Антология Русской Мысли [533] |
Собор [345] |
Документы [12] |
Русская Мысль. Современность [783] |
Страницы истории [358] |
2 января 1924 г. День пр. Серафима Саровского
"Возлюбленные! огненного искушения, для испыта¬ния вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых стра¬даниях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете" (1 Пет. 4,12-13). Этими словами апостола закончил, если помните, я свое седьмое письмо к вам, друзья мои. Ими же начинаю теперешнее мое письмо. Там слова эти не являлись ито¬гом и заключением к целому письму, а скорее должны бы¬ли послужить ободрением в противовес печальной теме письма и естественно грустным выводам из него. Сейчас же вышеприведенное слово апостольское должно ввести вас в самую суть предстоящей беседы, внося вместе с тем и сокрытый в нем дух христианского упования. Апостол увещевает христиан, внушает им, чтобы они не относились к "огненному испытанию" "как к приключе¬нию для них странному", чтобы "не чуждались" его, как че¬го-то для них неожиданного, им - христианам - не свойс¬твенного. "Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы" (2 Тим. 3, 12), - подтверждает мысль ап. Петра другой первоверховный апостол Павел и добавляет: "злые же люди (по-славянски "лукавые") и обманщики бу¬дут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблужда¬ясь" (2 Тим. 3,13). Но раньше, чем апостолы, Сам Господь изрек непре¬рекаемое слово о том, что Его последователи будут нена¬видимы и преследуемы и что эта тяжелая участь будет их уделом именно за их верность и наследование Ему - Христу Господу. Мысль о неизбежности гонений всякого рода за исповедание имени Христова Господь не раз выс¬казывал а течение Своей земной жизни и выяснял причи¬ну этого, на первый взгляд многим кажущегося странным, явления. Посылая двенадцать Своих учеников на проповедь, Господь предупреждает их, что на них "возложат руки и будут тать их, предавая в синагоги и в темницы, и поведутпред царей и правителей за имя Его" (Лк. 21, 12), что они будут "преданы родителями, и братьями, и родствен¬никами, и друзьями, и некоторых из них умертвят", что вообще они "будут ненавидимы за имя Его" (Лк. 21, 16-17). Вот чего, по слову Божественного Учителя, должны ожидать Его ученики от мира, в который Он посылал их с благою вестью спасения. В чем же причина этой ненависти, которую суждено было встретить благовестникам Христова мира и любви? Ответ на этот естественный вопрос дает Господь в Своей прощальной беседе с учениками: "Если мир вас не¬навидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше гос¬подина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, буду соблюдать и ваше. Но все то сделают вам за имя Мое, потому что не знают Пославшего Меня" (Ин. 15,18-21). Дальнейшее разъяснение этой мысли мы находим в разговоре Иисуса Христа с Пилатом. Когда Пилат, призвав Иисуса, спросил Его: "Ты Царь Иудейский?" Иисус отвечал ему: "Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служите¬ли Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям: но ныне Царство Мое не отсюда". - Не отсюда, т. е. не от мира сего. На вторичный вопрос Пилата: Царь ли Он, - Господь отвечает утвердительно и при этом дает характеристику Своего Царства и его граждан: "Я па то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего" (Ин. 18, 33, 36-37). Итак, причина ненависти мира ко Христу и его вер¬ным последователям та, что мир, "весь лежащий во зле" (точнее в диаволе entwponhroow) (1 Ин. 5, 19), не знает Бога (Ин. 15,21; ср. 17, 25), чужд истины, составляющей су¬щество Царства Христова (18, 38, ср. 1, 17; 14, 6; Еф. 4, 21). "Духа истины... мир не может принять, потому что не ви¬дит Его и не знает Его" (Ин. 14,17). Беседуя с не веровавшими в Него Своими родственни¬ками (братьями). Господь сказал им: "Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетельст¬вую о нем, что дела его злы" (Ин. 7, 7). Итак, свет истины, обличающий темные дела мира, невыносим для него, и мир естественно проникается зло¬бою к носителям света, начиная с Самого Светодавца Христа, и пытается изъять их из своей среды. Если вы, мои дорогие, вчитаетесь в те места Нового Завета, где говорится о взаимоотношении Христова Еван¬гелия и мира, то