Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Воскресенье, 01.12.2024, 06:36
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4124

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей


К столетию со дня рождения митрополита Виталия (Устинова). УДЕРЖИВАЮЩИЙ. Часть 1.
Достойнейший преемник и продолжатель

Святые даются для подражания. Таковым подражателем и продолжателем дела митрополита Филарета, и двух предшествующих Первоиерархов, стал его преемник, ныне зравствующий и чествуемый, наш маститый юбиляр - Высокопреосвященнейший митрополит Виталий (Устинов) - четвертый по счету, Первосвятитель Зарубежной Церкви, вот уже 15 лет стоящий во главе Ея. Выборы митрополита Виталия 9/22-го января 1986 г., отчасти, напоминают выборы святейшего патриарха Тихона тем, что избран он был по жребию. После двух голосований всех членов Собора, не позволивших разделить архиепископов Виталия Монреальского и Антония (Бартошевича) Женевского, был отслужен молебен перед двумя чудотворными иконами: Курско-Коренной Одигитрией и Иверской Мироточивой, и вытянутый старцем архимандритом Геласием жребий, пал на архиепископа Виталия. И тут же - подобно тому как 69 лет до этого его любимый учитель. Блаженнейший Основоположник нашей Церкви митрополит Антоний (Храповицкий), от имени Всероссийского Собора обратился с приветственным словом к новоизбранному патриарху - наш приснопамятный и дорогой архиепископ Женевский и Западно-Европейский Антоний обратился со следующим кратким и пламенным словом к новоизбранному Первосвятителю :

"Ваше Высокопреосвященство! Дорогой наш Первосвятитель! Богом нам данный, жребием указанный, и молитвами Божией Матери избранный!

Мой долг приветствовать Тебя от имени нашего епископата. Ты сам, Владыко Святый, должен был заметить, как после Твоего избрания, растерянный и неуверенный после смерти блаженнопочившего Святителя нашего Митрополита Филарета, епископат как-бы возродился, почувствовал новые силы, уверенность в своих действиях и объединился вокруг Тебя. Ты сразу заслужил полное доверие наше и не только доверие, но и любовь, и молитвы. Отныне, мы будем следовать за Тобой, на путях Твоего трудного служения Церкви.

Христос Спаситель просил Отца Своего - "Да вси едино будут !" - и это единство нашего епископата есть та сила Зарубежной Церкви, которую никто и ничто не может сломить. Много раз враги пытались разделить нас, чтобы уничтожить, но единство наше не слабело и усилилось с Твоим избранием.

Возлюбленный наш Архипастырь! Тебя Господь поставил на престол апостольства в трудное время и ответственный момент нашей Церкви.

Тебе предстоит, через два года, провести торжественный юбилей 1000-летия Крещения нашей Родины. Тысячу лет мы живем христианами, что должны показать не на словах, а на деле. Этот юбилей мы должны провести здесь так, чтобы он был юбилеем и там, на Родине. Там запретят празднование, или позволят, сведя его на нет, и то - под издевательства и угрозы советской прессы. Только отсюда услышат наши порабощенные братья голос Русской Церкви. Твой голос, Владыко, как Святителя Божия.

Помни, Владыко, что Ты - единственный и особенный в наше лукавое время Первосвятитель Русской Церкви - свободно избранный, свободно поставленный, свободно учащий, свободно действующий, свободно правоправящий слово Христовой Истины.

Да поможет Тебе Господь нести трудный крест святительства, святительства не Зарубежной только, но и всей Российской Церкви, крест русского народа, его мучеников, исповедников и быть их надеждою и радостью!

Тако да просветится свет Твой пред человеки, яко да видят добрые дела Твоя, и прославят Отца нашего иже есть на небесех"!

