Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Понедельник, 25.11.2024, 02:49
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4123

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей


Дорожная карта развития сельского хозяйства. Критика существующей аграрной политики (1)

Предисловие

Настоящий проект Дорожной карты развития сельского хозяйства России до 2020 года разработан при участии широкого круга экспертов в области сельского хозяйства в рамках аграрной секции Московского Экономического Форума.

Московский Экономический Форум — это масштабное деловое мероприятие международного уровня, призванное предложить конкретные пути интенсивного развития экономики России.

Даты проведения — 20–21 марта 2013 года.

Место проведения — Московский Государственный Университет им. Ломоносова.

Сопредседатели МЭФ:

  • Руслан Гринберг Директор Института экономики РАН;
  • Виктор Садовничий Академик, ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова;
  • Константин Бабкин Президент промышленного союза «Новое Содружество»; политик, общественный деятель.Цели Форума:
    • Демонстрация альтернативы существующему курсу развития экономики России.
    • Консолидация граждан нашей страны: ученых, предпринимателей, общественных деятелей, интеллектуалов для реализации этих альтернатив.
    • Подготовка посткризисной экономической программы.
    • Подготовка кадров.

    Насыщенная двухдневная программа включает два пленарных заседания, более десяти тематических круглых столов, а также дискуссии и семинары.

    Форум уже поддержали:

    Многие известные российские промышленники и бизнесмены, финансисты, менеджеры, экономистыпрактики, в том числе С.Ю. Глазьев, Ю.Ю. Болдырев, В.В. Геращенко, М.Г. Делягин, В.И. Якунин.

    Руководители и ведущие специалисты НИИ РАН, Университетов, независимых исследовательских и экспертных центров России, Украины и других стран СНГ, среди них — академики В.М. Геец и М.К. Горшков.

    В Форуме также примут участие делегации из стран Западной и Восточной Европы, США, Китая, в т. ч. Иммануил Валлерстайн, Гжегож Колодко.

    Актуальность

    Реализуемая государством
    аграрная политика привела к тому, что сельское хозяйство находится в упадке, а
    качество жизни почти 40 млн. сельских жителей неудовлетворительно. По большинству
    продуктов сельского хозяйства после 20 лет реформ и технологического развития
    не достигнут уровень производства 90-х годов. 30,5% населенных пунктов
    Российской Федерации (в первую очередь сельских) относятся к разряду
    вымирающих, то есть имеют население менее 10 человек. Потребление мяса
    значительно отстает от  гигиенических норм и уровня потребления развитых
    стран. Заработная плата в сельском хозяйстве более чем в 2 раза отстает от
    средней по стране, а уровень безработицы на селе почти вдвое выше, чем в
    среднем по экономике.

  • Государство ограничивало рост цен на сельхозпродукцию, в результате,
    рентабельность сельхозтоваропроизводителей оказалась почти втрое ниже, чем,
    например, в США, что сделало отрасль инвестиционно непривлекательной. Низкие
    инвестиции, в свою очередь, привели к  неконкурентоспособности отрасли.
    Ситуация усугубилась со вступлением РФ в ВТО. Условия присоединения  резко
    обострили неравенство конкурентной борьбы отечественных и зарубежных
    сельхозтоваропроизводителей. Позиция государства и Минсельхоза, в частности,
    была крайне вялой, не было  выработано никаких адекватных мер. Ситуация
    резко контрастирует с тем, как вел себя Евросоюз после раунда переговоров в
    Дохе. Когда развивающиеся страны поставили вопрос о необходимости снижения
    дотаций для сельского хозяйства, ЕС не только не сократил поддержку крестьян, а
    даже увеличил ее, распределив по статьям, которые не запрещены ВТО.
    Сложившаяся ситуация требует решительных мер, а именно: разработка и реализация
    Дорожной карты развития сельского хозяйства России до 2020 года. Промедление
    может стоить России продовольственной безопасности, а 40 млн. сельских
    жителей  поставить на грань выживания.

    Часть. 1 Критика существующей аграрной политики.

    К сожалению, необходимо
    констатировать, что в результате проводимой аграрной политики российское село
    деградирует. Возьмем, к примеру, карту Бельского района Тверской области с
    указанием населенных пунктов за 1985 год (рис. 1.1) и посмотрим, сколько
    населенных пунктов сохранилось к сегодняшнему дню: огромное количество сел и
    деревень попросту исчезли.

    Рисунок 1.1. Исчезновение деревень с карты страны, на примере Бельского
    района Тверской области, 1985-2012 гг.


