Антология Русской Мысли [533] |
Собор [345] |
Документы [12] |
Русская Мысль. Современность [783] |
Страницы истории [358] |
Церковь не должна забывать, что она все-таки в мире, в мире нечестивом" и, по существу, ей враждебном, кото¬рый при всяком случае стремится и может дать ей почувс¬твовать вражду свою. Ей, пока она находится в условиях мира сего, не должно мечтать о покое: она должна непрес¬танно воинствовать под знаменем креста.
Вступив на путь "мирного" сожительства с государст¬вом, Стихией мирской, Церковь стала забывать свой сверхмирный характер, и ее дальнейшее существование может быть охарактеризовано словами одного ученого ис¬торика и философа, благоговейного почитателя и исследо¬вателя библейских пророчеств. Истолковывая одно мес¬то из Апокалипсиса, он говорит по поводу его: "Церковь будет существовать под владычеством земных государств, которые станут покровительствовать ей и вместе порабо¬щать ее... И в самом деле, в течение 18-ти веков" положе¬ние, принятое государством относительно Церкви, может быть выражено столько же словом: благоволение, сколько и словом: порабощение. Тем не менее Церковь облечена в солнце", и пусть она никогда не забывает этого. Она есть светильник для мира, а светильник не должен гореть под спудом". Она призвана просвещать весь мир и приводить к Истине всех, кто есть от Истины. Такова, до времени, единственная задача се относительно мира". В другом месте того же исследования читаем: "зная даже, что врата адовы не одолеют Церкви, она не должна опочивать в безопасности. Между семенем жены и змием Сам Бог положил вражду, которая должна продолжаться до конца. И не преследования только, но и все другие спо¬собы вражеские употребит теперь сатана. Стало быть, в особенности теперь нужно Церкви облечься "во вся ору¬жия Божия" (Еф. 6, 11), быть в состоянии носить их и с ре¬шимостью употреблять. Кровью Агнца верующие победи¬ли (Откр. 12, 11), но на завоеванном этой победой поле нужно им одерживать новые победы. Торжеством своего Вождя мы обязываемся к постоянным новым торжест¬вам, точно так же, как умерши раз во Христе, должны "постоянно умерщвлять уды, яже на земли" (Кол. 3, 3, 5; Рим. 6,2-14)... В настоящее время Церковь больше всего должна ста¬раться не сообразоваться веку сему. Как опасно для нее, когда она не находится в борьбе с князем мира сего, когда благоденствие и комфорт лишают ее воинственного огня, и она перестает быть странницею на земле! Насилия и уг¬розы ничего не могли сделать с нею, но враг попробует употребить хитрость и обольщающее коварство - и Цер¬ковь надет!.. Апокалипсис (и не один Апокалипсис) предвещает глубокое падение Церкви, предвещает унижение ее даже в уровень с миром"****. Итак, и голос науки, не отрекшейся от Единого Источ¬ника Истины - Христа, и, что несравненно важнее, голос самой Церкви Христовой, идущий из богослужебных недр ее (см. в середине письма стихиру из "Канона всем свя¬тым"), согласно утверждают, что мученичество, как следст¬вие гонений, и самоумерщвление (Кол. 3, 5), как добро¬вольный подвиг, — суть два неизменных с существом пути Христова, неразрывно связанных образа жития христиан¬ского. Может не быть в известную эпоху первого образа жития, но тогда необходим второй (но не исключаемый, впрочем, и первым) - для сохранения истинного русла Церкви, для соблюдения чистой веры, непостыждающей надежды и нелицемерной любви. Когда же отсутствуют в церковном обществе или слишком бледнеют тот и другой образы жития, то это печальный признак духовного омертвения общества и его богооставленности. И я думаю, что пред разразившейся над нашими го¬ловами катастрофой, начавшейся с 1914 года и постепенно углубляющейся, наша Церковь***** находится именно в этом состоянии быстро растущего падения, растления, омерт¬вения. К ней применимо слово Господне, обращенное к ангелу Сардийской церкви: "Ты носишь имя, будто жив, но ты мертв" (Откр. 