Антология Русской Мысли [533] |
Собор [345] |
Документы [12] |
Русская Мысль. Современность [783] |
Страницы истории [358] |
Придет ли Антихрист? Многие в настоящее время в этом сомневаются, не хотят и слышать об этом. Среди таковых, как это ни странно, имеются даже духовные лица, в своем мировоззрении и практической жизни ставшие на путь либерализма и модернизма. Тем хуже для них. Хотят они этого или не хотят, но Антихрист все равно, рано или поздно, придет, как об этом совершенно ясно учит Церковь, и горе им, если они не узнают его, а поклонятся ему. От этого предостерегает Сам Господь Иисус Христос, сказавший иудеям: "Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если ИНОЙ придет во имя свое, его примете" (Иоан. 5:43). Под этим "Иным" Церковь всегда понимала Антихриста, уча, что "Антихрист" значит не только "противник Христов", но и "вместо-Христос" (предлог "анти" по-гречески значит и "против" и "вместо"). Ссылаясь на слова св. Ап. Иоанна Богослова: "И теперь появилось много антихристов" (1 Иоан. 2:18) эти либералы-модернисты пытаются утверждать, что под "антихристом" надо понимать вообще противников христианства или просто – собирательное зло, не больше. Но в этом случае они поступают, как сектанты, выбирая из Свящ. Писания отдельные изречения, которые им нравятся, не считаясь с контекстом. В этом же самом стихе тот же св.Апостол говорит: "Вы слышали, что ПРИДЕТ Антихрист". Неужели неясно, что этого Антихриста, который еще только ПРИДЕТ, надо отличать от "антихристов", которые уже имеются в мире и которые являются только предтечами грядущего Антихриста? Учение об Антихристе с достаточной полнотой и ясностью раскрыто в книге пророка Даниила (7,11 и 12 главы), в Евангелиях (Матф. 24 гл.; Марк. 13 гл.; Лук. 17 и 21 гл.; Иоанн. 5:43), в 1 соборном послании св.Иоанна (2:18 и 4:3), во 2 послании св. Апостола Павла к Фессалоникийцам (2 гл. 1-12 ст.) и в Апокалипсисе (гл. 12,13,17 и 20). Из указаний этих священных книг явствует, что Антихрист явится непосредственно перед вторым пришествием Христовым и кончиною мира и будет пытаться отвлечь христиан от Христа и увлечь за собой, лестью и ложными чудесами, выдавая себя самого за Христа, а потом, сделавшись всемирным правителем и захватив в свои руки власть над всем человечеством, начнет страшное гонение на христианство и на всех, сохранивших верность Христу Спасителю. Владычество его прекратится только с Вторым пришествием Христа Спасителя, который поразит Антихриста, убив его духом уст Своих (2 Фес. 2:8). Яркую характеристику Антихриста дает св. Ап. Павел в 2-ом послание к Фессалоникийцам (2 гл. 3-10). Он говорит, что Антихрист будет человеком беззакония, сыном погибели, противящимся и превозносящимся выше всего, называемого Богом, или святынею. Это будет всеподавляющий гордец, преисполненный диавольской злобы и превозношения, это будет открытый наглец, "так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога". Он будет обманщиком, знакомым со всякого рода магией и волшебством, так что будет производить ложные чудеса и знамения, дабы поразить воображение людей и привлечь их на свою сторону. Замечательно, что, дав эту характеристику Антихриста, св. Ап. Павел, говорит Фессалоникийцам: "Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это?" – Это показывает, что учение об Антихристе, наряду с прочими важнейшими догматами христианства, входило в состав первоначального апостольского благовествования и, таким образом, составляло неотложный предмет первого верования христианского, а отнюдь не считалось чем-то маловажным, малосущественным, как смотрят на него многие современные модернисты, даже из числа духовных лиц, не любящие и малейшего упоминания об Антихристе, и готовые считать его чуть ли не предрассудком или игрой больного воображения. Желая отметить ярость и жестокость Антихриста, Господь, как это мы видим из Апокалипсиса, представляет его в видении св. Иоанну под образом зверя, выходящего моря или бездны (гл. 13 и 17). Под этим "морем" толкователи понимают "море житейское", то есть волнующийся как море, род людской, а под "бездной" – бездну грехов человеческих. Следовательно, Антихрист