Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Пятница, 03.05.2024, 12:17
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4119

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей


Михаил Ремизов. Карта русского. Доклад ИНС (2)

Опубликовано в "Свободной прессе"

14. Происходит негативная этническая селекция миграционного потока

Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации до 2025 г. провозглашает «дифференцированный подход к регулированию миграционных потоков в зависимости от целей и сроков пребывания, социально-демографических и профессионально-квалификационных характеристик мигрантов». Четкие критерии этой дифференциации в концепции отсутствуют и в целом недостаточно проработаны на практике. При этом, как в теории, так и на практике в их числе заведомо отсутствуют этнокультурные показатели, критически важные с точки зрения характера миграции и ее последствий для принимающего общества.

Программа переселения соотечественников, стартовавшая в 2006 г., казалось бы, была призвана восполнить этот пробел, однако не выполнила этой роли. Причем не только в силу количественных (в 2006-2012 гг. ей воспользовалось порядка 125,5 тысяч соотечественников), но и в силу качественных показателей. Понятие соотечественника в российском законодательстве определено крайне широко (в частности, к категории «соотечественников за рубежом», по закону, относятся «лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР»), поэтому оно не обеспечивает, и вероятно, не призвано обеспечивать четкой этнокультурной дифференциации. Об этом говорят и текущие результаты программы – славянское население составляет лишь около 52% поддержанных ей переселенцев.

В 1990-е гг. наблюдался значительная возвратная миграция русских из бывших республик СССР. Однако российское законодательство не обеспечивало и не обеспечивает им никаких преимуществ в обретении гражданства. Немало русских переселенцев, в т.ч. вынужденных, до сих пор не могут получить российский паспорт. Это в корне противоречит международному опыту «разделенных наций», в положении которой русские оказались после распада СССР. Масштабные программы этнической репатриации, принятые в Германии, Израиле, Венгрии, Польше, Казахстане и ряде других стран не стали примером и ориентиром для Российской Федерации.

В качестве причины, как правило, упоминается недопустимость «дискриминации» по этническому признаку и отсутствие операциональных критериев этнической принадлежности, которыми могло бы оперировать государство. Оба довода представляются несостоятельными.

Недопустимо ограничивать базовые права граждан по этнической принадлежности, но кооптировать новых граждан по этнической принадлежности – вполне допустимо и естественно. Это характерно не только для классических национальных государств, но и для иммигрантских обществ (так, на протяжении последней трети XIX и большей части XX в США действовал барьер по отношению к иммиграции из азиатских стран, количество иммигрантов Южной и Восточной Европы в определенные периоды жестко квотировалось, Австралия вплоть до 1970-х гг. практически не допускала иммиграции из «неевропейских» стран).

Что же касается критериев определения этнической принадлежности, то можно было бы отметить, что перечисленные выше государства вполне справляются с этой задачей. Как, кстати, и сама РФ, где применяются льготы по признаку этнического происхождения (в отношении коренных малочисленных народов). Кроме того, в отличие от Германии, Казахстана, Израиля и большинства других государств, практикующих этническую репатриацию, постсоветской России был и остается доступен лингвистический критерий этнического отбора мигрантов. Таковым является – владение русским языком на уровне носителя (т.е. в качестве родного, или первого языка, усваиваемого по мере социализации в соответствующей языковой среде). Этот критерий, с одной стороны, не требует зачастую спорного «контроля происхождения», с другой – обеспечивает оптимальную выборку с точки зрения этнической совместимости с принимающим обществом (существуют лишь отдельные крайне малочисленные когорты потенциальных репатриантов, к которым он не применим – например, потомки «белой эмиграции», но в данном случае для закрепления льгот по натурализации мог бы быть принят отдельный акт, условно, об «историческом примирении»).

