Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Четверг, 28.03.2024, 21:27
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Светочи Земли Русской [131]
Государственные деятели [40]
Русское воинство [277]
Мыслители [100]
Учёные [84]
Люди искусства [184]
Деятели русского движения [72]
Император Александр Третий [8]
Мемориальная страница
Пётр Аркадьевич Столыпин [12]
Мемориальная страница
Николай Васильевич Гоголь [75]
Мемориальная страница
Фёдор Михайлович Достоевский [28]
Мемориальная страница
Дом Романовых [51]
Белый Крест [145]
Лица Белого Движения и эмиграции

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4119

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей


Мученический подвиг протоиерея Философа Орнатского. Часть 1.

Протоиерей Иоанн Орнатский
(фото из семейного архива Орнатских)


Уже 31 октября Святой Церкви был явлен мученик за веру Христову, первый из убиенных православных священников, - в Царском Селе был зверски убит большевиками протоиерей Иоанн Александрович Кочуров. Духовные чада батюшки отца Иоанна прислали отцу Философу Орнатскому письмо с подробностями мученической кончины.

Мученический подвиг протоиерея Философа Орнатского.

 

Наступил грозный 1917 год. Его начало, казалось, не предвещало никаких горестей и бед. Русская армия, численность которой превышала 8 миллионов человек, стояла на пороге победы. Она была в избытке обезпечена техникой, боеприпасами и снаряжением. Среди офицеров и нижних чинов царил высокий боевой дух. Все ожидали скорейшего окончания войны. В случае победы Россия становилась самой могущественной державой мiра... Вот тогда-то ее врагами был совершен февральский переворот, в результате которого Государь Император Николай II, преданный и обманутый всем своим окружением, 2 марта 1917 года отрекся от престола. К моменту отречения Государя Императора от престола в народе настолько угас дух Православия и иссякло живое монархическое чувство, что был утерян сам смысл существования православной монархии. Ведь состоит он в нерушимом единении царя с народом, основанном на взаимной любви. Теоретически власть можно было удержать штыками, создав в России нечто вроде ГУЛАГа. Но это был бы уже кровавый диктатор, а не христианский Государь, который любим и почитаем народом. Человека невозможно насильно сделать православным христианином. Господь наш Иисус Христос никого не призывает к Себе насильно. Да и можно ли заставить человека кого-то любить насильно? Прежде всего, Государь не хотел кровопролития. С другой стороны. Помазанник Божий глубоко понял сердцем, что он одинок в своем царском служении. С истинным христианским смирением отдал он себя в руки Промысла Божия, сменив царский венец на венец терновый... Последовавшие за этим события отразились и на жизни церковной. Святейший Синод уволил на покой митрополита Петроградского Питирима (Окнова), и, 6 марта 1917 года, во временное управление Петроградской епархией вступил епископ Гдовский Вениамин (Казанский). Подобно происходившим в обществе разделениям, начались разделения и в церковной среде. В Петрограде, некоторые из участников существовавшей в 1905 году "группы 32-х священников" создали "Союз церковного обновления" (186, 187, 188). Другими инициативными группами были созданы "Союз прогрессивного петроградского духовенства" (189) и "Союз демократического духовенства и мiрян" (190). Вскоре эти три группировки объединились в "Союз демократического православного духовенства и мiрян". О многом говорило само название этого "союза" , вмещавшее в себя два несовместимых понятия - "демократия" и "православие". Председателем "союза" был избран священник Д. Попов. В число членов "союза" вошли протоиереи И. Егоров, М. Попов, К. Агеев; священники А. Боярский, А. Введенский, С. Фокко, А. Мейер, В. Соколов; диакон Т. Скобелев, профессор Б. Титлинов и другие. Это были люди, которые не имели ни малейшего авторитета в Петроградской епархии. Однако, пользуясь поддержкой Временного правительства, участники этой либеральной группировки проповедовали идеи "христианского социализма", идеи переустройства церковной жизни и реформы православного вероучения. В 1917 году "союз" был весьма малочисленным, и он не мог оказать заметного влияния на ход событий в Петроградской епархии. Но через несколько лет его основные участники встали во главе обновленческого раскола. В противовес этой группе отщепенцев большинством петроградского духовенства и мiрян во главе с владыкой Вениамином (Казанским) был создан "Союз Церковного Единения". Его ядро составили участники Общества религиозно-нравственного просвещения и Общества в память отца Иоанна Кронштадтского - протоиереи Ф. Орнатский, П. Миртов, П. Лахостский, П. Кульбуш, А. Ставровский, П. Скипетров, И. Орнатский, М. Прудников и многие другие. Для владыки Вениамина в его непростом служении во многом главной опорой был отец Философ Орнатский, к советам и молитвам которого постоянно прибегал молодой петроградский архипастырь. Собрания "Союза Церковного