    И это не случайность, ведь с каждым годом все больше и больше мы завозим
    продовольствия, его импорт растет ежегодно на 14% (см. рис. 1.2). Даже в
    кризисном 2009 году, когда ввоз в страну практически всех товаров упал,
    динамика импорта продовольственных товаров не ослабла, что свидетельствует о
    том, что приобретаем за рубежом товары первой необходимости и не способны
    отказаться от них.

    В связи с этим
    отрицательный торговый баланс достиг впечатляющих величин в десятки миллиардов
    долларов – стоимость завозимых продуктов на 26,4 млрд. долларов превышает
    стоимость экспортируемых.

    Рисунок 1.2. Импорт продовольствия в РФ и торговый баланс РФ[1],
    2006-2011, млрд. долл.

    Не смотря на это, в
    Госпрограмме развития сельского хозяйства продолжают ставиться мало амбициозные
    цели. Как видно на рис. 1.3, даже плановые цели Госпрограммы на 2020 год не
    достигают уровня 90-х годов по объему производства ряда продуктов.

    Рисунок 1.3. Сравнение производства отдельных видов сельхозпродукции в
    1990, 2008 годах и планируемых показателей на 2020 год[2].


    Заниженными целями дело не ограничивается. Эффективность закладываемых в
    Госпрограмму мероприятий и качество их исполнения не выдерживает критики:
    существующая аграрная политика не позволяет российским сельхозпроизводителям
    конкурировать «на равных» ни на внутреннем, ни на внешних рынках.
    Объем средств, направляемых на развитие сельского хозяйства в России несравним
    с поддержкой, которую получают основные конкуренты. (рис. 1.4). Россия вступила
    в ВТО на условиях, полностью запрещающих поддержку экспорта, а объем поддержки
    на внутреннем рынке ограничен 4,4 млрд. долларов в год (начиная с 2018 года),
    что, например, ниже чем у Швейцарии. При этом разрешенный на 2013 год уровень
    поддержки в сумме 9 млрд. долларов реализуется едва ли на 50%.

    Рисунок 1.4. Сравнение разрешенного объема поддержки сельского
    хозяйства и экспорта сельхозпродукции в разных странах[3].

    Но даже эти
    незначительные средства распределяются неравномерно между регионами и
    хозяйствами. В трех соседних регионах РФ уровень субсидий на гектар площадей
    отличается более чем в 28 раз (рис. 1.5).

    Рисунок 1.5. Субсидии в рамках Госпрограммы на
    гектар с/х угодий в 2011 г. на примере некоторых регионов, тыс. руб. на гектар[4]


    Также существующая аграрная политика не нацелена на создание благоприятных
    экономических условий для развития села, не борется с непредсказуемостью
    сельхозпроизводства.

    Особо нужно остановиться
    на стоимости привлеченного финансирования (банковских займах). Даже с учетом
    субсидирования 100% ставки рефинансирования, реальная стоимость денег для отечественного
    фермера остается в несколько раз выше, чем для североамериканского или
    европейского (рис. 1.6).

    Рисунок 1.6. Условия конкуренции России с другими странами[5]

    Финансировать инвестиции
    в обновление материально-технической базы можно не только из заемных, но и из
    собственных средств, точнее, из прибыли. Как видно из рис. 1.7 цены на
    большинство продуктов сельского  хозяйства в РФ были ниже, чем в ЕС и США
    и, как следствие, рентабельность сельхозтоваропроизводителей в РФ с учетом
    субсидий была почти втрое ниже, чем в США. Показателен в этом отношении
    контраст свиноводства – цены на свинину были в последние годы выше, чем в ЕС, и
    это стало важнейшим фактором, определившим инвестиционную привлекательность
    подотрасли и инвестиционный взрыв, приведший в последние 5 лет к 8%
    среднегодовому росту выпуска в натуральном выражении.

    Рисунок 1.7. Факторы, влияющие на конкурентоспособность российских с\х
    производителей по сравнению с другими странами[6]

    Таким образом, можно
    сделать вывод о том, что даже при наличии всего одного фактора, определяющего
    инвестиционную привлекательность отрасли (наличие высоких цен и рентабельности,
    либо дешевое заемное финансирование) отрасль демонстрирует существенный рост
    инвестиций.

  • Часть 2. Четыре фактора, определяющие потенциал развития отрасли.

    Если факт богатства России истощаемым углеводородным сырьем вряд ли вызовет у кого-то сомнение, то утверждение о богатстве России аграрными ресурсами для неспециалиста не столь очевидно. Однако факты говорят сами за себя.

