Антология Русской Мысли [533] |
Собор [345] |
Документы [12] |
Русская Мысль. Современность [783] |
Страницы истории [358] |
Об аскетизме
656 Дивная животворящая сила сокрыта Господом в добродетели воздержания и верности Его заповедям. Возьмем, напр., пост: как он чудно живителен для души и целителен для тела! И так во всем: всякая добродетель уже сама в себе несет человеку такое или иное благословение душе и пользу телу. А Господь и это вменяет нам в подвиг ради Его, хотя этот «подвиг» сам по себе есть великое сбережение души для будущей жизни и предохранение всего себя от тлетворных заражений зла и разрушения. Возлюби Господа живою сердечною, глубокою, неустанною безпрерывною любовию, и приобретешь великое благо, великое сокровище… Большую силу для возгревания любви Божией и духа умиления имеет частое, по возможности, ежедневное посещение служб церковных и внимательное выслушивание всего поемого и читаемого с разумением смысла и значения всего совершающегося… 2300 Хорошо не искать «развлечения» даже в красотах природы, и во всяком случае, может быть полезнее жизнь без этого развлечения и отвлечения, нежели с ним. При самой скучной внешней обстановке жизни, в голых пустынях св. подвижники умели извлекать из глубин своей неразвлекаемой ничем души сладчайшие минуты общения с Господом. Нарочно уходили они для этого в самые глухие места, темные пещеры, голые степи и т. п., и здесь расцветала пышно их Богозарная красота и Ангельская жизнь во плоти. 2219 Люди умудрились заставить себя есть без алчбы и пить без жажды, придумывая всевозможные пития и явства. Потеряли они то истинно-человеческое нормальное состояние, когда и хлеб кажется вкуснее изысканных кушаний, и вода простая — усладительнее всяких напитков. 2240 Для чего у нас столько забот и всяких средств сделать кушанье как можно вкуснее? Для того, чтобы есть нехотя, без нужды, сверх меры, для удовольствия. Для того у нас и напитки всевозможные — чай, кофе и т. д. Мы не понимаем и не знаем удовольствия — есть один хлеб и пить одну воду, потому что не знаем действительной нужды нашего организма, а не избалованной нашими прихотями и сластолюбием. 3746 Представь, что Господь снова на земле, окруженный Своими учениками. Он зовет тебя. Тебе надо предстать пред Его лице. Как ты явишься к Нему, одетый богаче Его во многие одежды, а Он лишь — в самых необходимых и обычных? Как явишься к Нему, в сапогах и калошах, а Он — в сандалиях? Он сидит на камнях, а ты сейчас только с мягкой мебели? Он, едва утоливший голод скудною трапезою, а ты — после сытного обеда? О, сколько много найдет совесть упрекнуть тебя, если бы тебе довелось идти ко Господу! 1193 Истинно-благочестивая, Богоугодная, праведная жизнь невозможна без самого беспощадного непрестанного понуждения себя на все доброе, без самого усиленного выдержанного обуздания своих греховных наклонностей и слабостей, без самого упорного и неотступного насилия над своею ленивою, сластолюбивою, эгоистическою неженкоюплотию! Не хочется молиться — молись нарочно! Хочется чегонибудь поесть сладкого, вкусного — не ешь: рядом поставь с собою, и все-таки не ешь! Хочется сократить молитву, ускорить ее — нарочно затяни, удлини! Хочется соснуть лишний часок, сверх самого необходимого — нарочно спеши встать. Не хочется рыться в кармане, чтобы подать просящему — нарочно поройся, даже сходи домой, и принеси оттуда, и подай больше, чем хотел бы вначале. Не хочется служить молебен и совершать другую какую требу богомольцам, после службы, когда ты и устал, и изголодался, и несвободен — нарочно победи себя — и вспомни о себе и о своей плоти лишь после удовлетворения всех. Не бойся довести так себя до совершенного изнурения: плоть наша слишком коварна: всегда склонна преувеличивать усталость и слабость тела, наслаждение отдыха, приятность покоя и необходимость подкрепления сил!… О милостыне 80 Призывая в молитве невидимых нам друзей Божиих, не забудем прибегать к ходатайству и видимых другов Его и наших — нищих и нуждающихся братий наших. Поможем им и деньгами, и ласковым словом, которое многие из них так редко слышат, — и возопиют они о нас ко Господу, и Он, не видя в самих нас достойного Его милостей, ради милуемых нами не отвратится от нас. Скажи им просто: «Нате, родные мои, св. милостыньку и молитесь за меня: имя мое — "окаянный грешник!”…» 754 Сколько счастья, утешения и самого тонкого возвышенного наслаждения вызывает радость на лице бедняка от души искреннею и необходимою ему помощью! Какое великое сокровище, может быть, покупаешь на презренный поистине металл, обыкновенно или безразлично скопляемый без всякого употребления, или расточаемый на дела суетные, бесцельные и недостойные. О, богачи! Какого блаженства не цените вы в ваших руках, не умеете извлечь и губите своею безрассудною жизнью! 