В этом кратком обращении слышан неповторимый дар слова, которым был наделен наш дорогой покойный Златоуст Владыка Антоний, ставший первым заместителем Первоиерарха; и как в жемчужине, отражена здесь вся его любовь к Церкви, к Ея единству, к России. Тут смело высказывается и значимость нашей Церкви, отныне переросшая свои первоначальные зарубежные границы. До преждевременной кончины архиепископа Антония, последовавшей осенью 1993 г., в течение семи лет, пока эта замечательная двоица стояла у кормила Церкви, все вопросы решались единодушно, весь епископат был сплочен вокруг митрополита. Если, увы, за последнее время приходится наблюдать некоторую расшатанность в былой сплоченности епископата, и даже неожиданно- удивительную нерешительность у некоторых, в законности самого бытия нашего (вспомним, хотя бы, вспыхнувшие разговоры о применимости указа № 362 вследствие "падения" советского режима), то появилось все это именно, после кончины Владыки Антония. Но стоит ли говорить, что сам Владыка Митрополит не только был чужд этим превратностям, но решительно боролся с ними, неустанно возвышая свой первосвятительский голос, в защиту бескомпромиссного стояния Церкви, и при любом случае, напоминая о Ея, как никогда сегодня высокой и ответственной миссии, о чем будет сказано ниже.

Итак, продолжая путь начатый своим предшественником, митрополит Виталий провел прославление, имеющее всероссийское значение, Собора Оптинских Старцев в 1990 году, а четыре года спустя, долгожданное, можно сказать всеправославного значения, прославление святителя и отца нашего Иоанна Шанхайского чудотворца. Окончательное решение, о столь ожидаемом его бывшей паствой прославлении, имеющее быть в июле 1994 г., было принято на Архиерейском Синоде в феврале, 1993 г., а полгода спустя, состоялось дивное обретение нетленных мощей святителя! Таким образом, по величайшей милости Божией, в лоне Зарубежной Церкви, за последние годы нам дважды дано было испытать неизмеримое утешение обрести нетленные мощи, не просто верных членов нашей Церкви, но виднейших архиереев, один из которых, даже был Первоиерархом. В назидательной статье " Глас Небесный ", отец Тимофей Алферов /Сельский/ подчеркивает особое, принципиальное значение, как и глубокий богословский смысл святости не просто мирянина или священнослужителя, а именно архиерея, который как таковой, по своему сану, олицетворяет духовное возглавление своей Церкви и выражает, как бы Ея, экклезиологическое учение. А каково было учение и митрополита Филарета, и святого Иоанна Шанхайского; как и другого дивного святого, прославленного в 1996 г., святителя Ионы Ханькоуского по отношению к повсеместной апостасии, и в частности к Московской Патриархии, всем хорошо известно и двусмысленному толкованию не подлежит.

Прославление св. Иоанна Шанхайского и Сан-францисского Чудотворца, совершенное в самый день 28-ой годовщины его блаженного упокоения, стало таким торжеством, каковым, по словам Владыки Митрополита: "Русская Зарубежная Церковь за всю свою историю не видала". В сугубо уставных богослужениях, в которых приняли участие до 160 священнослужителей, не считая большого количества паломников иных Церквей в духовном сане, и несметного количества молящихся, съехавшихся со всех концов мира, возобновлен был "подвиг Святой Руси в ея жажде к святости", как отметил в своем прочувственном слове Владыка Первосвятитель. Вся Святая Русь ведь была сплошным, нескончаемым паломничеством, и "все вы, прибывшие к раке нашего святителя и чудотворца Иоанна, чтобы приложиться к его святым мощам, приобщиться к Правде Божией, несмотря на то, что Вы прибыли сюда не пешком, по тропам, через леса, с мешком за плечами, а воздушным путем, все вы, тем не менее, повторили этот подвиг Святой Руси, показали всему Свету, что она все жива, что существует она и тут, заграницей, в российской эмиграции, в сердцах и в душах ея верных и благочестивых сынов". За полгода до святого Иоанна, были еще прославлены святые Николай Японский и Иннокентий Московский и также, в 1996 году, сонм святых Новомучеников Китайских, пострадавших в 1900 году за веру православную во время боксерского восстания.

