Антология Русской Мысли [533] |
Собор [345] |
Документы [12] |
Русская Мысль. Современность [783] |
Страницы истории [358] |
4. Украина После обретения Украиной независимости в 1991 г. вопрос о национальной самоиндефикации стал предметом острой дискуссии и вызвал раскол в обществе.
Конфликт идентичностей возник между идеей общерусского единства и зародившейся в ХIХ веке украинской идеей, ориентированной исключительно на Запад, отрицающей культурные и этнические связи Украины с Россией. Те, кто считал Украину Малороссией, частью Российской империи, рассматривал Русь как единое государство, которое русские и украинцы вместе строили и защищали от врагов, одерживая совместные победы над врагами Южной Руси - Речью Посполитой, Крымским ханством и Османской империей. Исторически идея объединения Украины и России не навязывалась Россией, она изначально являлась украинской и исходила от части казачьей элиты, которая перестала воспринимать Речь Посполитую как своё отечество. Известно по крайней мере о шести обращениях гетманов Войска Запорожского в XVI - XVII веке с просьбой принять их в русское подданство[1]. Этот процесс привёл к политическому объединению Гетманщины с Российским царством. Противостояние малороссийства и украинства имело прямое отношение к противостоянию между православием с одной стороны и униатством и католицизмом с другой. Оно закончилось победой «православнороссийского народа» - обоснованием религиозно-династической связи между Малой и Великой Русью.[2]. Базу для путча на Украине в ноябре 2013-феврале 2014 года зародили исторические процессы в конце ХIХ – начале ХХ века в западных регионах Украины (особенно на территории австро-венгерской Галиции), участниками которых являлись Австро–Венгрия, Германия, Румыния и Польша. Национальная политика большевистского руководства России после революции 1917 г. также способствовала распространению этнического конфликта на всю территорию Украины. Большевистская власть создала искусственное образование Украина, существенно превышавшее по территории то государство, с которым пришёл Хмельницкий, за счёт произвольного присоединения русских земель т.н. Новороссии. Политика ВКП(б) в этой искусственно созданной республике была направлена на принудительную украинизацию населения. Особое внимание уделялось насильственному внедрению украинского языка. В. Ленин ещё в 1919 г. поставил задачу «чтобы... все служащие умели объясняться на украинском языке»[3], хотя большинство жителей Украины не знали вводимого языка. Несмотря на то, что в 1927 г. уже 97% детей учились на украинском языке[4], народ продолжал говорить и писать на русском языке. Даже в конце 30-х годов Председатель Совета Народных Комиссаров Украины В. Чубарь вынужден был признать: «Нам необходимо приблизить украинский язык к пониманию широких масс украинского народа». В 20-30-х годах принудительная украинизация коснулась не только Украины, но и Кубани, Ставропольского края, части Северного Кавказа, Курской и Воронежской областей, ряда областей Северного Казахстана, исторически частично заселённых выходцами с Украины. В приказном порядке школы, организации, предприятия, газеты переводились на украинский язык[5]. Формально ЦК РКП(б) декларировал своей задачей борьбу как с великорусским шовинизмом, так и с шовинизмом малых народов, но реально внутрипартийная борьба за влияние на местные партийные элиты выливалась в поддержку шовинизма малых этносов
Насильственную украинизацию проводили не только украинцы, но и большевики других национальностей: Христиан Раковский ( председатель Совнаркома УкрССР в 1919-1923 г.г.), В. Чубарь (председатель СНК Украины в 1923 -1934 г.г.), Станислав Косиор (генеральный и первый секретарь ЦК КП(б) Украины в 1928 - 1938 г.г.), ставленник И. Сталина Лазарь Каганович (Генеральный секретарь ЦК КП(б) Украины в 1925 – 1928 г.