Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Четверг, 18.04.2024, 15:01
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Светочи Земли Русской [131]
Государственные деятели [40]
Русское воинство [277]
Мыслители [100]
Учёные [84]
Люди искусства [184]
Деятели русского движения [72]
Император Александр Третий [8]
Мемориальная страница
Пётр Аркадьевич Столыпин [12]
Мемориальная страница
Николай Васильевич Гоголь [75]
Мемориальная страница
Фёдор Михайлович Достоевский [28]
Мемориальная страница
Дом Романовых [51]
Белый Крест [145]
Лица Белого Движения и эмиграции

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4119

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей


Михаил Константинович Дитерихс
Михаил Константинович Дитерихс родился 5 апреля 1874 г., в пятницу Светлой седмицы, в Санкт-Петербурге. По достижении двенадцати лет был зачислен в воспитанники Пажеского Его Императорского Величества Корпуса. Отслужив три года в Туркестане, в 1897 г. поступил в Николаевскую Академию Генерального Штаба. Участвовал в русско-японской войне, по окончании войны произведен в подполковники. В это время Дитерихс был удостоен чести стать воспреемником от купели долгожданного Наследника Цесаревича Алексея Николаевича. С началом Первой мировой войны служил на штабных должностях на Юго-западном фронте, разрабатывал план знаменитого контрнаступления, вошедшего затем в историю под именем "Брусиловского прорыва". В мае 1916 г. назначен командиром 2-й Особой бригады на Салоникском фронте (бригада входила в состав межсоюзнических воинских контингентов, сформированных специально для действий на Балканах). В начале июля 1917 г. Дитерихса вызвали в Россию. Он вернулся в страну, опьяненную дурманом свободы, где считалось, что воинская дисциплина – пережиток "старого режима". После провала корниловского выступления начальником штаба Ставки стал сослуживец Дитерихса по Юго-западному фронту генерал-лейтенант Н.Н.Духонин, а Дитерихс был назначен к нему генерал-квартирмейстером Ставки. Во время разгрома Ставки матросами и убийства Духонина Дитерихс укрылся во французской военной миссии, что спасло ему жизнь.

В ноябре 1917 г. он принял должность начальника штаба Чехословацкого корпуса, сыграли роль моравские корни рода Дитерихса. В июне 1918 г. он прибыл во Владивосток, здесь в ответ на враждебные действия совдепа чехи 29 июня свергли советскую власть, Дитерихс развернул наступление на запад по линии Транссиба. 31 августа он соединился с чехами, наступавшими из Забайкалья. В ноябре 1918 г. был создан Западный фронт и Дитерихс до середины февраля 1919 г. был начальником штаба фронта. 17 января 1919 г. адмирал А.В.Колчак поручил ему "общее руководство по расследованию и следствию по делу об убийстве на Урале Членов Августейшей Семьи и других Членов Дома Романовых". Участие в расследовании Цареубийства укрепило Дитерихса в убеждении, что Гражданская война есть не просто противостояние белых и красных, а противостояние Христа и Антихриста, которая должна идти под знаменем Православной Веры. Не случайно штабной вагон генерала был украшен многочисленными иконами. Летом 1919 г. Колчак назначил Дитерихса главнокомандующим армиями Восточного фронта. 1 сентября Дитерихс начал последнее наступление Восточного фронта – "Тобольскую операцию", которая, начавшись успешно, завершилась из-за отсутствия достаточных резервов и несогласованности действий разгромом и отступлением белых. В ноябре Дитерихс был отправлен в отставку, он уехал в Харбин. Главным делом теперь стало для него сохранение материалов об убийстве Царской Семьи, здесь Дитерихс написал свой знаменитый труд "Убийство Царской Семьи и членов Дома Романовых на Урале" (книга издана в 1922 г. во Владивостоке).
Картинка 4 из 136
8 июня 1922 г. он прибыл во Владивосток, где началась подготовка к созыву Земского Собора, последнему в истории России. Земский Собор проходил с 23 июля по 10 августа, на нем было принято историческое решение, что "права на осуществление Верховной Власти в России принадлежит династии Дома Романовых". Впервые белые выступили под монархическими знаменами. Дитерихс почти единодушно был избран временным правителем Приамурского края. Новое государственное образование просуществовало недолго, силы были неравными, "союзники"-японцы, уходя, отказались передать белым оружие и боеприпасы, местные торгово-промышленные круги отказали в денежных субсидиях. 26 октября 1922 г. Владивосток – последний оплот Русской Государственности – был оставлен белыми войсками.

