Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Четверг, 21.11.2024, 23:45
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Светочи Земли Русской [131]
Государственные деятели [40]
Русское воинство [277]
Мыслители [100]
Учёные [84]
Люди искусства [184]
Деятели русского движения [72]
Император Александр Третий [8]
Мемориальная страница
Пётр Аркадьевич Столыпин [12]
Мемориальная страница
Николай Васильевич Гоголь [75]
Мемориальная страница
Фёдор Михайлович Достоевский [28]
Мемориальная страница
Дом Романовых [51]
Белый Крест [145]
Лица Белого Движения и эмиграции

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4123

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей


Александр Каплин. Защитник Православия: Андрей Николаевич Муравьев (1806-1874). Часть 3.

А.Н. Муравьев обладал тонким художественным вкусом. В его собрании находились такие замечательные произведения, как миниатюра XII в. «Апостол Павел» (ныне в Реклингхаузене), костяная икона «Богоматерь Одигитрия» X в. (ныне в Думбар-тон-Окс). Эти и другие иконы были собраны Андреем Николаевичем в храмах Палестины, Грузии, на Афоне, в Италии, Греции, Малой Азии, Болгарии, России. В коллекции находился фрагмент синайских святцев XII в., икона Антония Великого XIV в. и того же времени Св. Антоний, Евфимий и Савва; Иоанн Предтеча в рост (XV в.). Кроме подлинных икон А.Н. Муравьев заказывал иконописцам-реставраторам Н.И. Подключникову и М.С. Пошехонову копии и списки с древних памятников. Для него были скопированы: мозаика с изображением Богоматери, Юстиниана и Константина, открытая во время ремонтных работ 1848 г. в Софии Константинопольской; местные иконы Лавры Св. Саввы в Палестине; Деисус, приписываемый преп. Андрею Рублеву. В коллекции также находились камни из реки Иордан и т.д. К сожалению, коллекция А.Н. Муравьева считается погибшей во время Второй мировой войны.

Из подлинных памятников, связанных с именем А.Н. Муравьева до нашего времени дошли фрагмент фрески XIV в. (?) из монастыря Пантократор, икона Распятие (XV в.?), найденная им на Афоне и посланная в подарок святителю Филарету (Дроздову) для Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры. Там же, на Афоне, в монастыре Пантократора, А.Н. Муравьев приобрел образ Двенадцати апостолов, палеологовского времени, который подарил в 1868 г. Румянцевскому музею в Москве.

С осени 1873 г. здоровье А.Н. Муравьева стало заметно ухудшаться. Но крепкое от природы телосложение и правильный образ жизни позволяли заниматься повседневной, непрерывной деятельностью. Весною следующего года он даже предпринял путешествие на Афон для обеспечения прав основанного им там русского Андреевского скита и увещевания греческих монахов, восставших на русскую братию монастыря св. Пантелеймона. Здоровье его, повидимому, улучшилось, и Андрей Николаевич, возвратившись в Киев, с обновленными силами и с энергией, принялся продолжать начатое им, еще до отъезда на Афон, сочинение против «Проекта духовно-судебной реформы». Но это было уже заключительным, последним делом его многоплодной, общественной деятельности...

С первых чисел августа 1874 г. он почувствовал себя гораздо хуже. Однако несмотря на упадок сил он продолжал обычные свои занятия и особенно посещал Андреевский храм. Но с праздника Успения Божией Матери, Андрей Николаевич уже сделался так слаб, что не мог быть и на всенощной, которую не пропустил ни разу во все время пребывания своего в Киеве. Утром 16-го августа второй викарий Киевской епархии, ректор академии, епископ Уманский Филарет (Филаретов), с несколькими протоиереями и иеромонахами Братскаго монастыря совершил над болящим, при полном его сознании, таинство елеосвящения. 18-го августа, в 5 часов пополудни Андрей Николаевич тихо скончался.

Как свидетельствовал редактор «Домашней беседы» В.И. Аскоченский: «Во все время, от кончины его до выноса тела в церковь, панихиды по усопшем, в полдень и в вечеру, отправляемы были попеременно преосвящ. Филаретом и преосвящ. Александром (бывшим полтавским), при участии градского и монастырскаго духовенства. При выносе тела в Андреевскую церковь, 20-го августа в 12 часов дня, совершенном преосвящ. Филаретом, присутствовали соборные и градские протоиереи и иереи при несметном множестве народа. Погребение отправлено в той же церкви высокопреосвящ. митрополитом Арсением, при участии преосвященных Филарета и Александра и представителей всех важнейших киевских церквей и монастырей. При чем, за заупокойною обеднею произнесено было два слова - профессором богословия в киевском университете, протоиереем Н. А. Фаворовым, и ключарем Софийского собора, протоиереем Н. Я. Оглоблиным.