г.). «За два с половиной года пребывания на посту Генерального секретаря ЦК партии Украины Каганович заменил все руководящие партийные кадры и везде расставил своих людей»[7]. В действительности «борьба с русским языком на Украине, как последствием самодержавия», являлась инструментом борьбы за власть в национальной местной партийной элите. Результаты украинизации можно видеть и на примере национального состава компартии Украины: в 1922 г. украинцы составляли 23,3% от численности, в 1933 г. - 60%. В коллегиях наркоматов Украины в 1923 г. насчитывалось 47% русских, 26% евреев и 12% украинцев. Но уже к 1927 г. количество украинцев - госслужащих возросла до 54%[8]. Процесс украинизации проходил и после Великой Отечественной войны. В начале 1950-х Президиум ЦК КПСС принял решение «организовать подготовку выращивания и широкое выдвижение на руководящую работу людей местной национальности; отменить практику выдвижения кадров не из местной национальности; освобождающихся номенклатурных работников, не знающих местный язык, отозвать в распоряжение ЦК КПСС» и «смелее <выдвигать> работников из населения Западной Украины на руководящие посты в партийные, советские и хозяйственные органы»[9]. Особенно сильно эта политика затронула вновь присоединённую Западную Украину, где многие выходцы из Восточной Украины и России лишились своих постов. В 1960-е по приказу Москвы ректоров многих ВУЗов Украины обязали в течение двух лет перевести преподавание с русского языка на украинский, документацию в парторганах разрешали вести исключительно на украинском, а отчёты направлялись в Москву только в виде переводов на русский язык с украинского[10]. Можно утверждать, что именно политика Советской власти превратила украинский язык из одного из диалектов русского в полноценный язык. Однако в современном мире с единым информационным пространством глобальные интеграционные процессы способствуют сближению родственных наречий и языков и добиться языковой изоляции определённой территории невозможно. По данным фонда «Общественное мнение» (2002 г.), в областных центрах Украины 75 % населения предпочитает общаться на русском языке (и только 9 % - на украинском)[11]. Любопытна ситуация в Киеве. Соцопрос 2000 г. показал, что 76% киевлян - украинцев по происхождению - назвали родным украинский язык. При этом только 24% киевлян - украинцев сказали, что говорят в семье на украинском. Только 8% от общего числа киевлян говорят на украинском языке[12]. Примечательно, что по-украински чаще говорит старшее поколение (результат многочисленных компаний украинизации в советское время), молодёжь предпочитает русский язык[13]. В постсоветскую эпоху начинается новая, более мощная волна насильственной стимуляции украинства в самой радикальной форме. Процесс развивался преимущественно в западных регионах, которым дали возможность влиять на политические процессы на всей Украине. Украинский национализм стал орудием созданных в 1991 г. правящих элит в деле создания отдельного государства на территории, подаренной ей «главным врагом украинцев» - Россией. Таков парадокс «украинского национализма». Но, несмотря на новый витой украинизации, малороссийская идентичность (общность с Россией) продолжает существовать для значительной части граждан Украины[14]. Малороссийский проект имеет шансы на успех, если его возьмёт на вооружение элита юго-востока Украины, не желающая существовать на положении «непоноценнных украинцев». Но пока украинский национализм является мощной идеологической и политической силой, разрушающей Украину. Националистические идеи, которые сегодня популярны на Украине, сплошь состоят из мифов, которые, в отличие от научных истин, привлекательны своей простотой и доступностью. Попытка построить политическую нацию на откровенной лжи заведомо обречена на провал. Но бывший президент Украины В. Ющенко в 2004 г. заявил: «Ни один архив не подтвердит сегодня ни одной акции карательного типа, в которой принимали бы участие бойцы УПА или другие подобные организации»[15]. Такую оценку событиям 40-х годов могут поддержать только те, кто совсем не умеет читать – архивы и интернет забиты информацией о действиях радикальных националистов на территории западной Украины[16]. Оценку деятельности В. Ющенко дал сам украинский народ на выборах Президента Украины в 2010 г., отдав ему лишь 5,45 % голосов избирателей – это мировой рекорд минимального процента голосов, отданных действующему президенту[17]. Широкое распространение радикального этнонационалистического бреда в украинском обществе связано с потерей обществом иммунитета к технологиям управления сознанием вследствие длительного периода «вбивания в мозги» упрощённых догм религиозных и коммунистических утопий[18].
ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ Ю.А.Лисовский. Радикальный национализм и глобализация против национального государства. Ч.2 | ||
| ||
Просмотров: 389 | |