Антология Русской Мысли [533] |
Собор [345] |
Документы [12] |
Русская Мысль. Современность [783] |
Страницы истории [358] |
Московская шатровая церковь Воскресения Христова, что в Сокольниках – один из немногих образцов нового храмового зодчества. Она стоит в ряду с такими памятниками, как церковь в Поленове, как собор Марфо-Мариинской обители. Они вобрали и по-своему оригинально выразили старинные приёмы, традиции русского храмоздания. Увы, этот стиль не успел окрепнуть, развернуться - он был оборван революцией. Но тем ценнее сохранившееся. Любимый москвичами Воскресенский храм создан в начале двадцатого века инициативой крупного церковного деятеля, председателя Строительного комитета Кедрова на основе проекта, победившего в конкурсе. Строили на средства, собранные по подписке. После этого протоиерей Иоанн Кедров стал долголетним его настоятелем. Поэтому, коренные москвичи прозвали храм «кедровским». В тридцатые разрушительные годы прошлого столетия он уцелел почти чудом. Ему пришлось вынести тяжелейшую осаду. Власти Сокольнического района отличались яростным богоборчеством и поставили задачу непременно уничтожить все церкви округи. Воскресенскую же, стоящую на видном и людном месте у самого парка, этого центра пролетарских гуляний – в первую очередь. Но сделать это оказалось неожиданно трудно. В те времена местный приход был очень многолюдный - здесь объединились четыре общины уже уничтоженных московских храмов. Сюда же перенесли их святыни. Вокруг этих святынь и объединились верующие. Натиск безбожников начался с конца двадцать девятого года. В ночь под Рождество районный совет организовал собрание коллектива соседней психиатрической больницы. Действо получилось шумное. Санитарки и медбратья изощрялись в богохульстве. Все эти материалы были в своё время опубликованы в московском историко-краеведческом журнале и взяты оттуда. Вот выдержка из протокола того собрания под лозунгом «Религия – тормоз пятилетки»: «В условиях классовой борьбы при бурном росте промышленности СССР…с религией должна быть проведена упорная борьба. Рабочий класс, победивший буржуазию, не нуждается ни в каком Боге; объединением с наукой мы сбросим цепи рабства религии как ненужный хлам в дни так называемого Рождества». И в заключение больничные надзиратели «жёлтого дома» потребовали отдать им здание церкви под клуб. Резолюцию отправили в Моссовет. Но вопреки гневу медбратьев и сестёр храм устоял, и службы служились по-прежнему. Вскоре сюда перенесли Иверскую икону Божьей Матери из часовни снесённых Воскресенских ворот у Красной площади. Благая Вратарница и сегодня здесь. Это та самая икона-список, что была исполнена афонскими монахами ещё в семнадцатом веке по заказу патриарха Никона. И образ этот сплотил прихожан ещё прочнее. Пугаться, отрекаться от храма и веры никто не думал. Тогда в борьбу включились рабочие сталинских мастерских и паровозные бригады. Их резолюция: «Требовать от правительства самых суровых мер наказания… контрреволюционной деятельности попов и сектантов в их вредительской работе на транспорте, заводах, фабриках и других предприятиях и общественных местах, а также в сельском хозяйстве. Требовать скорейшего выполнения Моссоветом внесённого в наказ предложения о закрытии церквей…с превращением очагов дурмана в очаги культуры… Предметы религиозного обихода передать на тракторную колонну «Безбожник». Да здравствует союз воинствующих безбожников! Да здравствует ВКП (б)! Да здравствует мировая Октябрьская революция»! Но этими грозными обличениями в контрреволюции запугать прихожан также не удалось. Они по-прежнему стекались под шатёр церкви, и службы всё служились. Возмущённые бездействием Моссовета районные власти ввели в битву с «дурманом» свежие силы: учеников соседней школы, сотрудников исправительно-трудового дома, коллективы «сладкой» кондитерской фабрики Бабаева, и «мягкой» ватной фабрики. Их поддержали фабрика макаронная и «Буревестник», а также примкнувшие к ним инвалиды дома имени Радищева. В результате Сокольнический райсовет собрал стопу из двадцати шести резолюций. Его поддержали административный отдел Моссовета и отдел науки Наркомата просвещения СССР. Учёные люди при комиссариате заявили, что здание никакого архитектурного интереса не представляет. Словом, снесут - невелика потеря. Но храм и после этого устоял. Моссовет отмалчивался. И службы служились по-прежнему. Тогда подтянули в борьбу уже самые главные силы. Районное собрание домашних хозяек грозно