Но предание тела земле, по причине опоздавшей телеграммы с Высочайшим разрешением о погребении усопшего под Андреевскою церковию, последовало 22-го августа в 12 часов дня, Величественный Андреевский храм далеко не мог вместить в себе всех собравшихся отдать последний долг Андрею Николаевичу, так что, кроме родных и начальствующих, гражданских и военных чинов почти никому не пришлось прощаться с ним в храме. За то обширная терраса вокруг храма, вся широкая, длинная, с тремя уступами, лестница, вся площадка у подножия ее и все ведущие к храму улицы буквально запружены были народом. Поразительна была картина следования гроба от верхней церкви по обширной лестнице, мимо средней, в самую нижнюю, называемую «подземную», устроенную самим Андреем Николаевичем в глубоком храмовом подвале во имя препод. Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца. Тут и почил он прахом своим до общего воскресения»[c].

На девятый день по кончине Андрея Николаевича епископ Филарет (Филаретов) в письме к Н.С. Лескову сделал следующую приписку: «Умер А.Н. Муравьев. Так скоро и быстро смерть его свалила, что и сам он не успел распорядиться своим добром. До конца однако же остался верен самому себе. Я соборовал его перед смертию. Он был почти в агонии, но после соборования все-таки сказал: «благодарю, чинно совершено таинство»[ci].

Это были одни из последних слов в земной жизни А.Н. Муравьева, вполне отвечавшие всегдашнему его настроению.

На это Н.С. Лесков, не без язвительности впоследствии заметил: «Как жил он, так и угас, до последней секунды надзирая за «чинностию совершения таинств»[cii], а последующие поколения балагуров на духовной ниве добавили к этому и другие язвительные реплики.

 

Надгробие А.Н.Муравьева

 

Современники, знавшие его на разных этапах земного поприща, откликнулись на кончину церковного писателя[ciii]. Из них наиболее точно о значении А.Н. Муравьева для русского самосознания написал профессор Московской духовной академии П.С. Казанский: «Главное достоинство и заслуга А.Н. как духовного писателя заключается не столько в достоинстве самих сочинений, сколько в том влиянии, какое имели эти сочинения на русское общество. Некоторое время его сочинения были самыми любимыми книгами в дворянстве, особенно среди женского общества, также среди духовенства и купечества. Он заставил высшее общество читать книги духовного содержания, писанные по-русски. Он познакомил это общество с учением Православной Церкви, объяснил дух ее Богослужения, что совершенно было неведомо значительному большинству. Он много и с успехом боролся с наклонностью к католицизму, которая проявилась в некоторых русских религиозно-настроенных, но изучавших религию только по французским книгам и в беседе с католическими прелатами. Он был, можно сказать, передовой пионер для нашей богословской науки и богословских сочинений, облегчая появление их, пролагая им доступ к высшему обществу. Зная понятия, степень образования, предрассудки высшего общества, он писал так, что его слова могли действовать на этот круг»[civ].

Есть основания полагать, что и в духовной жизни XXI столетия будет расширяться уже иной «круг» читателей и почитателей А.Н. Муравьева, ибо «путешествия ко Святым местам», обращение к истории Церкви, разрешение богословских вопросов предстоят каждому думающему православному христианину, а у Андрея Николаевича все это было подчинено единой цели - «утверждению Православия» во всей его полноте.

Александр Дмитриевич Каплин, доктор исторических наук

г.Харьков



[i] Из записки А.Н. Муравьева о преосвященном Иннокентии, архиепископе Камчатском.- Пг.: Тип. Главного управления уездов, 1915.- 8 с.

[ii] См.: Поэты 1820-1830-х годов. - Т.2.- Л., 1972.- С.107-130.

[iii] Муравьев А. Н. Путешествие ко святым местам русским. - Ч.1-2.- М., 1990.

[iv] Хохлова Н.А. Андрей Николаевич Муравьев - литератор. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2001.- 244 с.

[v] Здесь и далее все даты приводятся по юлианскому календарю.

[vi] См. подробнее в кн.: Муравьев В.Н. Муравьевы. 1488-1893. - Ревель, 1893.