вы без труда усмотрите их коренную про¬тивоположность во всех областях жизни. Эту противопо¬ложность непрестанно и неустанно подчеркивают ближай¬шие ученики Господа, первые провозвестники Его Еванге¬лия. Прислушайтесь к их голосам: "Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле" (1 Ин. 5, 19), - возвещает великий тайнозритель ап. Иоанн. "Не любите мира, ни того, что в мире, — увещевает тот же Апостол любви, — кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего" (1 Ин. 2,15-16). "Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что друж¬ба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу", - пишет "две¬надцати коленам, находящимся в рассеянии", праведный Иаков, брат Господень (Иак. 4,4). "Мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога, что и возвещаем не от че¬ловеческой мудрости изученными словами, но изученны¬ми от Духа Сватаго", - так противопоставляет в своем пос¬лании к Коринфянам ап. Павел мудрость Христову муд¬рости века сего (1 Кор. 2,12-В). "Никто не обольщай самого себя, - продолжает назидать Коринфян Апостол языков. - Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Бо¬гом" (1 Кор. 3,18-19). "Смотрите, братия, - предостерегает Колоссян тот же Апостол, - чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, 'по стихиям Мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся полнота Бо¬жества телесно" (Кол. 2, 8-9). Как движущей и вдохновенной силой для христиан является "полнота истины" - Христос Господь, владычес¬твующий над Царством не от мира сего Духом Истины, так двигателем и вдохновителем жизни мира сего являет¬ся "лжец и отец лжи", князь этого мира - диавол, окуты¬вающий мраком лжи область своего царства. Ап. Иаков, возвестив, что "дружба с миром есть вражда против Бога", Делает отсюда вывод, вскрывающий внутреннюю сторону этого мира: "Итак, - говорит он, - покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас" ("Иак. 4, 4, 7). К постоянной борьбе с этим миродержцем призывают чад Христовых и другие Апостолы. "Облекитесь во всеору¬жие Божие, - наставляет Ефесян ап. Павел, - чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань... против мироправителей тьмы века сего, про¬тив духов злобы поднебесных" (Еф. 6,11-12). Что же требуется для победы над этим миродержательным злом? Кто и при каких условиях может надеять¬ся на успех в этой борьбе? На этот вопрос дает ответ возлюбленный ученик Гос¬пода, ап. Иоанн: "Всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий... пришедший водою и кровию и Духом" (1 Ин. 5, 4-6). Облекшийся во Христа и сочетавшийся с Ним в водах крещения, приявший Св. Духа в тайне миропомазания, углубляющий свое общение со Христом в достойном при¬ятии животворящих Тайн Тела и Крови Христовых и де¬лающийся чрез то обителью Св. Троицы, вот кто является победителем мира и князя его. Основывается же эта побе¬да на предварительной победе Искупителя-Христа, изрек¬шего в прощальной беседе с учениками: "Идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего (Ин. 24, 30) - мужайтесь: Я победил мир" (Ин. 16,33). Эта победа над миродержательным злом, вполне ска¬завшаяся после славного Воскресения Христова, сообщи¬лась и тем, кто, отрекшись от отца лжи, сочетался с Побе¬дителем Христом и увидел в себе живущим Сына со Отцем и Духом (см. Канон ко св. Причащению, песнь 9, тро¬парь 2, также 1-ю молитву св. Василия Великого ко св. Причащению). "Дети! вы от Бога, и победили их [Слуг антихристовых (прим. М. Новоселова)]; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире", — удостоверяет тайнозритель (1 Ин. 4,4). Борьба тьмы со Светом, отца лжи с Духом Истины, князя мира сего с Царем небесным. Владыкой царства премирного, началась на земле со времени наших праотцов. Тогда же изречено было Божие Слово, предопреде¬лившее на тысячелетия эту борьбу, равно как и течение ее: "И сказал Господь Бог змею: ...