3,1). И если вы, мои дорогие, не поленитесь хорошенько припомнить то время и попристальнее всмотреться в тог¬дашнюю жизнь "святой Руси" сверху донизу (в этом отчас¬ти помогут вам Мои предыдущие письма), то едва ли вы, положа руку на сердце, по христианской совести, пожалее¬те, что "светильник" нашей Церкви был "сдвинут" (Откр. 2, 5) со своего места благодеющею рукою Промысла и от¬дан (и доселе отдается) на попрание врагам. Нагар на этом светильнике был так велик, копоть поэтому от него была так сильна, что потребовалось Правосудием и ми¬лостью Божией бросить его "в великое точило гнева Бо¬жия" (Откр. 14, 19; 19, 15), чтобы "истоптанный" в этом то¬чиле отстал нагар, очистился светильник и засветил чис¬тым Светом Христовым. Истинно так, друзья мои: жалеть "церкви прошлого" нечего, — это сожаление свидетельствовало бы только о том, что мы живем "плотским мудрованием", стелемся по¬мыслами по земле, едим пищу "змия" - и забываем Хрис¬та, "Божию Премудрость и силу", забываем, что "наше жи¬тие на небесех есть" (Флп. 3, 20) (не будет, а есть, должно быть теперь), что мы должны питаться хлебом небесным. Печальные события церковной жизни последних лет, всем вам хорошо известные, суть прямо непосредствен¬ный результат прежнего, давнишнего недуга церкви, ре¬зультат и обнаружение его. В происходящей разрухе цер¬ковной нечего винить "внешних": виноваты неверные чада Церкви, давно гнездившиеся, однако, внутри церковной ограды. Благодетельной десницей Промысла (а не сата¬нинской злобой большевиков) произведен разрез злока¬чественного нарыва, давно созревшего на церковном теле; удивительно ли, что мы видим и обоняем зловонный гной, заливающий "Святую Русь"? За разрезом последовал процесс выдавливания гноя, который продолжается и доселе.. Этот мучительный процесс необходим для очище¬ния и оздоровления тела. Неизбежна боль в месте надав¬ливания, но этою болью покупается здоровье всего орга¬низма, предохраняемого ею от заражения. Оставляя в стороне метафору, скажу прямо. При отвержении церковным обществом второго образа христи¬анского жития (см. выше о нем), необходимо, для спасе¬ния верующих, появление первого. Вспомните слова еп. Игнатия Ерянчанинова в предыдущем моем письме к вам: "подвигов нет, духовных руководителей нет, - скорби заменяют все". И скорби, выпавшие на нашу долю, на долго совре¬менных чад Церкви, имеют особенно глубокое и спаси¬тельное значение: они углубляют ров между верой и неве¬рием; переводят колеблющихся в своем религиозном соз¬нании и жизни между Христом и миром па ту или другую сторону, разрешая богопротивную "теплохладность" или в горячность веры, или в холод неверия; выделяют, выявля¬ют и ставят на свое, свойственное их действительному ду¬ховному нутру, место незаконно укрывшихся дол кровом православия; они всех заставляют отдать себе отчет в под¬линном их уповании (1 Пет. 3, 15), размежевывают облас¬ти Христа и антихриста, приуготовляют настоящих слуг Тому и другому, причем, говоря словами одной церковной молитвы, способствуют "благим во благодати пребывати, средним лучшим быти, согрешающим в исправление приходити" . "Тайна беззакония" (2 Фее. 2,7), раскрывающаяся в на¬ши дни с исключительной силой и в своеобразных фор¬мах, не должна смущать истинных чад Церкви, верующих в несокрушимость "дома Божия" (1 Тим. 3, 15; Евр. 10, 21; Мф. 16, 18). Как грядущий антихрист, так и его мелкие, но многочисленные предтечи и слуги, не страшны чадам Церкви, крепко держащимся за этот "столп и утверждение истины" (1 Тим. 3,15). Ухищрения и козни слуг миродержца гибельны для тех, которые "не приняли любви истины для своего спасения" (2 Фее. 2, 10). За это неприятие "пош¬лет им Бог действие заблуждения, так что они будут ве¬рить лжи" (2 Фее. 2, 11). "Ходящие же в истине", которых ублажает возлюбленный ученик Господа (2 Ин. 1, 4; 3 Ин. 1, 3), застрахованы от этого пути гибели Истиною, живу¬щею в