Антология Русской Мысли [533] |
Собор [345] |
Документы [12] |
Русская Мысль. Современность [783] |
Страницы истории [358] |
О невозможности сближения с сегодняшней МП
Ясно понять вопрос - это уже наполовину решить его. Так что же, запрещает нам "идти на совет нечестивых"? Скоропостижная смерть приснопамятного протоиерея Льва Лебедева внезапно лишила Церковь величайшего богослова, историка и вообще мыслителя. Не удивительно, что взаимное глубокое уважение связывало его с Первосвятителем Русской Церкви, под чей омофор он вполне сознательно и неколеблясь встал, несмотря на все последовавшие лишения. Отец Лев блестяще описал причины, побудившие его на такой ответственный шаг. В замечательной своей искренностью брошюре, как и в остальных его объемистых писаниях, находятся вполне авторитетные и доскональные ответы на все животрепещущие и волнующие нас вопросы. Стоит только не полениться их смиренно прочитать, оставив в стороне свое горделивое "Я". Кто как не он, выросший в этой Патриархии, мог дать о ней такое определение: "Патриархия есть порождение духовного блуда митрополита Сергия и его Синода с советской властью". На первый взгляд формула - крутая, обрывистая, а на самом деле - итоговой вывод наблюдений всей его сознательной жизни. Такая Патриархия может быть "матерью" только для тех, кто испытывает чувство духовного сыновства к ней. Другой авторитетный автор, д-р Людмила Перепелкина, в своем блестящем труде " Мерзость запустения - Экуменизм и церковный либерализм ", который в наше лукавое время должен был бы быть настольной книгой для всех потерявших точное понятие о Церкви, следующим образом определяет "сергианство", этот духовный стержень Патриархии: "Сергианство - это не только подлость и ложь, это сознательный отказ от несения Креста Господня, от исповедничества и мученичества, на которых созидалась Церковь Христова. Сергианство - это также состояние ума и души, способных на любые уступки, а значит, и предательство Святой Веры ради привременных благ и интересов мира сего". Добавим, что если в годы лютых гонений времен установления большевицкой власти предательский курс был до некоторой степени вынужденным, то теперь, что внешний гнет пал, МП на словах и на деле вполне естественно и добровольно канонизирует сергианство и, ради служения миру, отказывается от несения Креста. Есть духовное целомудрие и есть духовный блуд. В этом-то и состоит вся разница между Церковью Христовой и, как говорит Владыка митрополит, "пустой скорлупой, совне очень украшенной, но пустой". В своем слове в честь 700-летия чудотворной Курско-Коренной иконы, митрополит Виталий изъясняет почему иерархия Московской Патриархии есть то искушение, что всех нас волнует: "Она нас волнует несказанно, потому что по внешнему она кость от костей наших и говорит, казалось, на одном языке с нами, но они вышли из нас и больше не стали нашими; говорим на общем языке русском, но расходимся с ними принципиально; те же слова, но не тот же смысл и совсем не та конечная цель - как идти ко спасению ". В наш век терпимости, теплохладности и относительности столь определенные суждения, как правило, подпадают под позорное клеймо - фанатизм. Вспомним только, что в эту же категорию должны тогда войти и преп. Максим Исповедник, сказавший в свое время: "Если и вся вселенная начнет причащаться с патриархом-еретиком, я не причащусь с ним ", как и св. Марк Ефесский, запретивший сторонникам патриарха, даже после его смерти подходить к его могиле, не говоря о сонме св. Новомучеников, запечатлевших своей кровью непоколебимую верность Истине. Христианам подобает клеймить грех и любить грешника, но следует всегда различать личный грех от греха против Истины, Церкви, чему нас учат вышеприведенные примеры святых отцов. Таким же образом, разоблачение патриархийных архиереев находит свое оправдание в том, что "молчанием предается Истина". Живший в середине V-го века Исидор Пелусиот так и говорит о недостойных архиереях своего времени: "Нынешние архиереи, делая не одно и то же с прежними, и получают не одно и то же. /.../ Удивительно было бы, если бы, не делая ничего подобного предкам, они пользовались бы тою же с ними честью". А дальше, тот же святой отец, как будто прямо и говорит о нашем времени: "Те, которые по-видимому священствуют, а своими поступками