Светочи Земли Русской [131] |
Государственные деятели [40] |
Русское воинство [277] |
Мыслители [100] |
Учёные [84] |
Люди искусства [184] |
Деятели русского движения [72] |
Император Александр Третий
[8]
Мемориальная страница
|
Пётр Аркадьевич Столыпин
[12]
Мемориальная страница
|
Николай Васильевич Гоголь
[75]
Мемориальная страница
|
Фёдор Михайлович Достоевский
[28]
Мемориальная страница
|
Дом Романовых [51] |
Белый Крест
[145]
Лица Белого Движения и эмиграции
|
21 декабря 1954 года, 55 леи назад скончался великий русский философ Иван Александрович Ильин. Почему его не расстреляли, остаётся до сих пор загадкой. Главный козырь — крайнее неприятие советской власти — был у чекистов в руках. А кроме того, и ещё один немаловажный факт. Ведь одной из первых публикаций Ивана Ильина была разгромная рецензия на книгу Вл. Ильина «Материализм и эмпириокритицизм», а под этим псевдонимом скрывался не кто иной, как Владимир Ульянов-Ленин! И, тем не менее, существует версия, что именно Ленин распорядился не расстреливать своего яростного оппонента, а навсегда выслать его за границу. Якобы Ильич в это время читал книгу Ильина о Гегеле и спросил у Луначарского: «Кто это такой Ильин? Читаю его замечательную книгу, кто этот Ильин? Где он?» «Ильин — профессор Московского университета. Сейчас он арестован и сидит в тюрьме». И тогда, мол, Ленин распорядился отправить Ильина навсегда в заграничную ссылку. Если это так, то что же подвигло Ленина пощадить своего явного врага и соперника? Сохранилась записка Ленина к Дзержинскому: «Ильин, хотя и не наш, но талантлив, отпустите». Но нет, трудно представить себе, что Ленин пощадил Ильина, умилившись внешним сходством с ним. Как бы то ни было, осенью 1922 года Иван Александрович Ильин не бьш расстрелян. Его выдворили за пределы РСФСР, запретив возвращаться без особого распоряжения советских властей, и в октябре он уже оказался в Берлине, где вскоре открылся Русский научный институт. Ильин стал в нём профессором, читал лекции на русском и немецком языках по философии, эстетике, праву, истории этических учений, учению о правосознании и иным наукам. А он был — мыслителем. Одним из величайших мыслителей всего XX века. В отличие от большинства русских людей, оказавшихся в эмиграции, талант Ивана Ильина не заглох. Он нашёл в себе необычайные силы для того, чтобы выдвинуться в разряд ведущих философов своего времени, написать огромное количество глубоких, полновесных работ, посвящённых широчайшему спектру понятий человеческого бытия. К сорока годам он стал поистине великим философским писателем, обладающим всеохватным взором мыслителя и великолепным слогом, которого отцы Церкви сравнивали с митрополитом Филаретом Дроздовым, «этим величайшим, рядом с Пушкиным, мастером языка» (архимандрит Константин /Зайцев/). Основную задачу этой книги Ильин выдвинул ещё в 1914—1915 годах в своих работах «Основное нравственное противоречие войны» и «Духовный смысл войны». В них он сначала полностью признавал весь ужас войны: «Ко всем обычным бременам жизни, лежащим на душе человека, ко всем затруднениям личного пути, семейной жизни, экономического неустройства и общественно-политического разлада война прибавляет новое и горшее бремя, которое своими размерами и своею остротою может отодвинуть на второй план всё остальное». Он соглашался с Толстым, что убийство человека человеком есть акт отвратительный; мало того, описывал все отвратительные стороны этого деяния. Но потом переходил к осмыслению другой стороны войны — её героике, проявляющейся в решимости отстоять свою Родину и положить жизнь «за други своя»: «Участие в войне заставляет душу принять и пережить высшую нравственную трагедию: осуществить свой, может быть, единственный и лучший, духовный взлёт в форме участия в организованном убиении людей». И далее: «Вот почему мы испытываем войну как злосчастную тьму, в которой загораются слепящие лучи света». Учение Толстого в книге «О сопротивлении злу силою» Ильин с первых же страниц обличал как лживое, способное покорить лишь слабых и простодушных людей. Оно, «придавая себе ложную видимость с духом Христова учения, отравляло русскую религиозную и политическую культуру». Непротивление злу Ильин выставлял как безвольное соучастие в делах зла, доказывая, что не сопротивляться злу может лишь безхарактерный и безпринципный человек. Насколько он был прав, убедительнейшим образом доказывает наше нынешнее время! Непротивление злу Америки привело к тому, что весь мiр с преступной покорностью взирает, как бомбят ни в чём не повинную христианскую Сербию, Афганистан и Ирак, засевают огромные