Антология Русской Мысли [533] |
Собор [345] |
Документы [12] |
Русская Мысль. Современность [783] |
Страницы истории [358] |
Не собирайте себе сокровищ на земле… но собирайте себе сокровища на небе… ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
Католицизм и современный капитализм Опасные игры с Ватиканом: вперёд, к православному «банкингу»! Непрекращающиеся в последнее время разговоры о необходимости сближения православной церкви с Ватиканом «для совместного продвижения традиционных христианских ценностей» и отстаивания одних и тех же позиций в вопросах морали и нравственности происходят на фоне всё более глубокого погружения католической церкви в сферу спекулятивных финансов. На протяжении веков папство оттачивало искусство облекать свои мирские интриги в пелену сладких церковно-богословских речей, и сегодня, когда международная финансовая система пребывает в состоянии глубокого кризиса, это искусство особенно востребовано, что ярко проявилось в той ситуации, которая сложилась вокруг Банка Ватикана (ИДР). В сентябре 2009 г. новым президентом ИДР стал Готти Тедески, известный как крупный специалист по «финансовой этике». Назначение его на этот пост во многом было связано со стремлением Ватикана максимально поднять репутацию банка, сильно подмоченную в результате прошлых скандалов и особенно после недавнего выхода в свет в Италии книги «ООО Ватикан», в которой на основе 4 тысяч секретных документов ИДР описывалось, как в 90е годы им создавалась сложная система тайных счетов для отмывки денег. Тогдашний руководитель банка Калойа в итоге был снят со своего поста раньше времени как не оправдавший доверия, а пришедший на его место Тедески стал работать над созданием нового имиджа ИДР, который бы соответствовал представлениям об «этичной глобализации», являющейся главной заботой папы Бенедикта ХVI, как это явствует из его энциклики 2009 г. Caritas in Veritate, опубликованной в преддверии встречи «Большой восьмёрки» в Аквиле. Однако едва главный специалист по «финансовой этике» приступил к «отмыванию» имиджа ИДР, как уже в декабре 2009 г. прокуратура Италии занялась расследованием схемы отмывания денег Банка Ватикана через счета банка UniCredit, а в сентябре 2010 г. в отношении Готти Тедески было возбуждено уголовное дело, в результате которого он вместе с генеральным директором ИДР Паоло Чиприани оказался под следствием. Банк подозревается в нарушении закона об обеспечении прозрачности деятельности, поскольку собирался перевести 23 млн. евро со своего счёта в итальянском банке Credito Artigianato в немецкий филиал банка JP Morgan и 3 млн. евро – в Banca del Fucino на счета неизвестных лиц. Как выяснилось, за 8 лет через один из этих счетов было переведено уже более 180 млн. евро. Посчитав, что операция может быть классифицирована как отмывание денег, правоохранительные органы наложили арест на эти средства, фактически впервые применив столь строгую меру в отношении активов Банка Ватикана. 1 Показательно, что именно тогда, когда «оплот» католических финансов вновь оказался в центре скандала, в Москве организуется российско-итальянский симпозиум с участием банкиров Ватикана на тему «Этические аспекты банковской деятельности и социальная роль банков: опыт России и Италии». Он прошёл с 11 по 12 октября 2010 г.по инициативе Фонда кардинала Поля Пупара (бывшего президента Папского совета по культуре), а организаторами его выступили Отдел внешних церковных связей Московского патриархата, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, экспертный совет «Экономика и этика» при Патриархе Московском и всея Руси, банковская группа «UBI Bancа» при поддержке Российско-итальянского форума-диалога по линии гражданских обществ Внешэкономбанка и Фонда имени святителя Григория Богослова. Как было подчёркнуто в зачитанном на симпозиуме послании папского нунция в России архиепископа Антонио Меннини, тема встречи «необычна», но «интересна». Действительно, для православного человека тема эта является крайне необычной, поскольку в его сознании деятельность современного банка как учреждения, существующего за счёт взимания процента, испокон веков осуждаемого Церковью, плохо, мягко выражаясь, согласуется с христианской этикой. Совершенно очевидно, что эта тема навязывается обмирщённым католицизмом в целях приобщения нас к продвинутому, модернизированному пониманию современных процессов, освобождённому от основополагающих положений христианского мировоззрения. У нас уже широко распространены такие немыслимые словосочетания, как «православная политика», «православное предпринимательство». Теперь же теоретики от религии превзошли самих себя, введя понятие «христианский банкинг». Вопрос о возможности последнего поставил на симпозиуме ответственный секретарь Патриаршего совета «Экономика и этика» П.