Использование этого критерия сделало бы объектом льготной натурализации не только тех, кто записан «русскими» в переписях постсоветских государств (где стремятся к завышению доли титульного населения), но и, например, массовую когорту русскоязычного населения Украины. В качестве реакции на события в Киеве, в Государственной Думе России появились предложения об упрощенном порядке выдаче российского гражданства гражданам Украины. За неимением лучших инструментов, это предложение заслуживает поддержки. Но, учитывая жесткую линию Украины на исключение двойного гражданства, оно может коснуться лишь тех, кто готов к «сжиганию мостов» и переселению на постоянное место жительства. Таковых будет незначительное меньшинство. Большинству же русских и русскоязычных украинцев Россия должна предложить не «билет в одну сторону», а максимальное облегчение трансграничных контактов – и формирование двойной лояльности. Инструмент вполне очевиден и может быть заимствован из международного опыта. Польша решает на Украине аналогичную проблему за счет т.н. «карты поляка» – документа, дающего его обладателю определенный пакет миграционных преференций и внутренних прав, аналогичных гражданским, но не подразумевающих формального вступления в гражданство. Аналогичный документ распространялся и Венгрией среди зарубежных соотечественников.

«Карта русского» (с несколько иными, чем в «польском» случае, критериями получения – учитывая уже упомянутую решающую роль лингвистического критерия для «русского мира», и большим объемом предоставляемых прав, учитывая, что Польша, в отличие от нас, связана с ЕС обязательствами общей визовой политикой и иными обязательствами) может стать важным дополнением к упрощенному режиму предоставления гражданства для русскоязычной части Украины.

Политический кризис в соседнем государстве повышает шансы на то, чтобы акцентировать этническое измерение миграционной политики и политики натурализации. Необходимо максимально возможное разграничение желательной и нежелательной иммиграции по принципу культурной близости к принимающей стороне.

Сегодня это разграничение формально отсутствует, а на практике – осуществляется с точностью до наоборот. Понятно, что льготный режим миграции для граждан Таджикистана или упрощенный режим выдачи гражданства для граждан Киргизии и отсутствие подобных режимов для культурно близких Украины или Молдавии – следствие конфигурации межгосударственных отношений, а не приоритетов национальной политики государства. Но по факту получается, что Россия осуществляет негативную селекцию мигрантов и, главное, новых граждан.

На состоявшемся в октябре минувшего года Совете по межнациональным отношениям ФМС Константин Ромодановский заявил, что в 2002-2013 годах обладателями российских паспортов стали более 2.5 млн. выходцев из бывших союзных республик, при этом две трети из них являлись представителями титульных народов стран исхода. По оценкам экспертов, большая часть натурализующихся мигрантов получает гражданство по упрощенной схеме.

Доступность натурализации для широких когорт этнических мигрантов может привести к тому, что мы минуем ту точку невозврата, которая в свое время была пройдена в странах Западной Европы. Вчерашние гастарбайтеры и их потомки станут полноправными гражданами страны, серьезно меняя ее этнический баланс и социальный облик. В случае с выходцами из близких в культурном / цивилизационном отношении стран это не создавало больших проблем в Европе и вряд ли создаст их у нас. Но в случае с этническими мигрантами из аграрных исламских регионов, переживающих болезненный процесс распада традиционного общества, это будет чревато повышенными рисками. Как правило, для этнических групп с высоким уровнем внутриобщинных связей приобретение гражданства не создает лояльности к стране пребывания, но лишь повышает требовательность к ней. Именно из числа «новых граждан», уже не опасающихся за свой статус в РФ, будет рекрутироваться актив криминальных сетей, исламистских сообществ и этнических бунтов. Но возникающие на этом пути проблемы уже невозможно будет решить средствами миграционной политики.

Это одна из причин того, что на данном этапе может быть крайне актуален дополнительный «культурный» фильтр (экзамен по русскому языку, истории России, законодательству РФ) для желающих получить право на временное проживание или вид на жительство (которые в свою очередь, являются ступенями к получению гражданства). Соответствующая инициатива была сформулирована на уровне главы государства, но пока увязла в законодательном процессе.

