Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Суббота, 30.05.2020, 12:58
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4053

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей


Николай Николаевич Жеденов. Монархист-педагог (ок. 1861 - 1933)

В советские времена было принято считать, что мыслящий человек в своих политических взглядах мог совершать эволюцию только в одном направлении - от либерализма к революционности. Но это неправда - были в те времена примеры и другого рода. Так, например, один из самых активных членов боевой организации эсеров Лев Александрович Тихомиров по кличке «Тигрыч» не только отошел от революционной деятельности, но стал убежденным монархистом. И не просто монархистом, но написал фундаментальный труд, посвященный исследованию монархической государственности с одноименным названием, непревзойденный по своей уникальности и поныне.

Похожую эволюцию в своих политических взглядах совершил и другой бывший революционер - Николай Николаевич Жеденов.

Сын отставного полковника, Николай Николаевич Жеденов принадлежал к старинному дворянскому роду. В молодости он участвовал в революционном (народническом) движении. В апреле 1881 года за участие в студенческих беспорядках, он был на год исключен из Московского университета. В августе 1881 года он поступил в Казанский университет. Осенью 1881 года у него был произведен обыск, и были изъяты письма, обличающие его и его друга Н. К. Цветаева в политической неблагонадежности.

Николай Николаевич был арестован в конце ноября 1881 года и привлечен к дознанию при Московском жандармском управлении по «делу» Н. К. Цветаева. По Высочайшему повелению Жеденов был подвергнут к тюремному заключению на шесть месяцев с последующим подчинением гласному надзору на три года.

По сведениям Казанского жандармского управления от июля 1882 года Жеденов продолжал знакомства с политически неблагонадежными лицами.

В марте 1884 года по Высочайшему повелению Жеденов был освобожден от гласного надзора, а в мае того же года переехал на постоянное жительство, где был подчинен уже негласному надзору.

Однако к концу 1880 - годов Жеденов, как и Тихомиров, полностью порвал со своим революционным прошлым и стал убежденным монархистом - черносотенцем.

Он был членом Русского Собрания и считался там специалистом по крестьянскому вопросу.

Жеденов был одним из учредителей Союза Русского Народа, а в 1908 году возглавил его издательский комитет и активно сотрудничал в крупнейшей черносотенной газете «Русское знамя».

В 1909 году он стал членом редакционной комиссии «Книги русской скорби». В 1910 гг. Жеденов получил широкую известность, как редактор - издатель крайне правой монархической газеты «Гроза». С его приходом вместо умершего первого редактора газеты Большакова, газета стала более едкой и беспощадной в критике политических противников.

Известно, что талантливый человек талантлив во многом. Так и у Николая Николаевича проявилась еще одна его уникальная черта - недюжинные педагогические способности. Задолго до Макаренко он разработал и внедрил систему детских домов, находящихся на самоокупаемости - «приютов самопомощи». Он считал, что «найти способ к возможно дешевому содержанию детей составляет нравственную обязанность каждого гражданина». Данный замысел, по его мнению, можно было осуществить путем «повсеместного учреждения сельскохозяйственно - кустарных приютов без малейшей на текущее содержание их траты со стороны государства и населения», причем «нуждающиеся в призрении дети будут все избавлены от нищеты и пороков».

Даже самое поверхностное знакомство с педагогическими идеями Николая Николаевича полностью опровергает миф о «человеконенавистнической» сущности черносотенцев, об их «отсталости», «грубости» и «мракобесии». Напротив, Николай Николаевич вводил самые передовые по тому времени идеи и далеко не всегда получал одобрение властей.

Именно Н. Н. Жеденов разработал основные принципы деятельности детских приютов:

1) сельское начало;

2) крестьянская простота жизни;

3) усовершенствованная техника.

В приютах должны были строго соблюдаться правила:

1) приюты должны существовать независимо от рынка, потребляя только то, что производится ими самостоятельно;

2) обработка продуктов, произведенных приютами, должна производиться только их собственными силами.

Грамотность и знание ремесел, по мнению Н. Н. Жеденова, должны являться лишь дополнением к основному занятию - сельскому хозяйству. Приюты должны быть образцовыми фермами и являться примерами для крестьян в ведении сельского хозяйства.

