Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Четверг, 28.11.2024, 23:51
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4124

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей


А.В.Иванов. Знаки последних времен. Часть 1.
Ощущение того, что мы стоим на пороге каких-то глобальных потрясений, носит уже массовый характер. При этом апокалиптические настроения охватили не только страны, пребывающие в состоянии кризиса, типа нашей России, но и вполне процветающие государства Западной Европы.
Вокруг проблемы того же «конца света» в 2012 года уже успела сложиться целая бизнес-индустрия, мастерски эксплуатирующая страхи и предрассудки массового сознания.
Однако и научно-технократическое бодрячество, типа того, что в мире ничего особенно опасного не происходит, а все экологические и технократические катастрофы последних десятилетий - не более, чем следствие естественных изменений климата и усложнения техносферы, в свою очередь, не могут вызвать ничего кроме недоумения. Антропогенная дестабилизация биосферных процессов на всем пространстве земного шара, включая Антарктиду и Арктику, - это реальный факт, и считать человечество не виновным за разрушение своего природного дома - это все равно, что считать дровосека не виновным за деградацию лесного массива, который он вырубал десятилетиями. Тем более что многие последствия сказываются не сразу. Когда только начала развиваться атомная промышленность - кто знал, сколькими жертвами и бедами это обернется? Когда с научной эйфорией, достойной лучшего применения, ученые бросились механически тасовать геном живых существ - кто из них предвидел весь комплекс угроз, который возникнет из человеческого соблазна в одно мгновение породить новую форму жизни? Понятно, что человечество веками ждет конца света, а он все не наступает и не наступает. Но ведь это еще не основание считать, что глобальная катастрофа нашей цивилизации невозможна. Увы, такой печальный исход объективно весьма вероятен, в чем единодушны многие ученые из самых разных отраслей знания.
В этой статье я бы хотел, избегая обывательских суеверий и ложного технократического оптимизма, рационально проанализировать некоторые события последнего времени, как те знаки, которые посылает окружающий мир, дабы в очередной и, не исключено, в последний раз предупредить нас о грозящих опасностях и, одновременно, напоминая о забытых ценностях. Я, естественно, буду исходить из вполне определенных философско-мировоззренческих предпосылок, а именно, что Космос, частью которого мы являемся, устроен справедливо и мудро, а наши человеческие разум и нравственная интуиция не возникли случайно из безжизненной и неразумной материи, а укоренены в Разумной Основе Вселенной, в свою очередь, нуждающейся в нашем свободном творчестве и нравственно ответственном деянии.
Можно, конечно, верить, что появление сознания и разума на Земле и в Космосе - всего лишь случайное стечение благоприятных физических условий и факторов, которые могли и не сложиться. Но есть один часто забываемый факт, который делает эту веру не более чем наивной верой: все наши рассуждения о физической Вселенной и ее законах, как и вообще любое рассуждение о внешних объектах, - исходят из первичной реальности сознания. Нам все дано только сквозь его призму; он - необходимая и существенная предпосылка всех наших рассуждений о мире и самих себе. Мы не способны выскочить за пределы собственного сознания точно так же, как не может барон Мюнхгаузен вытащить самого себя за волосы из болота. Из факта безусловной первичности сознания относительно любых его конкретных содержаний (что было четко зафиксировано уже Р.Декартом) можно, естественно, сделать разные философские выводы. Один из возможных фундаментальных ходов мысли состоит в том, чтобы признать: сознание столь же укоренено в физическом Космосе, сколь и Космос укоренен в нем. Эта касается не только нашего несовершенного человеческого сознания, но и сознаний гораздо более высокого уровня, способных, по-видимому, куда как к более мощной познавательной и конструктивной деятельности, нежели мы способны себе представить. У нас ведь и между людьми разница в качестве сознаний колоссальная, особенно если сравнить сознание В.И. Вернадского и П.А. Флоренского с сознанием какого-нибудь первобытного дикаря. Не буду далее обосновывать этот философский тезис, отсылая читателя к соответствующей монографии1. Подчеркну только еще раз: вера в иерархию сознаний и разумность устройства Космоса гораздо более научна, чем иррациональная вера в его исходную неразумность и безжизненность. Следует вообще отказаться от совершенно ложного мнения, которое еще весьма распространено среди ученых, будто атеизм и скептицизм - это синонимы научности и рациональности.
