Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Воскресенье, 01.12.2024, 12:37
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4124

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей


Елена Семёнова. Ещё раз о покаянии

Нередко в рассуждениях о предметах духовных можно встретить подход сугубо материальный, юридический: чёткое отделение ответственности, обособление (каждый отвечает только за себя), законническое, формальное понимание искупления (условно говоря: отбил столько-то поклонов – и чист). Данный подход неверен изначально, поскольку духовная сфера тонка настолько, что в ней ничего не существует по отдельности, но всё взаимосвязано. Это замечательно выразил И.А. Ильин в своём очерке «О Божией ткани»: «Мир от Господа так устроен, что мы все – одна сплошная ткань. Все друг к другу приникли, все друг друга держим и друг другом держимся. Если одному плохо, то всем нехорошо, а люди этого не разумеют: глупы, близоруки. Думают: «Что мне до него, когда мне самому хорошо…» А на самом-то деле не так. Если одному которому-нибудь плохо, то он мучается и болеет; и его мука от него во все стороны распространяется. Ходит угрюмый и других угрюмит. От его беспокойства всем неуютно. От его страха у всех раздражение делается. Люди друг к другу злым местом повёртываются: не доверяют, подозревают, обижают, ссорятся. И все чувствуют, что это от него идёт и на него за это раздражаются. И он это чует, отвернётся, в себя уйдёт, ожесточится. Ему любовь нужна, а они к нему с раздражением. И никто не видит его муку, а видят только его угрюмость, жестокость, сварливость; и не любят его… И вот уже разрыв, порвалась ткань, врозь идёт, расползается. Надо скорее чинить дыру; а никто за это не берётся. «Мне, - говорят, - какое дело? Его беда, он и чини». А разрыв всё растёт и ткань испорчена. А чинить можно только любовью: твоя беда – моя беда, моя беда – общая… (…) Где ты не можешь, я за тебя смогу; где оба не сможем, другие вывезут». 

Если такова мера взаимосвязи для духовного мира в целом, то тем более никак невозможно разделять на отдельные личности единый народ. Тело не есть собрание отдельных клеток, живущих самостоятельно. Равно и народ, являющийся единым организмом, единым духовным существом, не есть собрание отдельных личностей. Соответственно, за всё, что происходит с ним и в его вотчине, отвечает перед Богом весь народ. Это ни в коей мере не упраздняет личной ответственности (разной степени) каждого. И нет никакого противоречия между покаянием личным и всенародным. Не может быть тело здраво, если больны отдельные его клетки, нет и покаяния всенародного, если нет покаяния личного. Всенародное покаяние складывается из покаяний многих и многих душ. Но работа отдельных душ не может заменить работы всего народа, равно как и исцеление отдельных клеток не есть исцеление больного в целом организма. Личная праведность Лота спасла его, но не избавила от Божиего гнева Содом. Личное покаяние одиночек спасёт их в судный час, но не избавит народ.

Рассуждая о судьбе России в своей статье «Будущее России и конец мира», отец Серафим Роуз обращал внимание, что, согласно пророчествам духовно одарённых людей, предрекших все бедствия, постигшие нашу страну в ХХ веке, возрождение России произойдёт лишь «в том случае, если люди русские раскаются в грехах своих и принесут повинную во всём том, что произошло». Сегодня необходимость такого покаяния оспаривается на основании того, что дети не ответственны за грехи отцов. Воистину так! Но лишь в том случае, если они не повторяют преступлений своих пращуров, не сочувствуют им, не пытаются оправдать их. Наша беда в том, что грехи, о которых ведётся теперь спор, не есть наше печальное прошлое, но самое, что ни на есть, настоящее.

Если говорить только по форме, по фактам, понятным для восприятия юридического, то: кем и когда было принесено покаяние за всё, сотворённое в России с 17-го года? В чём выразилось отречение от преступлений прошлого, осуждение их, которое позволило бы говорить о прошлом, как о прошлом?

Осудила ли Церковь, которая, в первую очередь, должна подавать пример,  своё сотрудничество с богоборческой властью? Каялась ли за помощь ей? За отступление от канонов? За всю ложь, как перед лицом мира, так и перед собственной паствой? С падением СССР Московская Патриархия обрела свободу, но мы не услышали ни единого заявления не то что о покаянии, но даже об элементарном отречении от «прошлого». Прошлое плавно перешло в настоящее и приобрело формы ещё худшие.

Где и когда признала и осудила российская власть, являющаяся правопреемницей власти советской, сплошь состоящая из прежних партийцев, комсоргов и сотрудников органов, геноцид русского народа, учинённый большевистской бандой? Не только не осудила, не отрекалась, но продолжала и продолжает их политику, лишь слегка поменяв лозунги и названия. Если и каялись, то для удовлетворения мирового сообщества: перед поляками, например. Но за миллионы умученных своих – никогда. О чём говорить, если даже де-юре у нас до сих не реабилитированы ни члены Императорской фамилии, ни герои Белого движения, ни многие другие? Зато реабилитирована ленинская гвардия записных палачей, чьими именами до сих пор названы города и улицы. Зато Сталин у нас преподносится теперь, как «эффективный менеджер».

О каком сознании произошедшего, о каком «прошлом» можно говорить, когда большая часть «православно-патриотической» общественности готова едва ли ни канонизировать несравненного истребителя русского народа Джугашвили, грезя об устроении великого государства по его лекалам? «Кровь его на нас и на детях наших» - эти слова относятся к разделяющим данный культ совершенно, ибо тот, кто в сердце своём оправдывает даже отчасти преступление, тот становится соучастником его. И что толку в таком разе, что они не приложили руки к злодеяниям прошлого? Заслуга ли бодливой коровы, что ей не дадено рогов? Да ведь окажись они в ту пору в нужном месте, и чувство, мысль воплотились бы в действие. Впрочем, и теперь не вечер ещё. Дадут волю, и под именем новой опричнины, о которой они так грезят, пойдут расправляться с неугодными. 