15. Действующая система регулирования характеризуется низким уровнем и качеством защиты национального рынка труда при высоком уровне бюрократизации

Проблемы и решения в сфере регулирования миграции должны быть предметом отдельного рассмотрения. Предваряя дальнейшие разработки по этой теме и подводя итог сказанному, можно перечислить несколько системных изъянов российской системы миграционного регулирования. В их числе:

•        Отсутствие четкой дифференциации желательных и нежелательных миграционных потоков, в т.ч. по этническим и страновым когортам. Противодействие нежелательной миграции как класс задач в государственной миграционной концепции отсутствует (речь только о разных режимах «содействия»)

•        Отказ от политики этнической репатриации (после введения в действие программы переселения соотечественников – непоследовательность ее проведения)

•        Низкий уровень защиты национального рынка труда. Декларируя приоритет российских граждан на рынке труда, государство его не обеспечивает и даже создает дополнительные конкурентные преимущества на рынке труда иностранным работникам (например, за счет налогообложения – работодатель, нанимающий мигранта на период свыше 183 дней, не должен осуществлять отчислений во внебюджетные фонды, которые составляют львиную долю совокупных издержек на труд).

•        Низкий уровень социальных стандартов, определяющих права и обязанности трудовых мигрантов.

•        Неудовлетворительное качество статистического учета, делающее невозможным точную диагностику проблем и планирование в миграционной сфере.

•        Большое количество административных барьеров и процедур, создающих «серую зону» миграционного регулирования.

•        Громоздкость и несогласованность нормативно-правовой базы (по данным Евразийского банка развития, она насчитывает более двухсот нормативных правовых актов и четыре уровня регулирования), явным примером чего служит сосуществование системы квот и системы патентов.

 

Направления трансформации системы миграционного регулирования в РФ на данный момент противоречивы и характеризуются стремлением сгладить отдельные негативные последствия модели замещающей миграции, не отказываясь от нее в принципе.

Ниже приводится перечень некоторых инициатив в сфере миграционного регулирования, реализованных или выдвинутых за минувший год, и дается их краткая оценка.

Приложение к докладу

Инициативы в сфере миграционного регулирования (2013 г.)

Законы и законопроекты

Инициатива

Содержание и статус

Оценка

1. Увеличение срока разрешения на работу до 3 лет без выезда за пределы для граждан Таджикистана

29 октября 2013 года Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан подписан Протокол, вносящий дополнения в действующее двустороннее соглашение о трудовой миграции. В соответствии с этими дополнениями, трудовые мигранты из Таджикистана получат возможность получать разрешение на работу сроком до трех лет (по действующим правилам, срок разрешения на работу не может превышать 1 год) без выезда за пределы принимающего государства. Протокол разработан во исполнение двустороннего Меморандума о намерениях, подписанного в рамках официального визита В.В. Путина в Душанбе 5 октября 2012 г. 29 января 2014 г. в Госдуму внесен законопроект о ратификации данного протокола. Законопроект № 440099-6 прошел предварительное рассмотрение на Совете Госдумы 10 февраля 2014 года.

Соглашение создает преференции мигрантам из Таджикистана и является примером негативной селекции миграционного потока (режим благоприятствования для наиболее проблемных миграционных когорт).

Вместе с тем, существует проблема получения повторного разрешения на работу. Существующий порядок продления документов крайне неудобен, так как создает значительную «серую зону» - подать документы можно не ранее, чем за две недели до конца легального срока пребывания, в этот срок оформить и получить на руки новые документы практически нереально. Целесообразно упрощение данной процедуры (на общих основаниях).

2. Ужесточение ответственности для нарушителей закона о пребывании на территории РФ

3 января 2013 года В.Путин подписал ФЗ № 321- ФЗ от 30.12.2012 г. «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Статья 26 дополнена новым основанием для запрета на въезд в Российскую Федерацию, по которому на срок 3 года может быть запрещен въезд иностранному гражданину или лицу без гражданства в случае, если таковой не выехал из Российской Федерации до истечения 30 суток со дня окончания срока временного пребывания, за исключением случаев отсутствия возможности покинуть территорию РФ по обстоятельствам, связанным с необходимостью экстренного лечения, болезнью или со смертью близкого родственника, проживающего в Российской Федерации, либо вследствие непреодолимой силы (чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств) или иных явлений стихийного характера.