    2.1. Земельные ресурсы

    Россия располагает огромным резервом сельскохозяйственных земель (порядка 132 млн. га) – основного сельскохозяйственного ресурса. На ее долу приходится 10% мировой пашни и 55% мировых запасов чернозема. Кроме того, посевная площадь в РФ может быть быстро увеличена, ведь 41,0 млн. га были заброшены с 90-х годов прошлого века. Для сравнения, это площадь всей пашни Канады или вдвое больше площади пахотных земель Франции.

    На сегодняшний день лишь в двух регионах мира есть возможность увеличения площади пахотных земель и, соответственно, значительного и недорогого наращивания объемов производства сельхозпродукции – это страны СНГ и Африка. При этом, в прочих регионах мира эти возможности исчерпаны: Европа, Австралия и Северная Америка полностью исчерпали свои земельные ресурсы, а в Южной Америке любое расширение площадей связано с вырубкой бесценных лесов и значительными затратами (рис. 2.1).

    Рисунок 2.1. Использование пашни в странах мира[7]

    nbsp;      

      2.2. Трудовые ресурсы

    Наращивание производства сельхозпродукции также обеспечено и трудовыми ресурсами. Численность занятых в сельском хозяйстве России почти втрое превышают аналогичный показатель США и составляет 6,3 млн. человек. Однако их востребованность в отечественном сельском хозяйстве пока не высока. Уровень безработицы на селе вдвое выше, чем в среднем по экономике РФ, а уровень заработной платы на 15% ниже. Миф о низком качестве человеческого капитала в сельском хозяйстве сильно преувеличен, так, например, количество специалистов с высшим аграрным образованием составляет 1,6 млн. человек, что более чем в два раза выше, чем в США (рис. 2.2).

    Рисунок 2.2. Характеристика трудовых ресурсов, занятых в сельском хозяйстве России и других странах[8]

    nbsp;          2.3. Технологии

    Еще один источник роста сельхозпроизводства в России – это внедрение современных технологий. Ни для кого не секрет, в каком плачевном состоянии находится парк сельхозтехники, как игнорируются технологии производства, насколько неадекватно низкой остается урожайность основных сельхозкультур и производительность труда в отрасли (рис. 10). При этом для наших природно-климатических условий разработаны технологии (см. Канада, США, ЕС), позволяющие удвоить или даже утроить урожайность.

    Например, в Республике Татарстан (со средними для России природными условиями) даже в период затянувшейся засухи последних лет средняя урожайность зерна превышает 32 центнера с гектара (а, например, в Нурлатском районе – 52 центнера с га) – почти в 2 раза выше, чем в соседней Самарской области.

    Другой пример – Республика Беларусь. За счет применения современных технологий за 10 лет страна увеличила среднюю урожайность зерновых на 74% – с 19 до 33 центнеров с гектара.

    Потенциал роста с точки зрения использования новых технологий огромен и ограничен лишь объемом инвестиций в аграрный сектор РФ.

    Рисунок 2.3. Производительность труда и средняя мощность пахотных тракторов в России по сравнению с другими странами[9]

    nbsp;          2.4. Рынки сбыта продукции

    nbsp;          Крайне важным фактором для сельхозпроизводства является наличие рынков сбыта продукции, так как перепроизводство даже в одном году грозит банкротством целой отрасли.

    nbsp;          В этом отношении Российская Федерация также обладает колоссальными потенциалом, как на внутреннем рынке, так и на внешних.

    Потенциал роста внутреннего спроса обусловлен: увеличением самообеспеченности России сельхозпродукцией (т.е. импортозамещением); ростом потребления на душу населения, в особенности мяса (т.е. приближением к рациональным нормам потребления продуктов питания); повышением качества продукции (т.е. увеличением доли сельхозсырья в конечном продукте, например, мяса в колбасе); и ростом спроса на продукцию растениеводства со стороны животноводства (т.е. увеличение потребности в кормах).

    На внешних рынках Россия также имеет хорошие возможности как в силу своего географического положения, так и в связи с растущим дефицитом продовольствия в ряде регионов мира.

    Подробные расчеты потенциала внутреннего и внешних рынков для сельхозпродукции российского производства представлены в Части 4 доклада.

  • http://babkin-k.livejournal.com/140224.html
Категория: Русская Мысль. Современность | Добавил: rys-arhipelag (02.02.2013)
Просмотров: 481 | Рейтинг: 0.0/0