Дело обстоит прямо противоположным образом, и в этом будет заключаться ключевой тезис моей статьи: именно иррационально-атеистическое отношение к Космосу как к первично безжизненной и лишенной сознания физической среде, равно как и безответственное отношение к материальным продуктам и живым актам собственной мысли, - породили тот тяжелейший цивилизационный кризис, свидетелями которого мы все являемся. Именно об этом говорят и те знаки-предупреждения последнего времени, о которых речь пойдет ниже. Но начну я свой анализ со страшного знака совсем другого рода - не иррационально-атеистического, а иррационально-религиозного, ведь тупиковые крайности, как известно, сходятся.
 
Знак 1. Террористические взрывы смертниц на станции «Лубянка» и «Парк культуры»

Я не буду, да и не в моей это компетенции, обсуждать проблемы международного терроризма, его причин и сопутствующих условий, а уж тем более - методов государственной борьбы с ним. Я лишь подчеркну некоторые знаковые вещи:
- взрывы в московском метро устроили совсем молодые женщины-вдовы, получившие хорошее образование и даже причастные к школьному воспитанию детей;
- родители (по крайней мере, отец одной из смертниц) знали, какую страшную вещь задумали их дети;
- женщины-смертницы перед преступлением молились, т.е. верили в высшую - нравственно-религиозную - санкционированность своего чудовищного деяния;
- наш информационный официоз в очередной раз отказался серьезно и публично обсудить давно назревший кантовский вопрос: как возможен сегодня воинствующий фанатизм, приводящий к массовым жертвам?
Во-первых, самоубийство вообще, а тем более самоубийство с убиением сотен безвинных людей, - это сам по себе колоссальный вызов человеческой природе и культуре. Если же смертница - женщина, т.е. мать-жизнедательница и хранительница устоев культуры, то это - тройной вызов основам человечности. Не пытаться системно и соборно разобраться, что стоит за взрывами смертниц в Москве - значит быть соучастниками будущих потенциальных преступлений подобного рода. Как человек превращается в воинствующую нелюдь? Какими порочными идеями он зажигается, которые оказываются сильнее первичного инстинкта самосохранения и чувства сопричастности с другими людьми? Одними технологиями зомбирования и жаждой мести феномена «религиозного смертничества» не объяснить, как и не победить его чисто полицейскими методами.
Во-вторых, для меня темным знаком является принципиальная ориентация наших властей на физическое уничтожение террористов («мочение в сортире»), а не на их поимку, суд и справедливое публичное наказание. Непонятно, зачем нам в России повторять практику Израиля с его ветхозаветным принципом «око за око». Ничего кроме ярого озлобления у мусульманского населения это не вызывает. Почему у нас в России результаты должны быть иными? Из порочного круга крови, как известно, вырваться невозможно. Может быть, властям просто удобно переводить стрелки народного негодования с тупиковых реформ, напоминающих всенародный разор, на пресловутый терроризм, борьба с которым требует-де огромного государственного напряжения и финансовых расходов. Опять-таки очень удобно сплачивать разобщенный народ - нищего учителя с богатым Чубайсом - вокруг общего террористического врага. Чтобы убедить меня в ложности этих подозрений, власть должна продемонстрировать умение эффективно и в рамках закона противодействовать терроризму, а самое главное - системно бороться с его социальными, психологическими и религиозными корнями. А как с ними бороться, если нет гласного и всестороннего обсуждения проблемы, а одни сплошные фигуры умолчания и призывы не накалять ситуацию в обществе.