Единения" проходили в зале Общества религиозно-нравственного просвещения на Стремянной. В собраниях 18 и 24 апреля 1917 года под председательством управляющего Петроградской епархией епископа Гдовского Вениамина (Казанского) была принята программа "Союза" и определены его главнейшие цели: "Объединение клира и мiрян всей Православной Церкви на почве не политических платформ или веяний современной политической жизни, а на почве христианской задачи. Христова делания, которое, прежде всего требует свободы внутренней, а не внешней" (194, 195). Тогда же был создан комитет, которому было поручено войти в сношение со всеми епархиальными, уездными, благочиннеческими и другими организациями и призвать их к единению. В то трудное время зал Общества религиозно-нравственного просвещения на Стремянной стал центром церковно-общественной жизни российской столицы. Вот только некоторые из потока сообщений о тогдашних церковных событиях: "В Вербное воскресенье на многолюдном собрании петроградского духовенства и мiрян в зале Общества распространения религиозно-нравственного просвещения было решено составить организационный комитет для выборов Петроградского митрополита" (195). "Сегодня, в среду, в 6 часов вечера на Стремянной, в зале Общества религиозно-нравственного просвещения состоится общее собрание духовенства и мiрян епархии по вопросу об организации приходских собраний" (197). "В воскресенье, 16 апреля, в зале Общества религиозно-нравственного просвещения открываются заседания Петроградского епархиального организационного комитета, в который входят представители духовенства и мiрян от большинства благочинии епархии" (198). "16 и 17 апреля в зале Общества религиозно-нравственного просвещения состоятся собрания организационного совещания по выборам епископа на Петроградскую кафедру. Председательствует протоиерей П. Н. Лахостский" (197). "Собрание Петроградской организационной группы по объединению ученого монашества состоится в зале на Стремянной улице. Председатель оргкомитета, иеромонах Мануил (Лемешевский) (впоследствии - митрополит. - Ред.) (200). "4 мая в зале Общества религиозно-нравственного просвещения состоялось многолюдное собрание пастырей и мiрян. Был заслушан протокол организационного совещания по выборам Петроградского епископа" (201). Выборы правящего архиерея Петроградской епархии состоялись 24 мая в Казанском соборе. Свободным голосованием клира и мiрян из семи авторитетных кандидатов подавляющим большинством голосов был избран владыка Вениамин (Казанский). 25 мая он был возведен в сан архиепископа с присвоением титула "Петроградский и Ладожский" (Синодальным определением от 14-17 июня 1917 г. епархиальный титул владыки был изменен на "Петроградский и Гдовский"). Одним из первых поздравил молодого святителя отец Философ Орнатский. На следующий день начал работу Петроградский епархиальный Собор. В сообщении о нем говорилось: "25 мая открылся чрезвычайный епархиальный съезд, переименованный в Собор. Его составили все 1600 делегатов, принимавших участие в избрании петроградского епископа. Председатель Собора - митрофорный протоиерей Ф. Н. Орнатский. Собор был открыт вновь избранным Петроградским архипастырем, архиепископом Вениамином, сказавшим теплое вступительное слово. Утверждена обширная программа Собора. Собор выработал особое воззвание по поводу переживаемой Родиной тяжелой годины, когда целостности и единству России грозит опасность как от внешнего врага, так и от нестроений, насилия и анархии во внутренней жизни государства" (202). В то время в стране началась разруха: фронт вплотную приблизился к столице; повсюду возникали стихийные митинги; продолжались уличные безпорядки, выливавшиеся в кровопролития; царили озлобление и рознь; совершались хищения и грабежи. Из Воззвания Петроградского Собора к гражданам России: "...Враг ворвался в страну нашу, - осквернил наши святые храмы, ограбил и сжег наши города и селения, избивал жителей, насиловал женщин, истязает безчеловечно пленных братии наших... Среди тяжких этих испытаний и других бедствий, нам ниспосланных, среди народа нашего воцарилась рознь --брат пошел на брата. Земля наша покрылась огнем пожаров. - мучительно стонет церковный набат, слышны вопли ограбленных и погибающих... Первый, свободно-избранный Петроградский епархиальный Собор, - мы, мiряне и духовенство, избравшие по своему сердцу архипастыря своего, - взываем: "Безумцы, остановитесь! Забудьте распри! Враг у ворот столицы государства нашего. Под шум взаимных ваших распрей он ринется на нас, разорит, погубит дорогую нашу Родину, погубит свободу нашу! Вы не ведаете, что творите: ослепленные злобою вы идете друг на друга, вы преступно проливаете братскую кровь! ...