Антология Русской Мысли [533] |
Собор [345] |
Документы [12] |
Русская Мысль. Современность [783] |
Страницы истории [358] |
Организационная способность русского народа есть одна из труднейших
загадок человеческой истории. Народ, создавший государство, — по
размерам территории второе в мире, а по численности населения третье; одолевший
все препятствия сурового климата, континентального массива, лесов,
болот и степей, пестрой разноплеменности, разноязычия и разноверия,
незащищенности границ, татарского ига и непрерывных вековых войн; и
при всем том не только не растративший своих душевно-духовных сил, но
соблюдший свой национальный лик и явивший его другим народам в величии и
красоте — должен был бы обладать исключительным организационным даром и
умением... И в то же время этот народ обнаруживает на протяжении всей
своей истории склонность к внутренним несогласиям и распрям, которые в
среднем раз в сто лет принимают форму смуты, междоусобия или
революционной резни... Междоусобствовали русские люди в период уделов;
ссорились и ходили друг на друга под татарским игом; разложили и чуть не
погубили свою страну в великой Смуте; резались в годину Разина;
бунтовали бесперечь при Петре Великом; опять резались в годину
Пугачева; раскачивали резню в лице декабристов и народовольцев; и в
начале двадцатого века в два приема раскачали ее так, что мировая
история не может вспомнить подобного кровопролития...
Как же совмещается в русской душе эта способность к организационному творчеству (и в большом, и в малом масштабе) — с этой тягой к распре и смуте, к разложению и анархии? Почему наши враги, хулители и предатели могут с такой развязной уверенностью твердить о нашей организационной бездарности и немощи? И что мы можем ответить им, ликующим и грозящим в час нашего развала и лихолетья? Ведь у соседей наших даже басня (несправедливая) по этому поводу сложена, будто «один немец — ничто, два немца — организация, три немца — порядок; один русский — талант, двое русских — распря, трое русских — скандал и хаос...». Где же правда? Установим с самого начала, что русская душа действительно таит в себе большую организационную способность или, если угодно, удобо-организуемость. Первым доказательством тому является русская армия; Россия, обороняясь и закрепляя свои рубежи, провоевала всю свою историю. С армией, неподдающейся крепкой спайке на фронте и в тылу, — она не просуществовала бы и ста лет; она не одолела бы татар, не отразила бы поляков, шведов и турок, не выдержала бы военных напряжений XIII и XIX веков. Это доказывает, что русский народ, добиваясь организации, радея о ней, умеет организовываться отнюдь не хуже своих соседей. Ясно также, что за русской армией в течение всей истории стоял слагавший ее, обучавший, водивший и кормивший ее русский государственный центр; тот самый центр, который своим искусным политическим домоводством собрал Россию воедино*, который замирял и замирил ее, который блюл русские интересы, осторожно направлял великий процесс русской колонизации**, ограждал и насаждал ее земледелие, промышленность и торговлю, строил русские дороги*** и каналы, закрепил и потом освободил русские сословия и, наконец, создал и взрастил русское просвещение. Не смешно ли говорить о русской организационной бездарности и немощи? Однако столь же неосновательно и слепо было бы утверждать, что удобо-организуемость русского человека всецело зависит от приказа и принуждения государственного центра и что, предоставленные сами себе, русские люди быстро превращаются в общественную пыль. Вся история России не соответствует этому. Так, Россия искони знала местное и сословное самоуправление, начиная от древних торговых городов, «вервей» и «погостов» (XII век); восходя к тяглым «обществам» и «мирам», «черным сотням» и «слободам», к казачеству с его великим колонизационным движением на окраинах Юга и Востока; кончая позднейшим самоуправлением — дворянским, купеческим, мещанским, крестьянским и, наконец, земством и городом последнего века. Столетиями вынашивало это самоуправление свой особый уклад — в избрании, в разверстке, в учете и в круговой ответственности, а в дальнейшем — во внутреннем самообложении и в удовлетворении ряда важнейших местных интересов и нужд. Оно вырабатывало и свое обычное право, имевшее особенное значение в крестьянском самоуправлении. Однако и помимо этого организаторства, так или иначе оформленного государством, Россия знала самоуправление церковное — приход, монастырь и церковный собор. Просмотреть монастырскую культуру на Руси — религиозную, нравственную, умственную и хозяйственную — значило бы поистине просмотреть слишком многое. С древнейших времен, еще