В-третьих, знаковым является вялая публичная реакция исламских кругов в нашей стране и за рубежом на феномен исламского терроризма-смертничества. А ведь это - прямой метафизический и моральный вызов исламу. При широкой географии религиозного террора в мире, фанатиков-смертников (а тем более - смертниц!) нет ни в христианстве, ни в индуизме, ни в иудаизме, ни тем более в буддизме. Исламской догматике многие европейские аналитики прямо вменяют в вину отсутствие запрета на убийство человека и тезис о возможности прямого попадания в исламский рай (с явствами и любвеобильными гуриями) для мужчин-мучеников, погибших за веру. Они избегают даже Страшного суда в конце времен. Что касается женщин, то в некоторых исламских источниках можно найти утверждения об ущербности их душ без души живого мужа. Если же женщина была при жизни правомерной мусульманкой, то может надеяться на вечное блаженство с мужем в раю. Отсюда мученическая гибель «черной вдовы» в битве с врагами ислама оказывается едва ли не самым предпочтительным вариантом завершения земного пути.
Понятно, что в богатейшем исламском идейном наследии есть совсем другие интерпретации сложных мест Корана и прямое осуждение религиозного насилия, включая признание фанатика-смертника преступным самоубийцей. Самоубийство в исламе, как и в большинстве религий, является одним из самых страшных грехов. Но ведь надо обсуждать эти проблемы на телевидении - гласно и честно, с участием духовных исламских авторитетов. Пусть в этом публичном диалоге, где, конечно, недопустимо никакое оскорбление религиозных чувств верующих2, примут участие представители других конфессий, а также психологи и социологи, политики и религиоведы, представители разных религиозных общин. Известен старый психотерапевтический эффект: как только причины болезни начинают осознавать и проговаривать, она начинает отступать.
Важно также, чтобы публично и всеми религиозными конфессиями было зафиксировано: подлинная религиозная вера несовместима ни с какими видами насилия, и никаких посмертных наград не может быть для изуверов, убивающих безвинных людей. Их ждут только адские муки и небытие, если посмертная жизнь существует.
А она с высокой степенью вероятности существует, о чем свидетельствуют исследования людей, бывших в состоянии клинической смерти, а также многочисленные факты общения с существами иных слоев реальности. Причем таких фактов становится все больше и больше, и в этом нет никакой «дурной мистики». Напротив, в этих знаках «жизни после смерти» есть глубочайшая рациональность. Странным было бы обратное: если в Космосе, устроенном справедливо и мудро, люди не получали бы воздаяния по заслугам, а если не в этом - то в иных, более справедливых мирах. Кстати, псевдорационалистическое неверие в загробную жизнь базируется на двух основных предрассудках: а) я лично не вижу никакой загробной жизни и б) жизнь очевидно прекращается вместе со смертью физического тела человека.
Но из того, что чего-то не видишь лично ты и окружающие, еще совсем не следует, что этого не видят и не знают люди с более развитым сознанием. Многие способны видеть вещи сквозь плотные предметы (явление проскопии), видеть в темноте, на ощупь определять цвета. Удивительными способностями сознания обладают гении. Моцарт, например, слышал всю симфонию сразу и целиком; глаз Леонардо безошибочно различал все завихрения воды, падающей в бассейн с высоты нескольких метров. Святым же праведникам и подвижникам, о чем свидетельствуют не только их жития, но и сотни очевидцев, непосредственно открываются иные слои реальности, пока просто недоступные для научного наблюдения. Правда, некоторые опыты с фотографией прямо фиксируют различные так называемые астральные сущности. Здесь надо вести дальнейшие экспериментальные исследования, приняв посылку, что подобные явления в природе возможны.
Что же касается мнения, будто наше сознание гибнет со смертью физического тела, то для этого надо сперва обосновать тезис, что его реальность напрямую зависит от физиологических процессов в теле и мозге. А она от них зависит, как известно, весьма косвенно, ибо «при участии» - вовсе не значит «по причине».