оскорбляют священство". Тема о советских архиереях есть особая тема, которую никто не в праве терять из внимания, прикрываясь мнимым христианским милосердием. Советский патриарх - его же кагэбэшная кличка Дроздов -, выглядит почти благородно по сравнению с "Табачным, митрополитом" Кириллом Гундяевым, заведующим Внешними сношениями Патриархии... А вот, что пишет рядовой православный в письме в редакцию чудной нашей аргентинской газеты Наша Страна: "Как это может быть, что большой национальной Церковью, - Русской Церковью, - руководит (бывший?) сексот? Человек, которому никто из нас не согласился бы пожать руку. А уж подойти к нему под благословение... Брр ... Темными преступными делами товарищ Дроздов достиг высшей власти и полноты благ житейских". Простой, рядовой верующий, и так здраво и дерзновенно выражается. Многим в пример. Ну, ладно, скажут нам - архиереи, ведь, не вся Церковь, там имеются старцы, к которым народ прибегает за духовным водительством. Об этих "младо-старцах", никто не знает откуда вдруг появившихся по всей России, немало писалось, в том числе и то, что они строго-настрого запрещают своим "духовным чадам" брать даже в руки "зарубежную" литературу! Но о советском старчестве, этом крайне нездоровом явлении, очень глубоко и метко выразился Владыка митрополит Виталий: "Старчество - это результат благочестия всей Церкви. Это как бы венец благочестия, некий духовный аристократизм Церкви в самом хорошем смысле этого слова. Старцев в Московской патриархии быть просто не может, ведь почти весь епископат Московской патриархии - нечестивый. Откуда могут родиться эти старцы, которые должны непременно защищать этих архиереев, а они все подсудимые ? Они не просто согрешили, они находятся в ереси". Лучше не скажешь - очередная духовная подделка, духовная ложь, фальшь, а иногда и просто шутовство, чему многие из нас были свидетелями... Да, но священники честные, порядочные, - или, как там говорят, "верующие" (!) - все же имеются, народ православный к ним обращается, - скажут нам. Никогда в своей истории, даже в самые страшные годы, Зарубежная Церковь не отрицала того, что имеются священники честно исполняющие дело церковное. Но вопрос не в этом. Природа Церкви такова, что священник сам по себе существовать не может. Церковь - епископоцентрична. Она состоит в и вокруг епископа. Где епископ, там и Церковь. Неужели эти "порядочные" священники - о других говорить не стоит - никогда не задумываются над тем - от кого имеют они благодать, позволяющую им совершать таинства, не ворованная ли она, не загрязненная ли? Правда, иногда слышим, что в порыве просветления совести, перед лицом невыносимой гнусности развращенного поведения архиерея, тот или иной подведомственный ему священник порывает с ним, перестает его поминать и... поминает патриарха! Иные порывают с патриархом, как это было после знаменитого выступления перед раввинами, чтобы поминать только своего епархиального архиерея! Не соображают ли одни, как и другие, что всего лишь меняют одну копейку на иную? А спустя некоторое время, все возвращается "на круги своя". Со стороны смотришь и думаешь - что за детские неуместные игры, выдаваемые за подвиг исповедничества... И тут, увы, подделка, фальшь... Пока писали мы эту статью, узнали, что МП, наконец-то, под ставшим невыносимым напором верующих, вынуждена была "прославить" св. Царя-Мученика Николая. Не говоря уже о том, что может значить такое "прославление", двадцать лет назад прославленного, и всей Россией признанного святого Страстотерпца, скажем, что вместо радости эта новость наводит нас на горькие мысли. Единственное утешение в том, что это является блестящей победой верующего народа, ибо более чем "скрепя сердцем" вынуждены были принять это решение нечестивые сергиане, о чем мы уже писали 10 лет назад. Кто знает, за этой победой последует может быть и другая - окончательная, которая, по примеру последнего советского президента, не оставит другой возможности патриархийному епископату, как сложить свои полномочия и уйти на покой. Но пока, как не видеть еще раз, что тут всего лишь очередная подтасовка, фальшь, лукавая подделка, пошлая погоня за выгодой. Видимость, выдаваемая за действительность. Своего рода игра, на подобие тому, как католики 'Восточного обряда' играют в Православие. К