Антология Русской Мысли [533] |
Собор [345] |
Документы [12] |
Русская Мысль. Современность [783] |
Страницы истории [358] |
В последние недели дискуссия о временных и качественных характеристиках происходящего сегодня с нашей страной, идущая в экспертном сообществе и СМИ, заметно накалилась. Диапазон оценок велик. Одни пытаются "успокоить общественность" рассуждениями о том, что речь идёт всего лишь о немного более остром, но всё же самом обыкновенном кризисе мировой экономической системы и его "проявлениях" в России, которые "удастся удержать под контролем". Другие утверждают, что мы имеем дело с приближающимся или даже уже начавшимся коллапсом именно российского социально-экономического и политического устройства, катализатором которого выступил мировой кризис, но неизбежным в любом случае в силу порочности целого ряда оснований, положенных в основу "новой демократической России". Есть и третья, немалочисленная, надо сказать, категория, которая призывает уйти в этом контексте от обсуждения проблем общефилософского свойства и обсуждать актуальную конкретику: как выживать в современных обстоятельствах.
Не могу сказать, что последнее не нужно - очень даже нужно, но нам вместе с Россией необходимо не только выжить, но и преобразиться во что-то принципиально иное по сравнению с сегодняшним состоянием нашей страны и нашего народа. Поэтому, уверен, определяться нам надо в первую очередь именно по вопросам основополагающего свойства. Более того, по вопросам, касающимся субъектности. То есть говорить не столько о том, что надо делать, а о том, кто способен или не способен делать должное и почему. При анализе причин российского кризиса многие отмечают в их числе отсутствие у современной российской элиты, особенно финансово-экономической, ответственности, способности к стратегическому прогнозу, да и просто профессионализма. Но утверждать это значит вести речь не о элите в полном смысле этого слова. Не будем же мы, в самом деле, исходить из того, что стоит тому или иному лицу, как пишет один из видных представителей западной политологии Э.Хейвуд, "на законных или незаконных основаниях сконцентрировать в своих руках власть, богатство и привилегии" (1), как он уже автоматически становится частью элиты! Не следует нам впадать и в другую крайность, утверждая, что элита суть сугубо мудрое и просвещённое меньшинство, которому во благо общества должны быть переданы бразды правления. Феномен элитарности многомерен, и за отсутствием её общепринятой современной теории оттолкнёмся от самого общего характерного признака элиты - высокой степени её положительного воздействия на общественную жизнь. Для осуществления такого воздействия необходимы, как минимум внутренний потенциал и внешний авторитет (2). Хотя бы в этом смысле элита должна представлять собой лучшую часть общества вообще (стратегическая элита) или какого-то - экономического, политического, творческого - сегмента этого общества ("сегментальные" элиты). Справедливости ради, надо констатировать, что разделить современное общество на такие сегменты непросто: объективная потребность в междисциплинарном подходе создаёт "поливалентную" элиту. И всё же, какая-то из граней "талантов" в том или ином её представителе всегда преобладает. А вот присутствие дополнительных граней диктуется разными причинами. Например, приобщённость финансово-экономической или, скажем, творческой элиты к политике может быть разной. Кто-то приобщён к политикам, а не к политике, обслуживает их интересы, а не интересы страны, а кто-то руководствуется в своей деятельности соображениями действительно государственного порядка и тем самым становится большим политиком и большим государственником, чем многие современные российские политики. К чему я веду? Да к тому, что если речь заходит о непрофессионализме, безответственности и подобных деструктивных чертах тех, кто сегодня находится в верхней части российской "социальной лестницы", то, на самом деле, обсуждаемая группа в целом или отдельные её представители элитой не являются. Если безответственность и деструктивность носят осмысленный характер, то мы говорим об антиэлите" или контрэлите. Если же неготовность осознать и взять на себя ответственность, неспособность оценить обстановку и сформулировать действенные стратегии развития страны, расположенность к подпадению под губительные для России внешние воздействия являются производными от плохого образования, дурного воспитания, личной испорченности и особой подверженности порокам и так далее, то, как того требует здравый смысл и справедливость, следует дать этой "высшей" социальной группе более точное и подходящее название "псевдоэлита". Причина тяжести переживаемого Россией кризиса и присутствия в нём очевидного, на мой взгляд, потенциала перерастания в коллапс заключается в том, что власть предержащая в нашей стране удовлетворилась формированием именно псевдоэлиты и живёт импульсами, которые она сама посылает этой псевдоэлите, и теми посылами, которые эта псевдоэлита посылает власти. Что это за импульсы и посылы, думаю, детально объяснять не стоит. В общем виде они, в