Если же мы признаем, что сознание - это нередуцируемая к материи идеально-информационная реальность, тогда смерть и недвижимость физического дела никак не будут свидетельствовать о его смерти. Тело может умереть, но сознание будет жить и действовать, опираясь на свои более тонкие материально-несущие основы, нежели физиологические процессы в мозге. Многочисленные исследования людей, находившихся в состоянии клинической смерти, говорят об их способности видеть свое умирающее тело со стороны и испытывать вполне определенный опыт посмертных состояний сознания. Это, в свою очередь, ставит вопрос о существовании особых материальных переносчиков явлений сознания, к изучению которых только-только подступается современная наука. Кстати, самоуверенный отказ некоторых ученых обсуждать «антинаучную» проблему жизни после смерти сам является антинаучным и иррациональным. Такой отказ только порождает волну оккультных домыслов и спекуляций. Вместо ученых феномен жизни сознания после смерти будут «изучать» «грабовые», наживаясь на людской доверчивости и людском горе. Кстати, связь Г.П.Грабового с трагедией в Беслане - тоже знаковое явление.
К обоснованию тезиса о том, что наука может приобретать иррациональные черты и даже превращаться в магию, я вернусь чуть позже, а пока хочу зафиксировать ключевой вывод из страшного знака массового убиения безвинных людей в Московском метро: религиозному изуверству можно положить предел только путем его публичного и аргументированного развенчания совместными усилиями рациональной науки, рационально мыслящих деятелей Церкви и неравнодушной общественности. Что же касается силового государственного ответа террористам, то любое неконтролируемое насилие вызовет лишь волну ответного насилия и появление новых «мучеников» за веру. Кровь рождает только кровь, как культ могил порождает лишь новые могилы.

Знак 2. Крушение самолета с польской элитой под Смоленском
Крушение самолета с политической и военной элитой Польши потрясла всех нормальных людей до глубины души. Сопереживание полякам - чувство естественное и искреннее. Иного и быть не могло, ведь мгновенная гибель такого количества высокопоставленных людей одной страны ужасна. Однако нравственное сопереживание трагедии польского народа соседствует с тайным, но стойким чувством не случайности произошедшего. Спрашивается: разве можно сплачивать нацию вокруг могил прошлого, принося в жертву исторической некрофилии стратегические интересы будущего? Разве в угоду историческим обидам, пусть и имеющим основания, можно забывать о глубокой объективной потребности современных наций, тем более славянских, во взаимном доверии и уважении? Нельзя призывать к покаянию чужой народ, не будучи готовым покаяться самому. При требовании покаяния от других никогда не оказывается победителей; одни проигравшие. А ведь Катынское дело было, по сути, превращено польской политической элитой в пляску на костях, в какое-то совсем не христианское, а скорее языческое магическое камлание. Культ могил и мучеников словно притянул к ним новые могилы и новых мучеников. Возникшая сатанинская воронка потребовала новых человеческих жертв.
(Затронута тема была нами ранее освещена подробна в следующих материалах:
Владислав Швед. Анти-Катынь. Падут ли на колени лидеры Польши у могил наших солдат?