Данный закон заслуживает безусловной поддержки.

3. Запрет на въезд в Россию для предоставивших подложные документы и должников. Повышение штрафов за повторные нарушения миграционного законодательства. Ужесточение наказания для работодателей, нарушивших миграционное законодательство.

Принят Федеральный закон № 207-ФЗ от 23 июля 2013 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования миграционного законодательства и ответственности за его нарушение». Согласно ему, вводится безусловный запрет на въезд в Россию иностранцам и апатридам, если они представили подложные документы, а также в период предыдущего визита не заплатили налоги, штрафы или не возместили расходы по их выдворению. В последнем случае запрет на въезд снимается с момента полного погашения задолженности. Разрешение на работу не может получить иностранец, который в течение 10 предшествующих лет неоднократно выдворялся из России. Повторно пойманные на осуществлении трудовой деятельности без разрешения на работу мигранты будут также выдворяться. Вводятся повышенные штрафы за повторные нарушения миграционного законодательства – от 5 до 7 тысяч рублей с обязательным выдворением из страны (ранее выдворение оставалось на усмотрение контролирующего органа и была возможность ограничиться штрафом, теперь это в четырех указанных регионах, где концентрируется основная масса мигрантов, невозможно). Установлен минимальный срок административного приостановления деятельности для работодателей, нарушающих миграционное законодательство. Неоднократное нарушение миграционного законодательства в течение года будет основанием для исключения организации из саморегулируемой организации, членом которой она является (актуально для строительной сферы, для осуществления деятельности в которой членство в саморегулируемой организации обязательно). Для привлекающих на работу нелегальных мигрантов повышаются штрафы: от 5 до 7 тысяч рублей физическому лицу, 50-75 тысяч - должностному и 800 тысяч - 1,5 миллиона - юридическому. Для организаторов же нелегальной миграции максимальный срок лишения свободы вырастет с двух до пяти лет для физических лиц, и с пяти до семи лет для членов организованных групп.

Закон заслуживает безусловной поддержки.

4. Льготный режим на получение образовательной квоты для граждан КНР, Ирана, Монголии, Вьетнама и Палестины.

Принято Постановление Правительства РФ N891 от 08.10.2013 г. «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ». Данное постановление регулирует численность иностранцев, получающих образование за счет бюджетной системы России. Квота на образование увеличена с 10 до 15 тысяч человек в год. При этом довольно странно, что речь идет не о русских из стран бывшего СССР или даже «соотечественниках», т.е. гражданах бывшего СССР, а о гражданах КНР, Ирана, Монголии, Вьетнама и Палестины (!) – именно они, по оценкам Миноборнауки РФ, в основном попадают в эту квоту.

Не заслуживает поддержки. Иностранные граждане, как правило, должны получать образование в России за свой счет, а возможные исключения для отдельных категорий в любом случае не должны составлять десятки тысяч. Выборка «льготных» стран при этом должна быть более взвешенной.

В совокупности с предложением об упрощенном предоставлении российского гражданства иностранным выпускникам российских вузов (п.19) новация выглядит крайне тревожно.

5. Введение термина «фиктивная регистрация» и ужесточение наказания для обоих сторон.

Принятый ФЗ N376 от 21.12.2013 г. вводит термин «фиктивная регистрация» по месту проживания и установлена ответственность за нее. Речь идет о регистрации без фактического проживания, а также о регистрации на основании заведомо недостоверных сведений или документов. Вводятся статьи 322.2 и 322.3 Уголовного кодекса, предусматривающие для обоих сторон сделки - как для россиянина, так и иностранца, штраф в размере от 100 до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы за три года, или принудительные работы на срок до 3 лет.

Законопроект решает часть проблемы, но не решает ее полностью. Фактическое непроживание сложно доказуемо. По-прежнему можно легально прописывать в квартире неограниченное количество человек. Законом четко не предусмотрено, где мигрант может быть зарегистрирован, а где нет, что является жилым помещением как таковым[1].

