Антология Русской Мысли [533] |
Собор [345] |
Документы [12] |
Русская Мысль. Современность [783] |
Страницы истории [358] |
Ещё один принципиальный, с точки зрения промышленной политики, момент. Как уже отмечалось, участие России в процессе глобализации может быть только весьма ограниченным и опирающимся на анализ не только выгод, но и угроз и рисков, с которыми связан этот процесс. Полезно иногда взглянуть на глобализацию и в историческом контексте. Уровень глобализации, не уступающей нынешнему, имел место и в начале ХХ века, перед Первой мировой войной. Поэтому важнейшим направлением промышленной политики должно быть развитие внутреннего рынка. В самом деле, Россия должна кормить, лечить,обогревать, учить и защищать себя сама. Никто другой за нас эти задачи не решит (рис. 17). И в этом отношении у нашей страны есть большие традиции. Вспомним слова выдающегося дипломата А.М. Горчакова (1798-1883): «Россия сосредотачивается». Именно этот политический курс, на десятилетия опередивший вектор развития страны и её промышленную политику, в полной мере оправдал себя. Россия не может стать энергетическим гарантом ни для Запада, ни для Востока. Поэтому модернизация страны должна определить и воплотить в реальность другие направления развития. Вспомним слова великого химика Д.И. Менделеева (1834-1907) о том, что сжигать нефть так же неразумно, как топить печь ассигнациями. И это ещё более справедливо в нынешних реалиях. Россия занимает второе место в мире по добыче нефти и седьмое по доказанным запасам. Форсированная добыча российской нефти происходит за счет запасов, которые должны были бы достаться поколению наших детей и внуков. Наконец, и в истории новой России есть пример политики, позволившей поразительно быстро восстановиться после тяжелейшего дефолта 1998 года. Эту политику блестяще реализовало правительство Е.М. Примакова - Ю.Д. Маслюкова. Резкое сокращение импорта позволило в те годы быстро подняться на ноги отечественным производителям. Предыдущий председатель комитета по промышленности Государственной Думы Юрий Дмитриевич Маслюков (1937-2010) часто призывал к реализму и прагматике в экономическом и промышленном развитии. Эффективные и успешные стратегии и технологии не должны отбрасываться. По сути дела, стране для проведения модернизации, выработки и проведения промышленной политики нужны Госплан, Госснаб, Госкомцен и Госкомитет по науке и технике нового поколения, использующие современные управленческие стратегии, системы поддержки принятия решений, методы компьютерного моделирования и прогнозирования. Существующий государственный аппарат неэффективен. Он с трудом справляется с задачами оперативного управления, оказывается бессилен в период кризисов и стагнации и не способен реализовать задачи модернизации страны. Вероятно, нужен ещё один контур государственного управления, ориентированный на диктатуру развития, на решение стратегических задач в условиях жестких ресурсных и временных ограничений. На нашем круглом столе присутствуют представители ряда регионов. На наш взгляд, именно на уровне регионов будет решаться судьба российской модернизации. Нефть и газ есть только в 16 субъектах Федерации. Во многих регионах уже столкнулись и с депопуляцией, и деиндустриализацией. Например, за период с 1991 по 2008 год население Дальнего Востока сократилось на 1,5 млн. человек или почти на 20% (население всей России за это время сократилось на 4%). Если подобная тенденция сохраниться, то к 2050 году население региона составит не более 4,5 млн. человек. Географы видят признаки перехода от линейно-узлового к очаговому типу территориального расположения производительных сил в значительной части России. Предлагаемое переселение из моногородов будет приводить к потере освоенной территории. Поэтому и на региональном уровне крайне важно эффективное, точное региональное управление с ориентацией на дальнюю перспективу. Нужны региональная инновационная система, промышленная и социально-экономическая политика (рис. 18). Наш опыт работы с Москвой, Московской областью, Чувашской республикой, Кемеровской и Калужской областями, республикой Якут (Саха) показывает, что есть инструменты, которые могут существенно повысить эффективность управления на региональном уровне и расширить возможности госуправления. Работы в данном направлении ведутся в Научно образовательном центре ИПМ (руководитель Н.А. Митин) и в Центре компьютерного моделирования и экспертного анализа (ЦКМЭА) ИПМ (руководитель В.