Светочи Земли Русской [131] |
Государственные деятели [40] |
Русское воинство [277] |
Мыслители [100] |
Учёные [84] |
Люди искусства [184] |
Деятели русского движения [72] |
Император Александр Третий
[8]
Мемориальная страница
|
Пётр Аркадьевич Столыпин
[12]
Мемориальная страница
|
Николай Васильевич Гоголь
[75]
Мемориальная страница
|
Фёдор Михайлович Достоевский
[28]
Мемориальная страница
|
Дом Романовых [51] |
Белый Крест
[145]
Лица Белого Движения и эмиграции
|
К 100-летию подвига русского бронеавтомобилиста … ![]() Сегодня исполняется 100 лет со дня подвига, совершенного одним из первых русских бронеавтомобилистов, Георгиевским кавалером штабс-капитаном Павлом Васильевичем Гурдовым. 12/25 февраля 1915 года этот незаурядный русский офицер ценой собственной жизни переломил ход тяжелого сражения и поспособствовал русской победе у деревни Добржанково во время Праснышской операции. Павел Васильевич Гурдов родился 17 октября 1882 года в семье отставного капитана 1-го ранга, служившего на момент рождения сына управляющим Бакинского Агентства пароходного общества «Кавказ и Меркурий». Окончив Бакинскую классическую гимназию и реальное училище, Павел, имевший склонность к технике и потому принявший решение стать военным инженером, в 1902 г. поступил в Николаевское инженерное училище, которое через три года окончил по первому разряду. Получив чин подпоручика он был определен на службу в Свеаборгскую крепостную минную роту.
![]() В разгар революции 1905 года молодому офицеру Павлу Гурдову довелось командовать группой водолазов, в задачу которых входило поднять севший на мель британский пароход «Джон Графтон», везший закупленное на японские деньги оружие революционерам. По плану организаторов, оружие должно было быть выгружено в нескольких пунктах, около Выборга и других местах вдоль финского побережья, а затем доставлено в Россию и распределено между финскими, эсеровскими и большевистскими боевиками, чтобы в октябре 1905 г. поднять вооруженное восстание в Петербурге и Москве. На пароход было загружено 16 тыс. винтовок, 3 тыс. револьверов, 3 млн патронов, а также 3 тонны взрывчатых веществ ‒ динамита и пироксилина. Однако груз доставить не удалось, пароход сел на мель в 22 километрах к северу от финского Якобстада и, выгрузив часть оружия на шлюпки, команда взорвала судно. Но взрыв не привел к полному уничтожению груза и, поскольку пароход продолжал стоять на отмели, требовалось предотвратить попадание уцелевшего оружия в руки революционеров. Подпоручик Гурдов блестяще справился с возложенной на него задачей, за что вместе с другими офицерами удостоился благодарности Государя.
![]() В 1906 г. Павла Гурдова перевели в Петербург, зачислив в состав офицерской электротехнической школы, в которой способных к технике офицеров знакомили с открытиями и изобретениями по электротехнике, минному, подрывному и телеграфному делу, весьма полезных в ходе современной войны. Блестяще окончив школу в 1908 г., поручик Гурдов был оставлен в ней в качестве преподавателя, прослужив в этом качестве четыре года. Увлекшись в 1912 г. изучением подводного дела, штабс-капитан Павел Гурдов решил продолжить свое образование и поступил на курсы подводного плавания, успешно окончив которые, вернулся к преподавательской работе в офицерской электротехнической школе и Николаевском инженерном училище. Кроме того, штабс-капитан был увлечен автомобилями, прекрасно в них разбирался, показав себя не только первоклассным шофером, но и знатоком их устройства. Всесторонне развитый, Павел Гурдов также пробовал себя в литературе (писал стихи) и в музыке, считаясь одним из лучших учеников виолончелиста А.В.Вержбиловича. ![]() Получив звание офицера подводного плавания, Гурдов ждал, когда его определят на одну из новых подводных лодок, но разразившаяся вскоре война не позволила ему стать подводником. В 1914 году П.В.Гурдов оставил преподавательскую деятельность и вместе с полковником А.Н.Добржанским занялся изготовлением первых бронеавтомобилей, сумев уже к октябрю 1914 года ввести в строй 8 боевых машин. Отправившись затем по собственному желанию на театр военных действий, Павел Гурдов был зачислен командиром взвода в только что созданную 1-ю Автомобильную пулеметную роту, отправленную после Высочайшего смотра и молебна в Варшаву. В дневнике Императора Николая II в связи с этим событием была сделана следующая запись: «14-го октября. Вторник. Шёл мокрый снег. В 11 час. на Дворцовой площадке мне представилась только что сформированная автомобильная рота с 47-мм пушками и пулемётами со стальными щитами. Она уходит в поход». А уже 11 ноября 4-й взвод, которым командовал Гурдов, принял боевое крещение, вступив в бой с неприятельской пехотой. ![]() По свидетельству современников, штабс-капитана Гурдова отличало не только прекрасное знание техники, но и исключительное бесстрашие. 20 ноября 1914 года в бою возле Пабьянице, броневики под командованием Гурдова несколько раз приближались к окопам противника, заставляя противника пулеметным огнем прекращать стрельбу. А ночью 4-й взвод штабс-капитана П.