них, ибо, по слову того же ученика Христова, "Тот, Кто в них, больше того, кто в мире" (1 Ин. 4,4). Итак, не кручиньтесь, друзья мои, при виде потрясе¬ний, которые переживает наша Церковь: они необходимы для уврачевания церковного тела, изъязвленного язвами многими и застарелыми. Истинно, не кручиньтесь, а луч¬ше подивитесь великой мудрости Божией, претворяющей действие "тайны беззакония" в преуспеяние "тайны благо¬честия", - ибо в то время, как враги Церкви Божией ды¬шат сатанинской ненавистью к ней и употребляют все усилия, чтобы истребить на земле память о Невесте Христо¬вой, последняя, стряхивая с себя многообразную нечисто¬ту, прилипшую к одежде ее, начинает являть все более проясняющийся светлый лик свой. Таинственно руками нечестивых Господь творит святую и благодеющую волю Свою, омывая исповедническою и мученическою кровию Свою невесту. - Ну, а что же они, эти нечестивцы, кото¬рые, по вашим словам, являются орудием благой воли Бо¬жией? Они - попирающие святую Русь, святую Церковь Божию, святых Божиих, — торжеством своего нечестия подвергающие тяжкому испытанию христианские души, искушаемые успехом лжи и неправды? Что скажете вы о них, об их судьбе? - слышится мне вопрос из вашей сре¬ды, друзья мои. Ответствую на него приточно словами "ветхозаветного евангелия" великого пророка Исаии. Когда избранный народ Божий закоснел во всякой неправде. Господь постановил наказать его нашествием языческого Ассирийского царя, и вот что устами пророка изрекает Господь об этом орудии гнева Своего: "О, Ассур, жезл гнева Моего! и бич в руке его - Мое не¬годование! Я пошлю его против народа нечестивого", и против народа гнева Моего, дам ему повеление ограбить грабежом и добыть добычу и попирать его, как грязь на улицах. Но он не так подумает и не так помыслит сердце его; у него будет на сердце - разорить и истребить немало народов. Ибо он скажет: "не все ли цари князья мои? Халне не то же ли, что Кархемис? Емаф не то же ли, что Арнад? Самария не то же ли, что Дамаск. Так как рука моя овладела царствами идольскими, в которых кумиров бо¬лее, нежели в Иерусалиме и Самарии, - то не сделаю ли того же с Иерусалимом и изваяниями его, что сделал с Самариею и идолами се?" И будет, когда Господь совершит все Свое дело на горе Сионе и в Иерусалиме, скажет: пос¬мотрю на успех надменного сердца царя Ассирийского и на тщеславие высоко поднятых глаз его. Он говорит: си¬лою руки моей и моею мудростью я сделал это, потому что я умен: и переставляю пределы народов, и расхищаю сок¬ровища их, и низвергаю с престолов, как исполин; и рука моя захватила богатство народов, как гнезда; и как забира¬ют оставленные в них яйца, так забрал я всю землю, и никто не пошевелил крылом, и не раскрыл рта, и не писк¬нул". Величается ли секира пред тем, кто рубит ею? Пила гордится ли пред тем, кто двигает ее? Как будто жезл восс¬тает против того, кто поднимает его; как будто палка под¬нимается на того, кто не дерево!" За то Господь, Господь Саваоф, пошлет чахлость на тучных его, и между знаме¬нитыми его возжет пламя, как пламя огня. Свет Израиля будет огнем, и Святый его - пламенем, которое сожжет и пожрет терны его и волчцы его в один день; и славный лес его и сад его, от души до тела, истребит; и он будет, как чахлый умирающий. И остаток дерев леса его так будет малочислен, что дитя в состоянии будет сделать опись" (Ис. 10, 5-19). "Посему так говорит Господь, Господь Саваоф: народ Мой, живущий на Сионе! не бойся Ассура. Он поразит те¬бя жезлом и трость свою поднимет на тебя, как Египет. Еще немного, очень немного, и пройдет Мое негодование, и ярость Моя обратится на истребление их. И поднимет Господь Саваоф бич на него <...