Светочи Земли Русской [131] |
Государственные деятели [40] |
Русское воинство [277] |
Мыслители [100] |
Учёные [84] |
Люди искусства [184] |
Деятели русского движения [72] |
Император Александр Третий
[8]
Мемориальная страница
|
Пётр Аркадьевич Столыпин
[12]
Мемориальная страница
|
Николай Васильевич Гоголь
[75]
Мемориальная страница
|
Фёдор Михайлович Достоевский
[28]
Мемориальная страница
|
Дом Романовых [51] |
Белый Крест
[145]
Лица Белого Движения и эмиграции
|
![]() Древняя псковская земля – щит государственности, край воинской славы и русской святости. Когда-то в старину за стенами псковского кремля-детинца берегли горожане от врагов только самое ценное: оружие и могилы предков. Эта черта говорит о многом в историческом характере. Не вывелся пока тот дух и сегодня. В Пушкинском музее-заповеднике, в селе Михайловском недавно была развёрнута долгосрочная выставка памяти замечательного реставратора, живописца и выдающегося фотохудожника Бориса Степановича Скобельцына. Выставка представляет путь его жизни и насыщена чудесным фотоматериалом, графикой, живописью, ценнейшими родовыми реликвиями. Здесь - уникальные вещи, жалованные грамоты, патенты на чины, наградные листы, начиная с семнадцатого века. Сам Борис Степанович Скобельцын родился в тысяча девятьсот двадцать первом году, а скончался в девяносто пятом. Он принадлежал к столбовому дворянству. Его род тесно связан с Михайловским и Тригорским, с Анной Петровной Керн, с семейством Осиповых-Вульф. Свидетельство той дружбы - их автографы пушкинского времени.
Борис Степанович, почётный гражданин Пскова, заслуженный деятель культуры РСФСР, также прошёл в своё время дорогами войны. Он, двадцати лет, в первые дни Великой Отечественной ушёл добровольцем и закончил её в покорённом Берлине. Был во всех главных сражениях, о чём говорят его многие боевые награды. Начинал он с рядового, авиамеханика, а завершал начальником экспедиции канцелярии штаба первого Белорусского фронта. За его плечами – битва за Москву, оборона Сталинграда, освобождение Белоруссии и Польши, штурм Берлина. И уже тогда, на дорогах войны, открылся в нём талант рисовальщика. Сохранилось много фронтовых графических работ: жёсткие, точные, выразительные. А после явился и живописный цикл, посвящённый памяти Великой Отечественной. Эти работы экспонируются на выставках, хранятся в его квартире, которая сама стала отделением псковского архитектурного музея-заповедника.
В разрушенном городе, ожидая демобилизации, они сыграли походную свадьбу. И не расставались потом пятьдесят лет. Сегодня Елена Ивановна – хранитель музея-квартиры. Это она готовит выставки, переиздаёт, собирает фотоальбомы, всеми силами продолжает дело мужа. По демобилизации Борис Скобельцын поступил учиться в инженерно-строительный институт Ленинграда, но со второго курса ушёл и в сорок восьмом году сдал экзамены в Академию Художеств. И всё же, несмотря на весь талант живописца и рисовальщика, он выбрал путь реставратора архитектурных памятников. Почему он поступил именно так? Дело в том, что Борис Степанович не мыслил себя вне родной псковщины. Многие и многие поколения предков – это видно из составленного им родового древа – были псковичами. И сам Скобельцын даже во внешности являл собой коренной псковский тип: мощное вытянутое лицо с крупными сильными чертами, грива волос почти до плеч, густая прямая борода… Что-то вместе в этом и воинское, и крестьянское, и духовно-подвижническое. Он точно с псковских икон шестнадцатого века сошёл: открытость лика, аскетизм, собранность воли.
В итоге Скобельцын стал одной из ярчайших фигур «золотого века» псковской, а значит – и всей отечественной, реставрации. Сорок лет, до самой кончины, Борис Степанович служил в одной единственной организации – в городских реставрационных мастерских.
