дар сотворчества, дарованный нам Творцом. И все-таки — людьми...
Нацию, этнос сотворил Господь. Не в наказание ли? Приходит на память вавилонское смешение языков. Однако в русском языке понятия "народ” и "язык” — понятия разные.
Все мы потомки Адама и даже Ноя. Но ведь существуют расы, существуют определенные межрасовые барьеры на физиологическом уровне. Вряд ли у нас есть основания утверждать, что все это явилось результатом вавилонского столпотворения. К тому же современная этнология убеждает нас в том, что история языков развивается совершенно иначе, нежели история этносов. Есть этносы враждебные друг другу, но говорящие на одном и том же языке. Например, сербы и хорваты.
Этносы могли, таким образом, существовать и до смешения языков. Апостолы, посланные Христом к народам, в Пятидесятницу как высший дар Святаго Духа получают возможность говорить: иными языки (Деян. 2, 4). В молитве праведного Симеона Богоприимца предвозвещается: свет во откровение языком (Лк. 2, 32).
Мы все чувствуем, что в каждом народе существуют неповторимые черты. Кстати, как положительные, так и отрицательные — с позиций Учения Христова.
Нет Русской Церкви, но есть Русское Православие, есть русская церковность, несколько отличная, например, от греческой. У каждого народа своя миссия и православным византийцам вряд ли не услышат на Страшном Суде упрек в том, что они не до конца выполнили свою... Покуда существовал в истории греко-византийский (ромейский) этнос, сколько Бог дал ему сил, он сохранял империю, Православное Царство. Русские же окажутся безответны перед Судом. У нас еще были силы, но мы, получив скипетр из Константинополя, свою роль до конца не исполнили.
С точки зрения православной политики необходимо реабилитировать понятие "национализм”, избавив его от зарубежных интерпретаций. Национализм в его русском варианте проявляется лишь в том, что дела своей нации стоят для русского на первом месте, а дела же других наций — потом. Кстати, в Западной Европе зачастую так этот термин и понимают.
Нам советское владычество навязывало иное. Даже академик Дмитрий Лихачев сказал как-то странную для человека такой широкой культуры вещь: "Я за национальное, но против националистического”. Его можно было бы спросить: "Дмитрий Сергеевич, помилуйте. Как звучит существительное от слова "националистический”? — Националист. А от слова "национальный”? — Национал? Но такого русского слова нет!”. Значит именно от прилагательного "национальный” образуется красивое и честное слово "националист”.
Агрессивный национализм, враждебный другим народам, именуется шовинизмом, а национализм превозносящийся над другими этносами — нацизмом. Когда же своей нации разрешается национализм, а другим запрещается — тогда речь нужно вести о том, что подобные формы для христианина неприемлемы. Вот и все.
Какую альтернативу национализму предлагают нам? Космополитизм? Но — этот "яд всесмешения”, как назвал его в прошлом веке К. Н. Леонтьев. Интернационализм? Но сумел ли кто-нибудь доказать его отличие от космополитизма? Впрочем, можно предложить и терпимую формулировку: "интернационализм есть сумма дружелюбных национализмов”. Это, кстати, — формула Империи, формула единства наций в общей государственности.
Русских безусловно касаются судьбы восточно-христианских этносов — славян и греков, грузин и осетин, коптов и эфиопов. Но русских касаются и судьбы всех этносов, которые пожелали связать с ними свою жизнь — тех, кто даже не будучи православными, сами выбирают соседство с русскими. Имперский долг тяжел, но он — национальная традиция. И мы не можем (как и римляне!) отмахнуться небрежно, когда абхаз или гагауз, сету или житель Памира предпочитает жить в России. Все империи на протяжении столетий жили по этой схеме, пренебрегая даже вероисповедными различиями: малый всегда с большим против среднего, а отношения со "средними” бывают различными.
Итак "национальное” — это совершенно необходимая часть православного мировоззрения, и тяжкая ошибка многих наших вполне порядочных патриотов в том, что они этого не поняли и остались этатистами (государственниками), не став националистами.
В России существует опасность национального изоляционизма. В русском народе созрел колоссальный потенциал, не имеющий культурной ориентации. Он может реализоваться как имперский. Это не исключает здорового национализма — не может римлянин не владычествовать над Римом, не может быть России без русских во главе нее! Но если потенциал национального гнева реализуется чисто националистически, тогда имперскому мировоззрению не будет места — русские замкнутся в своих границах и начнут выкидывать мигрантов, подобно тому как пытаются вышвыривать русских со своих территорий крошечные прибалтийские этносы. Третьего не дано!
Как же сохранить свой национализм от соскальзывания в шовинизм? Так же просто, как и многие века назад! Рецепт — Православие, православная вера, православная нравственность, православная культура, православная элита, православное почитание народом своей православной элиты.
Высшая иерархия ценностей христианской политики лишь одна — Церковь, Нация, Держава.
Основы православной политики
Есть смысл предложить ряд тезисов, связанных с практической православной политикой.
Первый. Мы живем не в православном и не в русском государстве, хотя в православной и русской стране. Христианам не привыкать строить политику терпимых взаимоотношений в исключительно трудных условиях. Это имеет глубокие корни: достаточно вспомнить взаимоотношения русских князей, бояр, епископов с золотоордынскими ханами. Для нас драгоценен политический опыт греков и армян в Османской империи, украинцев и белорусов в Речи Посполитой. Там — и наша богатейшая демократическая традиция, сохранившая Православие Западной Руси, и традиция мещанских братств, казачества, интеллектуалов Киевской академии.
