Антология Русской Мысли [533] |
Собор [345] |
Документы [12] |
Русская Мысль. Современность [783] |
Страницы истории [358] |
3. Во поле берёзкам не стояти...
Встречаясь с крестьянами, каждый раз испытываю чувство вины перед ними: у многих пожилых механизаторов — сутулые спины и измождённые ли¬ца (потрясись-ка от зари до зари на тракторе!), у доярок — скрюченные от хо¬лодной воды руки и усталые от недосыпания глаза. Почему-то все техничес¬кие новшества по облегчению труда земледельцев и животноводов приходят к нам с Запада. ¬ России об этом мало заботы. Смертность на селе выше, не¬жели в городе. ¬ последние годы здесь закрыты тысячи больниц и фельдшер¬ских пунктов, школ, детских садов, почтовых отделений. Можно представить себе, что на душе у крестьян... Насмотревшись на мытарства родителей, де¬ревенские парни и девчонки без всяких раздумий покидают родные гнёзда. — Не чаял, как выбраться из деревни: безденежье, нищета, уныние. Пав-лючи — в ста шестидесяти километрах от Брянска. Не сказать, чтобы глушь — мимо проходит автотрасса на Гомель, — но жизнь в крестьянских избах еле теп¬лится. Работы нет, хотя местный колхоз ещё что-то сеет, убирает. Было много скота, осталась маленькая ферма. Разве с две сотни коров наберётся. Техника изношена. Работают в основном старики. Молодёжь разбежалась. А чего вы¬жидать? Зарплату не выдают, записывают, как раньше, трудодни. По осени сунут мешок-другой зерна, картошки, и будь доволен. Как-то выдали к празд¬нику по тысяче рублей — целое событие! Народ держится за счёт личных подво¬рий. Продадут на рынке поросёнка, молоко, творог, сметану — тем и живут. У нас класс был сильный, учились хорошо. Сам я окончил техникум, собирался в институт, но где взять денег на учёбу? Пришлось отправляться на заработки. ¬се наши деревенские парни и девчонки в Москве, устроились кто охранником, кто дворником, кто продавцом. Снимаем жильё. Заработанное, считай, про¬едаем. Ну, год, два, три пошабашим, а дальше-то что? Перспективы никакой. У меня жена, маленький ребёнок. Надо куда-то прибиваться... С Сергеем Лихомановым я познакомился в дачном посёлке. Подрядился поставить забор на соседней усадьбе. Разговорились. Ему и тридцати нет, но уже разочарован в жизни: помыкайся-ка по чужим углам... ¬роде парень тол¬ковый, компьютер освоил, но приходится гвозди забивать. Сколько таких кре¬стьянских детей кружит по России? Словно одуванчики, тронутые лихим вет¬ром, уповают лишь на Божье милосердие. ¬ечером по телевизору показывали футбольный матч из Монако за Супер¬кубок Евролиги. Играли команды питерского "Зенита" и английского "Манчес¬тера". Комментатор с восторгом сообщал, что стадион забит российскими болельщиками: приехало аж десять тысяч — намного больше, чем англичан. Операторы часто останавливали камеры на трибунах, выхватывая лица неис¬товствующих фанатов. Надо сказать — толпа была ещё та... Заплатили нема¬лые деньжищи, чтобы добраться до Монако, втридорога покупали билеты на стадион, опустошили все пивные бары. Что это за люди? Труженики полей и ферм? Инженеры и профессора? Откуда у них доходы? Таких, как Сергей Лихо-манов, думаю, здесь не было. Питерская команда выиграла. Боже мой, какие разгорелись страсти! По улицам Москвы, Санкт-Петербурга, других городов до утра раскатывали машины с национальными флагами, в новостях без умол¬ку талдычили про феноменальный успех, небо озаряли фейерверки. У меня же не выходил из головы разговор с брянским пареньком-скитальцем. Что проис¬ходит с нами? Почему одни купаются в роскоши, другие пребывают в беспро¬светной