Борис Степанович вырос в уникального фотохудожника, где проявился и его изначальный талант живописца, графика. Он создал целый ряд альбомов-циклов. Его снимки часто публиковались в центральной печати. Их ни с чем не спутать – настолько они личностны, настолько дышат любовью к человеку, к родной земле. В них - чистейший архетип русича, нашей культуры, архитектуры, исторического пейзажа. В них схвачен неискажённый облик бытия, идущего из глубин веков. Схвачено то, что остаётся обычно незамеченным ни туристами, ни кабинетными научными «сидельцами». Эти фотоальбомы стали настоящей летописью - не просто бытия псковского края, но всей коренной России. По значимости их можно сопоставить с великими альбомами «По Волге», «По святым местам» лучшего фотохудожника девятнадцатого века Дмитриева. Для понимания и чувствования истории, познания материальной культуры ценность таких свидетельств преувеличить невозможно. Весь строй, весь лад традиционной жизни встают перед нами и как бы вводят в некую распахнутую дверь всевремённости. И мы становимся её участниками. Скобельцын, как никто, умел открывать, умел видеть за сиюминутным лик давно, казалось бы, минувшего.
Напротив, его снимки являют достоинство, обращённое не к мимолётной шелухе потребительского азарта. Они обращены к памяти, как связи и единству времён и поколений, без чего будущее любого народа немыслимо. В последнее время у нас ведётся достаточно много дискуссий о катастрофичном положении культурного наследия, о необходимости восстановления здорового, то есть не политиканского и не коммерчески-этнографичного, патриотического воспитания и самосознания нации как первейшего условия возрождения страны и достойных отношений в обществе. И мы уже достаточно познали на собственном трагическом опыте, что способен сотворить на земле «Иван, не помнящий родства» или - ещё хуже - воинствующий Смердяков, руководящий толпой потребителей.
Возвращаясь к Скобельцыну, к его работам, и вообще всем другим из этого ряда, необходимо выделить: эти работы – прямой документ времени. А для тех, допустим, служб Росохранкультуры и Росохранприроды – так просто пособие в борьбе с варварскими застройками, перестройками, с уничтожением культурно-исторической среды, без которой невозможно взращивать самостоятельную разностороннюю личность, нацеленную на сотворение блага. А именно это является высшей целью культуры, без которой никакое выживание немыслимо, обладай человечество даже самыми сказочными технологиями. Люди, лишённые корневой любви и трезвости, просто изощрённо и массово изничтожат сами себя. Опыт в этих попытках накоплен изрядный и прибавляется ежедневно. Всеобщая же маргинальность, иллюзия принадлежности всем культурам или, точнее, к вульгарной смеси из всех культур, что является особым коммерчески-идеологическим продуктом, также оскорбляет и подталкивает традиционные общества к самозащите, где часто выбираются средства далеко не добрые, крайние. Ну, а моделирование некой суперсовременной и отвязанной от традиций технокультуры, экуменорелигии с грёзами о техногенном окукливании и увековечении самодостаточной сверхцивилизации, неподвластной случайностям естественной среды – это уже просто открытый гроб человечества. Это извечно повторяющаяся и одинаково заканчивающаяся история урбанистической цивилизации каинитов или библейского Вавилона с его глобальным строительством. Стоит помнить, чем заканчивались все попытки создания всемирных империй. И сегодня только тупой фанатик или жесточайший деспот ещё способен мечтать об унификации образа жизни, культуры, о всеобщем подобии в общественном мышлении, да и в личном образе мыслей тоже, что одно уже означает смерть.
И в завершение нужно отметить особо: сегодня на псковщине с новой остротой разворачивается борьба за спасение культурных сокровищ. Под угрозой частного захвата и уничтожения - места и памятники, связанные с именами Великой княгини Ольги, князя Довмонта, святого Саввы и многих других подвижников, созидавших этот край, его просвещавших и защищавших в бесчисленных нашествиях. Ветшают и закрываются неповторимые храмы, пустеет сельщина. Как и во всей России, нависла угроза раздачи лесных и сельскохозяйственных угодий «мутным» дельцам изо всех ближних и дальних сопредельностей и запредельностей. Не секрет - здесь работает система взяток в среде коррумпированной бюрократии. Именно ей в первую очередь мешают бесцеремонно распоряжаться нашим ещё оставшимся богатством те самые музейные работники, историки, такие подвижники, как Скобельцын. И вот уже в самом Пскове идут попытки вывести музей-квартиру Бориса Степановича из состава заповедника, уничтожить экспозицию. По сути, это борьба с памятью о Скобельцыне в его же родовом Пскове. Хранитель
музея-квартиры, жена Скобельцына Елена Ивановна Дамберг изо всех сил
противостояла этим планам. По её кончине дело продолжает их дочь. Пока
музей существует, но что будет завтра?
| |||
| |||
Просмотров: 893 | |