В. Шишов), интернет-ресурсы www.smi-svoi.ru, www.plan-razvitie.ru). Одним из инструментов могут стать когнитивные центры, решающие, в отличие от ситуационных центров, ещё несколько задач. Среди них: - быстрая корректировка планов социально-экономического развития регионов (что особенно важно в периоды кризисов) на основе компьютерного моделирования и новых технологий работы с информационными потоками; - организация экспертизы проектов, программ, стратегий, к которой на основе новых информационных технологий можно привлечь ряд ведущих отечественных и зарубежных экспертов; - разработка пакетов антикризисных мер, стратегий развития, высоких гуманитарных технологий, повышающих эффективность управления; - подготовка кадров для реализации крупных инновационных проектов (мы называем таких специалистов - MIA - мастер инновационного администрирования). Успехом мы считаем работу ЦКМЭА ИПМ с руководством Чувашской республики. Прогнозы, сделанные нами перед первой волной кризиса, были приняты во внимание, позволили заблаговременно принять ряд мер и полностью оправдались в ходе кризиса. С учетом сделанных оценок руководство республики во главе с её президентом Н.В. Федоровым выдвинуло новую стратегию экономического развития республики. В основу этой стратегии положено форсированное развитие предприятий, ориентированных на использование технологий VI уклада и создание в регионе биотехнологического кластера. Коллега из Калужской области обратил внимание на автомобильный кластер, созданный в регионе («русский Детройт», как его часто называют). В регион пришли крупнейшие мировые производители. Это рабочие места, более высокий уровень технологий, налоги в местный бюджет. Сильная политика руководства региона, обеспечившая привлечение инвесторов, и тенденция транснациональных компаний (ТНК) к аутсорингу, к выносу производства в третьи страны дала результаты. Тактически это, безусловно, большой успех. В долгосрочном плане всё зависит от того, в какой мере удастся перейти от «отверточного производства», от положения «наемной рабочей силы» хотя бы к позиции равноправного партнера. И это тоже требует отдельных усилий, стратегий, проектов. Обращу внимание на три отрасли промышленности, на которые стоит обратить особое внимание в законе о промышленности. Это промышленность оборонного комплекса (рис. 19). С точки зрения инноваций, эта сфера имеет определяющее значение. Множество высоких технологий, без которых мы не мыслим нашей реальности первоначально создавались для производства оружия. Это неудивительно - именно в этой сфере отношение цена/качество может быть большим. (Даже небольшое преимущество перед оружием возможного противника может оказаться принципиальным.) В настоящее время оборонный бюджет США превышает расходы всех остальных стран мира вместе взятых. И одна из целей этих сверхрасходов - технологическое перевооружение высокотехнологичной промышленности, форсированное развитие инновационного сектора экономики, освоение возможностей VI технологического уклада. Число патентов, полученных американскими гражданами в 2009 году показывает, что такая стратегия дает результаты. Именно поэтому важнейший момент, на который стоит обратить внимание, это трансферт технологий и кадров из сферы оборонной промышленности в гражданский сектор экономики (отсутствие эффективных механизмов такого трансферта стало одной из причин поражения Советского Союза в холодной войне.) В ходе реформ, проводимых под руководством министра обороны РФ А.Э. Сердюкова, происходит быстрое сокращение численности вооруженных сил России. В соответствии с планами реформ, к 2012 году численность сухопутных войск должна сократиться примерно в 10 раз, военно-воздушного флота - вдвое, военно-морских сил вдвое и ракетных войск стратегического назначения в 1,5 раза. В ходе реформ уже разгромлены военная наука, военное образование и военная медицина. До начала реформ по обычным вооружениям соотношение сил между Россией и НАТО было 1/60. Александр III говорил, что у России есть два союзника - это её армия и флот. Без большого преувеличения можно сказать, что у новой России уже нет ни армии, ни флота, и её суверенитет обеспечивает только ракетно-ядерный щит. Серьёзные проблемы мы видим и в оборонном комплексе. Отражение этого - тяга чиновников к импорту оружия. Вертолетоносцы планируется закупать во Франции, беспилотные летательные аппараты в Израиле, винтовки в Англии и