Светочи Земли Русской [131] |
Государственные деятели [40] |
Русское воинство [277] |
Мыслители [100] |
Учёные [84] |
Люди искусства [184] |
Деятели русского движения [72] |
Император Александр Третий
[8]
Мемориальная страница
|
Пётр Аркадьевич Столыпин
[12]
Мемориальная страница
|
Николай Васильевич Гоголь
[75]
Мемориальная страница
|
Фёдор Михайлович Достоевский
[28]
Мемориальная страница
|
Дом Романовых [51] |
Белый Крест
[145]
Лица Белого Движения и эмиграции
|
В одном из ранних стихотворений "Любовь” поэт уже разделяет свои чувства. И по стихотворениям можно увидеть как он подошел к иному пониманию не дымящейся страсти – подмены, искажения, а чувства цельного, бережного, любви жертвенной – "Счастливы однолюбы”... Или к примеру: "Если бы знать нам, что завтра...” Пройдитесь по стихотворениям Александра Яшина. Построчно! Многие строки как кличи, воззвания, воздыхания, возгласы: "А в чем моя вера? Опора? Основа? Туда ли плыву я? Так ли живу? Дай мне выбиться из тупика, Из распутья, из бездорожья... Зарубцуются ль в сердце моем, В слабом сердце Рваные раны? Не верю, что звери не говорят... Добру откроется сердце И совесть будет чиста. Спешите делать добрые дела! Никакие парки Подмосковья Не заменят мне моих лесов. Что кому, а для меня Россия – Эти вот родимые места. Бродить по сырой земле босиком – Это большое счастье! Но это моя земля, Моя маята и мечта, Мои святые места! Я давно на родине не был, Много в сердце скопил тоски. Ни к безверию, ни к сомнению Не причастна душа моя... ” Раньше понятия русский и православный были синонимами. Тяга к духовности осталась в России. Пройдитесь по стихотворениям Александра Яшина – и увидите всю историю родины нашей советского времени. Сколько покаяния, исповедальности, искренности, подлинности. Известно, что каждый народ даст ответ на страшном суде за себя и, интуитивно понимая это, Яшин пишет строки, понятные только в учении церкви, когда ноша его, данная СамимХристом, становится невесомой. Ой ты Русь, моя Русь! – Ноша невесомая! Насмеюсь, наревусь! – У себя дома я. Очень точно определил в своих стихах суть творчества Александра Яшина Анатолий Передреев в стихотворении, посвященном ему, названном по его книге "Совесть”. И вот теперь – Страницы книги Вашей Посмертные И – узнанные вновь… Я чувствую, Всем сердцем К ним припавши, Какая Вами двигала Любовь!
Да, Вы имели право На тревожный, На резкий облик Неуютный свой… Как путник, Мглой застигнутый дорожной, Прислушавшийся К ветру над землёй.
Вы только Правдой В мире дорожили, И говор Ваш, И выговор, И стать Лишь одному призванию Служили – Всё на земле По имени назвать. Да, именно любовь всеобъемлющая, вечная – к Отчизне, к людям, и в конечном счете к Творцу того удивительного мира, который он славил и воспевал в своем творчестве. Скольким людям он щедро помогал – всячески, особенно творческим. Вот замечание Передрева о творчестве Н. Рубцова: "Среди современников он, безусловно. опирается на опыт Александра Яшина с его глубинностью, серьезностью творчества, основанного на коренном языке. Кстати сказать, большой талант этого писателя помог вырасти целой вологодской семье русских писателей...” Именно большой талант, большое сердце, любовь, которая никогда не завидовала, не превозносилась, щедро поддерживала живых, вспоминала об ушедших. Так великодушно как он писал о других, о нем мало кто писал. Грустное стихотворение посвятил А. Яшину Николай Рубцов "Последний пароход”, который стал не только для Яшина последним, но и для многих русских совестких писателей – прощальным. И советский период стал историей, да, многих уже и в живых нет... Очень воодушевленно, по-доброму рассказал о своем впечатлении о творчестве А. Яшина и дал его живой портрет-облик литературовед В. Кошелев в беседе с корреспондентом Вологодского радио. Он говорил о фонетических особенностях его языка. Говорил:, что " Яшин самый вологодский из всех вологодских. Корневой, вологодский мужик. Породистый: дворянский, крестьянский. Производил впечатление особой независимости. Этой особенной независимости он достиг перед всеми.” Отмечал особенности творческого пути в том, что "Яшин начал фольклористом, продолжил как поэт типично сталинской эпохи, а закончил как поэт, первый, выломившийся из этой эпохи.”