Бросьте распри - отразите врага! Освободите, спасите Родину! Она погибает! Помните, в единении сила! Мать Церковь зовет вас на подвиг святой!" (203) В это страшное время отец Философ Орнатский чудом продолжает оказывать помощь воинам русской армии, фактически брошенной на произвол судьбы Временным правительством: "Настоятелю Казанского собора протоиерею Ф. Н. Орнатскому Петроград, Казанская ул., 1 Командир 145-го пехотного Новочеркасского Императора Александра III-го полка 18 мая 1917 года N 6787 Действующая армия Ваше Высокоблагословение! Я, господа офицеры и солдаты вверенного мне полка сердечно благодарят Вас за присланные Вами подарки. Они прибыли в полк 12-го мая и 13-го розданы солдатам. Согласно выраженного Вами пожелания подарки распределены между нами и 147 Самарским полком. Вдали от родных и друзей отрадно видеть, что тыл заботится о нас и не забывает действующей армии. Примите уверение в совершенном почтении и глубоком уважении И. Штакельберг" (204). 28 мая состоялось торжественное вступление архиепископа Вениамина на Петроградскую кафедру. Многочисленные крестные ходы от столичных церквей сошлись на площади перед Александро-Невской Лаврой, откуда вышел крестный ход, возглавляемый владыкой Вениамином. Величественная процессия направилась по Невскому проспекту к Казанскому собору. Архиепископ Вениамин совершил в соборе поклонение чудотворной Казанской иконе Божией Матери. Затем крестный ход направился к Исаакиевскому собору, где был совершен торжественный молебенпри общенародном пении. Архиепископ Вениамин прочитал молитву на вступление новоизбранного архиерея на кафедру, а затем протоиереи Философ Орнатский и Сергий Соллертинский трижды посаждали Владыку на горнее место при пении "Аксиос!" (205). В последующие дни продолжил работу Петроградский епархиальный Собор. На нем впервые был принят ряд важных постановлений: 1) о Епархиальном Совете, духовной консистории и взаимоотношениях органов епархиального управления; 2) о приходском совете и его деятельности; 3) о церковно-приходской школе и религиозном обучении в школах министерства народного просвещения; 4) об открытии церковных вечерних курсов и средних учебных заведений со всеми правами светских учебных заведений и ряд других (205, 206, 207, 208). Собор закончил работу 20 июня, а 23 июня в зале Общества религиозно-нравственного просвещения состоялось епархиальное собрание духовенства и мiрян, на котором делегаты от Петрограда на Всероссийский съезд духовенства и мiрян в Москве предложили доклады имевшие отношение к работе съезда. Главнейшим событием в церковной жизни России того времени был предстоявший Всероссийский Поместный Собор (Всероссийский Церковный Собор). С 9 июля в зале на Стремянной по инициативе "Союза Церковного Единения" проходили собрания, на которых обсуждались вопросы, связанные с созывом Всероссийского Церковного Собора. А вскоре Временное правительство еще раз показало свое истинное лицо - 14 июля было издано Постановление о свободе совести, согласно которому 14-летний ребенок без дозволения родителей мог принять любое вероисповедание или стать атеистом. Это был прямой вызов, брошенный православному народу... Вопрос об отношении Церкви к этой акции предстояло обсудить Всероссийскому Поместному Собору. В связи с предстоящим Собором Святейший Синод переносил свои заседания в Москву, а в Петрограде, в соответствии с Определением Синода, учреждалась Синодальная Контора: "От 21-26 июля за N4652 постановлено: 1) ввиду предстоящего 15 августа сего года открытия в г. Москве Всероссийского Поместного Церковного Собора, заседания Святейшего Синода в Петрограде закончить 2 августа сего года и открыть таковые в Москве 9 августа; 2) на время пребывания Святейшего Синода в Москве учредить в Петрограде Синодальную Контору в составе преосвященного Вениамина, архиепископа Петроградского, с званием первоприсутствующего, викариев Петроградской епархии преосвященных Нарвского и Лужского, настоятеля Казанского собора протоиерея Философа Орнатского и помощника протопресвитера военного и морского духовенства протоиерея Иоанна Морева" (209). Члены Синодальной Конторы являлись полномочными представителями высшей церковной власти в Петрограде. В связи с переживаемым страной тревожным временем им приходилось решать множество сложных практических вопросов. Продолжалась тяжелая, теперь уже связанная со многими поражениями, кровопролитная война. В сражениях принимало героическое участие множество русских женщин - сестры милосердия, разведчицы, сотрудницы технических служб. Многие из них отдали свою жизнь во имя спасения Отчизны. По предложению отца Философа Орнатского 26 июля была совершена архиерейским служением панихидапо всем павшим в боях женщинам-воинам. На эту панихиду вместе с Владыкой Вениамином и отцом Философом вышел сонм петроградских священнослужителей. "Громадный собор до тесноты был переполнен молящимися. Настоятель собора протоиерей Философ Николаевич Орнатский сказал проникновенное слово памяти погибшим с честью за свою Родину и поставил их подвиг в пример многим. Трогателен был момент провозглашения протодиаконом вечной памяти женщинам, жизнь свою положившим в борьбе за славу России. Все опустились на колени, обширное церковное пространство огласилось рыданиями..." (210).