вражду положу между то¬бою и между женою, и между семенем твоим и между се¬менем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту" (Быт. 3,14-15). С особенной яркостью и силой сказалась эта положен¬ная Богом вражда между князем мира сего и семенем же¬ны, когда "тайна беззакония" (2 Фее. 2, 7) столкнулась в ми¬ре сем с великой "тайной благочестия": когда "Бог явися во плоти" (1 Тим. 3, 16). Потерпев поражение в этом столкно¬вении с Богочеловеком, князь мира сего обрушился со страшной силой на наследие Сына Божия, на Церковь Святую, "юже стяжа" Христос честною "Кровию Своею" (Деян. 20, 28). Эта последняя брань, разнообразясь по виду и содер¬жанию, изменяясь в силе и напряжении, стихая в одних местах и разгораясь в других, оставляя одну область и пе¬реходя в другую, прошла века и дошла до наших мест и до наших дней, к которым с достаточным основанием приложимы слова Апокалипсиса: "Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярос¬ти, зная, что немного ему остается времени (12, 12). (См. в 8-м письме мысль митрополита Филарета о наших време¬нах). Привыкши, в течение многих веков, к "мирному и благоденственному житию", под покровом православного государства, мы оказались совершенно не подготовленны¬ми к той, для большинства христиан неожиданной, духов¬ной борьбе, к которой привела нас промыслительная дес¬ница Вождя и Подвигоположника нашего. Глухие к слову Божию и пророческим голосам, вещавшим о близости и неизбежности этой борьбы, слепые относительно событий, которые не то что говорили, а вопияли о надвигающейся грозе, охотно и легко обольщавшиеся грезами лжепроро¬ков "научного мировоззрения", которые убаюкивали нас пошлым и нелепым учением об автоматическом прогрес¬се, забыв слово апостольское, точнее Духа Святого, о том, что истинные христиане "не имут зде пребывающаго гра¬да, но грядущаго взыскуют" (Евр. 13, 14), мы так уютно и, казалось, прочно засели и устроились в здешнем граде, где со времени падения Адамова утвержден "престол сата¬ны , что нам и во сне не снилось того, что свалилось на наши в разных смыслах бедные головы. Когда все говори¬ли: "Мир и безопасность"', тогда "внезапно постигла нас пагуба" (1 Фес. 5,3). Потрясенные в наших политических и социальных верованиях и чаяниях, мы так растерялись, что подумали, будто и Церковь Христова должна сокрушиться под удара¬ми ее врагов, как рушился под этими ударами тот государ¬ственный и общественный строй, при котором так недав¬но и так самоуверенно-покойно жили мы, среди которого и в союзе с которым жила наша Церковь, уподобляясь ко¬раблю, стоящему на якоре в тихой, надежной пристани. Глубокое и для христианина преступное заблуждение! Заблуждение это изобличает в нем ложное отношение к Церкви - только как к организации, и организации чело¬веческой, и неверие в Церковь, как живой организм Тела Христова. Не говоря уже о том, что здесь сказывается и просто научное невежество в области церковной истории, или, но крайней мере, забвение тех уроков, которыми пол¬на история Церкви и которые надлежит чадам Церкви постоянно носить в душе своей. Какие же это уроки? Чему они учат нас? В одну из особенно значительных минут Своей зем¬ной жизни, когда злоба иудеев из-за воскрешения Лазаря дошла до решимости убить не только Иисуса, но и воскре¬шенного Им Лазаря7, Господь Иисус Христос изрек учени¬кам Своим — Андрею и Филиппу, сообщившим Господу о желании пришедших на праздник эллинов видеть Его, следующие знаменательные слова: "Пришел час прославиться Сыну Человеческому. Ис¬тинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав¬ши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой. Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего Но на сей час Я и пришел. Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: "и прославил и еще прос¬лавлю". И сказал Иисус народу: "Ныне суд миру сему; ны¬не князь мира сего изгнан будет вон. И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе". "Сие говорил Он, - разъясняет последние слова Гос¬пода евангелист Иоанн, — давая разуметь, какою смертью Он умрет" (Ин. 12, 23-28; 31-33). Господу ведома была злоба иудеев против Него, раз¬жигаемая диаволом, детьми коего Он и называл их за их человекоубийственное и враждебное Истине настроение (Ин. 8, 41, 44); Он предвидел близость Богоубийства, заду¬манного Его врагами, озлобленными растущим с каждым днем нравственным влиянием Его на народ, - и вот слу¬чай с искавшими видеть Его эллинами, могущий вызвать еще большее негодование иудеев, побуждает Господа раск¬рыть ученикам и народу тайну приближающегося к Нему