явится, как порождение греховности человеческой, и в этом смысле будет "сыном греха". Важные и ценные сведения о личности Антихриста дает нам Священное Предание в согласных между собою повествованиях Святых Отцов. Так, они прежде всего подчеркивают, что Антихрист будет не воплощенным Сатаною, но человеком, всецело поддавшимся действию Сатаны. Сатана даст ему "силу свою, престол свой, и великую власть" (Апок. 13:2), и он сделается орудием Сатаны, почему власть и сила его будут чрезвычайно велики и исполнены зла в высшей степени. Так Св. Иоанн Златоуст спрашивает: "Кто же он будет?" и отвечает: "Ужели Сатана? Нет, но человек некий, который воспримет всю его силу". (Беседа 3-я на 2-ое послание к Фессалон.). В своем "Точном изложении Православной веры" преп. Иоанн Дамаскин говорит: "Не сам диавол сделается человеком, но родится человек от блудодеяния и примет на себя все действие сатаны. Ибо Бог, предвидя будущее развращение его воли, попустит диаволу вселиться в нем" (Кн.4, гл. 26). Св. Ипполит Римский передает распространенное мнение древности, что Антихрист будет иудейского происхождения из колена Данова. Св. Ириней говорит, что в Антихристе будет возглавление всего нечестия и всякого коварства, богоотступничество, неправда, лжепророчество и обман, он возглавит в себе все диавольское заблуждение, все диавольское богоотступничество (Против ересей кн. 5, гл.25 и 29). Чрезвычайно важно указание Св. Отцов, что многим нелегко будет узнать Антихриста потому, что он сначала скроет свою диавольскую сущность, а покажет себя человеком добродетельным, кротким, человеколюбивым, хитро и притворно будет творить много мнимого добра, чтобы представить себя благодетелем человечества и этим "прельстить, если возможно и избранных" (Матф. 24:24). "Сперва, как человек ученый и мудрый", – говорит св. Кирилл Иерусалимский, – "притворно покажет он скромность, целомудрие и человеколюбие: знамениями и чудесам, ложно произведенными с помощью волшебной прелести, обманув Иудеев, как бы ожидаемый Христос, в последствии запечатлеет сие всякого рода безславными и беззаконными злодеяниями, так что превзойдет всех прежде него бывших неправедных и нечестивых людей, ко всем, особливо же к нам христианам, имея кровожадное, жесткое, немилосердное, исполненное всякого коварства сердце" (15-е Огласительное Слово). Равным образом и св. Ипполит Римский говорит, что "Антихрист в начале будет кроток, тих, любезен, нищелюбив; видя таковые его добродетели, люди поставят его своим царем, говоря, едва ли найдете такого доброго и праведного человека в роде нашем. Евреи будут надеяться, что он восстановит их царство. И после этого уже он вознесется сердцем и будет уже жестоким, немилостивым и безчеловечным". Самое страшное это именно то, что большинство людей в начале не распознают Антихриста и поклонятся ему. Почему это произойдет? Это объясняет св. Ап. Павел: "за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. И за сие пошлет им Бог действие заблуждения, так что ОНИ БУДУТ ВЕРИТЬ ЛЖИ" (2 Фессалоник. 2:10-11). Впадут в это заблуждение и поклонятся Антихристу те люди, которые утратят в своем сердце чутье истины, сердце которых развратится и будет противоборствовать всему идущему наперекор его страстным движениям и греховным вкусам. "И поклонятся ему все живущие на земле, имена которых не написаны в книге жизни у Агнца" (Апок. 13:8). Поклонятся зверю, "говоря: Кто подобен зверю сему и кто может сразиться с ним?" (Апок. 13:4). Итак для верующего и признающего Богооткровенность Священного Писания и Священного Предания православного христианина нет и не может быть никаких сомнений в том, что Антихрист ПРИДЕТ – придет, как всемирный губительный властелин и тиран, все силы, способности, мысли и действия которого будут проникнуты злом, несмотря даже на внешнюю видимость добра, и будут направлены к тому, чтобы искоренять действительное добро и сеять зло. С сатанинской гордостью он будет превозноситься выше Бога, отвергая и истребляя всякую религию, а в особенности христианство, будет попирать и уничтожать все святое, как Божеские законы, так и человеческие. Когда придет Антихрист?
