Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Понедельник, 25.11.2024, 04:08
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Светочи Земли Русской [131]
Государственные деятели [40]
Русское воинство [277]
Мыслители [100]
Учёные [84]
Люди искусства [184]
Деятели русского движения [72]
Император Александр Третий [8]
Мемориальная страница
Пётр Аркадьевич Столыпин [12]
Мемориальная страница
Николай Васильевич Гоголь [75]
Мемориальная страница
Фёдор Михайлович Достоевский [28]
Мемориальная страница
Дом Романовых [51]
Белый Крест [145]
Лица Белого Движения и эмиграции

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4123

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей


Алексей Степанович Хомяков
Алексей Степанович Хомяков родился 1 мая 1804 г. в Москве в дворянской семье. Получил прекрасное домашнее образование, изучал философию, историю, математику и другие науки, овладел несколькими иностранными языками. В 1822 г. сдал экзамен в Московском университете на степень кандидата математических наук. В 1823-25 гг. находился на военной службе, затем вышел в отставку и уехал за границу (Париж, Италия, Швейцария, Австрия). С 1826 г. снова на военной службе, в 1828 г. участвовал в Русско-турецкой войне, награжден орденом за храбрость, по окончании войны вышел в отставку и занялся сельским хозяйством в своем имении. Зимой жил в Москве, где организовал кружок единомышленников, получивший название славянофильского. Зимой 1838-39 гг. он познакомил друзей со своей работой "О старом и новом". Эта статья-речь вместе с последовавшим на нее откликом И.В.Киреевского и ознаменовала возникновение славянофильства как оригинального течения русской общественной мысли. Вопросы, поставленные Хомяковым и Киреевским, очертили темы славянофильских дискуссий: "Что лучше, старая или новая Россия? Много ли поступило чуждых стихий в ее теперешнюю организацию? Много ли она утратила своих коренных начал и таковы ли были эти начала, чтобы нам о них сожалеть и стараться их воскресить?".

Круг духовных интересов и деятельности Хомякова был исключительно широк: религиозный философ и богослов, историк, экономист, разрабатывавший проекты освобождения крестьян, автор ряда технических изобретений, полиглот-лингвист, поэт и драматург, врач, живописец. На протяжении своей жизни Хомяков сотрудничал в различных периодических изданиях славянофильского направления ("Москвитянин", "Русская беседа"), выступая со статьями по вопросам крестьянской реформы, социологии и философии, в 1858-60 гг. был председателем Общества любителей русской словесности при Московском университете.
Картинка 5 из 149
По словам протоиерея В.В.Зеньковского, "Хомяков в подлинном смысле слова христианский философ, ибо он исходит из христианства". В центре воззрений Хомякова – учение о начале "соборности" ("кафоличности", цельности, внутренней полноте). Он трактовал "соборность" как общий метафизический принцип устроения бытия – множество, собранное силой любви в "свободное и органическое единство" (противоположный тип – "ассоциация", формальное, внешнее соединение множества элементов). Только православие сохранило подлинный идеал церковной жизни, гармонически сочетая единство и свободу и тем самым реализуя центральную идею Церкви – идею соборности. В католицизме и протестантизме принцип соборности исторически нарушен. В первом случае – во имя единства, во втором – во имя свободы. Но и в католицизме, и в протестантизме, как доказывал Хомяков, измена соборному началу привела только к торжеству рационализма, враждебного "духу Церкви". В дальнейшем это учение Хомякова стало одной из основ концепций всеединства и личности в русской религиозной философии (Вл.С.Соловьев, Е.Н.Трубецкой, П.А.Флоренский, Л.П.Карсавин, С.Л.Франк).

Мировая история, по Хомякову, это история народов, каждый из которых мыслится как коллективная личность, "живое лицо", наделенное неповторимым обликом, характером и историческим призванием. Ход национальной истории определяется соотношением начал "ассоциативности" и "соборности" в духовных истоках нации; с этой же антитезой связано и возведение в "Записках о всемирной истории" всех мировых религий и культур к двум началам "кушитскому" (покорность необходимости, вещественный или логический, религиозный магизм и т.п.) и "иранскому" (свободная стихия духа, личности, устремленность к творчеству, нравственное самосознание и т.д.). Специфический характер русской истории Хомяков усматривал в Православии как единственном источнике просвещения на Руси, в "мирном" процессе образования русской нации, в общинном начале как основе общественного устройства. Усвоение высшим сословием "чужеродных" начал западной цивилизации привело к разрыву между "просвещенным обществом" и народом, достигшему апогея в послепетровскую эпоху; возвращение к исконным началам – единственный путь к созданию самобытной национальной культуры. Будущее России, о котором мечтал Хомяков, должно было стать преодолением "разрывов" русской истории. Он надеялся на "воскресение Древней Руси", хранившей по его убеждению, религиозный идеал соборности, но воскресение – "в просвещенных и стройных размерах", на основе нового исторического опыта государственного и культурного строительства последних столетий.
 
Сайт, посвящённый А.С. Хомякову
Категория: Мыслители | Добавил: rys-arhipelag (06.10.2009)
Просмотров: 1241 | Рейтинг: 5.0/1