Ю.И.Мухин. Мистика Катыни
Про «Катынь» режиссёра Вайды
Вл. Воробьев. Закон возврата зла. К гибели Л.Качинского
Историк А.Н.Колесник огласил признания Л.М.Кагановича по Катынскому делу
Дмитрий Калюжный. Принуждение к покаянию )

Я лично готов попросить у поляков прощения за то, что на наших русских землях без суда и тайно расстреляли польских офицеров и не требовать от них встречного покаяния за красноармейцев, расстрелянных, заморенных голодом и холодом в польских концлагерях в 1919-1920 годах. Однако у меня, как внука русского офицера, освобождавшего Польшу от фашистов и потерявшего там своих близких друзей, возникает один совершенно праведный вопрос: разве мы сотнями тысяч жизней, положенных ради спасения польской нации и польской культуры, стократно не искупили свою катынскую вину? Разве не кощунственно требовать от нас публичного покаяния, когда мы спасли от уничтожения их священный Краков? Случившееся - это индивидуальное и коллективное возмездие тем, кто забыл об исторической честности и благодарности, но, самое главное, - это указующий знак, из которого надо всем извлекать уроки, причем не только русским и полякам:
- за все несправедливости в этом справедливом мире приходится платить, причем страдают не только их непосредственные, но и косвенные виновники, и, по-видимому, нет абсолютно безвинных жертв. И коль скоро над порочными причинами прошлого, приводящими к трагическим последствиям сегодня, мы не властны; то не будем хотя бы плодить разрушительные причины в настоящем, дабы их ядовитые плоды не пожали потомки в будущем;
- нельзя превращать настоящее в орудие мести за прошлые - подлинные и мнимые - исторические обиды, равно как и прошлое недопустимо использовать для решения нынешних политических проблем;
- недопустимо нравственно судить своих и чужих предков. Мы должны быть им благодарны за сохранение жизни и культуры на Земле. Ответственное историческое сознание требует посильного понимания и объяснения исторических событий с обязательным извлечением личных моральных уроков. По самой высокой нравственной мерке нужно судить самих себя и не потворствовать в настоящем тому, что тебе не нравится в истории. Сегодня все клеймят сталинизм и рабское тоталитарное сознание, но чьи портреты висят в чиновничьих кабинетах по всей России?;
- в истории взаимоотношений между народами ничего не следует скрывать и забывать, как бы это ни ущемляло национального самолюбия. Но сознательный упор должен быть сделан на то, что взаимно сближало и вдохновляло, а не разъединяло народы. Разве в нашей совместной истории с поляками не было героической битвы при Грюнвальде в 1410 году, когда мы вместе отразили нашествие на славянские земли тевтонского ордена? Разве не было искренней человеческой симпатии и взаимного творческого восхищения у двух гениев наших национальных культур - Мицкевича и Пушкина? Они оказались способными переступить через ложную национальную гордыню, почему же этого не можем сделать мы? Разве не отогревали и не давали приют сосланным полякам мои земляки в Алтайском крае? О щедрости сибирской русской души не раз рассказывал тот же Войцех Ярузельский. Но разве воины Войска польского не положили свои жизни за освобождение нашей русской земли от фашистских оккупантов и не заслужили от нас вечной благодарной памяти?
В сущности, крушение польского самолета близ Смоленска должно напомнить всем враждующим и испытывающим взаимное недоверие народам о спасительной истине, когда-то высказанной русским философом С.Л. Франком. Он писал: «В ужасающей бойне, хаосе и бесчеловечности, царящих ныне в мире, победит в конечном счете тот, кто первым начнет прощать». А ведь это была бы победа, где нет проигравших.

Знак 3. Катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС
Я, естественно, не собираюсь входить в технические причины этой ужасной катастрофы. Ими должны заниматься честные и независимые профессионалы. Моя задача совсем в другом. Саяно-Шушенская ГЭС была едва ли не последним советским гигантским энергетическим проектом, разрекламированным как чудо инженерно-технической мысли. Ради ее огромных потенциальных мегаватт были уничтожены тысячи культурных памятников и наскальных рисунков разных эпох, расположенных в долине Енисея; нарушен гидрологический режим реки, повреждена вся экосистема региона. Строители и конструкторы, как всегда, убеждали народ в абсолютной безопасности станции, в том, что все просчитано, продумано и находится под контролем. И что в итоге? Техногенная катастрофа с огромным количеством погибших, с весьма туманными перспективами возобновления работы станции, с сумасшедшими затратами на ее ремонт и, самое главное, непредсказуемым характером поведения реки, на которую набросили бетонную удавку. В результате нынешней суровой зимой возникла реальная угроза прорыва плотины, и пришлось спешно пробивать отводные каналы для отвода паводковых вод. Не слишком ли высокая плата за технократическое самомнение, за корыстолюбие ее владельцев, за бездумное и безответственное вторжение в естественные экосистемы, обладающие, как сегодня выясняется, ценностью гораздо более высокой, чем все техногенные объекты, построенные на них?