Огромным преимуществом приютов, по Жеденову, было то, что они не требовали огромных финансовых затрат на их организацию и деятельность, в отличие от «филантропических» детских учреждений. Публицист отмечал, что в них «призреваемые принимаются за совершенно беспомощных и труд их на пользу тех учреждений, которые содержат их, эксплуатируется в самых ничтожных размерах в виде исполнения в мастерских заказов, дающих сравнительно малый доход».

Для поддержания деятельности таких приютов, соответственно, требуются немалые средства. Жеденов разработал схему деятельности детских приютов, как сказали бы сейчас - на основе самоокупаемости. В приют, по его мнению, должны приниматься дети всех возрастов. Девочки должны заниматься приготовлением пищи, стиркой белья, уборкой помещений, доением коров, уходом за малолетними детьми, телятами, ягнятами, птицей, стрижкой овец, обработкой шерсти и конопли, прядением волокна из кудели и шерсти. Мастерские для этих работ должны быть оборудованы достаточным количеством современных прялок и станков.

Мальчики должны выполнять более тяжелые работы: пилку и колку дров, чистку хлевов, уход за взрослым скотом, изготовление кожи и валяной обуви, шитье полушубков, изготовление посуды из дерева, колес, мелкие плотницкие и столярные работ, починку инвентаря, необходимые кузнечно - слесарные работы, пасти скот.

В работе Жеденова «Детские сельскохозяйственные приюты самопомощи» подробно расписан распорядок дня для воспитанников. Работы распределялись по половому признаку. Дети поднимались летом с рассветом, зимой - «с огнем». Мальчики сразу направлялись на расчистку хлевов, кормление скота, заготовку дров. Девочки кормили кур, доили коров, готовили завтрак. Пища готовилась в зависимости от народности воспитанников. В великорусских приютах готовили великорусские блюда, в малороссийских - малороссийские. Таким образом, по мнению Жеденова, «вся жизнь приюта должна быть проста и приноровлена к обычной земледельческой жизни: в приюте должны быть введены обычные крестьянские кушанья, носиться крестьянское же платье и обувь, и только с поднятием культуры сельского хозяйства приюта последний имеет право улучшить обстановку своей жизни».

Сразу после завтрака воспитанники занимались ремеслами. Около четырех - пяти часов полдничали - закусывали хлебом с молоком, кашей, капустой. После полдника опять задавали скоту корм. Когда девочки заканчивали дойку коров, садились за грамоту. Затем ужинали и с молитвой заканчивали день. Мальчики опять задавали ком скоту и ложились спать, а девушки пряли до первых петухов, напевая песни. По ночам старшие мальчики вставали и осматривали скот. Летом обучение грамоте не производилось - слишком много было работы. Спали девочки и мальчики в разных комнатах. Летом, в поле, спали в палатках, подстилая войлочные полости. Каждую субботу обязательно топилась баня.

Обучение грамоте начиналось осенью, с окончанием полевых работ (с 1 ноября) до их начала (1 марта). Обучение производилось в специальных классных комнатах. Изучение «умственных наук», например, арифметики происходило в приютах за «нешумною работою, тесным кружком». По словам Жеденова, такая система обучения детям нравилась. По праздникам воспитанники по очереди читали по главе из Священной истории. После чего законоучитель задавал им вопросы на закрепление пройденного материала. Кроме того, в минуты отдыха читались светские рассказы, и велась оживленная беседа по их обсуждению.

При приютах в обязательном порядке создавались библиотеки, несмотря на нехватку книг. В распоряжении воспитанников были не только богословские и светские книги, но и литература по агрономии.

Под руководством взрослых - смотрителей воспитанники осуществляли практические работы - ежедневно осуществляли замер температуры воздуха, измеряли давление с помощью барометра, определяли скорость и направление ветра.

По мнению Жеденова, приюты были должны иметь не только образовательное, но и воспитательное назначение. Занятые производительным трудом, избавленные от взрослых пороков, воспитанники приютов станут, по замыслу Жеденова, мощным противовесом разрушительным элементам в обществе.