6. Ограничение срока пребывание в РФ мигрантов без разрешения на работу

Принятый ФЗ № 389-ФЗ от 28.12.2013 г. «О внесении изменений в статью 27 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» и статью 5 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» ограничивает пребывание в РФ мигрантов, которые не получили разрешения на работу в России. С 1 января 2014 года мигранты могут искать работу, как и раньше, в течение 90 суток, однако теперь суммарно в течении каждого периода в 180 суток. Теперь мигранты теряют возможность, как ранее, выехать из России и тут же въехать в нее обратно - теперь для этого должен пройти трехмесячный срок.

 

Закон заслуживает поддержки.

7. Ужесточение порядка медицинского освидетельствования мигрантов

Принятый ФЗ N386 от 28. 12.2013 г. «О внесении изменений в ФЗ «О Правовом положении иностранных граждан на территории РФ» ужесточает порядок медицинского освидетельствования граждан, которые работают на территории России. Теперь они обязаны будут обращаться за разрешением на работу уже с готовыми документами о состоянии здоровья (об отсутствии заболеваний, представляющих опасность для окружающих), полученными в лицензированных медицинских учреждениях (ранее мигрант должен был предоставлять такие справки в течение месяца после получения разрешения на работу, а обладатель патента вообще мог не иметь таких справок).

Закон заслуживает поддержки, хотя и не решает всех проблем в данной сфере регулирования.

8. Лишение прав на получение гражданства РФ нарушителям миграционного законодательства.

ФЗ N299 от 02.11.2013 г. «О внесении изменений в ст.16 ФЗ «О гражданстве РФ» Установлено, что лица, выдворенные или депортированные с территории РФ, теряют право ходатайствовать о получении гражданства РФ на срок запрета их въезда в Россию.

Закон следует оценить положительно, но надо учитывать, что он касается небольшой группы нарушителей.

9. Ограничение численности иностранных работников в сфере розничной торговли в размере 15%.

Постановление Правительства РФ N1191 от 19.12.2013 г. «Об установлении на 2014 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли и в области спорта ». Данное постановление ограничивает численность иностранных работников в сфере розничной торговли в размере 15%. С 2007 года российские власти устанавливали нулевую квоту на работу мигрантов в торговле, являющейся существенным источником занятости для самих россиян, однако, под давлением заинтересованных в низкооплачиваемых сотрудниках торговых сетей, в 2013 году она была установлена на уровне 25% от штата магазинов, а в 2014 году снижена до 15% при сохранении нулевой квоты для аптек, палаток, рынков. Фактически, с помощью схем временных договоров и найма юридических лиц, легально имеющих в своем составе мигрантов (по оценкам самих ритейлеров, они "арендуют" почти четверть персонала, или примерно 3 млн человек), данное ограничение действовало и действует крайне проблематично.

Представляется разумным вернуться к существовавшей нулевой квоте на мигрантов-работников торговли (в крупных городах сектор торговли служит основным источником вакансий для коренного населения), так и предусмотреть запрет на вышеуказанные «серые» схемы использования труда мигрантов в торговле.

10. Введение регионально ограниченного патента на работу

По поручению Правительства РФ ФМС до 2 апреля разработает законопроекты, направленные на предоставление юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям права привлекать к труду мигрантов, въезжающих в нашу страну в безвизовом порядке, на основе патента. При этом действия патента должно быть ограничено территорией одного региона, и у региона должны иметься полномочия по изменению стоимости патента.

Тем самым явочным порядком упраздняется система квотирования (патенты выдаются без ограничений), что представляется ошибкой. Метод квотирования сегодня не работает в должной мере (обладатели тех же патентов в существенной части работают у юрлиц), но было бы полезнее повысить его эффективность.

Региональная дифференциация действия патентов заслуживает поддержки

11. Ужесточение ответственности и наказания для нарушителей условий пребывания на территории РФ

До 30 июня 2014 года ФМС поручено представить предложения по усилению контроля за въездом иностранных граждан в Российскую Федерацию и их пребыванием на территории Российской Федерации, предусмотрев для иностранных граждан, нарушивших правила пребывания на территории Российской Федерации, установление временного запрета на въезд на срок от трех до десяти лет, в зависимости от длительности их незаконного пребывания на территории РФ.