[vii] Львов А.Н. Письма духовных и светских лиц к митрополиту московскому Филарету (с 1812 по 1867 гг.).- СПб., 1900.- С. 255.

[viii] Сергей Николаевич Муравьёв (1809-1874) закончит земной путь в один год с братом, Андреем Николаевичем.

[ix] Муравьёв Александр Николаевич (1792-1864) - будущий декабрист, создатель «Союза спасения», старший сын Николая Николаевича.

[x] Муравьёв-Карский Николай Николаевич (1794-1866) - военный и государственный деятель, с конца 1854 по 1856 гг. был Главнокомандующим и Наместником на Кавказе.

[xi] Муравьёв-Виленский Михаил Николаевич (1796-1866) - губернатор Северо-Западного края, граф, генерал от инфантерии, министр государственных имуществ.

[xii] С 1816 по 1823 год в муравьевском доме на Большой Дмитровке было обучено 138 будущих офицеров. Летом воспитанники занимались в Осташево. Зимой 1823 г. Училище колонновожатых перевели в Петербург, а девять лет спустя там же преобразовали в Николаевскую академию Генерального штаба.

[xiii] Муравьев А.Н. Знакомство с русскими постами. - Киев, 1871.- С. 4-5.

[xiv] Аксаков И.С. Биография Федора Ивановича Тютчева. - М., 1880.-  С. 13.

[xv] Хохлова Н.А.Указ соч.- С. 37.

[xvi] Муравьев А.Н. Мои воспоминания // Русское обозрение. -1895.- №5.- С.60.

[xvii] Киевское вдохновение подвигло А.Н. Муравьева на написание «Первого впечатления Киева в апреле 1823 года», а затем и другого оригинального стихотворного произведения «Днепр», которое он издал в 1827 г. в двух редакциях под разным названиями.

[xviii] Муравьев А.Н. Мои воспоминания // Русское обозрение. 1895.- №5.- С.59.

[xix] Там же.- С.60.

[xx] Ей он посвятил стихотворения «Ольга», «Певец и Ольга» (1827), а позже «Молитву об Ольге Прекрасной».

[xxi]  Пушкин А.С. Полн. собр. соч. -Т.11. - М.-Л., 1949.- С.48.

[xxii]  Таврида.- М.: Тип. С. Селивановского, 1827.- [2], 149 с.

[xxiii] Хохлова Н.А. Указ соч.- С. 124.

[xxiv] Там же. - С. 126.

[xxv] Муравьев А.Н. Знакомство  с русскими поэтами.- Киев. 1871.- С. 16.

[xxvi] Муравьев А.Н. Мои воспоминания. -1895. - №5. - С. 81.

[xxvii]Муравьев А.Н. Мои воспоминания.- М.: Синодальн. тип., 1913. - С.7-8.

[xxviii] Там же.- С.8-9.

[xxix] Там же.- С. 9.

[xxx]  Там же.

[xxxi] «Накануне Ильина дня, ступил я в Одессе на родную землю, и с радостью услышал всенощную службу на родном языке; от того чествую всегда день сей первого моего возвращения из Иерусалима, равно как и день Благовещения, когда впер­вые поклонился я гробу Господню...» // Муравьев А.Н. Мои воспоминания.- М., 1913. - С.10.

[xxxii] Графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская (1785-1848) неоднократно помогала впоследствии Андрею Николаевичу при издании его сочинений.

[xxxiii] Путешествие ко Святым местам в 1830 году.- Ч.1-2.- СПб.: Тип. III. Отд. Соб. Е.И. В. Канцелярии, 1832. - Ч.1. - 298 с.; Ч. 2. - 244 с.

[xxxiv] Пушкин А. С. «Путешествие к Св. местам» А. Н. Муравьева. -  Полн. собр. соч.-  Т. XI. - М., 1949.- С. 217.

[xxxv] Один из найденных в Фивах сфинксов привезли на продажу в Александрию. А.Н. Муравьев отправил письмо российскому послу с предложением купить скульптуры. Эта просьба была переадресована в Петербург Государю Императору Николаю I. После одобрения покупки Советом Академии художеств,  было решено, что приобретение будет целесообразным для России. К этому времени сфинксы уже приобрело французское правительство, но из-за начала революции в июле 1830 г. оно уступило их России за 64 тысячи рублей.