страдальческого и вместе славного подвига. Он говорит о предстоящей Ему славе (23) и тут же об отдании Своей жизни (24). Он обязывает Своих последова¬телей принять путь креста и обещает им почет у Отца Не¬бесного и жизнь вечную (25-26); душа Его возмущается в предвидении смерти и страшного преступления, имеюще¬го над Ним совершиться, и в то же время Он молит Отца о прославлении Его имени (27-28); Он зрит позорную казнь, которой подвергнется по воле Отца - и вместе созерцает победу над князем мира сего и спасительное привлечение к Себе людей именно этой позорной смертию (31-33). Сколько глубоких, радостных и таинственных для плотского ума истин приоткрывают эти немногие строки Евангелия от Иоанна! Здесь указана Самим Господом без¬мерная цена нашего спасения в Церкви Христовой, кото¬рая созиждется на крови Богочеловека; здесь начертан путь креста, по которому во все века должны идти и пой¬дут истинные чада Церкви, "взирая на Начальника и Со¬вершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престала Божия" (Евр. 12,2); здесь возве¬щается поражение диавола и слава Иисусова, достигнутые крестом. Итак, крест — вот основа христианства, основа Церк¬ви, сила, побеждающая мир и мироправителей тьмы века сего. Крест - путь Искупителя, он же - путь для Его уче¬ников: Глава Церкви и члены ее неразрывно связаны между собою единством пути - единством страдания и славы, умирания и воскресения. Тайна креста, тайна страдания за имя Христово, как условие стяжания Царствия Божия, была прежде всего ус¬воена ближайшими учениками Искупителя, о чем свиде¬тельствуют их писания и жизнь. Но совершилось усвоение этой коренной тайны Христова благовестия не сразу, ибо ветхий человек, вдохновляемый князем мира сего, естест¬венно противится принятию этой тайны, и только Дух Святый изменил в апостолах ветхое самочувствие самоут¬верждения на новое - самоотречение. Тот самый Апостол, который, желая отвести Господа от крестного пути, в период своей ветхости говорил Ему: "Будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою", и который заслужил за это суровый упрек от своего Учителя, сказавшего ему: "Отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое" (Мф. 16, 22-23), этот Апостол, озаренный Духом, убеждает, как вы, надеюсь, помните, чад Христо¬вой Церкви "не чуждаться огненного искушения ... как приключения для них странного", "радоваться участию в Христовых страданиях". Писания и жизнь другого первоверховного Апостола Павла преисполнены, можно сказать, раскрытием и выяв¬лением тайны и силы крестной, неведомых и чуждых ми¬ру. "...Мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соб¬лазн, а для Еллипов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премуд¬рость... я рассудил быть у вас незнающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого", - пишет он Корин¬фянам (1 Кор. 1, 23-24; 2, 2). "Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира", - говорит он в посла¬нии к Галатам (Гал. 6,14). Это устремление ко Христу распятому, сораспятие Ему, ношение язв Его на теле своем (Гал. 6, 17), вообще вседушное и всестороннее приятие крестного пути (см. 2 Кор. 11, 23-29) соделало великого Апостола языков причас¬тником силы Христовой в такой мере, в какой едва ли ко¬му сообщалась эта сила. Приобщившись ей, он мог дерз¬новенно исповедать в послании к Филиппинцам: "Все мо¬гу в укрепляющем меня Иисусе Христе" (Флп. 4,13). И точно, только укрепляемый безмерной силой Хрис¬товой, мог святой Апостол переносить все то, что перенес он на своем изумительном жизненном пути. И посмотри¬те, с какою бодростью и Почти радостью говорит он о ис¬пытываемых им неисчислимых скорбях: "Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в от¬чаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем" (2 Кор. 4, S-9). "Я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немо¬щен, тогда силен" (2 Кор. 12,10). Как же относятся к своим обидчикам и гонителям св. ап. Павел и его сподрижники по оружию? "Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы тер¬пим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне" (1 Кор. 4,12-13)*. Так говорят, так мыслят, так чувствуют, так живут но¬вые граждане того "неотпадающего Царства", которое ос¬новал