тому же, не достигаем ли мы тут самой вершины цинизма, или вернее сказать кощунства, поскольку вопрос касается святыни? Так и хочется сказать: руки прочь! Как смеют услужливые, верные поборники советчины, ничуть не раскаявшись и не очистившись от всей мрази, в которой всю жизнь копошились, дотрагиваться до Помазанника Божия, распятого теми, кому они всегда исправно служили, и которого продолжают распинать по сей день. Как не провести здесь параллель с тем возмущением, с которым отцы 1-го Всезарубежного Собора в обращении к Генуэзской Конференции отказывались понять: как можно признавать за большевицким правительством право представлять интересы той самой России, поработителями и палачами которой они являются. Нет, не прославление это, а скорее осквернение, самое настоящее духовно-идеологическое мародерство. Неужели в среде нашей найдутся - увы, найдутся! -, по выражению митрополита Виталия "умники", чтобы радоваться такому "прославлению" и нетерпеливо запрашивать нас: "чего еще ждете, чтобы объединиться с Патриархией, не ставили ли вы им условием прославить Новомучеников, а они аж самого Царя прославили?!"... Самые здоровые элементы МП ... и Церковь Конечно знаем и исповедуем, что среди низшего духовенства есть хорошие, здоровые люди, тем не менее то, что еще могло быть понятным в годы лютых гонений, сегодня, в обстановке относительно полной свободы, с каждым днем становится все менее допустимым и менее простительным. Альтернатива ведь имеется, как для священнослужителей, так и для мирян. Русский православный народ должен благодарить Бога и быть глубоко признательным ныне чествуемому юбиляру, Высокопреосвященнейшему митрополиту Виталию, который не побоялся, вот уже 10 лет назад, поставить поистине пророческий акт, приняв под свой омофор людей, чья совесть не позволяла дольше оставаться в лоне падшей Патриархии. Решение открывать приходы в России было вьнужденным решением, а никак не желанием непрошенно вторгаться на "каноническую территорию поместной Церкви", как без устали барабанят нам, появившиеся вдруг всевозможные стражи канонов из "официальных" Церквей. Только перед лицом полной нераскаянности высшего эшелона Патриархии, растущей безнравственности и все большего вовлечения в кримиральные структуры - о чем открыто всюду пишется и говорится, т.е. тогда когда уже никакой надежды на оздоровление ситуации не имелось - Церковью было принято это ответственнейшее решение, ибо не принимать его просто, было невозможно. Подумать, что открытие "кагэбэшных" архивов с позорнейшей информацией на "церковников" могло пройти безболезненно и безследно; так кто теперь - из этих все благоденствующих "святых отцов" - будет бояться обличительных статеек каких-то мелких газетчиков. Обараненный народ все равно все проглатывает! Итак, дерзновенное решение митрополита Виталия было своего рода спасательным кругом, брошенным для спасения всех тех, у кого совесть еще способна - проще - водиться. Конечно немало разочарований пришлось пережить - не всегда по лучшим побуждениям обращались к нам - тем не менее, очень странно выглядело злорадство патриархийцев, не раз писавших на тему "сточной канавы" - так элегантно выражались они о переходящих к нам. Но эти "нечистоты", если таковыми они были, выражаясь их языком - как ни как - воспитание свое получили у них, годами служили у них и продолжали бы спокойно служить не будь возможность перейти к нам, где все равно нечестные долго не продерживаются и, через некоторое время, возвращаются восвояси. Так что, очень злорадствовать, казалось бы, им не приходится. Зато, наряду с этими разочарованиями - сколько утешений, сколько душевной радости, силы и пользы - принесла нам эта возможность общаться с тем, что в России осталось еще истинно русского, святого! Четыре архиерея, больше сотни священнослужителей, тысячи верующих по всей обширной Матушке-России разбросанных, как некие маленькие духовные оазисы, предоставляющие возможность каждому - того пожелавшему - россиянину почерпать воды живой. Какая для нас всегда радость встречаться, служить с этими нашими бесправными и преследуемыми в собственной стране особыми братьями, являющимися до некоторой степени наглядным оправданием нашему бытию. Таким образом, принадлежность к Зарубежной Церкви является как бы неким водоразделом:между