Подражателем и продолжателем своих трех предшественников является митрополит Виталий и в области защиты Православия, чистоты его учения. В Церкви Христовой не может быть малейшего отклонения от Истины, как часто повторяет в своих проповедях наш Первоиерарх. Анафема, провозглашенная экуменизму в 1983 г. явилась естественным завершением стояния нашей Церкви за Истину и за единственность св. Православия, ревностным стражем чего, уже давно показал себя наш дорогой Первоиерарх. Митрополит Виталий - автор широкоизвестного доклада, прочитанного на Архиерейском Соборе 1967 года, на тему экуменизма. Доклад сей, переведенный на нескольких языках, является одним из первых глубокодокументальных научных исследований, разоблачающим это пагубное явление нашего века, за что сторонники его люто возненавидели Владыку Виталия. Вспоминаем, как после смерти митрополита Филарета определенные круги, связанные с т.н. "Вселенским православным центром" в Шамбези близ Женевы, пытались запугивать нас тем, что если будет избран архиепископ Виталий, то это, уж наверняка, конец Зарубежной Церкви, и будем мы отлучены "официальным Православием"! Не первый раз, и не последний - слышим мы эту песенку! Слышали ее, и не обращали никакого внимания, когда прославляли святых Новомучеников, когда провозглашали анафему экуменизму, когда стали принимать приходы в России, то-есть каждый раз, когда высоко поднимали знамя Православия, когда среди всеобщей апостасии, бесстрашно выступали как истинные воины Христовы. И в этот раз не ошибались пособники темных сил зная, что Владыка Виталий на поводу у Нового мирового порядка не пойдет. Зарубежную Церковь в сети Антихриста не даст.

Любовь к России неразрывна с бескомпромиссным стоянием

Подражателем и продолжателем своих трех предшественников является митрополит Виталий и в безграничной любви к России. Тут и детские воспоминания, когда покидал он с родителями берега горячо любимой Родины, о чем так красноречиво любит рассказывать. Но не только любовью к России прошлой дышит Владыка митрополит, каждое его послание, каждая беседа насыщены любовью к сегодняшней и будущей России. Как образец этой любви, следует упомянуть тут его замечательное Письмо к русской молодежи, ставшее к вящему удивлению всех нас и самого Владыки, настоящим духовно-культурным событием в тогдашней России первых годов "гласности-перестройки". Послание было напечатано в Литературной газете, перепечатывалось в других изданиях, обсуждалось, цитировалось. Чем объяснить такой неожиданный интерес? Чем такую славу заслужило это послание? Тем, что, как капля свежей воды действует на пересохшую почву; исполненные искренней любовью слова доброго пастыря-иерарха пали на пересохшую, от семидесятилетней советской лжи душу русского человека, отвыкшего от всякого духовного попечения. И тут, несколько месяцев спустя, с опозданием спохватившись, советский патриарх вспомнил о своих пастырских обязанностях и решил в свою очередь обратиться к русской молодежи, но не удивительно, что его казенный черствый язык дороги к сердцу не нашел.

С истинной любовью, должно непременно быть и тесно связано, бескомпромиссное отношение к Московской Патриархии, ибо только любовь к русскому народу и к истерзанной Родине нашей, заставляет всех истинных сынов великого российского Исхода противиться необдуманным и безответственным попыткам сближения, с безнадежно павшим, высшим правлением МП. Для правильного понимания нашего стояния следует каждому уяснить эсхатологическую роль России и связанную с ней "Миссию Русской Эмиграции", столь блестяще изложенную в одноименной книге М. В. Назарова - достойного наследника нашего толкователя понятия о "Русской идее", приснопамятного архимандрита Константина (Зайцева).

О том же самом говорит и наш митрополит Виталий в глубоко идейном фильме " Русская Тайна ", снятом режиссером из России. Обращаясь к зрителю, благостный Первоиерарх беседует с самой, столь им любимой, Россией: "Наша эмиграция не политическая, а сугубо - духовная. Первые годы думали сохранить Армию для дальнейшей борьбы, но битва земная упустила место битве духовной, небесной. Битва за веру увенчалась победой. Где есть православный храм, там есть и Россия. Русские эмигранты по всему свету разнесли семена благодатной православной жизни".