... Обнаженная совесть поэта не давала ему покоя, а совесть как известно глас Божий в человеке. И "выломился” он из общего течения именно книгой стихов "Совесть”. Его независимость была и в том, что он не принадлежал ни к одной писательской группировке. Не нашел своей среды, хотя жаждал иметь людей близких по духу, бросался то к одному, то к другому. Он понимал что вопросы предельной важности для него, были безразличны для других: А други смотрят просто, Какое дело им, Крещусь я троеперстно Или крестом иным. Все его принимали за своего, но всегда чувствуя, что он не их, а сам по себе, самостоятельный. Это русский человек, возвращающий свою независимость Да – советский, да – партийный – и ошибался, и заблуждался, и оступался. С кем этого не было. Но кто много возлюбил, тому много прощается и мы, родные, не только верим в это по отношению к нему, но и в то,что такие как он, прошедшие сполна путь самопознания, покаяния, мученический путь своим примером-опытом несут помощь следующим поколениям. Видеть свои грехи – уже святость. А он и видел, и раскаялся: "А я берусь обо всем и всех судить, а ведь сам-то даже с собой справиться не могу. Мне ли судить всех и вся...” Прямо как : " Даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего...” Последние дни жестокой болезни он в воздухе, высоко поднимая руку, перелистывал страницы невидимой книги, говорил, что знает теперь как надо писать. Слово он всегда считал высшим даром. ...А то, очнувшись – много раз на день обращался напрямую: "Господи, я иду с Тобой на соединение!.. Когда-то он переживал, видя происходящее: "Я не в ту партию вступал”. Теперь, же спросил перед причастием: "Ничего, что я партийный?” . "Какое это имеет значение!” – был ответ. А священника встретил такими словами: "Какой Вы красивый”, увидев в его лице Того, Кто за ним стоял. "Сделайте громче!” – попросил он, когда услышал по телевизору, стоявшему за стеной в холле больницы, пение церковной службы, фрагмент которой был включен как отрицательное явление в какой-то фильм о революции. "Живыми и мертвыми обладая, воскресый из мертвых, Христос истинный Бог наш...” – говорится в отпусте после панихиды. И действительно, в этом соединение всех нас. Мы, еще живые а они – ушедшие. У Бога все живы. Мы не одни – они с нами. Как нельзя забывать наших святых и молиться им, как помогли Борис и Глеб сроднику своему Александру Невскому одержать победу, так и нам надо просить о помощи лучших наших писателей, поэтов, музыкантов, художников, полководцев – их дела и лучшее в их творчестве, поступках, мы не должны забывать. Такие люди необходимы, особенно в наше время – переходное ли, смутное ли – они своей мукой душевной, своими поисками сквозь бездорожье, своими творениями очищают сам воздух от лжи, помогают обрести истину, вернуть радость жизни, отстоять души наши, чтобы они не остыли как русские печки, защитить Родину нашу бесценную. И советская эпоха сохранила и приумножила разнообразные таланты русской национальной культуры. В век государственного атеизма, когда с детских лет насаждалось, что религия это явление устаревшее, отсталое, а мы передовые– – особый путь был тех, кто даже и поддавшись на это, не загасил в своем сердце искру Божию – совести, чести, правды, любви. Да что говорить, даже слово русский вытравлялось, заменялось советским. Теперь – российским. И пробив снова дорогу к вере, заглянув в себя, осудив в себе многое – тем самым Яшин расчищал путь и своему поколению. Это и есть духовный подвиг. ”А нужен ли мой подвиг? Ко времени ли он?” – спрашивает поэт. Нужен и ко времени, к любому времени. Как современно звучат многие его записи и стихотворения! Есть мученичество физическое и духовное. У России мученический путь и у лучших ее сынов – тоже крестный путь. Дети разделяют мученичество своей страны, каждый гражданин несет свой крест и по частице общий навстречу Воскресению. В житии вологодского святого Мартиниана, жившего в XV веке говорится, что он, будучи духовником великого князя не боялся обличить его, сказать правду и такое поведение преподобного Мартиниана сравнивается с поведением древних подвижников. Во все времена совесть, честь, безбоязненность стоять за правду перед сильными мира сего считались подвигом. Как бы необходим был нам сейчас горячий неподкупный нетеплохладный голос такого поэта как Александр Яшин, не отмалчивавшегося, действенного. Любя, восторгаясь, каясь, радуясь, веруя Александр Яшин воскрешает силу слов, наполненность их, красоту "вверенного нам наследства”. "Господи, я иду с Тобой на соединение...” Господи, мы идем с Тобой на соединение – ушедшие из этого мира и живые, воскреси души наши, возроди землю нашу любимую, восставь народ наш дивный в вере, правде и силе молитвами Всех святых и Святых в земле Российской просиявших и наших национальных русских героев, поэтов, писателей, художников, музыкантов, полководцев – прославленных и непрославленных, тех, которые шли вослед Христу. Деревня А. Яшина уходит.... поля зарастают, не поют песен. Но вот приехали учителя Вологодчины со своими учениками на Бобришный Угор. День рождения поэта... Это только победители конкурса по творчеству Яшина. Удивительно с каким трепетом, радостью люди ехали такую длинную дорогу не на презентацию какую-нибудь, не на ярмарку, а в леса, в снега, чтобы выйти из автобуса и сказать: "Неужели я наконец на Бобришном Угоре на могиле любимого поэта!” Место вокруг домика и на могиле расчищено, сугробы почти в рост. Священник раскладывает мольберт вместо столика, достает Евангелие, кадило, начинается панихида. Люди стоят со свечами вокруг могилы, сгрудившись на расчищенном месте, а кто помоложе забираются на сугробы. Многие впервые держат зажженные свечи... А летом крестный ход идет из Никольска в село Дунилово. Вот и местная газета "Авангард” пишет: "С Богородицею – пешком до Дунилова”. Идут километров 35, а к 12 июля должны вернуться – праздник первоверховных апостолов Петра и Павла. 