Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Суббота, 27.04.2024, 00:32
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Светочи Земли Русской [131]
Государственные деятели [40]
Русское воинство [277]
Мыслители [100]
Учёные [84]
Люди искусства [184]
Деятели русского движения [72]
Император Александр Третий [8]
Мемориальная страница
Пётр Аркадьевич Столыпин [12]
Мемориальная страница
Николай Васильевич Гоголь [75]
Мемориальная страница
Фёдор Михайлович Достоевский [28]
Мемориальная страница
Дом Романовых [51]
Белый Крест [145]
Лица Белого Движения и эмиграции

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4119

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей


«Не забудь живописца Саврасова…»
Исполнилось 180 лет со дня рождения русского живописца А.К. Саврасова, чья удивительная, тонкая и трогательная картина «Грачи прилетели» (1871 г.) знакома нам с детства. Современные художественные снобы считают ее обыденной, однако, на мой взгляд, это полотно является шедевром русского искусства, значение которого выходит за рамки собственно живописи. А все творчество Алексея Кондратьевича Саврасова (1830–1897) видится нам выдающимся.
Портрет А.К. Саврасова. Художник В.Г. Перов. 1878

В связи со знаменитой картиной советский поэт фронтовой плеяды Давид Самойлов написал в 1960-х (то есть спустя столетие) замечательное стихотворение, где есть такие строки: «А все же «Грачи прилетели» – / Хорошая очень картина…»

Конечно, хорошая. Столь хорошая, что ее называют визитной карточкой не только самого Саврасова, но и вообще русского лирически-философского пейзажа. Иными словами, эта картина задевает некие русские космические струны, которые невозможно рационально описать, зато можно дать намек на них – например, языком искусства. За полтора века картина по-прежнему воспринимается весьма свежо, дышит пронзительной русской грустью и надеждой. Автор оставил несколько версий этого полотна, самая из удачных находится теперь в экспозиции Государственной Третьяковской галереи.

Александр Бенуа, человек весьма критичный, в своей книге «История русской живописи» (1901 г.) в очерке об этой картине Саврасова написал высоко и образно: «»Грачи прилетели» – чудесная картина, такая же поэтичная, в одно и то же время тоскливая и радостная, истинно весенняя, как вступление к «Снегурочке» Римского! Еще зима. Мрачный, сизый горизонт, далекая снежная равнина, старинная церковь, жалкие домики, голые деревья, зябнущие в холодной сырости, почти мертвые от долгого тяжелого сна… И вот чувствуется, как по этой сырой и холодной, мертвой, бесконечной мгле проносится первое легкое и мягкое дуновение теплоты, жизни».

Мало кто знает, что написана эта знаменитая картина была в селе Молвитино Костромской губернии (на реке Шача, в 62 км к северо-востоку от Костромы, теперь на трассе Кострома – Буй), с XVII в. принадлежавшем боярскому роду Салтыковых, а в 1939 г. переименованном в Сусанино, поскольку в нескольких километрах от него, в деревне Деревеньки (которая уже не существует) родился знаменитый герой Отечества крестьянин Иван Осипович Сусанин.

Воскресенская церковь XVII в., изображенная на картине Саврасова «Грачи прилетели», является главной достопримечательностью поселка Cусанино. Сейчас в церкви – музей И. Сусанина. Нам показалось интересным узнать, как сегодня выглядит увековеченный живописцем храм – и целую серию чудесных снимков, сделанных в разное время года, мне прислал для большого фотоальбома «Храмы великой России» (Москва, Эксмо, 2010) житель Сусанино Сергей Берегов – доброхот, любитель своего дивного края.
Воскресенская церковь XVII в. в Сусанино

Искусствоведы верно указывают, что «созвучие интимного с величавым, лирического с эпическим глубоко органично для Саврасова и присуще всем его лучшим произведениям. Оно носит не отвлеченный, а глубоко конкретный характер. Сложно найти картины более скромные и убогие по сюжетам, чем весны Саврасова. Но от них веет таким очарованием, такой Родиной, такой нежной близостью и любовью, что оторваться невозможно».

Яркий ученик Саврасова К.А. Коровин, которого справедливо называют первым русским импрессионистом, вспоминал: «Большого роста, с сильной и мощной фигурой, этот величайший артист с умным и добрым лицом производил впечатление отеческой искренности и доброты. Он, как многие русские, любил своих учеников всем сердцем и душой – его мастерская была свободнейшим учреждением всей Школы, он был контрастом строгих классов, фигурного и натурного, преподавателей которых сильно побаивались… Саврасов, этот был отдельно. Часто я его видел в канцелярии, где собирались все преподаватели. Сидит Алексей Кондратьевич, такой большой, похож на доброго доктора – такие бывают. Сидит, сложив как-то робко, неуклюже свои огромные руки, и молчит, а если и скажет что-то – все как-то не про то – про фиалки, которые уже распустились, про то, что вот уже голуби из Москвы в Сокольники летают…»

Разумеется, и до Саврасова Россия видела-перевидела выдающихся мастеров пейзажа. Но справедливо отмечено, что их произведения более походили на копии и аллюзии итальянских, французских и иных пейзажей, тогда как неформулируемый дух русскости не был явлен в такой полноте даже в их лучших полотнах. И именно Саврасов «первым показал, как прекрасен серый весенний день, грязные русские дороги и мокрые поля». Художник И. Крамской писал: «»Грачи прилетели» есть лучший, и он действительно прекрасный, хотя тут же и Боголюбов, и барон Клодт, и Шишкин. Но все это деревья, вода, и даже воздух, а душа есть только в «Грачах»»…