Гурдова вместе с небронированным «Олдейсом» получил приказание прикрыть фланг 68-го пехотного полка 19-го армейского корпуса, который пытались обойти немцы. В 3 часа ночи машины вышли к Ласскому шоссе, где было обнаружено движение немцев на левый фланг нашего расположения. Автомобили подоспели как раз вовремя, так как левый фланг Бутырского полка дрогнул и подался назад. Увидев, что немцы вплотную подступили к шоссе, штабс-капитан Гурдов врезался на своем броневике в наступавшие густые цепи и открыл огонь на два фаса из четырех пулеметов с расстояния 100‒150 шагов. Немцы не выдержали, прекратили наступление и залегли. Со столь близкого расстояния вражеские пули решетили броню. Весь экипаж броневика, включая командира, были ранены. Вскоре обе наши машины были выведены из строя, а четыре пулемета подбиты. Отстреливаясь оставшимися двумя пулеметами, штабс-капитан Гурдов в 7 ч. 30 мин. утра, с помощью раненых пулеметчиков, на руках откатил обе машины до наших цепей, откуда их отбуксировали подошедшие на помощь машины. За этот славный бой Гурдов удостоился ордена св. Георгия 4-й степени, а все нижние чины взвода ‒ Георгиевских крестов. ![]() В январе 1915 года взвод штабс-капитана Гурдова был отправлен на фронт в распоряжение 1-го Сибирского армейского корпуса. 10 февраля бронеавтомобили успешно атаковали вражеские окопы и без потерь вернулись обратно. А через два дня ‒ 12 февраля ‒ штабс-капитан Гурдов вызвался выручить нашу пехоту, которая не могла занять деревню Добржанково из-за смертоносного артиллерийского огня противника. Этот бой оказался для Павла Васильевича последним. Вот что рассказал о нем военный корреспондент «Утра России» Сергей Михайлов: ![]() «Телеграф принес уже весть о беззаветно дерзком налете шт.-капитана Гурдова на германскую батарею у деревни Добржанково под Праснышем. Что-то титаническое, какая-то безумная удаль и полное презрение к смерти кроются в этом подвиге. Наши должны были пойти в атаку. Но лишь тронутся, как проклятая батарея своим метким огнем заставляет повернуть обратно и прятаться в окопы. Это была преграда, которую нужно было устранить во что бы то ни стало. Иначе нельзя было двинуться вперед, не рискуя понести огромные потери. Нужно было обнаружить местонахождение батареи, а если можно, то и заставить ее замолчать. Кому поручить столь рискованное дело, кто сможет выполнить его? Кто же, как не безумно отважный, быстро находящийся при самых невозможных обстоятельствах штабс-капитан Гурдов, уже прославившийся в ночном бою под Пабияницами, где он с отрядом нескольких бронированных автомобилей врезался в самую гущу неприятельских войск и искрошил около четырех немецких полков. ![]() Выехали автомобили. В переднем находился Гурдов, во втором ‒ поручик князь Вачнадзе. С потушенными огнями тронулись автомобили и сразу же дали полный ход. Взглядами, полными пожеланий успеха, и со словами тихой молитвы на устах провожали товарищи силуэты удаляющихся вперед автомобилей. ‒ Счастливо вернуться! ‒ как бы про себя говорили солдаты. Всех их охватило какое-то напряженное состояние. Вдруг привычно ухо солдат различило характерную пачечную стрельбу, раздавшуюся из немецких окопов. Ясно было, что немцы заметили наших удальцов. ![]() Автомобили, между тем, не обращая внимания на страшный огонь, продолжали нестись. Пули простые и разрывные попадали в машины и пробивали броню. Но ничто не могло остановить храбрецов. Вот они уже за несколькими линиями немецких окопов. Наконец, подъехали к германской батарее и на расстоянии 20 шагов открыли страшный огонь. Прошло несколько мгновений, и вся батарейная прислуга была перебита, а орудия приведены в негодность. Между тем пруссаки из окопов и из других орудий продолжали жестокий обстрел автомобилей и прямо-таки изрешетили их пулями. Штабс-капитан Гурдов был уже ранен несколькими пулями, но не терял присутствия духа. А в это время наши войска, не сдерживаемые огнем замолчавшей батареи, пошли в атаку и один за другим взяли ряд немецких окопов. Герой же этого, можно сказать, легендарного дела, штабс-капитан Гурдов купил его ценой своей жизни. Немецкий снаряд попал в автомобиль, в котором он находился, и под вдавленной сталью машины перестало биться сердце героя. Поручик Вачнадзе, находившийся во втором автомобиле, был тяжело ранен. Однако, последствия этого беспримерного дела грандиозны: оно явилось ключом к нашей праснышской победе». За героическое дело у деревни Добржанково штабс-капитан Гурдов был посмертно произведен в капитаны, награжден Георгиевским оружием и орденом Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость». Тело героя было доставлено в Петроград. Отпевали его в церкви Михаила Архангела в Инженерном замке, похоронив 18 февраля / 3 марта на кладбище Александро-Невской Лавры. А 30 марта в честь павшего смертью храбрых героя был назван новый бронеавтомобиль «Паккард», носивший с этого времени вместо №20 имя «Капитан Гурдов». Подготовил Андрей Иванов, доктор исторических наук | |
| |
Просмотров: 1071 | |