В конце мая 1832 г. сфинксы весом по 23 тонны погрузили на итальянское парусное судно и отправили в Петербург.

[xxxvi] Казанский П. С. Воспоминание об Андрее Николаевиче Муравьеве // Душеполезное Чтение.- 1877.-  Март.- С.361.

[xxxvii] Книга выдержала пять прижизненных российских изданий - 1833, 1835, 1840 и 1848) и принесла Муравьеву большую популярность (т. ч. ряд последующих своих «путешествий» он подписал перифразой: Сочинение автора Путешествия ко Святым местам). Наиболее полным является третье, которое открывалось почти стостраничным «Обзором русских путешествий в Св. землю». Было добавлено несколько приложений, планов, изображений. 4-е и 5-е издания являются повторениями третьего.

«Путешествие...»  было переведено и на ряд европейских языков.

[xxxviii] Муравьев А.Н. Мои воспоминания.- М., 1913. - С.28.

[xxxix] Хохлова Н.А. Указ. соч.- С. 192.

[xl] Путешествие по св. местам русским. Троицкая лавра, Ростов, Новый Иерусалим, Валаам.  - СПб.: Тип. III Отд. Соб. Е.И.В. канцелярии, 1836.- [2], VI, 155 c.  За десять лет это сочинение было напечатано еще трижды: а в 1905 г. вышло  уже 8-е издание.

[xli] Письма о богослужении восточной кафолической церкви. Кн. 1. - СПб.: Тип. III Отд. Соб. Е.И.В. канцелярии, 1836.- 90 с.

[xlii] Письма о богослужении восточной кафолической церкви. Кн. 2. - СПб.: Тип. III Отд. Соб. Е.И.В. канцелярии, 1836. - 129 с.

[xliii] Письма о богослужении восточной кафолической церкви. Кн. 3. - СПб.: Тип. III Отд. Соб. Е.И.В. канцелярии, 1836. - 125 с.

[xliv] Первые четыре века христианства. - СПб.: Тип. Российской академии, 1840 .- [4], 484 с.

[xlv] Изложение Символа Веры Православной Кафолической Церкви (СПб.: В Синодальной тип., 1838.- [2], 110 с. 2-е изд. СПб., 1840; 3-е изд. СПб., 1841; 4-е изд. СПб., 1844) было принято в качестве учебника в духовных училищах.

[xlvi] История Российской Церкви.- СПб.: Тип. III Отд. Соб. Е.И.В. канцелярии, 1838.- [6], 370 с.

[xlvii]  Воспоминание о посещении Святыни Московской Государем Наследником.- СПб.: Тип. III Отд. Соб. Е.И.В. канцелярии, 1838.- 115 с.

[xlviii] Алексей Петрович Ахматов, будущий Обер-прокурор Св. Синода (с 1862 г.), пользовался особым благоволением Императрицы Марии Александровны.

[xlix] Письма о спасении мира Сыном Божиим. - СПб.: Тип. III Отд. Соб. Е.И.В. канцелярии, 1839.- [6], 169 c. (2-е и 3-е изд.: СПб.,  1842, 1844).

[l] Правда Вселенской церкви о Римской и прочих патриарших кафедрах.- СПб.: Синодальн. Тип., 1841. - III, 426 с. (2-е изд. - СПб., 1849).

[li] Казанский П.С. Воспоминания...- С.13.

[lii] Хохлова Н.А. Указ. соч.-  С. 193.

[liii] Священная история. - СПб.: Тип. А. Бородина и К, 1842.- [2], IV, 516 c.

[liv] См. Письма митрополита Московского Филарета к А. Н. М... 1832-1867.- Киев, 1869. - Письма № 68, 69, 72-81.

[lv] Путешествие по Святым местам русским. - Киев. - СПб.: Тип. III Отд. Соб. Е.И.В. канцелярии, 1844.-  [8], 291 c.; История Святого града Иерусалима от времен апостольских и до наших. Ч.1-2.- СПб.: Тип. III Отд. Соб. Е.И.В. канцелярии, 1844.- Ч.1.-  XII, 390 c.- Ч.2.- [4], 388 c.

[lvi] Римские письма.- Т. I-II. - СПб.: Тип. III Отд. Соб. Е.И.В. канцелярии, 1846.- Т. I.   - XII, 407 с.;    Т. II. - 393 с.

[lvii] См. напр.: Библиотека для чтения.-  1846.- Т. 76.