Напомним, что Саврасов родился 12 мая по ст. ст. 1830 г. в семье небогатого торговца-галантерейщика, жившего в Гончарной слободе на Швивой горке в Москве, и был крещен в приходе церкви великомученика Никиты, за Яузой. Детские годы мальчик провел в Замоскворечье – на Якиманке, на ул. Пятницкой, у Калужской заставы. К 12-летнему возрасту Алексей самоучкой овладел кистью и писал гуашью и акварелью пейзажи с изображениями модных в то время романтических мотивов, вроде «Извержения Везувия» или «Бури на море» (в духе Айвазовского), охотно раскупавшиеся по низким ценам торговцами с Никольской улицы и у Ильинских ворот. Но поступив в 1844 г. в Московское училище живописи и ваяния, он, по-видимому, из-за болезни матери и протестов отца, желавшего видеть в сыне помощника в купеческом деле и даже выгонявшего его «из квартиры за страсть к живописи, на чердак», был вынужден прекратить учебу. И только в 1848 г., благодаря помощи соучеников – Александра Зыкова, Сергея Грибкова и преподавателя Карла Рабуса, а также просвещенного обер-полицмейстера Москвы генерал-майора И.Д. Лужина, прослышавшего о «необыкновенных художественных способностях» Алексея, он смог продолжить образование в пейзажном и перспективном классе училища, возглавлявшемся Рабусом.
Рожь, 1881

В 1848 г. молодой живописец был отмечен в отчете Московского художественного общества как ученик, представивший лучшие эскизы. А в 1849 г. по совету Рабуса и на средства мецената И.В. Лихачева он совершил поездку на Украину, и в результате критики заговорили о живописце как о надежде русского искусства. А еще через год Совет Московского художественного общества присвоил Саврасову звание художника – за «Вид Московского Кремля при лунном освещении» (1850, частное собрание, Москва) и «Камень в лесу у Разлива» (1850, ГТГ).

Утверждают, что его работа того периода «Вид в окрестностях Москвы с усадьбой и двумя женскими фигурами» (ГТГ) наглядно свидетельствует о близости художнику традиций Венецианова и его учеников, создававших произведения «тихие и беспорывные, как русская природа» (как сказал Гоголь о «деревенских» стихотворениях Пушкина).

Позднее, создав немалое количество полотен и широко утвердившись как мастер, в качестве главы московской школы пейзажной живописи Саврасов выступил в числе 23 художников с инициативой организации Товарищества передвижных выставок, сразу прогремевшего на всю Россию.

Искусствоведы сетуют-де, «к сожалению, в массовом сознании Алексей Саврасов так и остался «автором одной картины»». Хотя, и до и после написания этого великого произведения художником было создано еще множество прекрасных работ – «Проселок», «Радуга», «Зима», «Распутица», «Оттепель», «Рожь», «Закат над болотом», «Домик в провинции. Весна».
Домик в провинции. Весна. 1878

Это и верно, и не совсем. Для тех, кто любит русское, кто любит русскую живопись, не остались в стороне от сердца многие полотна Алексея Кондратьевича.

Из биографии живописца узнаем, что личная драма художника, случившаяся с ним в последние десятилетия XIX в., во многом отодвинула на второй план и имя мастера, и его произведения. Разрыв с женой С.К. Герц, ранняя смерть нескольких детей, отход от педагогической деятельности, от друзей и охлаждение со стороны публики привели художника к глубокому духовному кризису, отчуждению от людей и «развитию алкоголизма до размеров непреодолимого недуга». Он до последних своих дней оставался одиноким, неудержимо опускался на дно, попал в кабалу к мелким торговцам. Жил годами в абсолютной нищете и умер в больнице для бедных, если не сказать погиб, тяжело больным – 26 сентября (8 октября) 1897 г., в 67 лет – в Москве же, где и родился.

Среди немногих, провожавших его в последний путь, был пейзажист И.И. Левитан, коему принадлежат скрижальные слова: «С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле… и эта его несомненная заслуга в области русского художества никогда не будет забыта».
Пещерский монастырь у Нижнего Новгорода. 1871

Вослед Исааку Ильичу Левитану, благодарному и чрезвычайно одаренному ученику Саврасова, пошлю свое стихотворение марта сего года:


Алексей Саврасов. «Грачи прилетели»


Кто толкует про крах человечества,
кто куёт себе «счастья ключи»…
Только вновь – на гнездовья Отечества
по весне прилетают грачи.


Всё возможно для русского –
Палехи, и Федоскино, и Хохлома,
и молоховы всполохи памяти,
где кровавой слюны бахрома.


Можно дыбить судьбину хитровую,
стыдный сор выносить из избы…
Только всё ж колокольню шатровую –
средь берёз, в облаках – не избыть.


Вспомни церковку ту, Воскресенскую,
меж грачиных пронзительных гнёзд,
синеву Богородцеву женскую,
что сочится на землю из звёзд.


Вспомни тёмные маковки медные,
тени веток на талом снегу.
И крестьянские хижины бедные
не затри в замутнённом мозгу.


Отдыхай, прозревай или ратничай –
поднимай над горбушкой ржаной
за помин Алексея Кондратьича
русской водки стакан крыжаной!


Помрачившийся классово, расово,
мой народ, заплутавший, как тать,
не забудь живописца Саврасова,
что учил Левитана писать.

Станислав МИНАКОВ
 
Категория: Люди искусства | Добавил: rys-arhipelag (07.06.2010)
Просмотров: 1076 | Рейтинг: 0.0/0