нищете? Каждый год кончают жизнь самоубийством 50 тысяч человек! Это население крупного районного центра. Но не замечаем чужой боли... ¬от и церквей и монастырей восстановили порядочно, а народ всё равно в растерянности: не знают, кому верить. Знакомая рассказывала: "Пришла в храм на исповедь. К священнику — толпа. Дождалась своей очереди. ¬ыкла¬дываю грехи, плачу. А батюшка торопит, дескать, давай побыстрей — вон сколько ещё исповедников! Словно оборвалось что-то в груди..." Поинтересовалась: есть ли у меня духовник? Что ей было ответить? Много сомнений, но не теряю веры в хорошее. Поведал о священнике отце Андрее из церкви Рождества Пресвятой Богородицы, что в древнем селе Руднево Наро-Фоминского района. ¬ XVI веке это была вотчина князей Барятинских. После войны — в 50-м году — храм взорвали. Как рассказывали местные жители, председатель колхоза Мария Егоровна Белова вздумала кирпич с церкви раз¬дробить и пустить на отсыпку дороги. ¬ момент положили храм в овраг. 154 Однако из затеи ничего не вышло: кирпич не поддавался... Бросили руины и убрались. О бывшем храме напоминали лишь семь исполинских вязов, кото¬рым не по пять ли веков? А вскоре председательша попала в автомобильную аварию и погибла. Долго потом судачил народ: "¬идать, Господь не попустил надругательства над святыней..." Нашлись подвижники (ветераны спецподразделения "¬ымпел") и восста¬новили церковь. Но прихожан негусто. Разве в Пасху съезжается люд из со¬седних деревень. Обычно на службе с десяток самых истовых старушек. Отцу Андрею — чуть больше сорока. У них с матушкой Юлией шестеро детей. Жи¬вут в здании бывшей приходской школы. Как-то пригласили в гости. ¬сё очень скромно. Кругом развешана ребячья одежонка. За чаем с медком по¬текла неторопливая беседа. — Мне ведь первую дочку Машу доктора запрещали рожать, — разоткровен¬ничалась матушка Юлия. — Ребёнок лежал в утробе поперёк, при родах могли быть осложнения. Жили тогда в Сергиевом Посаде. Конечно, приуныла... А отец Андрей и говорит: "Пойдём-ка в Лавру на братский молебен, приложим¬ся к мощам преподобного Сергия Радонежского. Авось всё обойдётся..." Так и сделали. И вот чувствую: внутри какой-то толчок, вроде плод повернулся. Сразу полегчало. На другой день пришла в женскую консультацию. ¬рач осмо¬трела и говорит: "А вы знаете — у вас всё в порядке... Наверное, физические упражнения делали?" Промолчала, чтобы не сглазить. Слава Господу, дочка появилась на свет здоровенькой. И с рождением второго ребёнка — сына Ми¬ши — были трудности. Грудь воспалилась от мастита. ¬ больнице говорят: "На¬до резать..." Я — в ужасе: "Как же дитя будет без молока?" Опять пошла на по¬клон к святому Сергию. ¬ храме одна женщина посоветовала: "Капни в мазь ¬ишневского пять капель водки и приложи на марле к груди. ¬сё пройдёт..." И точно. Через четыре дня краснота спала, мастит рассосался. А если бы по¬слушалась врачей? Третьи роды оказались чуть ли не роковыми: потеряла мно¬го крови. Сынок Максим достался тяжко. Тут уж в роддоме категорически заявили: "Больше не смей рисковать..." А я после этого ещё троих родила: На¬стю, Аню и Серёжу. ¬идать, такова воля Божья! До того, как приехать в Руд-нево, где только не пришлось пожить... Оба из деревни. Кто даст квартиру? Два года училась в МИИТе. Бросила. Переехали в Коломну. Поселились при Голутвинском монастыре в стареньком домике. Крыша течёт, пол — гнилой, из всех щелей дует. На ремонт денег нет. Полтора года терпели, пока печь не завалилась. Чуть ребёнка не придавила — лежал в люльке у стенки. Стали думать: куда дальше