11 июля – день памяти Александра Яшина и крестный ход заходит на Бобришный Угор, чтобы почтить память своего знаменитого земляка, совершить панихиду, а в этот раз поставить новый крест вместо обветшавшего. Что же это за место такое Бобришный Угор, облюбованное им с детства и ставшее символом Родины для него. Дом этот рассказывает нам о сложном пути его хозяина от колыбели, которая находится здесь же на чердаке, и до могилы на месте, выбранном им самим. Дом построен, все заведено, а жизнь земная кончилась... Но путь, намеченный и найденный им после стольких поисков, душевных мук, ясен. Всё есть: красивое потаеное место, согласие с природой, уединение, любимая работа, непритязательность в быту, аскетичность... Все просто, и все царственно: "Когда вставили косяки в проемы окон, показалось, будто картины по избе развесили. Семь окон – семь картин. И все разные” .”А мне такое заточенье в глуши лесов, снегов дороже славы и наград... Я тут всегда в своем дому, в своем лесу. Здесь Родина моя.” Сюда он бежал, в эту светлость бревен избы, где хотел жить и работать, уйдя от камня в природу. "Иду на Бобришный. Опять думаю стихами” – запись последней осени. Что означал уход писателя, который он истолковал как возвращение? Возвращение к истокам народной жизни, детства, ко всему тому "чему учила мать”, к Богу. Хочется вспомнить слова М.О. Меньшикова о преподобном Серафиме: "Он шел вперед, но, в сущности, он возвращался. От задавленного суетой и ложью человеческого общества он возвращался к состоянию естественному, вечному, стихийно-чистому, к состоянию той святости, в которой по представлению церкви, мы все рождаемся”. И еще: "видимый внутренним зрением, он не только живет, но и учавствует в жизни многих...” Конечно, это о преподобном Серафиме, радости нашей, для кого и мы все, каждый человек – радость. Но все это относится и к поэту Александру Яшину, его подвигу возвращения в лоно Отчего дома. Не все успел осуществить, но Господь и "намерение целует”. Возвращение – путь России. Стоят, приехавшие отовсюду учителя, ученики, почитатели – на сугробах, на земле, с цветами, со свечами. Птицы щебечут, служат панихиду : Со святыми упокой... Домиком на Бобришном Угоре, желанием отшельнической жизни, пусть и по-мирскому понимаемой, своей могилой он словно "застолбил” это место. Помимо редкой красоты, оно и, вправду, как скит, пустынька – здесь присутствует благодать. Об этом говорят многие записи в книге отзывов побывавших в доме поэта: «Мы очень рады и благодарны судьбе за то, что нам довелось побывать в этих местах, спасибо, что есть то. чему можно поклониться, снять шляпу и остановиться, чтобы задуматься о жизни и с торжеством дать обещанье о том, что таких как Яшин надо помнить всегда и беречь и ценить то. к чему он прикасался. Это – Россия…» «Святое место памяти. Здесь чувствуется наша природа и Русь – великого поэта Яшинаь она приняла. Пусть будет это место для раздумий о будущем всех, кто здесь был. Велика Русь наша». «Не побывать здесь – значит не узнать до конца свою Россию». «Необъятна и прекрасна наша Россия. Её сила и красота начинаются и живут в таких местах, как Бобришный Угор – источник вдохновения и раскрепощения души». «Светлой душе – светлая память! Приходящим сюда – удивленья и благость...» «Ранняя весна на Бобришном Угоре. Сказочные минуты, о которых трудно писать. Нужно самим все пережить. Навсегда останутся в сердцах эти чудесные места и память о дорогом нам человеке». «Благодатный воздух, живые стены вновь наполнили душу надеждой в это страшное бесовское время». «Не знаю, что написать. То, что чувствую. не передать словами. Нужно побыть здесь, постоять под соснами у памятника, зайти в дом... Становится как-то спокойно и радостно, и хочется жить». «Замечательному русскому поэту Александру Яшину – слава! Пусть у каждого в сердце будет свой Бобришный Угор!» «В Доме Отца Моего обителей много. В одной из обителей небесных нашёл свой приют раб Божий Александр. Он любил Бога, Россию и людей, любящих Россию. Упокой, Господи, душу раба Твоего Александра в селениях Твоих». «Здравствуй, Александр Яковлевич. Здравствуй всегда! Читатель». Наталия Яшина | |
| |
Просмотров: 1499 | |