> И будет в тот день: сни¬мется с рамен твоих бремя его, и ярмо его — с шеи твоей; и распадется ярмо от тука" (Ис. 10,24-27)*****. Это с одной стороны, с другой - я не хочу затаивать от вас, мои дорогие, и некоей иной сокровенной думы сердца моего касательно грядущей судьбы современного Ассура, поскольку он является потомком колена Иудова. Уже несколько лет при мысли о нем у меня неизменно всплы¬вает из глубины души пророчественный глагол великого израильтянина, св. ап. Павла, который в послании к Рим¬лянам предуказывает последнюю судьбину своего и тогда уже богоборного народа. "Не хочу оставить вас, братия, - пишет Апостол, - в неведении о тайне сей, - чтобы вы не мечтали о сeбе - что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиопа Избави¬тель, и отвратит нечестие от Иакова" (Рим. 11, 25-26). В гла¬ве 9-й того же послания точнее определяется словами про¬рока Исаии, кто спасется в Израиле: "Хотя бы сыны Израилевы были числом, как песок морской, только остаток спасется" (Рим. 9, 27). К этому остатку и прилагает Ап. Па¬вел выражение "весь Израиль". С большей определенностью касается будущей судьбы избранного народа другой Апостол, возлюбленный ученик Христов, новозаветный тайнозритель Иоанн Богослов. Он совершенно ясно говорит об обращении богоборного народа к Церкви Христовой, когда она, немноголюдная и бессильная внешне, по могучая внутренней силой, вернос¬тью Своему Господу (Откр. 3, 8), привлечет к себе "остаток" богоборного племени. "Вот, Я сделаю, - обращается Гос¬подь к Ангелу церкви Филадельфийской, - что из сата¬нинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они иудеи, но не суть таковы, а лгут, — вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя" (Откр. 3,9). Взирая оком веры на то, что творил Господь перед на¬шими глазами, прилагая ухо сердца и разума к событиям наших дней, сопоставляя видимое и слышимое с вещани¬ями Слова Божия, я не могу не чувствовать и не сознавать пододвигающейся к нам великой, чудесной и радостной тайны Божия домостроительства: иудействующие нена¬вистники и гонители Церкви Божией, стремящиеся к пос¬рамлению и уничтожению ее, по премудрому изволению Промысла, ведут ее к очищению и укреплению, чтобы "представить ее <Христу> славною Церковью, не имею¬щею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна" (Еф. 6,27). И в свое время, ведомое лишь Единому Владыке времен, это, по строгому выражению сына Громова, "сата¬нинское общество" склонится пред чистою Невесток Христовой, побеждаемое ее святостью и непорочностью и, может быть, устрашаемое выявившимся образом анти¬христа. И если отвержение единоплеменников Апостола Павла было, по его словам, "примирением мира <с Бо¬гом>, то что будет принятие их, как не жизнь из мерт¬вых?" (Рим. 11,15). "О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неиселедимы пути Его!" — хочется воскликнуть вместе с богодухновенным Апостолом". Простите, друзья мои, если я дерзко присвоил себе не дарованное - и отважился заглянуть в таинственное буду¬щее: опору для этого дерзновения я нахожу в живом и пре¬бывающем вовек слове Божием (1 Пет. 1, 23), я понужда¬юсь к этому "заглядыванию" и внешними событиями, и требованиями верующей совести. "Кто уразумел, что внешние злоключения случаются по правде Божией, тот, ища Господа, нашел ведение с правдою", — сказал преп. Марк Подвижник. И он же изрек: "Если будешь разуметь согласно Писанию, что по всей земле судьбы Господни": то всякий случай будет для тебя учителем Богопознания". Кольми паче, - добавлю я, грешный, - должны быть блестящими учителями для нас скорбные и вместе радос¬тные события наших дней!.. "Воистину, - писал мне три-четыре года тому назад один из моих давних друзей в от¬вет на мое письмо к нему, - воистину, давно уже небо не склонялось так низко к земле, как теперь, никогда дейст¬вие в мире сем сил невидимых из мира оного не проявля¬лось так осязательно явно, как ныне". Если в минуты благоденствия истинно христианской душе свойственно памятование о Промысле Божием, то тем более это памятование естественно и необходимо в дни скорбных испытаний, с коими преимущественно