на "честной крови" Своей Искупитель Христос. Уже здесь, в пределах "мира сего", они таинственно изведены из этого мира и, соделавшись "новою тварью", положили начало царству не от мира сего, живущему совсем иною жизнью, управляемому совсем иными законами, чем жизнь и законы мира. И, естественно, мир возненавидел этих новых граждан, как возненавидел он Основателя но¬вого царства - Христа, и словом, и жизнью обличавших неправду этого мира (Ин. 15,18-19; 8, 9; 7,7). Ho нe страшит граждан нового царства эта идущая по пятам их ненависть. То, чем они живы, что составляет су¬щество их нового бытия, находится за пределами, перес¬тупить которые бессилен мир в своей ненависти. "Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или тесно¬та, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание (Пс. 43, 23). Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глуби¬на, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем" (Рим. 8,35-39). Такое победный клич граждан "непоколебимого" (Евр. 12, 28) Царства Христова, возлюбивших своего победонос¬ного Вождя "всем сердцем своим, всею душою своею и всем разумением своим" (Мф. 22, 37). Над входом во врата этого нового царства начертаны слова, определяющие сущность этого царства и условия вступления в него: а) "Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе" (Рим. 14, 17) и б) "Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие" (Деян. 14,22). За первыми гражданами, вступившими в это царство, Апостолами и мужами Апостольскими, последовал бес¬численный сонм мучеников, в течение почти трех веков заполнявших область царствия Божий, Церкви Христо¬вой. Вместе со своими предшественниками - Апостолами они легли в основание Церкви, спаявшись своею кровию с краеугольным Камнем Церкви, Христом. И Церковь в своих чинопоследованиях ежедневно прославляет эту кра¬су свою, этих мужественных исповедников Истины, своею кровью заливших отверзшуюся было на Церковь адскую пасть, своею смертью оправдавших и утвердивших во всем мире благую весть о вечной жизни. "Мученик Божественный лик, - молитвенно взывают чада Церкви, обращаясь к святым мученикам, — Церкви основание, благовестию скончание, вы делом Спасова глаголання исполнисте: вами бо врата адова на Церковь от¬верзшаяся заключишася, крове ващея литие идольския жертвы изсуши, заклание ваше породи церковное испол¬нение: безплотных удивисте, Богу венценосцы предстоите: Его же непрестанно молите о душах наших"**. Такова сила, таково значение крови, проливаемой за Истину! На крови Сына Божия созиждилась Церковь, кро¬вью сынов Божиих укреплялась и расширялась, превоз¬могая неисчислимые козий исконного врага Божия, князя мира сего. Обильно орошаемая мученическою кровью в течение трех веков, Церковь из "зерна горчичного" выросла в ог¬ромное, много ветвистое дерево, в ветвях которого находи¬ли приют многочисленные стаи словесных птиц. Пришло время - милостиво взглянул Господь па страдалицу Цер¬ковь и, оградив ее от любого миродержца, даровал ей покой рукою благочестивого императора Константина. По¬тухли костры, на которых жарились тела христианских мучеников; уничтожены страшные орудия мучений, соз¬данные диавольской злобой; раскрылись темницы, где во множестве томились исповедники имени Христова; опус¬тели каменоломни, где непосильным трудом и жестокос¬тью приставленников измождались верные рабы Христо¬вы, - мир и благоденствие настали для последователей Распятого. Милость Божия была вызвана, надо думать, крайним напряжением нравственных и физических сил христианс¬кого, церковного общества, очевидно, нуждавшегося, одна¬ко, в пережитом им "огненном крещении". С наступлением, после Миланского эдикта", мирного жития для исповедников Христовых, когда сам император всемирного царства вошел в ограду Церкви, как послуш¬ный сын ее, можно было подумать, - и многие дума¬ли, - что "царство мира соделалось царством Господа на¬шего и Христа Его" (Откр. 11,15). Но, увы, думы эти и чая¬ния пе оправдались. Борьба князя мира сего с наследием Христовым не прекратилась, а лишь видоизменилась, - и едва ли к торжеству христианства. Милостью Божией, создавшей новые условия жизни для Святой Церкви, враг воспользовался, чтобы оразнообразить борьбу и перенести