теми кто, выбирая узкий путь, истинно жаждет спасения, и теми, кто предпочитает пребывать в мире сем - "во зле лежащем". Но появилась недавно особая категория людей очень близких нам по духу, но тем не менее не "нашими". О них следует сказать слово. Попадая заграницу, никуда как в зарубежный храм не зайдут, зато в наших российских церквах ни за что ноги их не будет. Перед нами порою благоговеют, а наших российских братьев, как правило, презирают или в лучшем случае не одобряют. Как понять такое странное поведение ? Не будем сразу безапелляционно упрекать этих людей в каком-то умышленном обмане, может быть, на самом деле не хватает мужества переступить шаг, может быть искренне думают, вопреки слову апостола, о возможности общения света со тьмою, может быть не в состоянии постичь настоящую природу Церкви. Но среди них есть особый разряд людей - возможно искренних - посвящающих себя некой, не совсем понятной, миссии выявлять единство между "здоровыми элементами" Патриархии и Зарубежной Церковью. Известно, что увы, и со стороны РПЦЗ, вопреки категорическому несогласию Владыки митрополита, кое-где предпринимаются подобные инициативы, которые естественно немыслимы и недопустимы, ибо конечный им итог - чего бы ни желали зачинщики подобных предприятий - никак не обогащение или оздоровление Патриархии, а самое простое растворение Русской Зарубежной Церкви. И известно кому это нужно. Поэтому непременный долг каждого из нас немедленно и недвусмысленно разоблачать подобные поползновения и происки. Вот, перед нами лежит недавно нам подаренная чудная книга Святитель Русского Зарубежья, Вселенский Чудотворец Иоанн, четыре года назад с крайней любовью изданная в России: 702 страницы, невероятное количество фотографий, со многими из которых мы впервые знакомимся. Издание самое профессиональное и качественное - что может быть. На внутренней обложке, церковно-славянским шрифтом, с одной стороны - тропарь и кондак, а с другой - молитва Святителю. Берешь в руки, перелистываешь, и душа радуется. Такой книги о нашем Святителе и Чудотворце, можно сказать, даже у нас не было издано. Тут и самые крупные богословские труды, статьи, проповеди, указы, житие, свидетельство об открытии нетленных мощей, восторженный рассказ о прославлении. Составители несомненно с любовью подобрали самое большое количество документов, дабы предоставить возможность российскому православному читателю проникнуться духом этого дивного современного святого. Как не подумать - признательная дань России Зарубежью. Но стоит приступить к чтению первых страниц предисловия, и чувство благодарности у зарубежного читателя постепенно сменяется чувством огорчения и раздражения: неужели и тут очередная ловушка? Из 702 страниц, всего лишь 17 страниц, которых с удовольствием хотелось бы вырвать, дабы оставить этой чудной книге однородный облик. Талантливое предисловие А. Леднева заслуживало бы тщательного разбора, но мы остановимся только на одном заявлении, с легкой руки сказанным о том, что до последнего времени, в России проблема юрисдикционной принадлежности значения якобы не имела. Опираясь на эту аксиому он тут же спешит ставить в один ряд нашего, им прославляемого, святого Иоанна с некоторыми российскими архиереями того же времени. Спорить не будем, во многих отношениях выглядят они значительно лучше подавляющей массы советских архиереев, особенно сегодняшних (!), но тем не менее - все они "с грешком". И определенным. Поэтому, производить их в святые, спешить не будем. Об архиепископе Луке, наш Ишимский Владыка Евтихий, опытный духовник и которого экстремистом никак не назовешь, говорит: "что он просто еретик, пантеист, хороший хирург, но никак не православный богослов". И мы скорее склонны разделить мнение нашего уважаемого архиерея, который вероятно знает о чем тут говорит. Об епископе Афанасии (Сахарове) А. Леднев выделяет особенно тот факт, что благословил он "поминавших его на катакомбных Литургиях священников выходить на открытое служение в Патриархию после соборного избрания Святейшего Патриарха Алексия (Симанского)". Понятно почему перед ним благоговеет наш автор, но можно ли серьезно говорить о "соборном избрании Святейшего" (хорошо, что еще не сказано "свободном") - того самого - чье одно имя дискредитировало, по мнению протестующих против Декларации исповедников, весь т.