Да, на самом деле велико значение нашей Русской Белой Эмиграции в ея роли хранительницы и продолжательницы великой России. Рассеявшись по всему свету, русские белые Эмигранты везде несли с собою элементы старой русской культуры, в мире возникла как бы вторая Россия, несравнимо меньшая, но сохранившая в себе не только благоговейную память о ней, но и все проявления ея культуры, мысли, традиций и духа, а наипаче - чистоту православной веры и Церковь, одним словом, все то, что беспощадно подавлялось, видоизменялось, извращалось и искоренялось большевиками в России. До сего дня подвиг этот несется в надежде, или вернее в глубоком убеждении, что когда-то все это понадобится нашей истерзанной Родине, что все это стояние не пропадет зря. А сегодня, как никогда, должны мы сохранять это твердое убеждение, и безоговорочно выметать всякие попытки и даже мысли, продать наше первородство за чечевичную похлебку сближением, с упорствующей и погрязшей в своей гнусности, лжи и измене Московской Патриархии, чему нас непрестанно зовет наш Владыка митрополит. Но пусть никто не подумает, что в этих словах есть надменность или неуместная гордость, наоборот, всегда должны мы чувствовать и сознавать, что сами мы - далеко не свет миру, а только владеем светом для мира и свет этот не столько в нас, как у нас, и если Россия в чем-то имеет превосходство над остальным миром, то прежде всего в том, что ставшей Третьим Римом, ей была дарована тяжелая ответственность за судьбу всемирного Православия - ответственность быть хранительницей и защитницей Церкви Христовой и служить тем "удерживающим началом", о коем говорит святой апостол Павел: "... тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь ..."/1 Фес 2, 7- 8/.

Но Россия - этот удерживающий принцип, этот вселенский светоч Православия, в полном росте своего могущества, вдруг под согласованными ударами многоликих внутренних и внешних врагов, падает жертвой своего рыцарства и чувства долга перед союзниками. В 1919 г., устами своего премьера Ж. Клемансо, союзница-Франция, во время прений Версальского Договора, не постыдилась выразить лаконичное и многозначащее изречение: "России больше нет…". Как не сопоставить эту страшную фразу с каббалистическими надписями, найденными на стенах Ипатьевского дома, трактовка которых, может быть следующей: "Здесь, по приказу тайных сил, Царь был принесен в жертву для разрушения Государства"... Да, благороднейшая Держава пала и у всех руки развязались: расчленители России тут же вступили в действие, как коршуны; черной тучью ватиканские эмиссары 'Восточного обряда' налетели на русские души, а Хам, мертвой хваткой вцепился в сердце Москвы и воссел на груди Святой Руси. Выбравшись из советского ада после П-ой Мировой войны, Д.П. Кончаловский свидетельствует: "Из года в год /.../ изобретались новые способы порабощения и обезличения людей, советская власть становилась все безраздельнее хозяином души и тела "советских граждан". Такого рабства народа, такого всевластия и произвола правительства, такого цинизма в обмане не знали: ни один народ, ни одна страна и никакая эпоха мировой истории".

Да, вот во что превратилась Святая Русь... В своем, исполненном любовью к России фильме "Россия, которую мы потерял ", современный талантливый режиссер и глубоко русский человек Станислав Говорухин так и говорит: "Ленину удалось надолго очистить Россию от умных, образованных и мыслящих людей. Он не только совершил государственный переворот, он совершил и переворот в душе народа. В России был заложен новый антропологический тип, новое выражение лиц появилось у советских людей.Так началось вырождение нации"…

До бесконечности можно было бы выписывать различные суждения, показывающие какой непоправимой катастрофой обернулась большевицкая революция, но самым страшным последствием, безусловно, было уничтожение России, как православной Державы; попытка смести с лица земли истинную православную веру и ту самую русскость, неповторимым певцом которой, был уже упомянутый, приснопамятный архимандрит Константин. Но не менее важно отметить, что сила и значение православной России отмечались не только Русскими. Апостолический посланник в Константинополе, кардинал Виченцо Ваннутелли, присутствовавший на венчании на царство государя Александра III, вынес следующее и неожиданное для католического сановника, впечатление о своей поездке: " Россия сильна не пушками, не многочисленными войсками и крепостями, основание ее могущества в одном - в Православии… Без сомнения, Россия призвана на восстановление во всем мире истинных принципов христианских". Этой - признанной каждым, даже мало-мальски религиозным человеком - истине чуда России, наш маститый Первоиерарх дает следующее определение: "России, как перламутровой ракушке дано было хранить драгоценную жемчужину - Церковь Христову". Тут-то и находится ключ российской драмы, и можно сказать, драмы всего христианского мира. После этих 75 лет большевицкой власти: миллионов мучеников за веру, повсеместного кощунства, надругательства над религиозными чувствами верующих, извращения церковной совести большинства современного духовенства, можно было подумать, что Россия восстанет и русский человек воспрянет; церковные деятели очистятся покаянием, но темные силы не дремлют, и то, что не было сделано сатанистами в первые годы советской власти, сейчас непременно будет доделано. Все будет предпринято, чтобы не дать живительным росткам превратиться в обильную ниву. И тут вновь слышим мы пророческий голос митрополита Виталия: "Будут брошены все силы, миллиарды золота, лишь бы погасить пламя Русского Возрождения. Вот перед чем стоит сейчас Россия. Это почище Наполеона и Гитлера".