пистолеты в Италии. Перефразируя известную мудрость, можно сказать, что народ, который не хочет кормить свой оборонно-промышленный комплекс (ОПК), будет кормить чужой. Отсюда следует очевидный вывод - армия, численность которой опасно уменьшится в ходе модернизации, должна перевооружиться в сжатые сроки отечественным оружием, созданным на основе достижений VI технологического уклада. Английский публицист и чиновник Паркинсон иронизировал, когда утверждал, что беда армии в том, что она готовится не к последней из прошедших войн, а к предпоследней. Этой напасти очень хотелось бы избежать, особенно в нынешнюю эпоху, связанную с социально-экономическими кризисами и международной нестабильностью. Возможно, на эти императивы развития оборонной промышленности страны также следовало бы обратить внимание в готовящемся законе. Одно из ключевых направлений промышленной политики - обеспечение безопасности и управление риском аварий и техногенных катастроф (рис. 20). Эта деятельность не только гуманна, но и очень выгодна для общества в целом. Мировой опыт говорит, что каждый рубль, вложенный в прогноз и предупреждение чрезвычайных ситуаций, позволяет сэкономить от 10 до 1000 рублей, которые пришлось бы вложить в ликвидацию или смягчение последствий уже произошедших бед. С 1994 года мировым сообществом был взят курс на мониторинг, прогноз и предупреждение стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф. В 2000-м году сотрудники ИПМ и ряда других академических институтов, а также ряд руководителей МЧС России выпустили в издательстве Наука монографию «Управление риском. Риск. Устойчивой развитие. Синергетика». В ней была предложена стратегия повышения безопасности техносферы и проанализирована опасность инерционного развития техносферы. В 2002 ИПМ, поддержанный 10 другими академическими институтами вышел с предложением создать Национальную систему научного мониторинга опасных явлений и процессов в природной, техногенной и социальной сферах. Пройдя множество согласований, этот проект был остановлен на уровне Правительства РФ. На рис. 20 показано состояние ряда отраслей российской промышленности. Видно, что критический рубеж перейден. Степень износа основных фондов очень велика, инвестиции недостаточны, начался вал техногенных катастроф, о котором ученые предупреждали 10 лет назад. На территории России около 50 тысяч опасных объектов и около 5 тысяч особо опасных. Реальностью могут стать техногенные аварии и катастрофы, в результате которых погибнут или серьёзно пострадают сотни тысяч людей. Поэтому обеспечение промышленной безопасности в современной России должно идти с очень высоким приоритетом. Вероятно, здесь требуются чрезвычайные меры. Примеры, которые у всех на слуху - авария Саяно-Шушенской ГЭС и авария на шахте «Распадская». Эти аварии роднит то, что современные технологические средства позволяют предупредить подобные аварии (разумеется если не пренебрегать результатами мониторинга). На ликвидацию последствий обеих катастроф требуется около 40 миллиардов рублей ... из федерального бюджета. Иными словами, собственники опасных объектов не могут не только должным образом эксплуатировать производства, но и не могут застраховать их. Подобная практика представляется недопустимой. Возможно, следует создать фонд страхования особо опасных объектов, куда их собственники (если объекты перешли в частные руки) должны вкладывать средства, сравнимые со стоимостью самого объекта. И средства из этого «общака» должны идти на ликвидацию последствий, если уж авария случится. Можно обратить внимание на английский опыт постоянного повышения страховых премий физическим лицам, что побуждает, например, авиакомпании, к постоянному повышению уровня безопасности полетов. Заслуживает внимания и американская практика - с первых часов работы атомной станции деньги начинают идти в фонд, предназначенный для ликвидации этого объекта, когда он выработает свой ресурс. В любом случае этот круг вопросов самым тесным образом связан с промышленной политикой и, безусловно, нуждается в законодательном регулировании. Напомним задачу, поставленную Президентом РФ - эффективное управление страной в существующих границах. Это требует промышленного развития многих регионов России, включая Сибирь, Север, Дальний Восток. Это также должно стать одним из приоритетов промышленного развития России. И жители этих регионов, и предприниматели, работающие там или приходящие туда, должны иметь и ясную перспективу, и государственную поддержку. Криминал здесь должен быть поставлен в жесткие рамки. Системы льгот, программы доступного жилья, множество других мер, работающих на это, должны рассматриваться как неотъемлемая часть проекта модернизации страны. В своё время выдающийся государственный деятель России С.