Разве все это - не зримый предупреждающий знак для Русгидро и всего нашего правительства, которые с упорством, достойным лучшего применения, собираются сегодня возводить огромные Эвенкийскую и Богучанскую ГЭС, несколько раз предпринимали попытки вернуться к проекту Катунской (ныне Алтайской) ГЭС? Мало того, что в этом видится стойкое желание окончательно закрепить статус Сибири как колонии, но проглядывает абсолютная экологическая и культурная безответственность бизнеса и власти, которые ради барышей готовы пожертвовать нашими стратегическими сибирскими природными и рекреационными ресурсами. Катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС, на мой взгляд, совершенно недвусмысленно и знаково свидетельствует:
- нет сложных технических систем абсолютно безопасных, особенно если они связаны с механическим вторжением в сложные и хрупкие экосистемы. Перекрытие плотинами рек, особенно крупных, - это всегда потенциальная экологическая и социокультурная катастрофа, если вспомнить не только несчастный Енисей, но те же Волгу и Обь. Реки - это ведь не только энергоресурсы, но и вода для бытового потребления, и обиталище многих видов птиц и рыб, и место отдыха для миллионов граждан. Та же популяция пресноводных рыб в мире вдвое сократилась за последние четверть века. Реки - это еще и важнейшая часть культурного ландшафта России, вдоль которых расселялись наши предки, строили на высоких берегах городища и храмы. Реки синевой своих вод вдохновляли творчество сотен художников, композиторов и поэтов. Но ведь русские реки - это в буквальном смысле слова становые жилы нашего евразийского пространства. Они вместе с током вод переносят и огромное количество информации, которая может быть созидательной, но может быть и разрушительной. К анализу этой их функции только-только подступается современная наука. Те же алтайцы и русские староверы были убеждены, что воды Катуни несут талые воды с ледников, благие для человеческих тел и душ. Вихревые воздушные кольца, прокатывающиеся вдоль всего русла этой священной алтайской реки, физически ощущаются сотнями людей как очищающие и врачующие их организм. Разве все это можно измерить в мегаваттах и рублях, и разве за отказ от истинного и вечного ради суетного и ложного не справедливо следует кара?
- ставка сегодня должна быть сделана не на эскалацию энергетической гигантомании - технологического реликта ХХ века, а на комплексное развитие технологий нетрадиционной энергетики и энергосбережения. Это должно стать государственным приоритетом в области высоких технологий. Вместо сумасшедших денег, отданных на весьма сомнительные нанотехнологии, которые по старой привычке проест А.Чубайс, лучше бы создали в Сибири на базе Новосибирского Академгородка всероссийский инновационный центр по разработке и внедрению объектов нетрадиционной энергетики с соответствующим льготным законодательством. Это ведь национальный позор, что в сфере использования энергии малых водных потоков, солнца, ветра, биогаза мы находимся едва ли не позади планеты всей. В том же Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая, граничащем с Республикой Алтай, нетрадиционная энергетика - самая динамично развивающаяся инновационная отрасль, гордость всех китайских технопарков. Она, по свидетельствам самих китайцев, экономически рентабельна и предельно наукоемка, способствует самому эффективному сращиванию науки и образования с бизнесом, повышает общую культуру и экологическую ответственность бытовых и промышленных потребителей, исключает разворовывание государственных средств в ходе крупных земляных и прочих работ.
Словом, Саяно-Шушенская ГЭС - знак того, чего нельзя делать с природой и в каком направлении должна позитивно эволюционировать созданная нами техносфера. Она - призвана служить гармоничному воспроизводству природных и социальных условий бытия, а также интересам всестороннего развития самого человека.