свя¬зано откровение явно ощутимого Промысла Господня, ве¬рить в который - обязанность христианина, опытно удос¬товериться в котором — великий дар благодати. Недаром "величайший христианский философ" [Выражение И. В. Киреевского (прим. М. Новоселова)] и таковой же под¬вижник, преп. Исаак Сирин, так часто в своих богомудрых писаниях поучает о Промысле Божием. "Часто, и не зная сытости, читай в книгах учителей о Промысле Божи¬ем, - увещевает великий наставник, — потому что оне ру¬ководствуют ум к усмотрению порядка в тварях и делах Божиих, укрепляют его собою, своею тонкостию приуго¬товляют его к приобретению светозарных мыслей и дела¬ют, что в чистоте идет он к уразумению тварей Божиих. Читай Евангелие, завещанное Богом к познанию целой вселенной, чтобы приобрести себе напутствие в силе Про¬мысла Его о всяком роде, и чтобы ум твой погрузился в чудеса Божий" (Слово 56-е). Если внимательное и благоговейное чтение о Промысле Божием просвещает и располагает ум к уразуме¬нию действий Промысла, то опытное, ощутительное поз¬нание Промысла дается на пути скорбей. "...Умудриться человеку в духовных бранях, - читаем у того же преп. Исаака, - познать своего Промыслителя, ощутить Бога своего и сокровенно утвердиться в вере в Него, невозмож¬но иначе, как только по силе выдержанного им испыта¬ния" (Слово 49)" Если многие из нас имели возможность в эти годы ис¬пытаний неоднократно убеждаться в ясно ощутимых дей¬ствиях Промысла Божия в их личной жизни, то эти же ис¬пытания призывали и призывают нас увериться в особом Промышлении Божием о святой Божией Церкви. Хотя внимательные к прошлым судьбам Церкви Христовой имеют всегда в этом прошлом достаточно оснований для веры в неодолимость ее вратами ада, тем не менее и для них не бесполезно воочию удостовериться в истине обето¬вания Господня о сей неодолимости. Разумеется, чтобы зреть свершение этого обетования в наши тяжкие и лука¬вые дни, нужно трезвением и молитвою изощрять око веры, которое одно способно созерцать тайны чудного до¬мостроительства Божия. Этому изощрению ока веры способствует свет очистительного огня скорбей. Вера, по¬беждающая мир (1 Ин. 5, 4), необходима и для созерцания победы, которая не сразу становится явной для внешнего ока, ибо действующее в христианстве таинство креста про¬изводит благодатию Божиею то, что видимое чувственным глазом поражение есть для духовного зрения победа (Ин. 12, 32-33) (см. также 2 Кор. 1, 5; Рим. 8,17; Кол. 1, 24; 2 Тим. 2, 12). Сию победу веры, дорогие друзья мои, и да помо¬жет нам зреть и этим зрением укрепляться к новым побе¬дам благодать нашего победоносного Вождя Господа Иисуса Христа! Не будем дивиться всеобщему оскудению веры и люб¬ви: "Сын человеческий, пришед, найдет ли веру на зем¬ле?"" - вопрошал Господь 2000 лет тому назад, и Он же тогда предсказал, что "по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь" (Мф. 24,12). Не будем удивляться, видя забвение и пренебрежение "образом здравого учения", ибо в первые дни христианства Дух Святый изрек устами великого Апостола языков, что "будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, кото¬рые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух" (2 Тим. 4, 3-4) Не будем тревожиться тем, что Церковь Христова из "господствующей" стала гонимой: по Апостолу, огнем ис¬пытывается золото, огненными искушениями — наследие Христово (1 Петр. 1, 6-7); или "Делатель и Зиждитель... чистительную же лопату рукою прием, всемирное гумно всемудре разлучает, неплодие паля, благоплодным веч¬ный живот дарует ; испытаниями очищается и сохраня¬ется "остаток", предуставленный к вечной жизни (Деян. 13, 48). И потому не будем искать поддержки со стороны мир¬ской власти, ибо не покровительством государства тверда была Церковь: это покровительство часто обессиливало ее, лишало внутренней мощи, в ней живущей, и искажало подлинный лик ее. Не будем падать духом от