податься, где найти приют? Отцу Андрею предложили работу в Наро-Фоминском благочинии. Согласились. Снова — чужой дом. ¬здохнули с облегчением, лишь когда попали в Руднево... — Но ведь здесь нет школы, — вырвалось у меня. — ¬ожу ребят в православную гимназию, что в Краснознаменске, — всту¬пил в разговор батюшка. — Далековато — двадцать пять вёрст. Можно было бы устроить и поближе, но как-то наведался в школу соседнего посёлка и ото¬ропел: учительница в перемену расставила детей попарно — рука в руку — и включила "ламбаду". Танцуйте! Как увидел кривляние детишек — повернулся и ушёл. Чему хорошему научат такие наставники? Плохое, оно впитывается быстрёхонько. Не успеют родители оглянуться, а с мальцом уже и сладу нет. ¬ православной гимназии особо не побалуешь, спрос построже... — Прямо-таки детский сад у вас, — вновь повернулся я к матушке Юлии. — Как только успеваете кормить, обстирывать такую ораву? — Куда деваться? Раньше в крестьянских семьях детей бывало и поболь¬ше, но ведь не унывали? Конечно, трудно. Мне не у кого было спросить сове¬та, до всего доходила сама. Сейчас уже старшие помогают. ¬сё полегче... Нынешним летом отец Андрей взялся за постройку своего дома. Дети подрастают, надо думать об их будущем. Долго добивались в сельсовете зем¬ли под участок. ¬ыделили только пятнадцать соток. — Просил тридцать, но отказали, — сокрушался отец Андрей. — Хотелось бы и сад разбить, и огород распахать. А где? Толкуют про какие-то земель¬ ные торги... Богатым что? Купят. А вот как быть неимущим? Не укладывалось в голове: шестеро детей, и земли жалко... Сколько её заброшено! Где же забота государства? Чего стоят разговоры о повышении рождаемости? Почему у властей в России извечно какой-то патологический страх перед крепким крестьянином, крепкой семьёй, крепкой верой? Екате- 155 рина II за 38 лет своего правления раздарила фаворитам и любимчикам мил¬лионы десятин земли вместе с крестьянами. Нечто подобное происходит и сегодня. Разве только крепости на крестьянские души не узаконили? Но, по сути, народ в кабале у олигархов. Спросил отца Андрея: — А не боитесь повторения гонений на церковь? — Да разве ж мало было жертв? — вздохнул тяжко священник. Глаза его погрустнели, он весь как бы ушёл в себя. Когда на руках шес¬теро детей, поневоле призадумаешься. Как известно, до 1917 года в России было 77 тысяч церквей и 1200 мона¬стырей. ¬ каждом храме — настоятель, дьяк, дьячок. Сколько ж священников пострадало в 30-е годы? А членов их семей? Точной статистики на этот счёт нет. Исковерканы миллионы судеб. Настоятелем Рудневской церкви до рево¬люции был отец Алексей (Беляев). Имел пятерых детей. ¬ 1937 году его аре¬стовали и расстреляли. Такая же участь постигла и другого священника этого храма — отца Георгия (Архангельского). 14 октября того же года — на празд¬ник Покрова Пресвятой Богородицы он вместе со многими новомучениками за веру Христову был расстрелян на Бутовском полигоне. Только в 1936 году в Московской области закрыли 150 церквей. Религию пытались подменить ком¬мунистической моралью. Но ничего из этого не вышло... И вот сегодняшний день. Меньше жестокости? Жуть берёт. Особенно по¬ражает лицемерие интеллигентов-либералов. ¬ Кремль — очередь за награ¬дами. Но что-то уж слишком робки голоса протеста против лжи, коррупции, духовного обнищания. Бравурные отчёты министров об "успехах" в экономи¬ке, социальной сфере, культуре не стыкуются с тем, что мы видим каждый день. Где отечественные наукоёмкие технологии? Оборудование на заводах и фабриках — иностранных фирм. ¬ деревне — разор. Летаем на "боингах", ез¬дим на "мерседесах" и "тойотах", одеваемся в китайский и турецкий ширпо¬треб (загубили своё льноводство), едим заокеанские гамбургеры. Пенсии стариков целиком уходят на оплату жилья. ¬оистину, куда ни кинь, вез¬де клин. ¬зялись за осуществление национальных проектов "Доступное жильё", "Развитие АПК", "Улучшение медицинского обслуживания", "Совершенство¬вание образования". Ну и что? Цена квадратного метра жилой площади в сто¬лице взлетела с одной тысячи долларов до шести тысяч. Импорт продоволь¬ствия по-прежнему пугает своими темпами. ¬ поликлиниках — те же длинные очереди. "Реформа" образования обернулась безграмотностью огромного числа россиян. Кто-то из высоких чиновников повинился? Ну ещё чего... Москва, по сути, задыхается. Движение в городе парализовано автомо¬бильными пробками. ¬ чём причины создавшейся ситуации? Говорят, вырос парк машин, никудышные дороги и развязки, высокая аварийность. Но мол¬чат о главном: в столице сосредоточено 80 процентов всех денег. Потому-то и рвутся сюда, создают всё новые и новые фирмы, скупают недвижимость. Кое-кто делает на этом баснословные капиталы. Отсюда и дороговизна, и коррупция, и высокий уровень преступности. Цены на земельные участки — просто запредельные! Фермер со своей продукцией не суйся! Полвека назад была предпринята попытка рассредоточить по стране ми¬нистерства, ведомства, научные учреждения. Создали совнархозы. Однако вскоре от идеи отказались. Чиновники победили. Иной раз думаю: откуда "наверху" столько бездарей, совершенно не знающих Россию? Целые отрас¬ли оставляют после себя в руинах, и хоть бы им что! Обман и надувательство — на каждом шагу. ¬ пору пресловутой привати¬зации народ "осчастливили" ваучерами. Помните слова Чубайса: "Каждый ваучер равноценен двум "¬олгам". Так вот лично я получил на семью четыре такие бумажки. Приобрёл на них двадцать акций РАО "Норильский никель". Казалось бы, одна из самых успешных компаний. Обещали солидные диви¬денды, но всё это оказалось блефом. Более того, проведя эмиссию, обесце¬нили акции. Естественно, акционеры, наподобие меня, пытались возражать, но не дали и рта раскрыть. На годовых отчётных собраниях выступали только управленцы. А недавно прислали странное письмо: в течение 49 дней необ¬ходимо подать заявление о продаже имеющихся на руках акций. ¬ ином слу¬чае деньги будут перечислены на депозит нотариуса в городе Дудинка Крас¬ноярского края. А там, мол, разбирайтесь... 156 Лихо? Цену за одну акцию установили просто смешную. Уверяют: всё по закону. Добавил бы: по волчьему закону. "Разве РАО "Норильский никель" перестанет существовать?" — поинтересовался у менеджера "Национальной регистрационной компании". "Нет, останется", — услышал в ответ. "А если я не согласен продавать акции на предложенных условиях?" — "Тогда пода¬вайте в арбитражный суд..." Нет уж, увольте! Знаем мы, чью сторону берут судьи в подобных спорах. Сколько раз уж обирали народ! То принудительными займами, то обесценива¬нием вкладов, то деноминацией. Если захотят — отберут и акции, и бизнес, и землю, и имущество... А тут ещё мировой финансовый кризис разразился: все эти акции теперь — труха. Стоит ли после этого удивляться всеобщей апатии? Дворник, с которым люблю беседовать "за жизнь" (родом из нижегород¬ской глубинки), как-то сказал мне: — Нам нужны в сельском хозяйстве такие люди, как Столыпин, а в про¬ мышленности — как фабрикант Морозов. Тогда, может быть, что-то и сдви¬ нется в экономике России... Разве он не прав? ¬спомнились слова Столыпина, произнесённые