н. Синод, подобранный митр. Сергием в 1927 году! Что касается архиепископа Ермогена (Голубева), то он исповедовал " неколебимую веру " не только "пред гонителем Церкви безбожным Хрущевым", но также и пред покорным пособником сего гонителя "Святейшим" патр. Алексием. Свое предисловие А. Леднев заканчивет трогательной просторной цитатой св. Иоанна, тенденциозно трактуя сострадательную любовь ко страждущей Матери-Церкви, написанную более сорока лет назад, как применимую к сегодняшнему "митрополит-бюро". Выходит одно из двух: либо полное заблуждение, либо простая подлость. Вслед за предисловием, на одиннадцати страницах, напечатано Слово о Владыке Иоанне пресловутого епископа Василия (Родзянко). Читаешь, глазам своим не веря, сомнительные свидетельства человека известного своей особой неустойчивостью, своим юрисдикционным блужданием и окончившим свой земной путь в т.н. Американской Митрополии. Думаешь: "нашелся авторитетный голос, чтобы говорить о Зарубежной стойкости Святителя и отца нашего Иоанна, ибо все его блудословие ведет к тому, чтобы доказать, сплошное якобы, безразличие Святителя Иоанна к юрисдикционному вопросу! Будто не тот человек, что писал знаменитую брошюру Русская Зарубежная Церковь, в которой выявлена вся уникальность Церкви, столь замечательным представителем которой он являлся. Кстати, эта брошюра почему-то не вошла в сборник. Странно! Будто не Владыка Иоанн был единственным дальневосточным архиереем, устоявшем в Церкви и не влившимся в Патриархию после II-ой Мировой войны! То-есть теперь, из-за этих 17 страниц, портящих этот замечательный сборник, но имеющие самое принципиальное значение в глазах составителей, достигнут первоначальный замысел - показать своего рода "вне-юрисдикцонного" святого. Одним словом - обезвредить его, а то -кто знает вдруг кто нибудь заинтересуется той Церковью, прекрасной жемчужиной которой он был ! Нет, каждому следует понять, что Церковь тут не при чем - он был святым "сам по себе", совершенно помимо своей Церкви! Невольно вспоминается та самая дохлая крыса на дне бочки с медом, о которой писал митрополит Филарет в переписке с "Американской Митрополией" после окончания III-го Всезарубежного Собора. Только тут крыса не на дне, а всплыла на поверхность, на первые же страницы. Этот сборник служит как бы иллюстрацией того, что полумерам и компромиссам в Истинной Церкви, как и вообще во всех принципиальных вопросах, места нет. Владимир Солоухин в своем последнем интервью перед смертью сказал, что слишком медленные терапии не могут вылечить Россию: "Необходимо хирургическое вмешательство: вырезать и выбросить". Также как славословия по адресу старой России, часто встречающиеся на страницах национал-большевицких изданий, ничего не значат, пока не сопровождаются проклятием всей советскости, так и всевозможные любезности в сторону Зарубежной Церкви ничего не значат, и ничего дать не могут, пока не сопровождаются они решительным и окончательным отказом от церковной советскости, т.е. от Патриархии. Все остальное есть ничто иное, как церковный национал-большевизм. Митрополит Виталий - наше Знамя, наш Удерживающий В такой обстановке видим насколько узок путь, остающийся для истинной Церкви и для неповрежденного Православия. Путь, с которого не дай Бог нам сойти. Кому много дано, с того больше спросится. Нам, в лице нашей гонимой, со всех сторон угнетаемой Церкви - а худшее - мы должны знать - еще впереди, как никому в сегодняшнем мире много дано. Оттого так велика ответственность всех нас, а наипаче неизмерима ответственность, лежащая на нашем благостном Авве старце-митрополите. Знаем, что знамя Зарубежной Церкви он высоко держит и никогда не упустит, как о том блестяще свидетельствует его недавнее послание о Современном значении Русской Зарубежной Церкви: "Как архипастырь Русской Православной Зарубежной Церкви, я считаю своим священным долгом обратиться с этим посланием ко всем чадам нашей Церкви. Меня к этому даже принуждает замеченное нами некое духовное безразличие к Истине и уже глубокое непонимание исключительного, уникального значения нашей Церкви в мире Вселенского Православия и всего инославного Западного Христианства. /.../ Наша Церковь, это Дева бегущая в пустыню от красного Дракона. Пустыня - это дехристианизированный