Второй. Русский национализм был ближе всех других в империи к Православию, был столпом Церкви. И в советское время у многих народов приходили к власти национал-большевики; русский же был либо большевиком, либо националистом. Теперь национализм зачастую обретает нехристианский облик. Или же пропаганда стремится выдать за национализм нехристианские тенденции*. Это напоминание христианам о национальном долге.
Третий. Коммунист не может быть христианином. Бывший, покаявшийся, конечно, может. Нераскаянный коммунист даже и в церковь входить не смеет! И не потому что коммунисты убили тысячи и тысячи добрых христиан (Господь молился о Своих мучителях), а потому, что коммунисты разрушили великую христианскую Державу, опору Церкви, потому что соблазнили миллионы "малых сих”, потому, что предали и Церковь, и нацию. Нынешних разрушителей Отечества тоже вырастили коммунисты.
Четвертый. Христианам приходится иметь дело с политиками и предпринимателями, хоть и не православными, но и не враждебными Церкви. Где критерий допустимости? За кого можно голосовать, когда нет брата своего?
В данной ситуации приемлем только тот политик, который принимает идею компенсации. Речь идет, прежде всего, о компенсации вероисповедной: 1) Церкви должно быть возвращено все имущество; 2) христианское просвещение должно получить права и материальную базу, позволяющие преодолеть последствия советских гонений; 4) в православную страну должен вернуться православный календарь со всеми праздниками. Речь идет также и о компенсации национальной: 1) русские должны иметь реальную возможность восстановить имущественный потенциал; 2) восстановить в течение жизни поколения уровень рождаемости; 3) на всей территории бывшего Советского Союза должны быть устранены последствия многолетней дискриминации русских в системе образования.
Пятый. Нам необходимы русские православные начальники. Церковь учит почтению к тому начальнику, который "Божий слуга есть”. Мы должны приучаться почитать и слушать церковного старосту, главу братства, союза приходов, национального вождя и воеводу никак не меньше министра, мэра и участкового уполномоченного.
Шестой. Миряне обязаны защищать церковнослужителей и учителей. Чеченский народ, не имеющий государства, имеет армию; общественная организация "Конфедерация народов Кавказа” — армию и секретную службу. Следовательно, это армия национальная, вооруженные силы этноса. Следовательно, русские имеют право на свою гвардию, православные — на свою.
Седьмой. Православная культурная элита невелика. Тем важнее повседневное воспитание а русском человеке безусловного почтения к своему профессору и учителю. Уважение к учености — традиция Вселенской Церкви и наша многовековая национальная традиция, подорванная революционными недоучками. Носители чувства ответственности за судьбы Церкви и нации в России был не интеллигент, а барин. (Слово "барин” искажено в современной истории). Народ, не желающий кормить своего барина, кормит чужого! Чем мы три четверти века и занимаемся...
Восьмой. Излюбленная ложь нашего времени — это "двойной стандарт”, когда нам говорят, что можно бомбить Югославию и Ирак, но нельзя бомбить государство Израиль, которое с 1943 года оккупирует чужие территории, или Турцию, которая захватила половину Кипра. Нельзя выгонять представителей агрессивных, разрушительных сект из России, но православные храмы в Галичине можно захватывать с помощью омоновских дубинок. Лиц, проповедующих подобный "двойной стандарт”, должно непрестанно обличать, как служителей отца лжи.
Девятый. Христиане Запада — все-таки христиане и остатки христианской совести сохранили. Наш долг непрестанно напоминать им обо всех их прегрешениях перед христианским Востоком от погрома Константинополя в 1204 году и многовековой униатской агрессии до избиения сербов и выдачи русских казаков Сталину на убой. Застенчивость в разговоре на эту тему напоминает отступничество.
Десятый. Следует трудиться над восстановлением общества, воссозданием плотной социальной среды. Ее разрушали, разоряя деревню, перекидывая нас из города в город, отправляя на "стройки пятилетки”. Из нас делали босяков, бомжей, а теперь еще делают и беженцев. Христианин должен опять стать только прихожанином конкретной церкви, где все другие прихожане его знают. А он знает не только их, но и их детей.
Гражданином России может быть только гражданин Коломны, Ярославля, Вятки..., а не просто "житель”. Нас не касается, как наш брат постится и молится — это дело Господа, да еще духовника. А вот кто как трудится на благо прихода, братства, всей Церкви, всей нации — это нас всех касается. Нас касается, какой предприниматель дает деньги на храм или православный университет, а какой жертвует на кришнаитов или рерихианцев.
Рецептов воссоздания России множество. Мы не ошибемся, если не нарушим верной иерархии ценностей: сперва Церковь, затем русский народ, а лишь потом — государство.
Господь показал пророку Своему Иезекиилю кости сухие. Забудем национальное — не соберутся кости сухие и не покроются плотью. Забудем православное — не оживут кости наитием Святого Духа. Не забудем — восстанет "Собор мног зело”. Не по национальному признаку совершится это великое и страшное чудо, когда наитием Святаго Духа оживут сухие кости: И вниде в ня дух жизни, и ожиша, и сташа на ногах своих, собор мног зело (Иез. 37, 10 — Ц. - сл.).
| |
| |
Просмотров: 701 | |