в Госу¬дарственной Думе 10 апреля 1907 года при обсуждении аграрного вопроса: "... Цель у правительства вполне определённая: правительство желает поднять крестьянское землевладение, оно желает видеть крестьянина богатым, доста¬точным, так как где достаток, там, конечно, и просвещение, там и настоящая свобода. Но для этого необходимо дать возможность способному, трудолюби¬вому крестьянину, то есть соли земли русской, освободиться от тех тисков, от тех теперешних условий жизни, в которых он в настоящее время находится..." XX век миновал, а тиски-то так и не разжаты... Не случайно Столыпин го¬ворил и о просвещении. У нас за плечами — великая культура, и было бы грешно не использовать её во благо Отечества. Почему же отворачиваемся от духовного наследия? ¬ моде — казино, рестораны, бордели... По телевизо¬ру — фильмы о насилии, разврате, роскоши... ¬ радиоэфире — идиотизм и похабщина. Люди устали от негатива, хотят чего-то светлого... Если государ¬ство останется глухо к голосу народа, то вряд ли произойдут какие-либо пе¬ремены к лучшему. Душа взыскует чистоты... Мир всё-таки держится на добрых делах. Убеждаюсь в этом снова и сно¬ва, колеся по просёлкам России. Нынче вот побывал в Липецкой области. ¬ряд ли кто из жителей древнего села Отскочное Краснинского района пред¬полагал, что их земляк ¬иктор Иванович Таранин станет депутатом Государст¬венной Думы Российской Федерации. После окончания восьмилетней школы парнишка уехал учиться — сначала в торговый техникум в Лебедянь, а потом в Московский институт народного хозяйства имени Плеханова. Жизнь закрутила: получив диплом о высшем образовании, устроился на работу в столице, же¬нился. Родились сын и дочь. Трудно было пробиваться в люди, но выдюжил. ¬озглавляя крупнейшее плодоовощное объединение "Красная Пресня", десять лет назад Таранин решился на смелый эксперимент: взял под свою опеку бывший совхоз "Большевик" Серпуховского района — ныне акционерное общество "Дашковка". Расчёт был таков: самим выращивать овощи и самим же их продавать. Никаких посредников! ¬ округе обанкротились десятки хо¬зяйств, а ЗАО "Дашковка" ежегодно производит свыше 30 тысяч тонн высо¬кокачественной витаминной продукции, работает прибыльно. ¬от так проявилась крестьянская смётка в Таранине! Несуетлив, немно¬гословен, без тени гордыни. Не забывает и о родной липецкой сторонке. ¬роде бы в Отскочном и двор-то пустой, и никого из большой крестьян¬ской семьи Тараниных тут уже нет, но всё равно тянет сюда. Дом их стоял на высоком берегу Дона, откуда хорошо просматривались синеющие дали: по¬ля, луга, леса. — Помню, в детстве выбежишь поутру во двор, и сердце зайдётся от ра¬ дости, — вспоминает ¬иктор Иванович. — Дон-батюшка в золотистых солнеч¬ ных бликах, по берегам изумрудные куртинки ракит, птицы заливаются на все голоса. Красотища! Жили своим хозяйством: держали корову, овец, гусей, кур. Распахивали огород. Родители с малых лет приобщали мальцов к труду. Каждому находилось дело по силам: картошку прополоть, в стайке убраться, скотину накормить. Особенно любили сенокосную пору: тут ребятишкам при¬ волье. Дышишь ароматом лугового разнотравья и не надышишься! Разве такое забудешь? ¬ообще в больших семьях как-то крепче держались друг 157 дружки, проявляли больше любви, уважения к старшим. Нас у отца и матери народилось семеро: ¬алентина, Михаил, Николай, Александр, Алексей, Ни¬на и я — последыш... Удивился, когда узнал, что Таранин построил небольшой домик на месте старой избы, огородил сеткой усадьбу. Нет-нет да и наведается на родное по¬дворье. Коренных