Знак 4. Землетрясение на Гаити
Масштабы катастрофы на Гаити, случившейся после январского землетрясения, с трудом укладываются в голове: свыше 230 тысяч погибших и полностью разрушенная инфраструктура страны. Люди, и без того бедные, в одно мгновение лишились и того малого, что имели. При этом поразили три вещи:
- бессилие современной науки предсказывать подобные землетрясения с высокой степенью вероятности;
- неспособность развитых стран рационально организовать оказание гуманитарной помощи даже маленькой стране, подвергшейся тотальному разрушению;
- «дар» современного «информационного» общества забывать о страшных человеческих трагедиях уже через несколько недель. Так быстро забывает о боли собачка, захваченная новым внешним стимулом.
При этом попробуйте представить, уважаемый читатель, что бы творилось в нашем мире, если бы одновременно в разных концах Земли случилось «три Гаити» или, не дай Бог, подобное землетрясение произошло бы в сытых Европе или США. Гаитяне - те хоть привыкли довольствоваться малым, но вот что будет с привыкшими к теплым туалетам и ежедневному душу жителями «цивилизованных государств»? В чем они обретут новый смысл своего существования? Насколько быстро хваленый цивилизованный и толерантный западный человек превращается в двуногого зверя - свидетельствуют события в Новом Орлеане, когда его затопило. Кстати, нормальная жизнь в этом злосчастном городе полностью не восстановлена до сих пор.
А ведь налицо общая дестабилизация земного климата и нарастающее от года к году число природных и техногенных катастроф во всех частях Земли. В этом плане Гаити - разве не предупреждающий знак того, что трагедия может воспроизвестись в гораздо больших масштабах, и разве не повод, чтобы вновь серьезно задуматься на старыми вопросами:
- ради чего живет человек на Земле: ради славы, власти, комфорта и удовольствий или ради совершенствования и творчества - в мире с другими людьми и с природными стихиями?
- не являются ли природные катастрофы таких масштабов вовсе не случайностью, а возмездием за наши дурные деяния, порочные помыслы и сугубо плотские жизненные устремления, и не служит ли созданная нами агрессивная и бездушная мировая информационная среда активным источником природных и техногенных катастроф?
- мы существуем на тоненькой плотной пленочке толщиной в несколько десятков километров, а под ногами у нас кипит смертоносная магма и пульсирует ядро Земли, о законах жизни которых ученые только догадываются, а обыватели даже не задумываются. Но не провоцируем ли мы сами ситуацию глобального природного апокалипсиса, когда катастрофы, подобные гаитянской, станут происходить повсюду и непрерывной чередой, ведь объективная статистика увеличения частоты и силы природных аномалий за последние полвека свидетельствует именно об этом?
Я не собираюсь давать здесь ответы на эти вопросы. Они сложны и заслуживают обстоятельного обсуждения и, самое главное, конкретных научных экспериментов. Другое дело, что непосредственное воздействие наших мыслей на окружающие природные формы (те же растения и воду) - это сегодня безусловный научный факт, имеющий многочисленные экспериментальные подтверждения. Главная задача теперь заключается в том, чтобы экспериментально обнаружить и теоретически осмыслить ту незримую реальность Космоса, которая переносит и аккумулирует эти психические воздействия. Не случайно, по-видимому, в наиболее глубоких научно-философских и религиозных концепциях XIX-XX веков высказывается гипотеза о существовании психической энергии, лежащей в фундаменте эволюции нашей Вселенной и неразрывно связанной с человеком. Научное признание, познание и практическое освоение этой энергии является, возможно, одной из насущнейших задач нынешнего исторического момента. Здесь же, не исключено, откроются и принципиально иные горизонты для эволюции нашей техносферы, призванной безусловно хранить потенциал нашей биосферы и, одновременно, существенно расширять наши творческие возможности. Но мы от понимания сущности этой энергии и ее практического использования пока, увы, весьма далеки. Здесь я перехожу еще к одному знаковому событию весны 2010 года.

Иванов А.В., д.ф.н., зав. кафедрой философии Алтайского государственного аграрного университета, г. Барнаул .
 
Категория: Русская Мысль. Современность | Добавил: rys-arhipelag (26.04.2010)
Просмотров: 813 | Рейтинг: 5.0/1