Мера заслуживает поддержки

 

Инициативы, выдвинутые и обсуждаемые, но не вступившие в силу

Инициатива

Содержание и статус

Оценка

12. Экзамены по русскому языку

В настоящее время действует порядок, введенный в октябре 2012 года и требующий обязательный экзамен по русскому языку для тех мигрантов, которые работают в сферах ЖКХ, торговли и социального обслуживания. В Москве такие экзамены принимаются в четырех десятках аккредитованных центров, есть возможность также пройти этот экзамен за рубежом в аналогичном аккредитованном центре. Государственная дума России приняла закон о введении с 1 января 2015 года обязательного экзамена по истории России, русскому языку и законодательству РФ для всех иностранцев, которые обращаются за разрешением на временное проживание или видом на жительство, кроме имеющих школьный аттестат, выданный до 1 сентября 1991 года, высококвалифицированных специалистов, недееспособных граждан, лиц в возрасте до 18 лет и старше 60 лет, а также участников государственной программы по содействию добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом. Однако этот закон был отклонен Советом Федерации России. В настоящее время для преодоления разногласий по Федеральному закону создана согласительная комиссия палат Федерального Собрания РФ.

Введение «культурного ценза» для получения разрешения на временное проживание / вида на жительство представляется важным. Учитывая, что речь идет о «ступенях» получения гражданства, ценз должен действовать достаточно жестко (без «обоходных» схем). Вопрос о том, правомерно ли освобождать от «экзаменационного фильтра» т.н. соотечественников, является дискуссионным. На наш взгляд, до тех пор, пока в эту категорию попадает значительная часть нерусскоязычных, они также должны сдавать экзамены. В случае «сужения» понятия соотечественник до, напр., носителя русского языка, такая необходимость отпадает.

13. Въезд в Россию по заграничным паспортам для граждан стран-участников СНГ.

Это предложение было внесено В.Путиным еще в президентском послании 2012 года. В апреле 2013 года директор ФМС К. Ромодановский предложил ввести подобную практику через полгода, однако В.Путин отклонил это предложение, сославшись на то, что за шесть месяцев официальные структуры стран-партнеров не успеют напечатать зарубежные паспорта для своих граждан. В. Путин предложил ввести это правило с 1 января 2015 года. Несмотря на кажущуюся очевидность и бесспорность, законодательно данная инициатива так и не была оформлена. Весьма вероятно, что будут предприняты попытки и далее ее оттянуть под предлогом неготовности «партнеров».

Сама по себе эта инициатива полезна как фильтр и ценз, но не даст результата в случае, если речь пойдет об обычных загранпаспортах, которые можно потерять и получить с видоизмененной на одну букву фамилией и т.п. Речь должна, идти, безусловно, о биометрических паспортах, позволяющих надежно поставить заслон уже известным правонарушителям.

Недостатком меры является неизбирательность (принадлежность к СНГ не является операциональным критерием для миграицонной политики)

14. Въезд в Россию для осуществления трудовой деятельности по предварительному приглашению

Глава ФМС К.Ромодановский в мае 2013 года высказал концептуальное предложение ввести въезд на территорию страны для осуществления трудовой деятельности на основании приглашений российского работодателя, отвечающего определенным критериям прозрачности, легального найма, финансовой обеспеченности (в том числе способности покрыть стоимость обратной дороги для нанятых мигрантов). Однако, пока неизвестно о подготовке каких-либо официальных документов насчет этого, безусловно, разумного предложения.

Предложение разумное, но оно должно быть увязано с общей логикой и стратегией миграционной политики и тщательным образом подготовлено, чтобы иметь работоспособный формат.

15. Отмена квот и введение патентов на всех мигрантов.