заявило: «Означенная церковь расположена рядом с парком культуры и отдыха, где проводится массовая просветительская работа, и наличие рассадников религиозного дурмана ни в коей мере не может быть терпимо». Потребовали отдать здание под их клуб. Домохозяек поддержали своим главным калибром бойцы и командиры коммунистического полка. И тоже захотели получить здание - уже под районный клуб Красной армии и бывших красных партизан. В ответ подали в Моссовет свою жалобу и верующие. И вновь храм устоял вопреки всему. И служились службы по-прежнему. Удивительно, как в те злые годы вся ярость масс раз за разом разбивалась об эти белые стены храма... Но отчего же городская власть шла навстречу именно «контрреволюционному сектантскому элементу», а не преданным революции безбожным гражданам? Дело в том, что общее положение в стране было очень накалённое. Шла коллективизация, бунты и восстания крестьян, массовые репрессии, борьба политических кланов в ЦК. Единая Российская Поместная Церковь распалась. Около двух третей иерархов, клира, монахов и мирян выступили против узурпации церковной власти митрополитом Сергием Страгородским. Миллионы православных отвергли декларацию церковной группы Сергия о гражданском сотрудничестве с большевиками, преданными анафеме последним каноничным Патриархом Тихоном, об общих с советской властью в СССР «радостях и бедах». Наряду с Зарубежной Церковью, была создана катакомбная. Силы ОГПУ-НКВД и «Сергиевской» группы брошены на выявление и подавление многочисленных катакомбных общин. ВЦИК и, в частности, его председатель Калинин пытались в меру сил и возможностей сдерживать крайности антирелигиозной кампании, сглаживать их последствия. И кое-что иногда удавалось. Но, несмотря ни на что, безбожники не отступали и лишь наращивали обороты. Так было и с Воскресенской церковью. И вот в конце тридцать второго года президиум Моссовета всё же сдаётся и решается её закрыть. Передаёт участок и здание под снос научно-исследовательскому институту водоснабжения для строительства нового корпуса. Казалось бы, участь храма решена, и уже приступили к проектированию. И вдруг через полгода Моссовет отменяет своё решение. Причина всё та же: «указанная церковь обслуживает несколько общин закрытых окрестных церквей». Надо отметить, что волнение верующих в крупных городах властям было именно в тот момент совсем ни к чему – шёл самый разгар голодомора. Его спровоцировало массовое изъятие хлеба у крестьян. По всей сельщине – миллионы трупов. Итак, этот отказ городских властей Сокольническому райсовету был уже пятым по счёту. А борьба длилась четвёртый год. Но безбожники всё же укусили - вынудили отдать под овощехранилище полуподвалы церкви - всю крипту, где по традиции хоронят священнослужителей и подвижников благочестия. На этом сплошная осада храма Воскресения Христова окончилась. Община, состоящая из таких же точно домохозяек, рабочих, интеллигенции, что и шельмовавшие их безбожники, устояла вопреки всему ходу событий. Она устояла без поддержки церковноначалия. По крайней мере, документов о такой поддержке пока не обнародовано. Зато известно, что начальство спасало тогда от властей соседнюю Покровскую церковь на Нижней Красносельской улице, где находилась их ризница. И не спасло её даже ценой предложения снести алтарь. Церковь закрыли, ризницу конфисковали. Также, устояла община и без поддержки научных работников, искусствоведов и архитекторов, обслуживавших власть. Те, наоборот, приговорили её своим заключением и оценками: ведь, никогда здание храма даже не стояло на учёте, как оригинальный памятник современной архитектуры. Итак, верующие устояли только одной своей сплочённостью, молитвами перед тёмной от времени Иверской иконой Божьей Матери и сознанием своей правоты. Воскресенский «кедровский» храм – один из очень и очень немногих по всей стране, где службы никогда не прекращались во все годы. Сегодня церковь Воскресения Христова превратилась уже не только в памятник стойкости православного народа, но и в архитектурный памятник. В наши дни широкого церковного строительства снова стоят задачи развития традиций в архитектуре. И Воскресенский храм являет собой как раз то самое последнее звено, на котором случился когда-то обрыв цепи преемственности. И его формы, его решения и приёмы ещё скажут своё слово в будущем. Так на наших глазах разворачивается ценность того, что не смогли, не успели или не захотели оценить по достоинству прежде. | |
| |
Просмотров: 496 | |