моём понимании, сводятся к формуле: ты, псевдоэлита, участвуешь в политике в тех рамках, которые я определяю для тебя, а я, власть, не трогаю твой бизнес или какое-то другое твоё дело и даже помогаю сократить твои потери в период кризиса. Оценки, увещевания, предупреждения настоящей элиты власть, за редким исключением, не слышит. Такая ситуация складывается во всех областях национальной жизни: финансово-экономической, общественной, культурной, внешнеполитической, военной, других. Главная сегодняшняя проблема России - не во власти. Главная проблема - в псевдоэлите. Возьмём прогнозы прошлого года по поводу приближавшегося кризиса. Ведь это не только представители власти твердили нам тогда, что Россия при любых внешних обстоятельствах останется "островом стабильности", что банковского кризиса не будет, что инфляцию удастся удержать в социально приемлемых рамках и так далее и тому подобное. Об этом говорили и многие известные экономисты, представители крупных промышленных объединений, руководители ведущих банков и банковских сообществ. Сегодня, как мне представляется, надо говорить об их ответственности, причём ответственности и политической, и профессиональной. И говорить об этом должны другие профессионалы, не опасаясь "перейти грань" между, условно говоря, экспертизой и политикой. Точно так же эксперты-профессионалы в области внешней политики должны отбросить "застенчивость" и начать конкретно говорить не столько о самих срывах и неудачах в нашей внешней политике (скажем, о неспособности выработать и проводить эффективную политику в отношении Украины и прибалтийских стран, о бесперспективной линии в приднестровском урегулировании, об упускаемых возможностях стратегического партнёрства с Китаем, об очевидных изъянах политики России в отношении Западной Европы и США, о неготовности с должным напором вступить в навязанную нам идеологическую схватку по поводу истории и о многом другом), а о конкретных представителях внешнеполитической псевдоэлиты, ответственных за эти "свершения". Пример, кстати, есть с кого брать: хотя бы с настоящей военной элиты, которая открыто борется с разрушительной для обороноспособности России политикой нынешнего министра обороны и его окружения. Или - с руководителей российских музеев, потребовавших на своей недавней встрече в Красноярске прекратить осуществляемую в стране политику уничтожения классической культуры. Их призывы формально обращены к властям, но на деле, возвращая в умы мысль об ответственности, играют важную роль в воспитании как тех представителей псевдоэлиты, которые способны трансформироваться в представителей элиты настоящей, так и молодёжи. Осуществлять такое воспитание непросто, но можно. Даже несмотря на развращающие последствия проводимой в стране "элитной селекции". Разговор о реальном состоянии высших слоёв современного российского общества имеет непосредственное отношение и к выработке ответа на вопросы прогностического характера. На мой взгляд, налицо несколько весьма тревожных факторов, которые не позволяют надеяться на долгосрочный положительный сценарий даже в том случае, если, как рассчитывают апологетически настроенные критики власти, "правительство начнёт шевелиться" и "не будет делать глупости". Первый из таких факторов - установка власти на то, чтобы в главном сохранять старую, неэффективную финансово-экономическую систему и в самой России, и в мире в целом. Второй - стремление сохранить псевдоэлиту как опору власти и, соответственно, нынешнюю политическую систему. Третий - подрыв основ пополнения настоящей, политически и культурно ответственной, элиты, осуществляемый посредством губительной реформы системы образования (её последствия сегодня у всех на слуху) и разрушения культуры, о котором мы говорили выше. Последние два фактора, на мой взгляд, особенно важны для честного ответа на вопрос, может ожидать нашу страну финансово-экономический и общественно-политический коллапс или нет. Глубоко убеждён, что именно на этих сферах - образовании и культуре - должно быть сегодня сконцентрировано внимание всех ответственных граждан России. Только если мы сохраним традиционную классическую культуру, только если мы не позволим до конца разрушить классическое образование, только если мы действительно захотим опереться на национальную традицию, включая, в первую очередь, её религиозный компонент, мы сможем надеяться на пополнение сильно поредевшей, но всё ещё живой настоящей русской элиты, как и элит других коренных этносов России. Именно такая элита - залог сохранения страны. Только она, а не нынешняя псевдоэлита сможет путём интеллектуального диалога и практического сотрудничества помочь власти выйти из западноцентристской парадигмы мышления и обрести способность принципиально иначе, по-новому подойти к проблеме выживания России. Или сформирует новую власть, которая не допустит общенационального коллапса. (1) Э.Хейвуд. Политология. М., 2005. C. 99. (2) См., например: В.Л.Махнач, С.О.Елишев. Политика. Основные понятия. М., 2005. C.317; А.С.Панарин, И.А.Василенко. Политология. М., 2003. C.138-143.
| |
| |
Просмотров: 545 | |