Светочи Земли Русской [131] |
Государственные деятели [40] |
Русское воинство [277] |
Мыслители [100] |
Учёные [84] |
Люди искусства [184] |
Деятели русского движения [72] |
Император Александр Третий
[8]
Мемориальная страница
|
Пётр Аркадьевич Столыпин
[12]
Мемориальная страница
|
Николай Васильевич Гоголь
[75]
Мемориальная страница
|
Фёдор Михайлович Достоевский
[28]
Мемориальная страница
|
Дом Романовых [51] |
Белый Крест
[145]
Лица Белого Движения и эмиграции
|
8. Духов день
В этом году мы отмечаем 85 лет со дня рождения Бориса Можаева. Он родился 1-го июня, в Духов день. В этот день издревле поминали предков и творили обереги от бесчинств, творимых русалками и неприкаянными душами "заложных" покойников (умерших неестественной смертью). В ночь девицы и женщины "опахивали" деревню, дабы оберечься от злых сил. В народе говорили: "С Духова Дня не с одного Неба - из-под Земли тепло идёт", "Придёт Свят Дух - будет на дворе, как на печке". Согласно народным поверьям, сего дня как Огня боится всякая нечисть, а перед самым Солнечным восходом на Духов День открывает Мать Сыра-Земля свои тайны, и потому знахари ходят в это время "наслушивать клады"… «…Земля на Руси всегда была источником любви к Родине и главной остойчивостью государства, а не предметом спекуляции. Одной из самых удивительных и стойких особенностей русского уклада жизни до недавнего времени считался обряд исповеди земле, живший обочь церковных канонов чуть ли не тысячу лет: «Молю тебя, Мать Земля Сырая, кормилица, молю тебя, убогий, несмышленый, грешный – прости, что топтал тебя ногами, бросал тебя руками, глядел на тебя глазами, плевал на тебя устами… Прости, родимая, меня грешного…» Дело тут не в наивном суеверии, не в языческом атавизме, а в чувстве сопричастности к извечному круговороту жизни, к зависимости в конечном итоге от земного благоденствия, в чувстве ответственности перед землёй. Земля даёт силу и стойкость. Недаром богатыри наши, припадая к земле, набирались силы…»[1] Духов день отмечается на следующий день после Троицына дня или, иначе, Пятидесятницы. В этот день Троица вошла в человека, и человек стал жилище Духа. В этот день ученики Христовы получили великий дар глаголения на многих языках ради проповеди учения Его. Как будто позабыв родной арамейский язык, они издавали какие-то странные звуки, которые можно было бы принять за иноплеменные языки, но знающие об их неучёности жители Иерусалима подумали, что апостолы просто пьяны. Но они говорили не на каком-либо земном языке, они говорили на языке Бога, на едином человеческом языке, рождающимся, когда уста вещают от сердца, полного Христовой любовью, а потому понятному каждому, чьё сердце открыто этой любви. Писателю, как никому другому, дан дар Слова. Дар этот можно обратить во зло, а можно к величайшему благу. Потому так велика ответственность писателя, художника, о которой говорил ещё Н.В. Гоголь в повести «Портрет». «Художнику, мыслителю, как никому, дано это счастливое и мучительное ощущение не только красоты, но и нарушения гармонии; и он, создавая образцы, облитые «горечью и злостью», трубит человечеству о надвигающейся опасности. Да, истинный художник всегда стоит на страже благоразумия и никогда не уклоняется от самых острых и крутых моментов бытия. Воссоздавая их реальную сущность, он придаёт общей картине яркость и глубину, благодаря чему эта отражённая жизнь становится более долговременным и действенным фактором, чем породившая её реальность»[2]. «Он (писатель – Авт.) обязан, невзирая ни на что, держать ориентир только на правду»[3]… Борис Андреевич Можаев соединял в себе силу Земли, её великую тягу, и дар говорить на «человеческом языке», обращаясь ко всем и не уклоняясь в ту или иную сторону, не умаляя единственной правды, которой служил, правдой того или иного лагеря. В его цельной натуре история соединялась с днём сегодняшним, переплетаясь и образуя единое целое. Так в роман «Мужики и бабы», в котором описывается реальная история Пителинского восстания, по замечанию И. Борисовой «опрокинут, как в чашу, весь опыт его собственной жизни, опыт его земляков на протяжении полувека, пережитый, как собственный, включая то, что несла народная память, бесценное устное предание, вытянутое из–под катков насильственного забвения и лжи. В бесчисленных персонажах романа узнаваемы столь же бесчисленные герои его очерков, зарисовок, рассказов и повестей. Роман о 30–м годе создавался в сиюминутных впечатлениях семидесятых годов, в живых и бедственных трансформациях народной жизни, которые Можаев переживал как длящуюся трагедию. Последствия высвечивали истоки, и эти линзы фокусировали восприятие им последующих девяностых годов…» Умение аккумулировать в себе огромные пласты разной информации, вникать в детали и видеть весь объём целого, природная отзывчивость и широта натуры – всё это качества Можаева-писателя и Можаева-человека, образующие многогранную и цельную личность. «Он брал на себя тяжести, как бы не соразмеряя их веса. И – нёс, так и не соразмерив», - писал А.И. Солженицын. Произведения Можаева, его герои не устаревают со временем, поскольку в них заключена вечная, неистребимая сила русской земли и русской души, живой до сей поры, несмотря ни на что. И потому, как пишет А. Турков, «голос Можаева и прежде, и сейчас, подобно голосу других «пахарей», спасал людей от безнадежной уверенности, будто «в наших краях правда не ночует». [1]Б.А. Можаев. «Надо ли вспоминать старое?» [2]Б.А. Можаев. Речь в г. Палермо на симпозиуме «Цивилизация и литература» [3]Там же.
САЙТ ПАМЯТИ ПИСАТЕЛЯ:
| |
| |
Просмотров: 678 | |