От канцелярии Архиерейского Синода РПЦЗ (август 1947 г.)
Трудно
питать надежду, что сообщаемые здесь данные переубедят тех, кто не
хочет видеть истины: они сознательно сеют и повторяют неправду.
официальный
документ РПЦЗ (курсив в оригинале): (...) После вторжения германских
войск в Белград в 1941 г. отношение оккупантов к последнему
[Архиерейскому Синоду РПЦЗ] скоро нашло свое выражение в том, что по их
распоряжению был произведен двукратный обыск в помещении
Высокопреосвященнейшего Митрополита Анастасия, вызвавший возмущение как в
русской общественной среде, так и в сербских церковных кругах в
Белграде... Одновременно были произведены тщательные обыски в Канцелярии
Архиерейского Синода и на квартире Правителя Дел Синодальной
Канцелярии, сопровождавшиеся выемкой целого ряда документов, которые
никогда не были возвращены потом, несмотря на настояния Синода. Объявленная
Гитлером в июне 1941 г. война Советскому Союзу вызвала у многих русских
эмигрантов, в том числе и живших в Югославии, надежду на скорое
освобождение Родины. Им хотелось видеть в этом акте новый крестовый
поход, предпринятый якобы Гитлером для освобождения нашего Отечества от
безбожной коммунистической власти.
В
соответствии с таким взглядом на дело к Высокопреосвященнейшему
Митрополиту Анастасию был обращен целый ряд настойчивых просьб, чтобы он
издал обращение ко всему русскому рассеянию, приглашая его
приветствовать продвижение немецких войск в России и всячески
содействовать успеху его (наподобие воззвания к пастве, изданного в то
же время Митрополитом Серафимом в Париже). Но Митрополит Анастасий
решительно отклонил эти ходатайства на том основании, что Гитлер
намеренно не хотел ясно указать целей войны с Советами, которые легко
могли обратиться в борьбу против русского народа, как это потом и
оказалось в действительности. По той же причине Архиерейский Синод не
считал возможным разрешить служение торжественных и частных молебствий о
даровании победы немецкому оружию, чего хотели некоторые недальновидные
русские патриоты в Югославии, отождествлявшие заранее немецкие победы с
успехом русского национального дела. Отрицательное отношение нацистов к
религии еще более должно было укрепить его в таком решении. (...)
[На службах в Белграде возносились только моления]: «восстави, спаси и помилуй страждущее Отечество наше».
Германские
оккупационные власти ... не пытались проявлять прямого давления на
Синод... Будучи верны своей политике расчленения России, германские
власти препятствовали только сношениям Синода с другими церковными
образованиями на занятой ими территории России.
В
связи с настоянием Синода в октябре 1943 г. в Вене допущено было
совещание русских зарубежных епископов... Совещание подало Министерству
меморандум с критикой Германской политики в отношении Церкви и с рядом
требований...
Но
ответственные представители нацистского правительства и особенно те,
которые принадлежали к т.н. Восточному Министерству, оказывали видимое
недоверие к Архиерейскому Синоду и подведомого ему духовенству. Это
явствовало из того, что они всячески препятствовали проникновению
последнего в оккупированные германскими войсками районы России, а равно
решительно отстраняли и архиереев и священников от посещения лагерей
русских военнопленных и так называемых рабочих лагерей, наполненных
насильственно вывезенными из оккупированных областей русскими людьми...
Многократные ходатайства, обращенные Архиерейским Синодом в разные
инстанции о снятии этого запрета... оставались без всякого ответа.
Только уже к концу войны отдельные тщательно проверенные духовные лица
стали допускаться к исполнению пастырских обязанностей в лагерях...
Таково
объективное изложение фактов, определяющих подлинную картину отношения
Архиерейского Синода к Гитлеру и его Правительству.
Трудно
питать надежду, что сообщаемые здесь данные переубедят тех, кто не
хочет видеть истины: они сознательно сеют и повторяют неправду...
От канцелярии Архиерейского Синода РПЦЗ // Православная Русь. Джорданвиль. 1947. № 12. С. 1-3. Источник |