Шашкин, использовавший в своём выступлении такие понятия, как «христианские финансовые инструменты», «христианская система микрокредитования» и пр. Хотя надо отметить, что ещё в сентябре 2010 года, в ходе подготовки к симпозиуму, в Москве прошёл круглый стол «Перспективы православного банкинга в России» 2 с участием представителей различных бизнес-структур, на котором обсуждались темы «Православный банкинг как инструмент повышения взаимного доверия», «Механизмы православного банкинга», «Законодательная поддержка в сфере развития православного банкинга» и др. На симпозиуме были высказаны общие идеи о необходимости формирования «нового синтеза между финансовой сферой и нравственностью», выработки «высоких стандартов» экономической и банковской этики, но всё это являлось лишь перепевами положений уже упомянутой папской энциклики Caritas in Veritate, в которой, хотя и говорится о нарушении нравственных основ капиталистической экономики как главной причине нынешнего кризиса, сама суть этой экономики, в основании которой лежит власть процента, не подвергается никакой критике. Речь в ней идёт лишь о необходимости более справедливого распределения в соответствии с принципами милосердия, что было названо выступавшим на встрече А. Фалико, главой крупнейшего итальянского банка Intesa Sanpaolo, «культурно-этической революцией», к которой следует стремиться всем христианам, работающим в банковской отрасли. Другие пути выхода из кризиса просто не предусмотрены, и неслучайно опыт советской экономики, включая социалистические финансы, не только не рассматривался как потенциально востребованный, но, напротив, был категорически осуждён. Как отметил президент Ассоциации российских банков Г. Тосунян, в России существует «отторжение банковской деятельности, её непонимание», что связано с предыдущим 70-летним опытом – когда банковская деятельность, как и любая коммерческая, была практически под запретом. С восстановлением рыночных отношений, указал он, восстанавливается и духовность – «это не противоположные грани». В качестве образцов такой духовности он привёл «Кодексчести банкира» 1992 г. и «Кодекс этических принципов банковского дела» 2008 г., представленный на 19м съезде Ассоциации российских банков. Оценивая в целом данную «финансовоэтическую» инициативу католической церкви, можно сказать, что она является очередной «инновационной» попыткой вовлечь православную церковь в крайне опасную дискуссию (а прошедший симпозиум было предложено превратить в постоянно действующий), за которой неминуемо последуют уже практические шаги, направленные на создание некоего единого «христианского» банковского пространства. И в условиях расширения православно-католического диалога сотрудничество в сфере финансов может оказаться для Ватикана ключевым направлением. Как в реальности действуют контролируемые католиками финансовые институты, хорошо показывает опыт особенно популярного у нас банка «Сантандер», итальянский филиал которого возглавлял как раз Готти Тедески. Банк «Сантандер», являющийся главной финансовой группой Испании, первым банком в еврозоне и девятым в мире по рыночной капитализации, представляет особый интерес. Во-первых, в силу своей близости к «Опус Деи»: с ним связаны и Готти Тедески, и нынешний президент банка миллиардер Эмилио Ботин, чья жена Палома О'Шеа является супернумерарием ордена (именно Ботин ввёл Готти Тедески в ближайшее окружение Бенедикта ХVI) 3 Во-вторых, в связи с тем, что он входит в важнейшую ротшильдовскую структуру – Интер-Альфа группу, созданную ещё в 1971 г., то есть именно тогда, когда Ричард Никсон отменил золотое обеспечение доллара, положив начало демонтажу Бреттон-Вудской системы 4 . Интер-Альфа группа представляет собой банковский консорциум, возглавляемый Королевским банком Шотландии (RBS) и объединяющий одиннадцать контролируемых Ротшильдами ведущих европейских банков, среди которых нидерландский ING Bank, французский Sociеte Generale, ирландский AIB Group, итальянский Intesa Sanpaolo (глава которого присутствовал на симпозиуме