941 Известная истина: ни богатство, ни бедность сами по себе ни губят, ни спасают человека, а лишь такое или иное отношение к ним. И из богатых многие просияли великими угодниками Божиими, и бедных в рубище видим на изображениях Страшного Суда ведомыми во ад. Среди самих Апостолов, окружавших Господа, не имевшего на земле где главы подклонити, видим не только людей бедных, но и состоятельных, напр. Иоанн Богослов. Да и что такое богатство? «Если ты имеешь две рубашки», а у другого только одна, а то и одной нет, ты по сравнению с ним богат, и посему-то вторая половина начатого изречения гласит: «дай неимущему!» (Лк. 3, 11). Точно так же и во всем. Если у тебя в кармане хотя бы 2 копейки, а у другого нет и одной, и он нуждается в ней, ты, по сравнению с ним, богат, и, не поделившись с ним, осудишься за немилосердие. Любопытный пример того, как одно и то же богатство одному служит во спасение, другому в погибель — представляют: с одной стороны св. Иоанн Милостивый, патриарх Алекс<андрийский>, много творивший добрых дел золотом, (что значит, конечно, и имевший его), и один инок, лишенный христианского погребения игуменом своим только за то, что после его смерти найдена была у него златница. 1065 Как поступать, когда сомневаешься в добросовестности обращающегося за помощью материальною, и после того как все-таки окажешь помощь, начинаешь снедаться иногда жалостью к напрасно, как кажется, брошенным деньгам? Если первое еще не преступно, то последнее уже совсем недостойно человека благочестивого, а я часто страдаю именно этим недугом людей, питающих к деньгам более пристрастия, чем они сами по себе заслуживают. Думается мне, что если даже и сомневаешься в честности просящего, это еще не основание для отказа. Как бы он ни был недобросовестен, ему нужны деньги, хотя бы и не всегда на то точно, на что он просит. А за путь, избранный им для удовлетворения этой нужды, ответит сам просящий. Точно так же редко может случиться, чтобы выпросивший на нужду положил деньги в карман только для того, чтобы любоваться ими. Бывает более то, что просят на одну нужду, облекая ее в более трогающие формы (ведь к этому приучило нищих наше же нечувствие), а изводят деньги на другую, менее насущную. Хотя бы и так, отказывать нет основания. Есть — давай; много дать зтрудняешься, дай меньше. Если бы тебе сказали: «Сейчас ты будешь преставлен от земли», не бросил ли бы ты все, что есть у тебя без всякого сожаления не только в руки нищих, а и прямо на землю и не устремил ли бы все силы и помыслы свои превыше земли? Поступай так и в подаянии милостыни: расточи, дай убогим и всем просящим по заповеди Христа, лишь бы были деньги, да хоть какое-нибудь желание. Если же душу одолевает какое смущение или недоверие к искренности трогающего тебя своею нуждою, скажи в сердце твоем Господу: «Господи! Ради Тебя даю, хотя и не хочется! Дай пользу моей жертве, какую Сам изволишь!»… 1208 В своем равнодушии и немилосердии к бедным мы часто оправдываем и успокаиваем себя тем, что сами имеем мало, и охотно помогли бы бедным, если бы имели больше. Неосновательное и казуистически жалкое оправдание! Господь две лепты вдовицы, составлявшие последнее ее достояние, поставил гораздо выше щедрых жертв богачей «от избытка». Таким образом, тогда-то наша жертва особенно и ценна, когда мы сами имеем мало, и чем меньше мы себе оставляем из немногого, тем больше привлекаем благоволения в очах Божиих! Тогда-то и спеши поделиться с бедными, пока имеешь сам мало! Ибо тогда-то ты и имеешь возможность проявить бoльшую щедрость, милосердие к ближнему и любовь ко Господу милосердия. Не дожидайся избытка средств для благотворения, потому что, во-первых, никогда можешь этого не дождаться и не сделать ничего, во-вторых, дождавшись избытка, уже не так легко окажешь истинное милосердие, достойное Заповедавшего оное!… Давай бедным сразу, как только заведется что давать! Давай до тех пор, пока есть что давать! Если имеешь и свои нужды, но удовлетворение их предвосхитила просьба неимущего о помощи, отбрось свою нужду и дай просящему! А тем более, не имея в виду никаких собственных близких неотложно-насущных нужд, — не удерживай, не накапливай, не храни денег, но спеши с ними на помощь нужде и страданию! Вот будет истинное милосердие, истинное христианство, истинное монашество и Богоугождение!… | |
| |
Просмотров: 634 | |