В эмиграции Дитерихс жил в Шанхае, был председателем Дальневосточного отдела Русского Общевоинского Союза (РОВС). Он не признал манифест великого князя Кирилла Владимировича, связывал надежды с молодыми представителями Династии Романовых. В Шанхае он работал в должности главного кассира франко-китайского банка, оказывал поддержку "Обществу распространения русской национальной и патриотической литературы", на его пожертвования издан труд профессора С.С.Ольденбурга "История Царствования Императора Николая II", его попечениями была устроена домовая церковь. В последние годы жизни из-за усиливающейся болезни легких не мог уже руководить отделом РОВС. Скончался 8 октября 1937 года. На его могиле установили каменный крест в старорусском стиле с лампадкой, но в разгар "культурной революции" кладбище было уничтожено и на его месте построены жилые дома.
Картинка 7 из 136
Михаил Тюренков. Генерал-"схимник"
 
Сегодня у всех нас появилась возможность приблизиться к фигуре Белого генерала (именно так, с заглавной буквы, подобно распространённому в народе наименованию тезоименитого Дитерихсу героического Скобелева) через выпущенный издательством «Посев» сборник «Генерал Дитерихс»
 
«Подобно тому, как утрата нашего национального дома, нашего государства, нашей Родины – заставила нас ощутить со всею глубиною и остротою, что мы имели и что мы потеряли; так утрата этого героя как будто уже указала людям, чего они в нём лишились и что им необходимо в дальнейшем», — произнёс над чужбинной могилой генерала Врангеля русский философ Иван Ильин, также почивший в вынужденном изгнании тридцатью годами позже. Сегодня, спустя ещё полвека, память героев белого дела стала почитаема и в России. Не так давно в русской земле Донского монастыря упокоился прах другого белого генерала Деникина, рядом с которым был перезахоронен и воспевший белый подвиг в своих многочисленных трудах Ильин…
 
Могилы русских героев возвращаются на Родину, и этому отрадному факту уже ничто не сможет помешать. Между тем, до сих пор остаётся ещё так много русских могил далеко на чужбине, там, где нашли свой приют те, кто унёс частицу исторической России в своей душе. Увы, сегодня в России очень немногие искренне почитают память белых героев, даже в православно-патриотической среде зачастую изрекаются тезисы о неполноценном характере белого движения, предательстве белыми идеалов монархии и самой Царской Семьи. Подобные мысли зачастую содержат в себе элементы фактологической достоверности, но столь же часто лишены элементарного христианского смотрения. Так, несмотря на то, что Верховный правитель России адмирал Колчак придерживался непредрешенческих взглядов, он поручил одному из своих генералов принять участие в расследовании обстоятельств гибели Царской Семьи, итогом которых стал фундаментальный двухтомник «Убийство Царской Семьи и членов дома Романовых». Позднее, уже после зверской расправы над Верховным правителем и фактической победой красных на всей территории России, белым удалось освободить часть Дальнего Востока и упомянутый генерал, которого в своём же окружении за глаза именовали «мистиком», «Жанной д’Арк в рейтузах», «наивным монархистом», «фанатиком» и т.д., стал последним Верховным правителем уходящей России, Приамурского земского края, где восстановил исконно русский православный образ земской соборности. Он же вплоть до конца 1922 года возглавлял остатки сопротивления наступлению «красного хама». Когда же генерал понял, что большая часть населения Приамурья безразлична к Белому делу, он приказал: «...в отношении тех граждан, кои выказали себя неспособными к добровольной жертвенности жизнью и достоянием во имя идеи, возглавленной Земским Собором, не прибегать к насильственным и репрессивным мерам.
 
Им Судья – Бог!»
 
«Да кто же этот белый рыцарь? Ведь о нём же почти никто ничего не знает!» — воскликнет иной читатель и будет прав. Действительно, в публицистике последних полутора десятилетий были неплохо изображены либеральные в той или иной степени Корнилов и Колчак, Деникин и Врангель, особняком показан «звериный лик» «самодержца пустыни» Унгерна фон Штернберга, чей образ даже удостоился аллегорического изображения в одном из творений некогда модного Виктора Пелевина. Православному же монархисту Дитерихсу в отечественной (да и зарубежной тоже) историографии посвящены считанные страницы. Однако читатель будет прав лишь отчасти, ибо если бы он внимательнее читал роман писателя Владимира Максимова «Звезда адмирала Колчака», то среди образов генералов, служивших под началом «Верховного правителя», обратил бы внимание на одного совершенно необычного в сравнении со всеми своими сослуживцами персонажа:
 
«У Дитерихса в кабинете, как в келье у послушника: икона на иконе, пахнет воском и ладаном. На столе штабные карты вперемешку с молитвенниками. Если бы не генеральский мундир на хозяине, его можно бы тоже принять за схимника...»
 