Глава ФМС К.Ромодановский в декабре 2013 года высказал концептуальное предложение изменить систему квотирования иностранной рабочей силы («...Механизм квотирования должны реформировать. Нельзя отбрасывать все целиком. Может быть, надо оставить то полезное, что существует в этих механизмах, но в большей степени существующее подлежит реформации…») таким образом, чтобы, фактически, приравнять разрешения на работу (количество которых ограничено) и патенты (количество которых не ограничено). Фактически, речь идет о возврате к дискуссии 2012 года, когда победило предложение Минздравсоцразвития РФ квоты не отменять.

Отменять или нивелировать систему квотирования, не имея альтернативных механизмов контроля и планирования миграции, неверно. Однако очевидно, что эта система не работоспособна вне более широкого комплекса мер по контролю над миграцией (по сути, без перехода от стихийной миграции к контролируемому рекрутингу рабочей силы)

16. Уголовная ответственность вместо административной для работодателей, у которых незаконно работает более 50 мигрантов.

Глава ФМС К.Ромодановский выступил с подобным предложением, устраняющим нынешний пробел законодательства (похожие проблемы есть и в ряде развитых стран), когда фактические организаторы нелегальной миграции избегают ответственности по причине того, что крайне сложно доказуем их злой умысел, и они ссылаются на неведение о факте нелегального статуса нанятого ими рабочего. Однако об оформлении данного, безусловно разумного, предложения в закон, пока, ничего не слышно.

Данное предложение заслуживает безусловной поддержки.

17. Обязательное медицинское страхование трудовых мигрантов

(законопроект Минтруда)

Согласно поправкам в Трудовой кодекс РФ, предложенными Правительством в ноябре 2013 года, мигрант, работающий в рамках разрешения на работу или патента, обязан приобрести страховой полис, страхующий от несчастного случая и основных видов заболеваний, и внести эти данные в трудовой договор, а также вносить в трудовой договор сведения о разрешении на работу, патенте, разрешении на временное проживание или виде на жительство. Данный законопроект № 393946-6 «О внесении в Трудовой кодекс РФ изменений, связанных с особенностями осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами» принят Госдумой в первом чтении 12 февраля 2014 года. Ранее мигранты входили в систему обязательного медицинского страхования, и работодатель выплачивал за него страховые взносы. С 2010 года по настоящее время мигрант не обязан иметь страховой полис, предполагается, что он сам заинтересован в получении полиса дополнительного медицинского страхования. Его стоимость невелика и составляет порядка 10-12 тысяч в год, что совершенно несопоставимо с социальными платежами для гражданина РФ в размере 30% (и дополнительно еще 10% на доход, превышающий 512 тысяч рублей в год для гражданина РФ, который, кроме того, также как и мигрант, платит 13% подоходный налог ).

Этот вопрос относится к «серой» сфере законодательства: с одной стороны, если мигрант легально работает, его работодателя понуждают к этому ФМС и Государственная инспекция труда, перед которыми работодатели обязаны отчитываться по факту приема иностранного работника, и в форме отчетности которых есть соответствующая графа. Однако прямо прописанных санкций за нарушения не существует. Кроме того, отдельная проблема существует с т.н. «медицинским туризмом» и «родильным туризмом» (пользуясь правом экстренной помощи, в Россию едут люди с тяжелыми заболеваниями и бесплатно получают лечение).

Законопроект разумен, однако стоит отметить, что учитывая право трудового мигранта находиться в России с семьей, обязанность приобретать страховку следует распространить также на всех членов семьи.

18. Обязательное полное медицинское страхование всех категорий мигрантов

(законопроект депутатов ГД Журавлева и Жигарева)

Смежный законопроект - депутаты А.Журавлев («Единая Россия») и С.Жигарев (ЛДПР) внесли в парламент законопроект, обязывающий въезжающих на территорию России покупать страховой полис (по аналогии с нормами ЕС), который бы полностью покрывал возможные социальные и медицинские издержки. Приобретение страхового полиса по логике авторов законопроекта должно быть обязательным условием получения визы. Аналогичный проект хочет представить в Правительство Всероссийский союз страховщиков.

Данное предложение заслуживает поддержки.

19. Упрощенное предоставление гражданства инвесторам и выпускникам вузов.