 

Протоиерей Орнатский  с Иоанном Кронштадским

По-прежнему совершались в Казанском соборе ежедневные моления перед чудотворным Казанским образом Божией Матери о даровании победы русскому христолюбивому воинству. К ним теперь присоединились молитвы о прекращении междоусобной брани. Много сил отдавал отец Философ делу оказания помощи воинам-инвалидам, покидавшим лазарет Казанского собора после лечения. Они обезпечивались одеждой, теплым бельем, обувью и денежным пособием для возвращения в родные места. Господь помогал батюшке находить благодетелей и для этих целей. 8 августа в зале на Стремянной состоялись выборы делегатов на Всероссийский Поместный Собор от петроградского духовенства. Единодушным решением собрания были избраны протоиереи Петр Миртов и Павел Лахостский. Вместе с вошедшими в состав Собора по должности архиепископом Вениамином и протопресвитером военного и морского духовенства Георгием Шавельским они отбыли в Москву. Здесь можно отметить, что все четыре названных члена Поместного Собора от Петрограда в течение многих лет были деятельнейшими участниками Общества распространения религиозно-нравственного просвещения. За два дня до открытия Собора Святейший Синод возвел владыку Вениамина (Казанского) в сан митрополита. Всероссийский Поместный Собор открылся в храме Христа Спасителя в праздник Успения Пресвятой Богородицы, 15 августа. Это был день, которого православная Россия ждала уже более 200 лет. Первое заседание Собора состоялось на следующий день. На нем были зачитаны многочисленные приветствия, направленные в адрес Собора. В числе первых выступил протоиерей Павел Лахостский с посланием от Общества религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви. Оно заканчивалось словами: "Неисчислимый сонм святых и праведных отец, прежде отшедших от нас ко Господу и взирающих ныне на дела наши из горнего мiра, да соучаствуют Собору в его мыслях и деяниях на благо Святой Церкви и во славу Единого в Троице славимого Бога, Ему же честь и поклонение да пребудет от рода нашего во веки" (211). Послание подписали Председатель Общества протоиерей Философ Орнатский и члены Совета Общества. Промыслом Божиим Поместный Собор Русской Православной Церкви был созван в один из тяжелейших периодов церковной истории. На заседаниях Собору предстояло принять ряд ответственнейших решений, определявших на многие годы пути Церкви в ее шествии по стихиям мiра сего. Кормило корабля церковного находилось в руках у Того, Кто изрек "...Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее" (Мф. 16, 18). В августе произошло еще одно важное событие в церковной жизни Петрограда - впервые в России для объединения деятельности всех приходских советов было учреждено Братство приходских советов города Петрограда и Петроградской епархии (212). Одним из главных инициаторов создания этого Братства был отец Философ Орнатский, давний сторонник возрождения соборных начал в приходской жизни. В дальнейшем подобные братства возникали по всей стране. Они необыкновенно способствовали делу сплочения верующих и духовенства в годы начинавшихся открытых гонений за веру. Уже в самом начале своего существования Петроградское Братство приходских советов насчитывало несколько десятков тысяч человек. Со временем деятельность Братства принимала все большее и большее значение в жизни епархии. В день праздника Всемiрного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, 14 сентября, по решению Всероссийского Поместного Собора было совершено всенародное моление о спасении России, которому предшествовал покаянный трехдневный пост. Особой торжественностью отличалось моление в Казанском соборе Петрограда, где вновь не скрывали верующие своих искренних слез после вдохновенного слова отца Философа Орнатского. Еще 20 июля, сразу же после Постановления о свободе совести, Временное правительство издало закон о передаче церковно-приходских школ в ведение министерства народного просвещения, что фактически означало отмену преподавания в школе Закона Божия. Это решение Временного правительства, направленное прямо против Православия, не затрагивало конфессиональных школ других вероисповеданий, находившихся на территории России. 11 октября от имени Временного правительства Керенский отклонил просьбу делегации Поместного Собора об отмене закона от 20 июля, ссылаясь на то, что новый государственный строй должен быть внеконфессиональным. Незамедлительно в Петрограде, при участии отца Философа Орнатского, был создан Союз родительских комитетов, который начал отстаивать принцип обязательности преподавания Закона Божия в средней школе (213). Обстановка в Петрограде все более и более накалялась. Временное правительство уже не могло контролировать ситуацию в стране. По благословению митрополита Вениамина 22 октября, в день празднования Казанской иконе Божией Матери, должен был состояться грандиозный крестный ход казачьих частей, расположенных в столице, с участием всех верующих Петрограда. Путь следования крестного хода проходил по главным улицам города, в том числе и по Суворовскому проспекту мимо Смольного, где находилось главное гнездо заговорщиков, готовивших октябрьский переворот (214, 215). Вечером 21 октября, по указанию Керенского, командующий Петроградским военным округом полковник Полковников категорически запретил представителям Союза казачьих войск проведение намеченного крестного хода. Через три дня большевики арестовали временных