Сегодня у всех нас появилась возможность приблизиться к фигуре Белого генерала (именно так, с заглавной буквы, подобно распространённому в народе наименованию тезоименитого Дитерихсу героического Скобелева) через выпущенный в 2004 году издательством «Посев» сборник «Генерал Дитерихс». Уже сам факт выхода этой книги – событие примечательное. Однако, несмотря на то, что тема истории Белого движения в последние годы снова стала достаточно популярной, особого интереса к фигуре Михаила Константиновича Дитерихса среди читающей публики вызвано так и не было, в значительной степени по причине «излишне» консервативной религиозной и политической позиции генерала. Между тем сам жизненный путь Дитерихса, достаточно подробно описанный в первой части вышедшего сборника известным московским историком Василием Цветковым, претендует на то, что о нём уже должны были бы появиться многочисленные научные исследования и прозаические произведения.
 
Во второй части сборника, в основном, посвящённой периоду Великой (Первой мировой) войны, опубликовано исследование историка Александра Петрова «В России и на Балканах. 1914-1917 гг.», в котором достаточно подробно рассматриваются вопросы формирования и отправки в Салоники Особой русской бригады. Генерал Дитерихс принимал в данном мероприятии самое активное участие в качестве командира 2-й особой пехотной бригады, в связи с чем в эту же часть сборника также вошли его «Записки по пути следования во Францию». Третья часть сборника посвящена месту Дитерихса в начале Гражданской войны и включает в себя исследование Александра Петрова «Генерал Дитерихс – начальник штаба Чешско-словацкого корпуса». Четвёртая — описывает подробности расследования убийства Царской Семьи и включает в себя части уже упоминавшегося нами двухтомника «Убийство Царской Семьи и членов дома Романовых». В следующих частях приводятся факты зарождения и развития добровольческого движения в Сибири летом-осенью 1919 г., приводятся тексты решений Приамурского Земского Собора, освещена деятельность Приамурского земского собора, а также эмигрантский период жизни генерала. Здесь стоит отметить достаточно обширный блок воспоминаний непосредственных участников описываемых событий (таких, как П.Ф. Рябиков, Г.К. Гинс, С.П. Руднев, П.П. Петров и др.), позволяющий читателю наиболее ярко прочувствовать атмосферу Гражданской войны и лучше понять подлинную роль в ней белого героя Михаила Дитерихса.
 
Особое внимание, на наш взгляд, стоит уделить шестой части сборника «Последний Земский Собор в России. Белое Приморье. 1922 год». Составители совершенно правильно поместили в её начало статью К. Гермогенова, «Земские соборы», напечатанную в журнале «Воин» накануне созыва Приамурского земского собора 1922 года. Данная статья, имеющая вводный характер, но при этом достаточно чётко обозначающие основы земского принципа управления государством. Основой же данной части стали уникальные и, в большинстве своём, впервые публикуемые документы Земского собора, созванного генералом Дитерихсом в целях утверждения исторической незыблемости русского самодержавия. Уже первый акт Собора включил в себя признание того, что право на осуществление Верховной Власти в России принадлежит династии Дома Романовых.
 
По окончании Собора в своём Указе № 1 Верховный правитель Дитерихс написал следующее:
 
«По грехам нашим против Помазанника Божия, мученически убиенного советской властью Императора Николая II со всей Семьею, ужасная смута постигла народ Русский и Святая Русь подверглась величайшему разорению, расхищению, истязанию и рабству безбожных русских и иноплеменных воров и грабителей, руководимых изуверами из еврейского племени, отрекшихся и от своей иудейской веры...
 