с XII века, Россия выработала, далее, замечательную — одновременно строгую и гибкую — культуру артелей, истинное создание народного организаторского таланта. Этой формой деловой самоорганизации Россия была пронизана сверху донизу: артели рабочие, биржевые и комиссионные — слагались и работали повсюду веками, никем не насаждаемые и едва регламентируемые законом. Только этим долгим опытом и объясняется возможность того бурного расцвета кооперативного дела, который Россия переживала за последние десятилетия. Нельзя не упомянуть о русском хоровом и музыкальном организаторстве. Знатоки хорового дела прямо указывают на исключительную способность славяно-русского племени к многоголосовому пению, которое ведется по слуху, верно и без подготовки. Для человека, понимающего душевно-духовную сущность пения и музыки, одно это наблюдение само по себе могло бы предрешить вопрос о способности русского человека к самоорганизации. Отсюда достижения русских хоров, знаменитая культура киевских распевов, расцвет церковного пения при Иоанне Грозном, позднейшие хоры (Славянского, Архангельского, Императорской капеллы, синодальный, чудовской, московского Большого театра) и русские симфонические оркестры. К этому ряду явлений необходимо отнести и русские частные театры, особенно Московский Художественный театр, это истинное чудо организации; многочисленные частные (средние и высшие) учебные заведения; благотворительные общества, московские университетские клиники, и многое, и многое другое. Нужна поистине партийная или вражеская ослепленность для того, чтобы все это замалчивать или отрицать... Однако наша основная загадка этим, конечно, не разрешается. Ее разгадку и объяснение надо искать в следующем. Организационная способность русского человека не воспитана, не закреплена характером и чувством долга и отнюдь не механизирована (как у некоторых европейских народов). Русский человек первобытен и органичен в своем организаторском деле. Поэтому он создает успешно там, где он верит и любит, где он имеет талант и вдохновение. Но там, где он не заинтересован, где он безразличен, холоден или не чувствует призвания, там он быстро распускает внимание и волю, становится ленив и небрежен и слабохарактерно предается страстным и корыстным влечениям. Атак как жизнь отнюдь не состоит из одних удовольствий и человеку всегда нужны огромные усилия для самопонуждения, то соблазн двинуться по линии наименьшего сопротивления, по линии корысти и страстей — становится для русского человека слишком часто легким и близким. От этого обсыпания и разложения его удерживали обычно только три силы: вера в Бога, вера в вождя и государственное понуждение; четвертую силу, силу личного характера и правосознания, и пятую силу — силу высокого и устойчивого общественного мнения — в России только еще предстоит создать. Религия строила Россию: вера крепила характер и чувство долга, будила добрую волю и совесть, подвигала на героизм; приход учил добросовестной организации; монастырь учил трудолюбию, жертвенности, бесстрастию и нищелюбию. Сильные вожди строили Россию: активные, дальнозоркие, распорядительные, требовательные, упорядочивающие, неутомимые, вдохновенные. Русский человек даровит и терпелив; он цепок, изворотлив, вынослив и способен удовлетворяться малым. Но ему нужно верить в ведущего для того, чтобы вдохновляться и тем делом, которое само по себе его не вдохновляет; для того, чтобы закрепить свою нерешительность решением вождя. Вот почему русская душа всегда видит сны о волевом гиганте, верить в которого есть счастье и служить которому есть спасение. И делятся русские люди не на «верящих в вождя» (монархистов) и «не верящих в вождя» (республиканцев), а на таких, которые верят в злодейского вождя, и на таких, которые верят в благородного вождя; все же остальные — суть сами неудавшиеся «вожди», требующие «равенства» из зависти и честолюбия. Так разрешается наша основная загадка. Безвдохновенная лень и голодное честолюбие суть две основные силы, которые подрывают русскую организационную способность. Эта способность сама по себе велика; а величие ее исторического призвания единственно в своем роде. Но для того, чтобы эта способность проявилась в полной мере, необходим живой, творческий интерес к делу, вера, любовь и вдохновение. Нет этих условий — и начинаются соблазны и колебания. А если к тому же поколеблется религиозное чувство, отпадет государственное понуждение и своевременно не найдется благородного вождя, то разнуздание злых страстей и организационное распадение станет неизбежным. Понятно, что появление злодейского вождя завершит эту трагедию. Отсюда ясны и пути спасения. | |
| |
Просмотров: 624 | |