жителей в Отскочном осталось негусто, а когда-то было свыше полутора тысяч человек. Четыре колхозные бригады. Для отделения куда как хорошо. Центральная усадьба располагалась в селе Дрезгалово. Там тоже рабочих рук с избытком. ¬от когда надо было проводить аграрную ре¬форму! Увы, ныне животноводческая ферма, что стояла на краю села, пуста: ни одной коровы. Работы нет. Молодёжь поразъехалась. Одни старики. Что подтолкнуло ¬иктора Ивановича к мысли поставить при въезде в От-скочное, на месте разрушенной церкви Архангела Михаила, крест, обрамлён¬ный каменной аркой? Память о предках, обживших эту землю? Или желание возродить село? Скорее, и то и другое. Затем взялся за благоустройство по¬госта. Расчистили заросли ивняка, отсыпали щебнем дорогу, вывезли мусор, огородили. А вскоре на краю кладбища появилась часовенка. Многие годы в селе пустовало здание начальной школы. Таранин заго¬релся идеей сделать в ней краеведческий музей. Отремонтировали помеще¬ние. Нашлись энтузиасты, которые понатащили массу старинных крестьян¬ских вещей: прялки, горшки, ухваты, мельничные жернова, косы, серпы, утюги, самовары, ткацкие станы, цепы, маслобойки, безмены, кружевные коклюшки, корыта и многое другое. Получилась чудесная экспозиция. Посе¬тителей хватает: и местные, и приезжие. Летом дачники из городов ребяти¬шек на волю привозят. Как же не побывать в музее? ¬ пяти километрах от Отскочного село Яблоново. ¬ здешней школе Тара¬нин учился в старших классах. Ходили пешком. Бывало — по сто ребятишек. ¬ один из приездов заглянул сюда, и сердце защемило: нужда, что называет¬ся, изо всех щелей. ¬ местном бюджете денег на ремонт нет. Помог привести помещение в порядок. Настелили свежие полы, заменили электропроводку, купили новую мебель, оборудовали компьютерный класс. Школа похорошела. Довольны и родители, и ребятишки. ¬иктор Иванович настолько тепло рассказывал мне о родном селе, что за¬хотелось побывать в нём. От Ельца до райцентра Красное — всего-то полсотни километров. Позво¬нил главе Яблоновской сельской администрации ¬иктору Ивановичу Бартене¬ву. День был субботний, и, на моё счастье, он смог выкроить время и при¬ехать за мной. Сам за рулём машины. Долго выбирались из Ельца. Городок живописнейший! Но дороги... Дороги разбиты до безобразия. ¬спомнил, у Пушкина в "Путешествии в Арзрум": "До Ельца дороги ужасны. Несколько раз коляска моя вязла в грязи, достойной грязи одесской. Мне случалось в сутки проехать не более пятидесяти вёрст. Наконец увидал я воронежские степи и свободно покатился по зелёной равнине..." Пожалуй, везде так: федеральные трассы худо-бедно латают, но стоит свернуть в тот или иной маленький городок — яма на яме... Бартенев оказался прекрасным собеседником. Агроном по образованию, он ещё и любитель старины, коллекционер. ¬ъехали в село Никольское. Сбо¬ку мелькнула церквушка. — Старинное поселение, — перехватил взгляд ¬иктор Иванович. — ¬ ле¬ тописи сказано: "Село Никольское основано в 1610 году. Рядом — Яблонова поляна и починок..." ¬ десяти вёрстах от Яблонова по реке Красивая Меча — село Тютчево, где хан Мамай разбил свой последний шатёр перед Куликов¬ ской битвой... Дальше село Талица, здесь стоял Талицкий острожек. Нынче будем отмечать 330 лет селу Красное. А в Отскочном особо почитают Русаль- скую икону Божией матери. Праздник приходится на следующее воскресенье после Троицы. По легенде, святыню обнаружили когда-то у источника, и с тех пор в этот день в селе народные гулянья. ¬еселятся и стар, и млад... Слушаю Бартенева, а сам посматриваю на поля обочь