правителей. За ненадобностью. Как выполнивших свою часть задачи по уничтожению русского православного государства. Керенский предусмотрительно покинул Петроград в ночь на 22 октября. кончины царскосельского пастыря. Это письмо отец Философ сразу опубликовал в "Церковном вестнике", там же он напечатал объявление: "В среду, 8 ноября, в девятый день по кончине протоиерея Иоанна Кочурова, убиенного 31 октября в Царском Селе, будет совершена в Казанском соборе в 3 часа дня архиерейским служением панихидапо протоиерею Иоанну и всем православным христианам, в междоусобной брани убиенным. Приходское духовенство, свободное от служебных обязанностей по приходу, приглашается на панихиду. Ризы белые" (216, 217). Часто с любовью вспоминал отец Философ своего ученика, студента-проповедника Ивана Кочурова, уехавшего после Духовной Академии служить миссионером в далекую Алеутскую епархию. Ныне же батюшка провожал отца Иоанна в небесные обители... А 5 ноября в петроградском Казанском соборе было совершено общегородское моление о умиротворении Отечества. Храм был переполнен молящимися. Божественную литургию совершил первый викарий Петроградской епархии, епископ Нарвский Геннадий (Туберозов) в сослужении протоиерея Философа Орнатского и другого петроградского духовенства. По окончании литургии отец Философ произнес глубоконазидательное слово. Затем на середину храма был вынесен Казанский чудотворный образ Божией Матери и перед ним соборне при всенародном пении был отслужен молебено прекращении междоусобной брани (218). В тот же день на Всероссийском Поместном Соборе святитель Тихон (Беллавин), митрополит Московский и Коломенский, по промыслу Божию, был избран и наречен Патриархом Московским и всея России. Избрание совершалось под гром артиллерийской канонады. Митрополит Вениамин писал тогда из Москвы отцу Философу: "Усердно прошу Вас, по получении настоящего письма, отслужить благодарственный молебенперед чудотворным образом Заступницы христиан за спасение меня, грешного, от смертельной опасности. Заступлением Матери Божией, да чьими-то усердными молитвами я остался жив. Целую неделю провел я под выстрелами в осажденном Кремле. Последние двое суток насельники Чудова монастыря спасались в подвале и подземной церкви святителя Ермогена, куда были перенесены и мощи святителя Алексия из соборного храма. Стену занимаемого мною помещения пробили два снаряда тяжелой артиллерии, разорвались и произвели большие разрушения. Из своей комнаты я вышел за несколько минут перед этим... Канонада усиливалась и мы с архиепископом Михаилом Гродненским (помяните и его) должны были полным ходом удалиться в нижний этаж... Две ночи и день прожили мы в келий одного иеромонаха. Спали, не раздеваясь. Ко всенощной и литургии под выстрелами ходили через двор в подземную церковь. Шла постоянная служба. Братия исповедовалась, причащалась Святых Тайн; служащие и не служащие - готовились к смерти... Меня особенно трогало, что на молебне по "Отче наш" пели тропарь "Заступнице усердная..." - я невольно падал на колени и со слезами молился... Остался цел среди ужасов... Как не благодарить Господа и Царицу Небесную!" (219). В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, 21 ноября, совершена интронизация Патриарха в Успенском соборе Кремля. Исполняя волю Божию, Поместный Собор восстановил патриаршество и канонический строй Русской Православной Церкви, и произошло это перед самыми тяжелыми испытаниями в ее истории. Тем самым Церковь была спасена от полного разгрома и разорения. С каждым днем новая власть все более явно открывала свою сущность. Свергнув Самодержавие, враг рода человеческого с невиданной злобой обрушился на Православие. Уже в декабре появились постановления нового правительства, которые были непосредственно направлены на уничтожение Русской Православной Церкви. Декрет о земле лишал церкви и монастыри земельных наделов. Национализация частных банков привела к утрате хранившихся там вкладов духовенства. В ведение светских органов передавалась регистрация актов гражданского состояния - рождений, браков и кончин. Вся система образования, включая духовные учебные заведения, входила в подчинение комиссариата по народному просвещению... В это время отец Философ Орнатский выступает перед паствой с призывами к объединению русских православных людей вокруг храмов, чтобы встать на защиту святынь земли Русской. На заседании Братства приходских советов Петрограда и Петроградской епархии, состоявшемся в зале Общества религиозно-нравственного просвещения на Стремянной 11 декабря, отец Философ говорил о тех препятствиях, которые мешают нормальной жизни Церкви: "Главным препятствием, по условиям переживаемого времени, является вмешательство в жизнь приходов разного рода организаций, присвоивших себе власть! Это в то время, когда другие конфессии и секты пользуются полной свободой вероисповедания. Как тут не возникнуть глубокому возмущению православного русского народа.." (220). На состоявшемся вскоре заседании Союза родительских комитетов батюшка горячо призывает собравшихся всеми силами добиваться от новых властей возвращения в программу обучения их детей Закона Божия, ибо в противном случае пошатнется вековая система нравственных ценностей русской нации. Так, с первых дней захвата власти в России богоборческим режимом, протоиерей Философ Орнатский явил себя безстрашным обличителем гонителей Церкви Христовой. Такова была о нем воля Божия... 