в Москве), португальский Banko Espirito Santo, Национальный банк Греции и др. 5 Королевский банк Шотландии, обслуживающий королевскую семью Великобритании, входит также в Европейский круглый стол по вопросам финансовых услуг (ЕКСФУ), который в своих отчётах в последние годы активно отстаивает концепцию создания единого надзорного и контрольного органа («the lead supervisor concept») в качестве наиболее продуктивного средства интеграции европейских финансовых рынков. Данный орган должен стать «мегарегулятором» деятельности всех трансграничных финансовых организаций. Интересно при этом, что с некоторыми из упомянутых банков связаны различные скандальные истории. Так, португальский Banko Espirito Santo известен как «сверхпреступный банковский и страховой гигант» 6 , а итальянский Intesa Sanpaolo наряду с Банком Ватикана летом 2010 г. пребывал в центре расследования итальянской прокуратуры. Что же касается банка «Сантандер», то имя его президента Ботина не раз всплывало в связи с торговлей наркотиками. Так, в сентябре 2004 г. постоянный подкомитет сената США по расследованиям вынес строгое предупреждение банкам «Сантандер» и HSBC за слабый контроль за соблюдением мер по предотвращению отмывания денег и за получение подозрительных переводов на 35 миллионов долларов от лица, подозреваемого в наркоторговле, из Экваториальной Гвинеи. С самого своего основания в 1857 г. финансовая структура «Сантандер» находится в сфере влияния группы Ротшильдов, с которой связаны представители семейства Ботин, изначально возглавлявшие данный банк. Благодаря этим связям ему удалось осуществить крупномасштабное расширение своей сети сначала по всей Испании, затем провести финансовую экспансию в Латинскую Америку (Аргентину, Мексику, Бразилию, Чили и др.), в которой ему принадлежат 10% всех банковских активов 8 , и, наконец, закрепить своё присутствие в Европе, заключив стратегический союз с Королевским банком Шотландии, под управлением которого он фактически и находится в настоящее время 9 . Учитывая, что с британскими банковскими домами и с Ротшильдами имеет крепкие исторические связи и другой крупнейший банк Испании – «Бильбао Визкайя Архентария» (BBVA) и что вместе с «Сантандербанком» они контролируют 56% испанского банковского капитала, можно считать, что банковская система Испании, по своей сути, как пишет известный американский экономист Л. Ларуш, является филиалом Лондона 10 . Не случайно когда в условиях финансового кризиса Еврокомиссия потребовала от шотландского банка в обмен на финансовую помощь выставить на продажу 700 его филиалов, именно «Сантандербанк» предложил выкупить 318 из них, хотя он уже владеет 1,3 тыс. различных подразделений RBS 11 . В своих отчётах «Сантандербанк» предстаёт в качестве процветающего банка, опережающего по годовой прибыли в последние три года Bank of America, JP Morgan, Union Bank of Switzerland и тот же RBS. Между тем вся империя банка «Сантандер» представляет собой, по выражению исследователя Д. Смолла, лишь огромныхразмеров куклу без серьёзных основательных активов 12 . Главные свои прибыли банк получает за счёт раздувания огромного спекулятивного пузыря в Бразилии, Великобритании и Испании. В Бразилии – от операций по «керритрейд» с бразильскими государственными обязательствами, представляющими собой громадную финансовую пирамиду, а в двух других странах – от операций с деривативами на недвижимость, в результате которых у «Сантандера» накопились огромные токсичные активы, приведшие к резкому возрастанию невозвратных долгов в испанской банковской системе 13. Однако Эмилио Ботин не видит никаких проблем и стремится превратить свой банк в первый по величине банк Англии по объёмам рынка, прибыльности и рентабельности. Как пишет Д. Смолл, «таким трофеем Ботин и его английские покровители будут гордиться, даже если бы вся мировая финансовая система одновременно отправилась в небытие. Но синдром «Сантандера» – смертоносное жульничество, от которого пат риоты России, Китая, Индии должны держаться подальше 14 ». Именно к этим странам банк«Сантандер» проявляет особый тинтерес, выразившийся в раз работке Фондом М. Ботина (личным фондом семейства Ботина) своего собственного проекта БРИК, в соответствии с которым с 2006 по 2009 гг. в штаб-квартире фонда в Мадриде проводились ежегодные встречи с представителями политических кругов Китая, Индии, России и Бразилии для частных обсуждений вопроса о том, какой должна быть ориентация той или иной страны. Политические, экономические и стратегические корректировки курса, которые должна сделать Россия, обсуждались на соответствующем семинаре в 2009 г. В нашей стране в последние годы банк «Сантандер» развивает необычайную активность, действуя через своё подразделение «Сантандер Консьюмер Финанс, С.