дороги: то карто¬фельные плантации, то посевы рапса, то озимые. Значит, живут хозяйства. — Что-то не видать коров, — говорю собеседнику. — Увы, стадо заметно поредело, — вздыхает ¬иктор Иванович. — Новые владельцы земли животноводство не жалуют: много возни. Упор — на зерно¬вые. ¬ Яблоново теперь ООО "¬авилово". Под зерновыми — тысяча восемь- 158 сот гектаров. ¬ прошлом году урожайность озимых составила свыше пяти¬десяти центнеров. А вот фермы ликвидировали. Было под две тысячи голов скота. Производили двести сорок тонн мяса, много молока. Ныне ни одной коровёнки. Считай, полсотни доярок и скотников не у дел. Жалко людей... И подумалось: маленький ручеёк никто не имеет по закону права пере¬крыть, а молочные реки — без проблем. Оставили детишек без "живого" мо¬лока, и как будто так и надо. Село Отскочное — в стороне от больших дорог. Место живописнейшее: холмы, низинки, куртинки лозин. Грейдер отсыпан гравием — не увязнешь, как раньше, в грязи. Спускаемся в Банный овраг. Щеглы, горлички, дроз¬ды... Сразу представил: каково ребятишкам было топать в школу за пять ки¬лометров. Однако ведь не роптали на судьбу! Жили будущим. ¬ музее встретили ¬ладислав ¬ладимирович Сапрыкин и ¬алентина Ива¬новна Бартенева. С гордостью показывали собранные экспонаты. На стендах много фотографий, документов, наград колхозников. ¬ книге отзывов — мас¬са благодарностей за подвижнический труд. ¬алентина Ивановна отработала 45 лет дояркой. Есть что рассказать. Кто жил в селе? Таранины, Пеньковы, Щетинины, Корнеевы, Быковы... Простые житейские судьбы, но за ними — сама история России. Рядом с музеем — памятник 150 солдатам-односельча¬нам, ушедшим на фронт. Доброе дело — пример для подрастающего поколения. Так считает ¬ик¬тор Иванович Таранин, зажигая в людях веру прежде всего в себя, собствен¬ные силы. ¬едь смогли же привести в порядок сельское кладбище. ¬ часо¬венке — иконы, подсвечники, лампадка. ¬сё по-божьи, всё по-человечески. Надо и другие проблемы решать. — Словно воскресли, — улыбается Анна Степановна Бартенева (тут мно¬ гие с такой фамилией). — На Пасху и в поминальные дни толпы со всей окру¬ ги... ¬идят хорошие перемены в селе и тянутся на малую родину... Рядом внучок Серёжа. Слушает и внимает. Кто знает, может, таким, как он, восстанавливать отчину прародину? Старожил села девяностолетний Георгий Игнатьевич Пеньков, говоря о семье Тараниных, заметил: — Крепкие хозяева. Особенно дед Карп Емельянович солиден был. По¬ мню, уполномоченные всё в колхоз подгоняли, пришли к Карпу: "Что у тебя из скота?" А он ухмыляется: "Кроме меня и кота, нету больше скота..." Отвя¬ зались. Мужики любили его за ум, смётку... ¬ народе говорят: "Каков корень — такова и поросль". Крестьянский сын ¬иктор Иванович Таранин не чувствует себя гостем в родном селе. ¬ернула его сюда память. ¬сё, что впитано с материнским молоком, — свято. Может, вспомнят о своих деревеньках и сотни тысяч других скитальцев — парней и девчат, взращённых землёй? Очень хотелось бы в это верить. ¬про¬чем, как и в то, что русские поля не будут зарастать берёзками. В октябре исполняется 60 лет Александру Николаевичу Арцибаше-ву — замечательному очеркисту, самобытному прозаику, знатоку и за¬щитнику русской деревни. Редакцию журнала связывает с Александром Николаевичем долгая и плодотворная творческая дружба. За многие годы он опубликовал на наших страницах десятки произведений. Сердечно поздравляем нашего автора со славным юбилеем. Желаем здоровья, крепости духа и дальнейших творческих свершений! Наш Современник | |
| |
Просмотров: 501 | |