территории снарядами с урановыми сердечниками, несущими гибель от рака людям. Книга «О сопротивлении злу силок» расколола русскую эмиграцию на два враждебных лагеря. Одни категорически не принимали антитолстовское учение Ильина. Зинаида Гиппиус назвала книгу «военно-полевым богословием», Николай Бердяев проявил большее остроумие, сказав, что «чека во имя Божие более отвратительно, чем чека во имя диавола». Зато вся Русская Православная Церковь приняла книгу Ильина с восторгом. Её поддержали первоиерарх заграничной Церкви митрополит Антоний (Храповицкий) и архиепископ Анастасий (Грибановский). За Ильина грудью встали православные философы и публицисты, такие как Пётр Струве и Николай Лосский. Тяжело было жить на свете человеку, который не принимал большевизм и вместе с тем открыто заявлял в печати, что восстановление монархии сейчас в России невозможно, что «народ разучился иметь царя», что «в истории бывает иногда необходимо отказаться на время от монархической политической программы». Но Иван Александрович, несмотря на свою хрупкую внешность, был внутренне необычайно могучим человеком, готовым пережить любое неприятие своих идей. Он знал: «С нами Бог, разумейте, языцы», и это давало ему силу. К столетию трагической гибели солнца русской поэзии Ильин создал величественный триптих статей о нём: «Пророческое призвание Пушкина», «Национальная миссия Пушкина», «Пушкин в жизни». А ещё через четыре года, в 1941-м, написал статью о произведении «Моцарт и Сальери» Пушкина «Гений и злодейство». «Пушкин есть чудеснейшее, целостное и победное цветение рус-скости». «Пушкин жил в некой изумительной уверенности, что грань смерти не страшна и удобопереступаема; что телесная жизнь и телесная мука не существенны; что земная жизнь не есть конец личного бытия и что общение с умершими возможно в силу таинственных, от Бога установленных законов мiроздания». «Иметь такого поэта и пророка — значит иметь великую милость и великое обетование». «Его звание состояло в том, чтобы духовно наполнить и оформить простор русской души, ту душевную свободу, которая дана нам от Бога, от славянства и от нашей природы...», — вот лишь немногие выдержки из статей Ильина о Поэте. Работа Ильина «Пушкин в жизни», безусловно, является одной из лучших во всём пушкиноведении, позволяющей нам увидеть Пушкина сокровенного от многих: «И ныне, изучая всё это, мы с изумлением и горем спрашиваем себя: как можно было не беречь и не уберечь этого дивного человека?». Покинув Германию, Ильин с женой поселился в Швейцарии. В 1939 году он написал книгу «О тьме и просветлении», посвящённую творчеству и мiровоззрению Бунина, Ремизова и Шмелёва. На другой год большую работу о любимце русской эмиграции «Художественное призвание Шаляпина». В конце тридцатых и в годы Великой Отечественной войны он создал свои вершинные творения — книги «Основы художества», «Сущность и своеобразие русской культуры», «Борьба за Россию», «Я вглядываюсь в жизнь», «Гении России», «Поющее сердце», «Взгляд в даль». Каждая из них — это неповторимый пор, в котором ещё предстоит жить и жить будущим поколениям русских одухотворённых читателей. Вскоре после его смерти впервые вышла в печати его работа «О демонизме и сатанизме». В этой короткой статье Ильин показывает, что от демонизма, родившегося в мiровой культуре ХГХ века, идёт прямая дорога к сатанизму XX столетия, зарождённому Фридрихом Ницше, который, по словам Ивана Александровича, «превозносил цинизм и безстыдство». Всякому, кто начнёт открывать для себя творчество Ильина, можно бы посоветовать начать именно с этой статьи. Она как нельзя лучше описывает сегодняшнее падение человечества. Если в двадцатые годы Ильин писал свою книгу «О сопротивлении злу силою», то в сороковых годах на Западе уже появились труды с характерными заглавиями: «Апология зла», «Побеседуем о дьяволе», «В защиту сатаны». В конце своей последней статьи Ильин с сожалением пишет о том, что наши соотечественники до сих пор так и не научились отвращаться от наглых слуг сатаны: «Русские люди давно уже имели возможность изучить их: они обязаны знать, кто и откуда; и всё-таки они то и дело ошибаются, верят провокаторам, возвеличивают безстыдников, торопятся прицепить свой чёлн к корме большого, хотя бы и проклятого корабля». Русские люди XXI века! Читайте книги Ильина, которые, слава Богу, в последние годы изданы в России достаточными тиражами. Они обогатят вашу жизнь, ваше мiропонимание. Они помогут вам не ошибаться, не верить провокаторам, не возвеличивать безстыдников и не цепляться к «проклятому большому кораблю»! | |
| |
Просмотров: 966 | |