А.». Хотя его специализацией является автомобильное кредитование клиентов, главным направлением его деятельности является совсем другое. Можно считать, что сегодня «Сантандер» вполне заменил собой фонд Сороса, сконцентрировавшись на научно-образовательных проектах. Дело в том, что группа «Сантандер» является, похоже, единственным банком, в рамках которого существует отдельное глобальное подразделение, называемое «Университеты Сантандер», отвечающее за реализацию программы сотрудничества с академическими сообществами в различных странах мира (главным образом в Латинской Америке). Данное подразделение осуществляет поддержку университетов, с которыми у банка имеется соглашение о сотрудничестве, проводя различного рода поощрительные мероприятия – предоставление стипендий на обучение, организация проектов для преподавателей и исследователей, поощрение развития отношений между университетами и бизнессообществом. В пери од с 1996 по 2008 гг. на эти цели было направлено около 590 млн. евро 15 . В настоящее время со глашения подписаны с более чем 700 университетами, а более широкий проект «Универсия» охватывает 1169 образовательных учреждений в 23 странах, в которых учатся и работают 13,5 млн студентов и преподавателей. В России партнёрами банка «Сантандер» являются уже 8 ведущих вузов страны 16 , в которых реализуются программы академической мобильности для студентов и преподавателей, международного сотрудничества для научного сообщества, создаются исследовательские центры по вопросам международных финансов и осуществляется подготовка в сфере культуры предпринимательства (на базеамериканского колледжа Бабсона, считающегося лучшим в мире учебным заведением по данной дисциплине) и др. О том, как при этом «Сантандербанк» понимает культуру предприни мательства, хорошо свидетельствует следующий эпизод. Когда Эмилио Ботин подписывал в Москве соглашение о сотрудничестве с Высшей школой экономики (ВШЭ) и предложил гостям церемонии посмотреть небольшой ролик о банке, один из руководителей ВШЭ под впечатлением просмотра вспомнил высказывание частного банкира короля Эдурда VI Эрнеста Касселя, изложившего суть своего ремесла следующим образом: «Когда я был молодым и только начинал финансовые операции, меня многие считали игроком, потом мои операции увеличивались, увеличивались, меня начали считать спекулянтом. Затем, когда мои операции стали очень большими, все начали считать, что я банкир. В действительности всё это время я делал одно и то же дело 17 ». О важности, которую придаёт банк «Сантандер» своему присутствию в России, говорит тот факт, что на состоявшейся 30 мая – 1 июня в Гвадалахаре (Мексика) Второй международной встрече ректоров университетов-участников проекта «Университеты Сантандер» впервые присутствовали представители российских вузов. Участников встречи приветствовал сам Эмилио Ботин, подтвердивший готовность выделить в ближайшие пять лет 600 млн евро на развитие образовательных программ. При этом с представителями университетов России, Китая, США и Великобритании президент банка провёл отдельную встречу, на которой была под чёркнута важность глобализации образовательного пространства и тесного взаимодействия с университетами ибероамериканского региона. Таким образом, деятельность группы «Сантандер» стала уникальным примером инновационного глобально-сетевого проекта, когда частный банк, объединяя вокруг себя ведущие университеты мира, формирует фактически собственную транснациональную образовательную сеть-систему, определяя, по сути, и общую образовательную политику. Пытаясь осуществить органический синтез ростовщически-спекулятивных и высокоидейных начал, банк «Сантандер» стал олицетворением союза бизнеса с продвинутым католицизмом опус-деистского толка. В связи с этим интересно было бы ознакомиться с отчётом о проделанной работе российского представительства «Опус Деи», официально работающего у нас с декабря 2007 г. Видимо, так и понимают католики предлагаемый нам «новый синтез между финансовой сферой и нравственностью». А сказано: бойтесь данайцев, плоды приносящих!