ФМС и Минэкономики РФ разработали законопроект, упрощающий получение российского гражданства иностранцами, вложившими крупные суммы в экономику России, и закончившими российские колледжи и вузы и проработавшие в России не менее трех лет. Конкретно подразумевается следующее – речь идет об индивидуальных предпринимателях, проработавших в России не менее трех лет, если их ежегодная выручка составляет не меньше 10 млн руб., инвесторы, чья доля в уставном капитале российского юридического лица составляет не менее 10%, а уставный капитал составляет не менее 100 млн руб.

Данная инициатива открывает простой и быстрый способ натурализации в России теневого этнического бизнеса и организованной преступности. Сумма инвестиций (10 млн. рублей, примерно $350 тысяч) близка к минимальным, существующим среди европейских стран – это аналог Латвии.

Что касается «образовательного» лифта, при известных проблемах с качеством российского высшего образования, конкретно наличии большого числа «торговцев дипломами», разумно изменить этот критерий, например, на защиту ученой степени.

В целом, гражданство необходимо понимать как членство в нации, а не «покупной» бонус, что предполагает приоритет усвоения доминирующей культуры как фактора натурализации

20. Предложения об определении функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере реализации государственной политики по вопросам адаптации и интеграции мигрантов.

Поручение Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации подготовить предложения об определении функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере реализации государственной политики по вопросам адаптации и интеграции мигрантов (часть 5 подпункта «б» пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации от 14 ноября 2013 г. № Пр-2681).

Во исполнение поручения Правительством Российской Федерации представлен доклад 30 января 2014 г. № 474п-П44, в котором отмечено следующее. Проанализированы функции и полномочия МИДа России, Минздрава России, Минкомсвязи России, Минкультуры России, Минобрнауки России, Минрегиона России, Минтруда России, Минфина России, Минэкономразвития России, ФМС России, ФСБ России в сфере адаптации и интеграции мигрантов.

Учитывая, что в настоящее время законодательством Российской Федерации не предусмотрены какие-либо функции и полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по адаптации и интеграции мигрантов и права последних в указанной сфере, ФМС России поручено до 24 мая 2014 года подготовить и внести в Правительство Российской Федерации проект федерального закона по адаптации и интеграции мигрантов. Законопроектом планируется урегулировать общественные отношения по адаптации и интеграции мигрантов, определить обязательства федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, права и обязанности мигрантов.

Данное направление госполитики означает, что РФ предполагает взять на себя бремя образования и воспитания наиболее проблемных и при этом крайне многочисленных миграционных когорт. Притом, что уровень социализации и профессиональной адаптации собственного населения страны оставляет желать лучшего.

Для удовлетворения кадрового голода необходимо сосредоточиться на развитии системы профессиональной подготовки и переподготовки местного населения.

В случае с низкоквалифицированными мигрантами – делать ставку исключительно на временное привлечение под запрос работодателя и под его ответственность.

21. Предоставление иностранным гражданам статуса носителя русского языка с последующим ускоренным предоставлением гражданства РФ.

Государственная дума приняла законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Законопроект вызвал широкую дискуссию в обществе и протесты, так как его первоначальный вариант предусматривал, что добиваться статуса «носителя русского языка» могут все выходцы из СНГ. После внесенных поправок статус может быть предоставлен только тем людям, чьи предки или они сами постоянно проживали в рамках нынешней государственной границы РФ.

В настоящее время законопроект передан на рассмотрение в Совет Федерации Федерального собрания РФ.

Законопроект нуждается в серьезной доработке.

 

 


[1]В 2011 году в парламент был внесен законопроект, предлагающий установить эти нормы - при площади помещения до 30 квадратных метров доля должна составлять не менее одной трети, при площади от 30 до 60 квадратных метров – одну шестую, при площади от 60 до 120 – одну десятую, однако он до сих пор не принят – сейчас, фактически, мигранта можно регистрировать где угодно.

 

Категория: Русская Мысль. Современность | Добавил: rys-arhipelag (12.04.2014)
Просмотров: 687 | Рейтинг: 0.0/0