1 декабря 1917 года был рукоположен во епископа Ревельского, викария Рижской епархии, архимандрит Платон Кульбуш - давний сподвижник отца Философа, принявший монашеский постриг, протоиерей Павел Петрович Кульбуш, (впоследствии - новомученик). Епископскую хиротонию совершили митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский) и другие иерархи. В тот же день в газетах был опубликован проект декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви. Для петроградских властей это послужило сигналом к началу насильственного присвоения церковного достояния. Да и самый декрет, впоследствии опубликованный под названием закона о свободе совести, представлял собою акт вопиющего беззакония, дававший богоборцам неслыханное право на уничтожение Русской Православной Церкви. Право сильного на убийства и открытые грабежи... Вечером 2 января 1918 года управляющему Петроградской Синодальной типографией была вручена следующая бумага: "Сим извещается, что Синодальная типография с 1-го января переходит в ведение Технического Совета по управлению Государственными типографиями при Комиссариате по Народному Просвещению... Правительственный комиссар Лебедев-Полянский" (221). Тем самым прекращался выпуск Синодальных "Церковных Ведомостей" и "Церковно-общественного вестника" - периодических изданий Русской Православной Церкви. Прибывший в типографию комиссар заявил, что правительство не остановится и перед применением вооруженной силы... 13 января вооруженный отряд матросов и солдат прибыл в Александро-Невскую Лавру. Наместнику Лавры, епископу Елисаветградскому Прокопию (Титову), викарию Херсонской епархии, была предъявлена такая бумага: "Вследствие постановления Народного Комиссара о реквизиции всех помещений со всем инвентарем и ценностями, принадлежащих Александро-Невской Лавре, настоящим предписывается Вам сдать все имеющиеся у Вас дела по Управлению домами, имуществом и капиталами Лавры уполномоченному лицу... Народный Комиссар Коллонтай" (222)... Уже 10 января митрополит Вениамин направил в Совнарком обстоятельное письмо, в котором в спокойной и беззлобной форме предупредил власти о нежелательности применения резких мер, оскорбляющих религиозные чувства народа. 11 января под председательством владыки Вениамина состоялось собрание Братства приходских советов Петрограда и Петроградской епархии. Оно вынесло резолюцию протеста, направленную в Совнарком. Представители приходских советов заявили, что рассматривают захват Синодальной типографии, закрытие ряда храмов и покушения на захват помещений других духовных учреждений, как явное гонение на Церковь (223). Еще одно собрание в зале Общества религиозно-нравственного просвещения состоялось 14 января. В его резолюции говорилось: "Многолюднейшее пастырско-мiрянское собрание, заслушав доклад о попытке захватить 13 января, по приказанию комиссара по призрению г-жи Коллонтай, Александро-Невскую Лавру, и отобрать ее помещения и имущество... постановило: всячески противиться этому, и вообще твердо заявить комиссарам, что православный Русский народ не допустит отобрания имущества у монастырей и храмов, которые он своею любовию и усердием украсил, принося свои лепты в обители за тысячи верст, - не допустит поругания его заветных святынь, встанет на их защиту от поношения со стороны тех, кои будучи не русскими и не православными, этих святынь не могут понимать и ценить..." (224). 17 января в Александро-Невскую Лавру вновь явился комиссар и потребовал немедленной передачи ему Лавры со всеми зданиями, имуществом и капиталами. В тот же день в зале на Стремянной состоялось многолюдное собрание духовенства и представителей приходов: "Громадный зал не мог вместить всех, желавших проникнуть в него, хотя и был переполнен до последней возможности... Настоятель Казанского собора протоиерей Философ Орнатский вносит предложение: в наступающее воскресение устроить крестные ходы из всех храмов столицы к Александро-Невской Лавре. Собрание единогласно принимает это предложение" (225). Несмотря на протесты верующих людей, 19 января в Лавру прибыл отряд матросов и красногвардейцев. Наместник Лавры епископ Прокопий и члены Духовного Собора Лавры были арестованы. Тотчас же с соборной колокольни раздался набатный звон, подхваченный всеми другими церквами Лавры. К монастырю устремились толпы народа. Налетчиков разоружили и выпроводили за пределы Лавры. Тем временем из Смольного прибыло подкрепление на грузовиках с пулеметами. В стенах святой обители раздались выстрелы. При этом был смертельно ранен настоятель церкви в честь иконы Пресвятой Богородицы "Всех Скорбящих Радость" протоиерей Петр Иванович Скипетров, родственник и близкий сподвижник отца Философа Орнатского. Отец Петр и отец Философ были женаты на родных сестрах. Находившиеся у митрополита Вениамина отец Философ и Председатель Братства приходских советов протоиерей Николай Рудинский доставили батюшку отца Петра в Лаврскую больницу. Вечером отец Петр предал свою душу Господу. Тем временем в Лавру все прибывал и прибывал верующий народ. Прибыли депутации от рабочих ряда предприятий, в том числе от Стеклянного и Фарфорового заводов, где проповедовал отец Петр Скипетров и от Экспедиции заготовления Государственных бумаг, выразившие готовность защищать Лавру до последней возможности. По свидетельству епископа Прокопия, настроение народных масс было таково, что больших усилий стоило удержать их от сопротивления вооруженным насильникам. Нападавшим