[lviii] Прибавления к Римским письмам.- СПб.: Тип. III Отд. Соб. Е.И.В. канцелярии, 1847.- [2], 201 с.  

[lix] Грузия и Армения. Ч. 1-3. СПб..: Тип. III Отд. Соб. Е.И.В. канцелярии, 1848.- Ч. I.   - 395 с.;    Ч. 2.- 333 с.; Ч. III. - 317 с.

[lx] Письма о магометанстве.- СПб.: Тип. III Отд. Соб. Е.И.В. канцелярии, 1847.- [4], 161 с.   ( 3-е доп. изд. - Казань, 1875).

[lxi] Мысли о православии при посещении святыни русской.- СПб.: Тип. III Отд. Соб. Е.И.В. канцелярии, 1850.- XVI, 407 с.

[lxii] В 1867 г. там был заложен собор во имя Андрея Первозванного (освящен в 1900 г.).

[lxiii] Новый русский скит Св. апостола Андрея Первозванного на Афоне.- СПб.: Тип. III Отд. Соб. Е.И.В. канцелярии, 1852.- 52 с.

[lxiv] Хохлова Н.А. Указ. соч.- С.208.

[lxv] Письма с Востока в 1849-1850  гг. Тт. I-II. - СПб.: Тип. III Отд. Соб. Е.И.В. канцелярии, 1851. Т. I.  [6], 391 с.; Т. II.  [6], 417 с.

[lxvi] Раскол, обличаемый своею историею.- СПб.: Тип. III Отд. Соб. Е.И.В. канцелярии, 1854.- VIII, 392 с.; 2-е изд. .- СПб., 1854.- [2], ХХ, 429 с.

[lxvii] Русская Фиваида на Севере.- СПб.: Тип. III Отд. Соб. Е.И.В. канцелярии, 1855.- [8], 507 с.

[lxviii] Жития святых российской церкви. Вып.1. Месяц сентябрь. - СПб., 1855.- [4], 480 с.

[lxix] Казанский П.С. Воспоминание... - С.9.

[lxx] Воспоминание Священного коронования.- М.: Университетская тип., 1856.- 25 с.

[lxxi] Е.П. Балабин, по примеру И.С. Гагарина, сделался иезуитом.

[lxxii] Баронесса Цецилия Фридерикс, Статс-дама весьма при­ближенная к Императрице Александре Феодоровне, приняла православие со всем своим семейством.

[lxxiii] Подмосковная гр. Д. Н. Шереметева, в которой жил в 1856 и 1857 г. Государь Александр II - и где А. Н. Муравьев пользовался гостеприимством хозяина.

[lxxiv] Жития святых российской церкви. Вып 8. Месяц апрель. - СПб., 1858. - [4], 189 с.; Вып 9. Месяц май. - СПб., 1858. - [4], 456 с.; Вып 10. Месяц июнь. - СПб., 1858. - [4], 350 с.; Вып 11. Месяц июль. - СПб., 1858. - [6], 276 с.; Вып 12. Месяц август. - СПб., 1858. - [4], 262 с.

[lxxv] Question religieuse d'Orient et d'Occident.- СПб., 1858. См. также 1-е и 3-е изд. (М., 1856; СПб.,1859)  В последней книжке интересна статья о исповедании диакона В. Пальмера, которая обличает его колебание между тремя Церквами и переход в Римскую.

61 Сношения России с Востоком по делам церковным. - СПб.: Тип. III Отд. Соб. Е.И.В. канцелярии, 1858.- Ч. I. -  ХII, 369 c. Книга напечатана с пропусками, из-за цензурных условий. Ч. 2-я  была опубликована двумя годами позднее: СПб., 1860.

[lxxvii] Татьяна Борисовна Потемкина немало помогала А. Н. Муравьеву и даже подарила ему золотое перо, с надписью: «перо Муравьева».

[lxxviii] Письма митрополита Московского Филарета к А. Н. М... 1832-1867.- Киев, 1869. - № 353, 356.

[lxxix] Работа экспонировалась на I передвижной выставке в 1871 г. и опубликована в «Указателе Первой художественной выставки картин Товарищества передвижников» (стр.3, №23). На момент экспонирования принадлежала известному российскому меценату, петербургскому городскому голове, тайному советнику И. П. Лесникову.

[lxxx] Муравьев А.Н. Мои воспоминания.- М., 1913. - С.97.

[lxxxi] Семенов М. Воспоминания об А. Н. Муравьеве. - Киев, Губ. тип., 1875.- 189 с.