Да, увы, Антихрист может злорадствовать, в мире нет больше благочестивого православного царя, могущего противиться злу, приостановить процесс отступления. Вспомним только, как Первая мировая война именно и разразилась от того, что великая Российская Империя не сочла возможным дать в обиду братский православный сербский народ и, несмотря на свою неподготовленность к сражению, ни на что не взирая, отважно бросилась в защиту обиженного младшего брата. Подобного самурайства от сегодняшней пост-советской России, конечно, никто не ожидал; и Сербия была позорно оставлена на растерзание очередных злодеев Нового мирового порядка. Да, нет сегодня того Удерживающего, который был бы способным встать на защиту обиженного, слабого. Такового уже не найти. Злодейское убийство св. Царя-Мученика Николая было не только величайшим преступлением и грехом, сатанинским вызовом Богу, совершенным извергами рода человеческого, и по сей день, тяготеющим над Россией, но явилось и последним аккордом 1600-летней константиновской эры истории человечества. Следовательно, убиение св. Царя-Мученика не было драмой одного лишь русского народа, но несомненно обернулось в общечеловеческую, общехристианскую драму, несмотря на то, что ни сегодняшнее т.н. "христианство" ни, тем паче, современное человечество никак этого не осознают. Безвозвратно пала Россия, в небытие ушел Третий Рим, а как мы знаем, Четвертому не быти, однако имеется еще одна нравственная, духовная, церковная сила, могущая четко различать Добро от Зла, отстаивать Истину среди всеобщего отступления. Если на самом деле такая сила еще на некоторое время дана обезумевшему человечеству, то ею несомненно быть может, только наша Зарубежная Церковь, но постольку-поскольку стоять будет она, на своем историческом непримиренческом пути.

Удерживающий в наши дни

Вот почему тема об Удерживающем остается сегодня как никогда актуальна. Кстати, забавно отметить, что понятие об Удерживающем столь привычное, близкое и понятное для православного сознания, можно сказать совершенно чуждо и незнакомо даже начитанному образованному католику ! Не оттого ли, что первый крупный шаг к отступлению - а за ним и бесчисленное количество других - был совершен при отпадении Рима от Церкви, т.е. когда рядом с истинной Церковью появилась, соперничащая Ей анти-Церковь, ставшая немедленно - что вполне естественно - пожинать обильные плоды? Но вернемся к Зарубежной Церкви. Могут нас спросить - как дерзаем мы присваивать нашей гонимой, маленькой хоть и разбросанной по всему свету, и многими презираемой Церкви, столь высокое предназначение? Известно, что до некоторой степени загадочные, таинственные слова св. апостола Павла в выше цитированном Послании к Солунянам, в истории трактовались святыми отцами по- разному, но в общем-то сводились все к одному - то, что удерживает отступление, т.е апостасию, и не дает беззаконию овладеть всем миром и препятствует воцарению Антихриста - есть, Богом установленная, православная царская власть.