Ю. Витте (1849-1915) вложил огромные усилия в увеличение протяженности сети железных дорог России, в строительство Транссибирской магистрали. Это был большой проект конца XIX века. Возможно, именно он и позволил России сохранить огромные территории Дальнего Востока, Чукотки, Камчатки за Россией (рис. 21). Выдающийся математик, философ, мыслитель, академик Н.Н. Моисеев считал, что если Русь возникла на пути «из варяг в греки», то становление новой России должно происходить «на пути из англичан в японцы». Под его руководством прорабатывались и вопросы расширения использования важнейшего транспортного ресурса России - Северного морского пути. Должно измениться само отношение к огромной части России за Уралом. Это не «кладовая» - кладовую можно открыть, когда надо, и закрыть, когда надобность отпадет. Это не «мост» - около моста жить неудобно. Это, как и другие регионы, дом для миллионов человек, который должен быть удобным, благоустроенным, надёжным, безопасным, родным. Этот императив требует соответствующей инфраструктуры и развития ряда отраслей промышленности. При этом транспортные пути выступают не как самоцель, а как инструмент развития, который также следует создавать и активно использовать в ходе будущей модернизации. Подобные программы есть. Можно обратить внимание на проект Высокотехнологичный транспортной системы (ВТС), разработанный Фондом развития России под руководством профессора Е.М. Гринева (рис. 21). Он предусматривает создание сети магистралей и транспортных коридоров Западная Европа - Дальний Восток. Это системный проект, связывающий воедино железнодорожные магистрали, транспортные терминалы, сеть аэропортов-хабов, Северный морской путь, линии оптоволоконной связи, ряд новых организационных структур. ВТС - это 20 миллионов новых рабочих мест, и тридцать миллиардов долларов прибыли ежегодно только за счет ускорения транзита. Но главное - это возможность вдохнуть новую жизнь в огромный край, превратить Россию в сверхдержаву нового поколения. До кризиса консорциум европейских банков выразил заинтересованность в этом проекте и готовность поддержать создание ряда его фрагментов. Проект широко обсуждался научной общественностью, был представлен руководству России. На нем стоит резолюция В.В. Путина, призывающая ускорить его согласование с заинтересованными ведомствами и детальную проработку. Беда лишь в том, что этой резолюции больше трех лет. Поэтому очень желательно, чтобы промышленная политика России увязывалась с региональной политикой, с императивами освоения и развития регионов страны за Уралом. На решение этих задач у нашей страны отпущено не много времени - за последние 19 лет население Чукотки сократилось в три с лишним раза, Магаданской области - почти в два с половиной. Естественно, реализация таких проектов требует сильной государственной политики, ясного понимания приоритетов и стратегических целей России и воплощение этого понимания в конкретных практических делах. В небольшом сообщении невозможно затронуть много других важных вопросов, связанных с инновационным развитием, с освоением возможностей VI технологического уклада с быстрым экономическим ростом, который имеет ключевое значение для нашей страны. Сильная промышленная политика может предопределить её будущее. Ряд связанных с этим проблем мы обсуждаем в серии книг «Будущая Россия», которая выпускается издательством URSS (рис. 22). Надеюсь видеть вас и в числе читателей, и в числе авторов книг этой серии. К сожалению, пока сценарии взаимодействия изобретателей, исследователей, экспертов с госкорпорациями, с отечественным бизнесом, с органами власти зачастую не ориентированы на форсированное инновационное развитие. Часто они протекают так же, как в известной басне Феликса Кривина «Лиса и Заяц»: Лиса позвала Зайца на обед. Морали нет. И зайца тоже нет. Модернизация требует изменения подобной ситуации. Она предполагает сильную политику промышленного и инновационного развития страны. Шанс, который история предоставила России, не должен быть упущен.
http://www.za-nauku.ru//index.php?option=com_content&task=view&id=3340&Itemid=29 | |
| |
Просмотров: 551 | |