Здесь, на краю земли Русской, в Приамурье, вложил Господь в сердца и мысль всех людей, собравшихся на Земский Собор, едину мысль и едину веру: России Великой не быть без Государя, не быть без преемственно наследственного Помазанника Божия. И перед собравшимися здесь, в маленьком телом, но сильном верой и национальным духом Приамурском [государственном] объединении, последними людьми земли Русской стоит задача, долг и благой крест направить все служение свое к уготованию пути Ему — нашему будущему Боговидцу». (Указ № 1 от 8 августа 1922).
 
Приамурский Земский Собор был исключительным с духовной точки зрения (хотя и запоздалым) событием в истории гражданской войны. На далеком краешке свободной Русской земли он сформулировал выводы, которые поныне имеют огромное значение для всех русских людей, стремящихся к возрождению нашей исторической государственности.
 

Отдельно стоит отметить, что в последней, седьмой части сборника включено уникальное письмо Дитерихса неизвестному адресу, озаглавленное как «Заветы монархическому движению», исполненное духом христианского патриотизма. Позволим себе достаточно пространно процитировать этот текст, столь актуальный для нас и сегодня:
 
«Для меня, для моего мировоззрения, началом всего осмысленного, великого, глубокого, одухотворенного и вселенского значения на земле является Бог, и я уверен, что и для большинства русского народа это положение, сознательно или инстинктивно, но однородно с моим убеждением...
 
В основах учения Христа лежат основные принципы русской государственной власти и начала идеологии исторического национально-религиозного самодержавного монархизма. Никакие иные начала, по моему глубокому убеждению, русский народ не может принять (сознательно или бессознательно) и никакими только внешними, безыдейными формами монархизма нашего народа не обманешь на продолжительное время, не увлечешь серьезно и, главное, не удержишь надолго...
 
Первым положением русской национальной исторической идеологии о своей государственной власти является непременным понятие о помазанничестве на царство и никто иной не будет прочно принят народом за Главу своего государственного представительства как Помазанник Божий…
 
Основы веры Христовой определяют и сами принципы благодатной и истинной формы государственного правления в идеологии русского народа: единство власти во главе церкви, единство власти во главе правления и коллегиальность власти во главе управления: Патриарх, Царь и Земский Собор — три начала русского, национально-религиозного, самодержавного монархизма...
 
Служение русского народа, в его мировом предопределении, уподобляется служению в мире Христа. Это такое же неукоснительное славное служение веры, наполненное страданиями, унижениями, отвержениями и крестными страстями, каким является служение Христа, по Его Евангелию. За весь период исторического бытия Российского Государства Никто, ни один народ, ни какая другая вера, не хотят видеть в России — России Христа. Не было, кажется, в Европе и Азии народа, который не пытался бы уничтожить Россию, стереть ее с лица земли, поколебать в ней Христианскую веру, умалить значение ее идеологических начал. От диких татарских племен до культурных европейцев, от древнего Израиля до новоиспеченной живой церкви, все народы мира, окружавшие Россию, все иные религиозные исповедания, не исключая и неправославных христианских, с одинаковым ожесточением пытались попрать, унизить Россию Христа или путем порабощения ее силой, или путем необъяснимой, садической нетерпимости к ее национально-религиозным началам государственного строительства.
 
Но тщетно...
 
Христос Воскресе!...»
 
В этих словах весь Дитерихс, православный Белый Генерал, истинный монархист, последний рыцарь Великой Империи…
 

В заключение хотелось бы добавить, что сборник, посвящённый генералу Дитерихсу, помимо значительной исторической ценности, имеет характер эксклюзивного издания. Добротно изданный как с полиграфической, так и академической точек зрения, он фактически лишён того, к чему мог бы придраться скрупулёзный рецензент. Единственное, что могло бы, на наш взгляд, украсить возможное переиздание этой книги (а таковое, безусловно, необходимо, т.к. сегодня сборник уже становится библиографической редкостью) – самый элементарный именной указатель в конце книги. В целом же, хотелось бы только поблагодарить всех составителей сборника и, в первую очередь, автора проекта серии «Белые воины» (в рамках которого также вышли книги о генералах Маркове и Каппеле) А.Н. Алекаева, а также научного редактора серии В.Ж. Цветкова за этот грандиозный труд. И кроме этого хотелось бы выразить искреннюю надежду на то, что работа в рамках данного проекта не прекратится, и в дальнейшем данным коллективом будет раскрыто ещё немало «белых пятен» истории Белого дела.
Категория: Белый Крест | Добавил: rys-arhipelag (08.10.2009)
Просмотров: 2179 | Рейтинг: 5.0/1