пришлось снять пулеметы и ретироваться. Так простые верующие люди, встав на защиту Матери Церкви, отстояли главную святыню Петрограда. "Церковные ведомости", издание которых по предложению отца Философа Орнатского удалось возобновить в типографии Общества религиозно-нравственного просвещения, отмечали: "Лавру и ее церкви стали наполнять толпы богомольцев... Многие молящиеся круглые сутки в последнее время проводят в Лавре, готовые всегда встать на защиту поругаемых святынь... То чувство безконечного негодования, которое вызвали в народных массах набеги красногвардейцев на Лавру по предписаниям г-жи Коллонтай, смутило даже новых деспотов из Смольного. Теперь они предлагают наместнику Лавры успокоить взволнованный народ и заявляют, что их неправильно поняли..." (226). В субботу, 20 января, во время вечернего богослужения в Казанском соборе его настоятелем, протоиереем Философом Орнатским, впервые было оглашено воззвание Святейшего Патриарха Тихона от 19 января: "Зовем вас, верующих и верных чад Церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне Святой Матери вашей... А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас на эти страдания вместе с собою..." (227). Отцу Философу удалось размножить послание и разослать по всем церквам Петрограда для прочтения за литургией после Евангелия или причастного стиха в воскресенье, 21 января. В тот день с 11 часов утра потянулись к Александро-Невской Лавре крестные ходы от всех столичных церквей. Самые многочисленные направлялись из Троицкой церкви Общества религиозно-нравственного просвещения на Стремянной, из Казанского собора, от Спасо-Сенновской церкви и от Воскресенского храма у Варшавского вокзала, где собрались десятки тысяч представителей братств трезвости. С ними слились огромные потоки богомольцев из Московского и Нарвского районов. Крестные ходы шли также с Лиговки, Покровки, с Выборгской стороны. К ним присоединялись тысячи верующих людей. По подсчетам корреспондентов число участников крестных ходов составляло от несколько сот тысяч до полумиллиона человек (228). Все знали о событиях в Лавре, знали, что в любую минуту вновь могут раздаться выстрелы, но были готовы пострадать за веру и Святую Церковь. "Там и здесь видны были слезы, но это были слезы радости, той неземной неизреченной радости, которая наполняла сердца христианских мучеников посреди жесточайших страданий. В некоторых церквах все молящиеся исповедывались в субботу общей исповедью, а на другой день приобщались Святых Тайн. Настроение участников крестного хода передается и проходящей по улице толпе. Многие становятся на колени на мокрый снег и кладут земные поклоны..." (229). Богомольны несли среди множества икон всероссийские святыни - икону Христа Спасителя из домика Петра Великого, чудотворные иконы - Казанский образ Божией Матери из Казанского собора и Владимирский образ - из Владимирской церкви. К часу дня около 200 шествий слились в один крестный ход. Лаврская площадь не могла вместить всех верующих, и они заполнили все ближайшие улицы. Над головами людей возвышались хоругви, кресты, иконы. Во втором часу под звон колоколов из Лавры вышел крестный ход во главе с митрополитом Вениамином. Владыка Вениамин поднялся на специальный помост, сооруженный на площади. Лаврский протодиакон громовым голосом прочитал воззвание Святейшего Патриарха Тихона, после чего был совершен молебеноб умиротворении и спасении Богохранимой державы Российской. Пел весь народ. Затем величественный крестный ход направился по Невскому проспекту к Казанскому собору при непрерывном всенародном пении. Слышались молитвенные возглашения: "Пресвятая Богородице, спаси и сохрани нас", "Святый благоверный княже Александре, моли Бога о нас". Светлые, радостные лица, пасхальное настроение... Огромная Казанская площадь, все прилегающее к собору пространство и Невский проспект заполнены множеством народа. После молебна митрополит Вениамин, с необыкновенным подъемом, произнес краткую речь. "Христос воскресе!" - воскликнул архипастырь, и площадь огласилась громоподобным ответом сотен тысяч голосов: "Воистину воскресе!". Слезы текли по лицам и женщин и мужчин. Многие опустились на колени. Его. Смерть на молитве, освобождая дух человека от уз плоти, возвращает его в родную стихию блаженства вечного в лицезрении Божества, что составляет счастье и самой молитвы. Умирающий на молитве находит то, чего искал, к чему пламенно стремился. Так, с молитвою на устах умер на Кресте Господь наш Иисус Христос, с молитвою же за врагов своих умер и святой Стефан первомученик и многие другие праведники. Да не лишит и нас, братие, Господь Бог этого счастья!" (259). Эти слова петроградского пастыря оказались по отношению к нему самому поистине пророческими... Точная дата и место мученической кончины протоиерея Философа Николаевича Орнатского и иже с ним убиенных сыновей Николая и Бориса неизвестны. Исходя из письма Луначарского, который, безусловно, был хорошо информирован о происходившем, можно заключить, что 15 августа 1918 года отец Философ был еще жив и находился под арестом в Кронштадте. Урицкий, лично подписавший ответ родным батюшки, был убит утром 30 августа, поэтому он мог это сделать не позже 29 августа. Следовательно, протоиерей Философ Орнатский и иже с ним убиенные сыновья Николай и Борис предали свои души Господу между 15 и 29 августа 1918 года. Вероятнее всего это произошло в Кронштадте. Вечная им память!