Святитель Иоанн Максимович писал: «…нашедшее на Россию бедствие является прямым последствием тяжелых грехов, и возрождение ее возможно лишь после очищения от них. Однако до сих пор нет настоящего покаяния, до сих пор не осуждены содеянные преступления, а многие активные участники революции продолжают и теперь утверждать, что тогда нельзя было поступить иначе. Не высказывая прямого осуждения февральской революции, восстания против Помазанника, русские люди продолжают участвовать в грехе, особенно когда отстаивают плоды революции». (Акт Всезарубежного Собора, 1938 г. Югославия.)

Наше общество одержимо болезнями, порождёнными т.н. «прошлым». Эти трихины до сих живут в душах, творя своё чёрное дело. Не надо обманываться украшениями храмов и богатством отдельных приходов: мы и сегодня живём при безбожии, только безбожие покрыто теперь сусалом псевдоправославия. Не надо обманываться ежегодными поминовениями (в том числе, первыми лицами) убиенных на Бутовском полигоне: те же люди продолжают политику тех, кто убивал. Немалый процент граждан РФ, согласно опросам, до сих пор оценивают роль Ленина скорее положительно. Ещё выше процент тех, кто положительно оценивает Сталина. И о каком же преодолении прошлого можно говорить? О каком преодолении греха? Этим грехом по сей день пронизано всё у нас, начиная с Церкви и кончая обывательской средой.

Покаяние не есть лишь дело келейное. Не есть и некое единовременное действо, которое явится лишь формальным актом, если не будет основано на большой и кропотливой работе. Какая это должна быть работа? Необходимо шаг за шагом расчищать громады накопленной за десятилетия лжи, открывая истину о том, что произошло с нами (именно с нами, потому что и мы, живущие сегодня, и предки наши с их славой и их падениями – суть одно, поскольку жизнь народа – это не жизнь одного поколения, но вся его история), понимая всю трагедию, постигшую нас, отделяя правду от клеветы, преступление от подвига, жертв от палачей, праведников от предателей, не позволяя смешать их воедино, как стараются сегодня. Такая напряжённая духовная и мысленная работа должна расставить всё на свои места, и тогда царящий сегодня в сознании общества морок рассеется. В противном случае мы и далее будем осуждены блуждать и метаться среди призраков, проваливаться в расставленные нам прыткими ловцами ловушки. Именно этот процесс, процесс раскрытия подлинной «тайны беззакония» стремятся всеми силами не допустить сегодня все не заинтересованные в нём силы. И стараются ложь умножать, смуту – усугублять. Именно этот процесс является путём к покаянию. Без него покаяние, если и будет, то лишь видимым, бесплодным. Особенно, если вдруг решат провести спектакль под таким названием те, кто теперь отрицают необходимость его.

Кому-то кажется неверным возлагать вину на весь народ, в котором были и верные, были и праведники. Однако, праведники во все времена служили примером покаяния. Они, не имевшие грехов, каялись больше других, острее других сознавали свою вину, ощущая вину чужую, как собственную. Трудно понять, отчего утверждение о необходимости всенародного покаяния вызывает у некоторых такой отчаянный протест. Допустим, вы, в самом деле, хороши, чисты, не были, не участвовали, и каяться вам совершенно не в чем. Пусть так. Но даже если так, что убудет от вас, если вы всё-таки не последуете примеру фарисея, отделившего себя от мытаря и блудницы, а покаетесь совместно с ними?

Мы все – одна ткань, - писал И.А. Ильин. Но ткань эта сегодня более всего похода на мышеядь или молеточие: кажется, тронь только, и рассыплется в прах. Восстановление этой ткани – дело долгое и многотрудное. И дело это – общее.

Великие святые Русской земли не взывали к покаянию отдельных личностей, но обращались к Народу, понимая его, как единое существо. К народу же обращался великий Святитель второй половины ХХ века владыка Иоанн Максимович, выдержками из трудов которого мне бы хотелось завершить данный очерк:

«Горе тем, кто добро называет зло, а добро – злом. Перед нами, перед русским народом, путь восстания есть путь сознания греха и покаяния.

Для возрождения России напрасны все политические и программные объединения: России нужно нравственное обновление русского народа.

Мы должны молиться о прощении грехов наших и о милости нашему Отечеству, подобного тому как Господь Бог, освободив Израиль от плена Вавилонского, восстановил и разрушенный град Иерусалим». («Слово перед панихидой по Царю-мученику»)

«Отряхните сон уныния и лености, сыны России! Воззрите на славу ее страданий и очиститесь, омойтесь от грехов ваших! Укрепитесь в вере православной, чтобы быть достойными обитать в жилище Господнем и вселиться в святую гору Его. Воспряни, воспряни, восстань, Русь, ты, которая из руки Господней выпила чашу ярости Его! Когда окончатся страдания твои, правда твоя пойдет с тобой, и слава Господня будет сопровождать тебя. Приидут народы к свету твоему, и цари — к восходящему над тобой сиянию. Тогда возведи окрест очи твои и виждь: се бо придут к тебе от запада, и севера, и моря, и востока чада твоя, в тебе благословящая Христа во веки!». (Акт Всезарубежного Собора, 1938 г. Югославия.)

 

Категория: Русская Мысль. Современность | Добавил: rys-arhipelag (06.05.2010)
Просмотров: 404 | Рейтинг: 5.0/1