ее с периферии в центр, из внешней сделать внутренней, причем вместо одного бран¬ного фронта образовалось два, которые утвердились в христианском обществе на многие века: в существе своем и видимости они дошли и до нашего времени, хотя и из¬менились в силе и напряженности борьбы. Когда христианство объявлено было государственной, т. е. господствующей религией в Римской империи, огром¬ные толпы римских граждан ринулись и заполнили огра¬ду Церкви по мотивам вовсе не религиозным. Это равно¬душное к вере, теплохладное стадо корыстных душ, "ис¬кавших не Иисуса, а хлеба куса", быстро видоизменило состав церковного общества, внеся в него мирские эгоис¬тические начала жизни, наполнив его мирским духом. Не мир стал царством Божиим, а царство Божие при¬яло в свое недро мир и вступило на путь обмирщения. Вот тогда-то души, действительно ревновавшие об Истине Христовой, жаждавшие спасения и искренно искавшие его, стали отходить от мира с христианской позолотой или, иначе, от христианства, помазуемого духом мира се¬го. "Видя беззаконие и пререкание во граде" и "не оскудева¬ющую от стогн его лихву и лесть", эти боголюбивые души "удалились, бегая, и водворились в пустыне, чая Бога, спа¬сающего их от малодушия и от бури" (Пс. 54, 10, 12, 8-9). Чистое христианство устремилось в места безводные и с трудом проходимые, где ранее обитали одни звери дивии, и немного прошло времени, как пустыни процвели, яко крины сельнии. Но глубоко ошибся бы тот, кто подумал бы, что без особых трудов, потов создалось это процветание, что укло¬нившиеся от соблазнов мира уклонились и от борьбы, что с уходом в места тихие, уединенные и безмолвные, они из¬бегли козней диавольских и брани, воздвигаемой князем Мира сего; Кто сколько-нибудь знаком с историей христианского подвижничества, тот, конечно, не подумает этого. Брань, открывшаяся в пустынях, была продолжением той брани, которую вели мученики на стогнах градов: только мучени¬чество в пустыне стало более внутренним и доброволь¬ным, менее острым и более продолжительным. Хотя там не было видимого излияния крови (если не говорить о не¬редких избиениях пустынножителей варварами), производимого руками мучителей-человеков, зато там происходи¬ло пожизненное невидимое излияние ее в борьбе с плотью и миродержателями тьмы века сего, нигде не разнообра¬зившими так своих козней и не обнаружившими так своей ненависти к роду христианскому, как среди насельников пустынь. Известна классическая формула, определяющая су¬щество подвижнического жития: "дай кровь и приими дух". В ней сказано самое существенное о подвижничест¬ве: указаны путь и цель. И мириады воинов Христовых, разного пола и возраста, незримо излияли кровь свою для стяжания Духа Божия из любви к возлюбившему их Гос¬поду Иисусу. На этом фронте, если и бывали поражения в стаде Христовом, то в общем победа целые иска остава¬лась за гражданами Царства Божия, к великому посрамле¬нию главного "мироправителя" и клевретов его, изгоняе¬мых из "безвидных мест" (см. Мф. 12, 43 и Лк. 11, 24) силою креста и имени Христовых (преп. Иоанн Кассиан). Не то происходило на другом фронте - мирском. Я не буду касаться страшной и великой эпохи ересей, воздвигнутых и поддерживаемых отцом лжи*** в течение нескольких столетий. Потрясая иногда весь состав церков¬ного тела богохульными учениями и одерживая нередко крупные частные победы, враг Истины терпел в конечном счете серьезные поражения. Но одновременно с этой борьбой на почве вероучения шла последовательная брань князя мира сего с носивши¬ми имя Христово в области повседневной жизни, личной и общественной. Здесь постепенно, но неуклонно враг зах¬ватывал все новые позиции, расширяя и углубляя сферу своею влияния в так называемом христианском общест¬ве, в государственной церкви и христианским государстве. Сущность борьбы сводилась к подмене подлинного христианства подложным, живого - мертвым, сердечной веры - отвлеченной богословской мыслью, богодейственных богослужебных тайн - внешней культовой помпой, внутреннего подвига - лицемерной внешностью, скром¬ного во имя Христова жития - удобствами жизни, духов¬ного воздействия на тех "иже во власти суть" - угодничес¬твом пред ними и т. д., без конца. | |
| |
Просмотров: 503 | |