Да, сегодня Россия безвозвратно пала. Последний Помазанник Божий был насильственно "взят от среды". Православной царской власти нигде не отыскать. Но тем не менее, в мире осталось одно-единственное, непрерывно связывающее нас с исторической тысячелетней Россией - Русская Зарубежная Церковь. Архимандрит Константин однажды выразил такую мысль, что быть членом РПЦЗ - является неким духовным подданством, а наш талантливейший российский собрат отец Тимофей Алферов в одной из своих статей писал: "Русская Зарубежная Церковь - это не просто административно-территориальное понятие, это особая духовная качественность, особое церковное лицо". Вот почему, все попытки сближения с Московской Патриархией ведут к уничтожению этой исключительности нашей святой Церкви и Ея, столь необходимой, миссии в наши лукавые дни. Но еще раз повторим, постольку-поскольку стоять будет она на своем историческом, непримиренческом пути, постольку останется верным глашатаем Истины, каковой была и до сего дня. А кто, как не митрополит Виталий, является ныне глашатаем Истины, непрестанно предостерегающим нас об опасности переживаемых времен? Если кто не убежден, пусть вслушается в, исполненные святоотеческим ароматом, пророческие слова нашего маститого Первоиерарха: "Церкви Христовой тесно на Земле. Она большинству не угодна. Ее еле-еле терпят, над Ней смеются. Ее поносят. Но уничтожить Ее не удалось и не удастся. Итак, теперь все темные силы стремятся в Нее втиснуться и, как термиты, выесть Ее изнутри, оставив от Нее одну пустую оболочку. Зло, смеется нам в лицо! А мы беспечно гонимся за тенью земных благ, за своей мнимой хорошей славой - лишь бы нас никто не беспокоил, не нарушал темп комфортабельной нашей жизни. Но на нас придет, и непременно придет, великое искушение. Поставит на лезвие ножа жизни. Никто, никуда не спрячется, ни в какую щель. Каждого найдут и поставят пред фатально трагическим вопросом: или с "нами", или со Христом? Может быть, даже так и не скажут, боясь спугнуть незадачливого христианина, а просто спросят: с "нами" ли ты? /.../ Ко Второму Пришествию, Церковь Христова будет умалена до крайности; останутся один или два храма, в которых будут преподавать истинное Тело Христово и истинную Кровь Христову. В остальных храмах останется лишь одна пустая скорлупа, совне очень украшенная, но пустая. Блюдите убо, како опасно ходите /.../ яко дние лукави суть /Еф. 5, 15-16/". Не есть ли это голос, истинного Удерживающего нашего времени?

Есть, особенно в сегодняшней России, немало "горе-монархистов", которые не прочь обличить св. Царя-Мученика, за то, что своим отречением именно он, мол, несет ответственность за постигшую Россию катастрофу. Но где же были, что делали сии отважные мужи во времена расцвета красной большевицкой чумы? Их подвиги, почему-то, до наших ушей не дошли. Также найдутся, вероятно, сегодня и "горе-богословы", не боящиеся критиковать Владыку митрополита, за состоявшуюся некую уступчивость перед явным давлением, некоторых выявившихся в нашей среде, либеральных церковных деятелей, метко охарактеризованных "нео-евлогианами", все тем же отцом Тимофеем. Но где же находятся, что делают, эти отважные критики, когда наш глубокочтимый старец-Первосвятитель находится под осадой нездоровых сил, как это имело место во время печального - и еще печальнее окончившегося - хевронского скандала? Почему, не огораживают они его непроницаемой броней?

Тем не менее, Владыка митрополит Виталий своим анти-патриархийным упорным стоянием, достойно выполняет свою роль Удерживающего, за что все - истинные сыны Зарубежной Церкви его так ценят. "…Прошу, и даже умоляю всех Преосвященных и всех священнослужителей внимательно прочитать эту книгу", взывает он в своем отзыве- предисловии к переизданию труда протопр. Михаила Польского, 'Положение Церкви в Советской России', ибо есть такие истины, которые не зря надо безустанно повторять. Тревожно-умоляющий тон призыва свидетельствует о том, насколько пошатнулись некоторые умы. Одновременно мы видим, как его повторные и столь полезные выступления вызывают все больше раздражения, порою и возмущения, в определенных кругах, пытающихся наставить Церковь на примиренческий путь понимания, переговоров, встреч, признания таинств Патриархии, которую, некоторые ничтоже сумняся, не боятся даже величать "Матерью Церковью"! Дай Бог, чтобы эти соглашательские стремления свести Церковь с Ея исторического пути непримиримости ко злу, не привели бы Владыку митрополита повторить роковые слова, написанные рукою св. Царя-Мученика в день отречения: "Вокруг измена, трусость и обман"... Правда, последние преступные действия Патриархии, нагло посягающие на исконные имущественные права Зарубежной Церкви, как будто раскрыли некоторым глаза и "Матерь Церковь" стала чаще именоваться более точным званием "Советской Церковью".

Протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый
Представитель Общества Бл. Митрополита Антония на Францию

"ВЕРНОСТЬ"
Категория: Собор | Добавил: rys-arhipelag (18.03.2010)
Просмотров: 492 | Рейтинг: 0.0/0