[lxxxii] См. Хохлова Н.А. Указ. соч.- С. 213.

[lxxxiii] Открытие Киевского Свято-Владимирского при Софийском соборе, братства и проект устава Братства. - Киев: Тип. Давиденко,  1864.- [2], 8 с.

[lxxxiv] Мосолов А. Н. Виленские очерки 1863 - 1865 гг. (Муравьевское время).- СПб.: Тип. А. С. Суворина, 1898.- С. 80-82.

[lxxxv] Муравьев А. Н.   Русская Вильна.- СПб.: Тип. Второго Отд. Соб. Е. И. В. Канцелярии, 1864.- [2], 43 с.

[lxxxvi] Муравьев А. Н.   Русская Вильна.- 2-е изд. - Вильна, 1865.-  62 с.

[lxxxvii] Муравьев А. Н.   Русская Вильна.- СПб., 1864.- С. 1, 3, 24, 36.

[lxxxviii] Акафист Св. апостолу Андрею Первозванному.- Киев, 1869.- 31 с.

[lxxxix] Святогорец, что на Донце. Краткий обзор всех сочинений А.Н. Муравьева. Отд. оттиск из  «Второго приложения к Церковной летописи за 1866 г.».

[xc] Впечатления кончины и погребения Московского митрополита Филарета. - М., 1868.- 22 с.

 [xci] Письма митрополита Московского Филарета к А. Н. М... 1832-1867.- Киев, 1869.- [XII], 692 с.

[xcii] Тютчев Ф. И. Лирика. - Т. II.- М., 1965.- С. 400.

[xciii] Знакомство с русскими поэтами. - Киев: Тип. И. и А. Давиденко, 1871.- 35 с.

[xciv] Письма о Православии. - Киев: Тип. И. и А. Давиденко, 1871.- [2], IV, VIII, 305 с.

[xcv] Битва при Тивериаде, или падение крестоносцев в Палестине. Драматические сцены в пяти действиях.- Киев: Губерн. тип., 1874.- 127 с.

[xcvi] Киев и его святыня. 4-е изд., испр. и доп. - Киев, 1871.- [2], 322 с.

[xcvii] Беседы к глаголемым штундистам.- Киев, 1872. - [2], 10, 15 с.; Наставление еврею, приготовляющемуся ко святому крещению.- Киев: Тип. И. и А. Давиденко, 1872.- 27 с.

[xcviii] В мае 1878 г. рукописи и значительная часть (190 предметов) коллекции А.Н. Муравьева  по его завещанию будут переданы племянниками-наследниками в Церковно-археологический музей при Киевской духовной академии и вскоре  разобраны известным киевским историком и археографом, профессором Н.И. Петровым.

См. подр.: Петров Н. И. Муравьевская коллекция в Церковно-археологическом музее при Киевской Духовной Академии // Труды Киевской Духовной Академии.- 1878. - № 7. - С. 193-216; Петров Н. И. Библиотека А. Н. Муравьева в Киевской духовной академии // Киевские Епархиальные Ведомости. - 1879. - № 26.

[xcix] Описание предметов древности и святыни, собранных путешественником по Святым местам.- Киев, 1872. .- [2], 33 с.

[c] Аскоченский В.И. [Без подп.] Муравьёв Андрей Николаевич // Домашняя беседа.- 1874.- Вып. 41.- С.1049.

[ci] Лесков Н.С. Собр. соч. в 12-ти т. - Т. 6.- М., 1989.- С. 432.

[cii] Там же.

[ciii] Толстой М. Памяти А.Н.Муравьева // Душеполезное чтение. - 1874. - Ноябрь. - С. 1-19; Семенов М. Воспоминания об А.Н.Муравьеве. - Киев, 1875; Сулима С. Андрей Николаевич Муравьев // Русский архив. - 1876. - Кн. 2. - С. 353-356; Путята Н. Заметка об А.Н.Муравьеве // Русский архив. - 1876. - Кн. 2.- С. 357-358; Казанский П. С. Воспоминание об А.Н.Муравьеве // Душеполезное чтение. - 1877. - Март. - С. 359-389 и др.

[civ] Цит. По: Казанский П. С. Воспоминание об Андрее Николаевиче Муравьеве (отд. отт.).- 1877.- С.8.

РНЛ

Категория: Мыслители | Добавил: rys-arhipelag (30.08.2013)
Просмотров: 1465 | Рейтинг: 0.0/0