Теория Николая Николаевича была успешно претворена в жизнь: были созданы и успешно действовали детские сельскохозяйственные приюты в Камышинском уезде Саратовской губернии - Тарасовский, Красноярский, Лопуховский и Бурлукский, причем их деятельность была встречена в обществе с большим одобрением, они были даже премированы. Жеденов надеялся, что, после всеобщего признания, «Россия быстро покроется десятками тысяч подобных школ - приютов, и беспризорные дети, сотнями тысяч голосов по необъятной нашей родине тщетно взывающие теперь к общественной помощи, найдут, наконец, себе убежище, а дело народного сельскохозяйственного образования приютов сделает громадный шаг вперед».

Главное внимание в своих книгах и брошюрах Жеденов уделял финансовой независимости приютов. По его мнению, приюты должны существовать самостоятельно, без субсидирования со стороны: «приют должен вести свою жизнь по возможности без посторонней помощи».

Не менее главным принципом деятельности приютов была семейная форма воспитания. Жизнь приютов протекала в религиозно - нравственном духе. По праздникам воспитанники посещали церковь, при этом хорошо поющих детей ставили на левый клирос. Смотрители (воспитатели) относились к воспитанникам «по - отечески»; дети именовали друг друга братьями и сестрами. Каждая девушка старше десяти лет выбирала себе подопечного из младших, и воспитывала их на женской половине. Кухней и кладовой заведовали девушки, рассчитывая количество необходимых для приготовления пищи продуктов. Мелкое воровство, неизбежное в начале, постепенно сходило на нет, так как воспитанники понимали, что крадется у них самих. Главными наказаниями были - постановка в угол младших и перевод с главной работы на второстепенную для старших. Какие либо телесные наказания строжайше запрещались. Воспитанники не только работали вместе, но и вместе отдыхали. Они занимались рыбной ловлей и охотой, ходили к родственникам в соседние села, пели песни, водили хороводы и пляски, организовывали оркестры из балалаек, свирелей, бубнов, скрипок.

Через два - три года прошли первые выпуски. В шестнадцать лет девушки становились потенциальными невестами, парни в семнадцать лет - женихами. Вскоре состоялись первые свадьбы, которые становились всеобщими праздниками. Юноши - выпускники почти не употребляли спиртных напитков, в отличие от своих деревенских сверстников. На свадьбах неизменно провозглашалась «Многая лета» Государю Императору и Императрице.

В смотрители назначались люди умные, добрые, честные, достаточно грамотные. Невысокое жалованье компенсировалось готовым содержанием.

Вскоре, как и ожидал Жеденов, произошел значительный прорыв организации приютов по всей России, но сама их идея вызвала ожесточенную критику либеральной интеллигенции, которая считала этот проект утопическим. Аргументация либералов была следующей: «Бегают же собаки по улицам и кормятся; почему же так же не кормиться и сиротам? Если дети подчас и голодают, а девушки пропадают в различных притонах, то это вполне естественно на то они и сироты». Недовольными приютами оказались и местные кулаки, которые лишались дешевой детской рабочей силы.

Разработки Жеденова по организации приютов актуальны и сегодня. Даже при достаточном финансировании детских домов сейчас присутствует острая проблема приобщения воспитанников к труду. Дети в детских домах должны получать полезные трудовые навыки, иначе при выходе из детдомов они могут пополнить ряды преступников, алкоголиков и прочих антисоциальных элементов, что повсеместно и случается. Это, кстати, понимал хорошо известный А. С. Макаренко, который взял у Жеденова и развил его идею трудового воспитания, хотя духовные и идеологические основы их трудов были принципиально различными.

К сожалению, труды Н.Н. Жеденова по воспитанию молодежи на принципах трудолюбия и нравственности надежно забыты, невостребованы нашими высокими педагогическими начальниками. А очень жаль - ценности, на которых воспитывал молодежь Николай Николаевич Жеденов - любовь к Богу, трудолюбие, нравственность - непреходящи, вечны.

Александр  Солнцев, Русская народная линия

Категория: Учёные | Добавил: Elena17 (31.10.2015)
Просмотров: 306 | Рейтинг: 0.0/0