Запад, в котором еще теплится свобода и которую наша Церковь ищет, ибо только по-настоящему в ней - в свободе - только и нуждается. Через нашу Святую Русскую Православную Зарубежную Церковь звучит голос Святой Руси, суть и природа которой - внутренняя, сокровенная, духовная, всегда ненасытная жажда русской души жить жизнью Святых, жить по Св. Евангелию, сколько есть сил и всегда только с помощью Божией. Голос Ея всегда звучал через все тысячи лет исторического бытия православной России. /.../ Если Церковь - Сам Христос, то как можно себе представить Христа Господа нашего и рядом - изменника митрополита Сергия, Христа и рядом - Дроздова (Алексея II). /.../ Это высшее правление Московской Патриархии есть просто безблагодатное, государственное учреждение, а ея члены просто государственные чиновники в рясах. У нас есть такие "умники", которые скажут Вам, что все это мое послание, только личное мнение самого митрополита. На это я отвечу, что меня заставили писать это послание бесконечные протесты со всего великого нашего русского Рассеяния. Значит это мое послание есть глас нашей заграничной Святой Руси, а я только его выразил во всеуслышание. Дай, Господи, чтобы у несогласных с этим посланием их неединомыслие не превратилось бы в неединодушие. Будем всегда благодарить Господа за то, что мы в Святой Русской Православной Зарубежной Церкви, которая за все 80 лет своего существования шла прямым Божиим царским путем, никогда не уклоняясь ни в какое бездорожие". В свою очередь, Владыка митрополит знает, что подавляющее большинство Церкви с любовью стоит за ним и в благодарном послушании идет по четко указанному им пути, единственному могущему сохранить для будущего поколения этот светоч Православия, последний глашатай Истины среди всемирного отступления. Останемся неколебимо верными обещанию, данному всею Церковью устами всех членов Архиерейского Собора в послании к пастырям и пастве, составленном в радостный день выбора нового Первосвятителя : "Будем просить у Господа помощи новоизбранному Митрополиту; будем помогать ему нести нелегкий крест его служения; будем оказывать ему послушание; будем молиться за него". В своем предсоборном послании от 1/14 августа 2000 г., Владыка митрополит будто заранее отвечает московскому патриарху, который неделю спустя, лицемерно протягивает нам руку и зовет к объединению: "Московская Патриархия является ничем иным, как неканоническим созданием бывшей Советской власти - /.../ Итак я, как Первоиерарх, призываю вас всех оставаться навсегда верными нашей Русской Православной Зарубежной Церкви и не смущаться теми призывами, которые мы все чаще и чаще слышим об объединении и о сослужении с другими во имя, так громко сказанной, "братской любви". Где же наша "братская любовь", когда мы в самом главном, в богослужении, живем /.../ по разной духовной жизни? Вдумаемся в это важнейшее слово - "богослужение", т.е. служение Богу, и тогда мы поймем, что служим то мы Самому Богу по-разному". А мы по опыту знаем, что предвещают бесстыдные патриархийные призывы - неужели очередное бандитское покушение на наше имущество? В день 700- летия Курской иконы, наш Первоиерарх так заключил свое слово: " И мы все здесь находимся у Иконы Божией Матери, которая, мы верим, как бы сопутствующая нас в Своей Иконе, 75 лет тому назад вышла с нами заграницу, как наша Путеводительница, посланная Самим Спасителем нашим. И неужели теперь, Божия Матерь вдруг нас станет вести к соединению с иерархией Московской Патриархии, безнадежно погрязшей в ереси и неправде Москвы. Такого быть не может ! Это граничит с кощунством. Аминь ". Далеко не все заслуги дорогого митрополита отметили мы в этом обозрении, не было сказано о его издательской, столь полезной деятельности, развитой с самых юных лет, но оканчивая наш очерк не можем не упомянуть хотя бы словом, воистину героическое поведение молодого архимандрита Виталия, своим энергичным и бесстрашным поведением перед английской оккупационной Властью в конце последней войны, спасшего от насильственной позорной выдачи советам, т.е. от явной смерти, большое число русских пленных. Протодиакон Герман Иванов-Тринадцатый
Представитель Общества Бл. Митрополита Антония на Францию "ВЕРНОСТЬ"
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
| |
| |
Просмотров: 494 | |