умаления числа чад Истинной Церкви, ибо не во множестве их, "имевших вид благочестия, силы же его отрекшихся" (2 Тим. 3, 5), обретала Церковь силу свою, - обилие тако¬вых не умножало крепости ее: сила и краса Невесты Хрис¬товой - в возлюбленном Женихе ее и "избранных" Им "друзьях Его". Вложим в сердца наши слово Господа: "Не бойся, ма¬лое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство" (Лк. 12, 32), и другое слово Его, обращенное к Ангелу церк¬ви Филадельфийской: "Ты не много имеешь силы, и сох¬ранил слово Мое, и не отрекся имени Моего... И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле" (Откр. 3, 8,10). Не будем смущаться и неверностью множества пасты¬рей и архипастырей, как явлением неожиданным: это не новость для Церкви Божией, нравственные потрясения которой, исходившие всегда от иерархии, а не от верующе¬го народа, бывали так часты и сильны, что дали повод к поучительной остроте: "если епископы не одолели Церк¬ви, то врата адовы не одолеют ее". Не будем недоумевать и пред тем, что часто простецы иноки и рядовые миряне больше архипастырей обнару¬живают не только ревности о деле Божием, но и разума ду¬ховного: и раньше "уши народа оказывались, — по словам св. Илария Пиктавийского , - святее сердец иерархов". Не одними иерархами утверждалась и утверждается крепость Церкви Божией, не ими и не учеными богословами хра¬нится святое достояние ее - Дух Истины, почивший на славных первенцах ее: перенося из века в век свое небес¬ное сокровище. Церковь Христова блюдет его при посред¬стве тех, имена коих написаны в книге жизни, а не в ставленнических грамотах и ученых дипломах, ибо подлин¬ное самосознание церковное движется не по пути иерар¬хичности и учености, а по руслу святости. Итак, не будем дивиться всему вышесказанному и многому другому, совершающемуся на наших глазах, ибо все сие предуказано, и не раз, Духом Святым; и не будем унывать, взирая на потопляющую будто "дом Божий" "тай¬ну беззакония", ибо "деется" она "пред взорами Бога", пеку¬щегося о Церкви Своей и людях Своих несравненно боль¬ше, чем печется мать об единственном чаде своем. Вот в это попечение, милые друзья мои, мы должны верить всем сердцем и всем разумением нашим. А вера в Промышление Божие о Церкви связана неразрывно с правой верой в самое Церковь, Господом Иисусом Хрис¬том возглавляемую и руководимую, Духом Истины испол¬няемую и животворимую, Богом Отцем очищаемую и возращаемую и всей Святой Троицей к последней цели бы¬тия направляемую. Об этой правой вере в Церковь мы побеседуем, если Господь благословит, в следующий раз, а теперь прошу не сетовать на меня за крайнее многословие, обнаруженное в настоящем письме: простите, - короче не сумел сказать. В молитвах не забывайте любящего вас брата о Господе... * С какою верностью выполняют первые ученики Христовы заветы своего Небесного Учителя: "любите врагов ваших, благословляйте прок¬линающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижаю¬щих вас и гонящих вас (Мф. 5, 44) (прим. М. Новоселова) ** См. также кондак малого повечерия; "Яко начатки естества..." и тропарь (там же) всем святым; "Иже во всем мире мученик..." (прим. М. Новоселова) *** См. об участии диавола в порождении ересей интересные указания у преп. Иоанна Kaccиана и у преп. Симеона Нового Богослова (прим. М, Новоселова) . **** Меня очень соблазняет желание продолжить выписки из писаний серьезного ученого, вдумчивого мыслителя я религиозного исследовате¬ля Слова Божия. но я боюсь расширить этим письмо до неподобающих размеров, а потому побеждаю соблазн, утешая себя мыслью посвятить одно из будущих писем всецело автору вышеприведенных цитат (прим. М. Новоселова). ***** Некоторым дополнением и частичным комментарием к словам пророка Исаии может служить 36-й псалом царственного пророка Дави¬да . Рекомендую прочесть этот псалом со вниманием (прим. М. Новосе¬лова). | |
| |
Просмотров: 771 | |