Важным признаком близости прихода Антихриста будет, по словам св. Ап. Павла, взятие от среды "УДЕРЖИВАЮЩАГО" и "ДЕРЖАЩАГО" (2 Фессалоник. 2:6-7). Святые отцы под "удерживающим" понимали Римскую Империю, а под "держащим" – римских императоров; в широком смысле слова под этими выражениями понимались законный государственный правопорядок на земле и представители его – законные государи, как обуздывающие на земле проявления зла. Великие отцы и угодники Божии нашей Российской Церкви понимали под этим Российское Государство и Российских Государей, как законных правопреемников Римской, а потом Византийской Империи ( "МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ"). Если принять во внимание, что Россия, после падения Византии, осталась на земле единственным могущественным государством, которое было подлинным оплотом единой истинной Православной веры на земле, а Российские Государи – покровителями и защитниками Православной Церкви во всем мире, то такое толкование представляется вполне разумным и естественным. Так именно думал и великий праведник, молитвенник и чудотворец нашего времени приснопамятный протоиерей о. Иоанн Кронштадтский, 125 лет со дня рождения которого 19 октября ст. ст. сего года исполняется. Множество вдохновенных, пламенных проповедей его, особенно в последние годы его жизни, посвящены теме об отступлении, так явно совершавшемся на глазах праведника у нас в России, стремительно катившейся в бездну безбожия и нечестия. Не говорил он, что не происходит ничего особенного, что, так, мол, всегда было и прежде, как говорят некоторые даже теперь, после всех ужасов, постигших нашу Родину, но горячо предостерегал русский народ, предупреждая о неминуемо-надвигающейся на него каре Божией за богоотступничество и предрекая о последующем вскоре затем приходе Антихриста. Теперь, когда весь мир стоит перед неслыханным еще в истории фактом существования громадного многомиллионного государства, поставившего себе задачей открытую борьбу с Богом и уничтожение христианства, – государства, вооруженного страшной, тоже еще неслыханной никогда прежде, силы разрушительными орудиями и снарядами, в роде атомной и водородной бомбы, благовременно привести себе на память подлинные слова нашего великого праведника и прозорливца. "МЫ ПЕРЕЖИВАЕМ УЖАСНЫЕ ВРЕМЕНА, ПОВИДИМОМУ, ПОСЛЕДНИЕ", – так говорил он в проповеди 13 февраля 1907 года – "и, хотя день и час будущего Страшного Суда никому из людей неизвестны, однако, ЕСТЬ УЖЕ ПРИЗНАКИ ПРИБЛИЖЕНИЯ ЕГО, указанные в Евангелии. Поэтому ВСЕМ НАДО БЫТЬ ГОТОВЫМИ КО ВСЕОБЩЕМУ СУДУ и жить в покаянии, любви и добрых делах. Усердно подвизайтесь, братие, для своего спасения, ЧТОБЫ ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ НЕ ЗАСТАЛ ВАС СПЯЩИМИ!" А вот как ясно говорит он об Антихристе и о том, кого надо подразумевать под удерживающим:
А в другой проповеди, произнесенной в том же году, о.Иоанн решительно говорит: "КОГДА ВОЗЬМЕТСЯ ОТ ЗЕМЛИ УДЕРЖИВАЮЩИЙ (САМОДЕРЖЕЦ), ТОГДА ПРИДЕТ АНТИХРИСТ." Что еще можно к этому добавить?
Отдадим же себе ясный отчет в том, в какое страшное время мы живем. И не будем безумно предаваться легкомыслию, закрывая глаза на явные знамения, которые с каждым днем все умножаются и живо свидетельствуют о том, что мы – на пороге разверзающейся пред нами вечности. | |
| |
Просмотров: 494 | |