Антология Русской Мысли [533] |
Собор [345] |
Документы [12] |
Русская Мысль. Современность [783] |
Страницы истории [358] |
Великая опера Бородина «Князь Игорь» - этапное произведение русской классической музыки. Но очень немногие знают: писалась она в самом неподходящем, казалось бы, месте – во флигеле больницы. Но не оттого Бородин писал там оперу, что был крупным медиком-химиком, и больничная обстановка для него привычна и не тяготила. Нет, просто эта больница была необыкновенная. Она сама являлась выдающимся произведением искусства. И поэтому там так чудесно работалось. Это бывшая Голицынская больница, что на Воробьёвых горах близ Нескучного сада. Она давно входит в знаменитую Первую градскую как её составная часть. Но именно Голицынская больница когда-то первой была выстроена здесь. Её история уходит к тысяча семьсот девяносто третьему году. В Вене скончался наш посол в Австро-Венгрии, князь Дмитрий Михайлович Голицын. Он оставил завещание – построить в его память бесплатную больницу для неимущих людей всех званий и сословий. На это, по его слову, «учреждение Богу угодного и людям полезного» заведения им было выделено девятьсот двадцать тысяч рублей. Его волю взялся исполнить двоюродный брат, бывший вице-канцлер Екатерины Второй, попечитель Воспитательного дома Александр Михайлович Голицын. Он купил у Строгановых участок земли среди дворцов и дач над Москвой-рекой, в этом излюбленном места отдыха знати. Затем князь Александр обратился к великому зодчему Матвею Казакову. Казаков разработал план больницы в стиле классической усадьбы. Здание – с фасадом дворцового типа. Центр его составила церковь-ротонда с двумя ордерами колонн: ионических и коринфских. Перед фасадом и за больницей разбили парк с редкими породами деревьев. Парк переходил в сад, который тянулся вниз до самого берега. С его высоты к реке Москве спускалась широкая мраморная лестница. По бокам её террасами, художественной разбивкой, располагались клумбы с цветами и лекарственными травами, оранжереи, беседки. Две беседки замыкали парк и всю усадьбу у самой воды. Открытие больницы состоялось двадцать второго июля тысяча восемьсот второго года в день именин императрицы Марии Фёдоровны, выдающейся в нашей истории покровительницы дел милосердия и благотворительности. Поначалу мест в больнице было пятьдесят, что по тем временам считалось очень внушительным. И уже скоро число кроватей увеличилось вдвое и дальше неуклонно росло. Также развивались клинические направления, множились отделения: хирургия, акушерство и гинекология, глазное и, разумеется - терапия. При больнице впервые стала обслуживать приходящих пациентов амбулатория, прообраз современной поликлиники. Через год после открытия больницы Александр Михайлович Голицын организовал здесь же богадельню на сто человек. Чуть позже им была открыта фельдшерская школа для детей крепостных, работавших при больнице. В эту школу стали принимать сирот из Воспитательного дома, что на Солянке, и она стала общегородской по своему статусу. Здесь готовился медперсонал среднего звена для всех московских учреждений. А сколько сирот-детей получили профессию, образование, были спасены для общества! Все Голицыны из ветви Михайловичей принимали заботу об этой больнице как своё дорогое дело жизни. На её обеспечение, помимо семисот тысяч рублей, положенных в банк ещё Дмитрием Михайловичем, шёл годовой доход также от двух родовых имений. В эту больницу и богадельню бесплатно принимались на лечение и обеспечение все бедные люди без исключения: и российские подданные, и иностранцы. Затем Голицыны перенесли в главный корпус принадлежавшее им собрание картин русских и зарубежных мастеров. Позже для него выстроят двухэтажное здание. Это собрание станет первой в стране бесплатной публичной галереей. В ней экспонировалось четыреста семьдесят семь работ. Основу коллекции составили картины, купленные когда-то Дмитрием Михайловичем в революционной Франции, когда произведения искусства массово гибли. Фактически, он спасал их. Прах основателя больницы Дмитрия Михайловича захоронили в склепе больничного храма. Над ним установили надгробие, произведение высокого искусства: мраморная скульптурная группа, состоящая из аллегорических фигур Веры и Щедрости. Исполнил его скульптор Гордеев. В центре был установлен бюст Голицына работы венских мастеров. В тысяча восемьсот четырнадцатом году для знакомства с удивительной больницей приезжал Гаврила Романович Державин. Отстояв службу в храме, он поклонился надгробию князя Дмитрия Михайловича. И произнёс дословно: «Таких благодетелей и в мраморе надо почитать и им поклоняться». Со временем из этого сочетания высокого искусства, дел милосердия и практической медицины в больнице сложилась традиционная атмосфера: тишина и покой, уважительное обращение, сострадание, бескорыстное служение ближним. Вот отчего так хорошо работалось здесь Бородину. В свои частые наезды в Москву он останавливался именно здесь, у своего тестя, который служил врачом. И жил, работал над своим великим драматическим произведением подолгу. Увы, советская власть уничтожила уникальнейший больнично-художественный комплекс. Картины разворовали и распродали за бесценок заграницу ещё в восемнадцатом году. До лестницы, клумб, оранжерей и парка дела никому не было. Всё разрушалось, вырождалось. Храм закрыли, исковеркали. Скульптурной группе повезло больше – её переместили в родовой храм-усыпальницу князей Голицыных Донского монастыря. К счастью, мы и сегодня можем видеть её. Но здесь она, конечно, теряет в своей выразительности по сравнению с родным своим местом. А память о человеке, которому она посвящена, и о начатом им великом деле, подхваченном его потомками, незаслуженно, обидно выветривается. Сегодня Голицынский корпус Первой градской обслуживает нужды Патриархии, является её стационаром. При нём действует училище сестёр милосердия. Службы в храме восстановлены. И всё же, Голицынская больница давно потеряла ту самостоятельную жизнь, для которой она задумывалась и какою жила когда-то. Но именно она положила начало всему этому знаменитому сегодня медицинскому комплексу-району у Воробьёвых гор. | |
| |
Просмотров: 963 | |