"То, что Христос воскрес, - продолжал митрополит Вениамин, - является основой нашей веры. С ней мы не погибнем! Будем теперь стоять в вере до готовности пострадать до самой смерти, как завещал нам отец Петр Скипетров, убитый у порога кабинета своего архипастыря" (Отец Петр был смертельно ранен в коридоре митрополичьего корпуса Лавры недалеко от кабинета митрополита Вениамина).
Все пропели почившему "Вечную память". Владыка Вениамин продолжал: "Вы должны сплотиться вокруг своего архипастыря - в этом наша сила и победа". Народ запел: "Да воскреснет Бог и расточатся врази Его..." и с этим песнопением стал расходиться. Затем в течение нескольких часов митрополит Вениамин благословлял в Казанском соборе участников этого безпримерного крестного хода (230, 231).
Очень неуютно было в тот день в городе святого апостола Петра "деспотам из Смольного", но на этот раз все обошлось без каких-либо происшествий. Более того, по указанию Бонч-Бруевича, по всем улицам города накануне были разбросаны извещения от ЧК, что комиссариатам города Петрограда, красногвардейцам, патрулям и отрядам предписано поддерживать всюду строгий порядок и немедленно арестовывать всех, кто обнаружит намерение помешать крестным ходам. Движение транспорта было остановлено.
Так мудрое предложение отца Философа Орнатского о проведении всегородского крестного хода помогло сплотиться и почувствовать свою силу многим верующим людям перед новыми испытаниями, которые в дальнейшем ожидали верных чад Матери Церкви.
Сам же батюшка отец Философ в тот же вечер выехал в Москву во главе депутации духовенства и мiрян Петрограда. Депутация везла прошение Всероссийскому Поместному Собору о восстановлении митрополита Вениамина в звании и правах священноархимандрита Александро-Невской Лавры по примеру его предшественников.

22 января депутация была принята Святейшим Патриархом Тихоном. Предстоятель Русской Православной Церкви посвятил беседе с членами депутации полтора часа. Состоялся теплый, обстоятельный разговор о всех последних событиях. Святейший Патриарх очень сочувственно отнесся ко всем просьбам и заявлениям петроградцев, ко всем их трудностям, и выразил уверенность в том, что все они будут разрешены.

http://marginal06.livejournal.com/446875.html

 
Категория: Светочи Земли Русской | Добавил: rys-arhipelag (09.08.2011)
Просмотров: 781 | Рейтинг: 0.0/0