«Новая церковная экономика» под вывеской «этичного бизнеса» Как нами уже неоднократно подчёркивалось, одним из важнейших направлений крайне усилившейся в последние годы идейной экспансии католицизма на Восток является приобщение Русской православной церкви к коммерческому восприятию христианской миссии, при котором религия и бизнес настолько сливаются, что провести между ними чёткую грань оказывается уже невозможным. Если для Ватикана, представляющего собой крупнейшую финансово-политическую и разведывательную структуру, этот процесс является совершенно естественным, то для православия это означает полное извращение истинной системы ценностей. Между тем обучение католическому подходу к социальной деятельности идёт полным ходом, последним проявлением чего стал православно-католический «диалог», посвящённый проблеме создания «православного банкинга» и «христианских финансовых инструментов», призванных заложить основы «этичного бизнеса». Однако все последние мероприятия Ватикана, направленные на «этизацию» бизнеса, свидетельствуют о том, что целью их является не нравственное воспитание деловой элиты, а религиозно-этическая легитимизация спекулятивной экономики, получающей некий сакральный ореол, обеспечивающий ей полное нравственное оправдание в глазах общества. Характерным примером этого является, как мы уже указывали, положение с Банком Ватикана (ИДР), чьи руководители продолжают пребывать под следствием, а 30 млн долларов, находящиеся на его счетах, до сих пор арестованы. По настоянию Евросоюза, потребовавшего от Ватикана до конца декабря 2010 г. создать орган, который контролировал бы все финансовые операции Св. престола, последний объявил о создании нового финансового регулятора для борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма и о своём намерении сделать более прозрачными операции ИДР. Однако понятно, что это чисто формальная акция, которая не может никоим образом изменить реальной банковской практики Ватикана. Зато действительные изменения не без влияния Св. престола происходят теперь в финансовой деятельности РПЦ. В декабре 2010 г. финансовый советник главы ОВЦС Л. Севастьянов объявил о том, что в 2011 г. произойдёт полная перестройка всей церковной экономики. Суть этой перестройки заключается в переходе с финансирования благотворителями отдельных проектов к созданию собственной церковной финансовой системы. Как объяснил протодьякон Андрей Кураев, «Церковь должна отходить от громких разовых пожертвований, которые делаются в приступе благочестия. Церкви нужны стабильные деньги, не зависящие от политической ситуации». По словам Л. Севастьянова, «Церковь в каком-то смысле – попрошайка и находится в подчинённом положении. Однако ситуация будет меняться. Церковь, во-первых, станет иметь свои активы, для этого ей возвращают недвижимость. Во-вторых, Церковь будет работать на финансовом рынке». В данном случае обращает на себя внимание не столько «новая» финансовая техника (об этом ниже), сколько изменение самого похода и оценки деятельности Церкви, что ярко проявилось и в самом языке, на котором говорит финансовый советник. Понимая Церковь не как сообщество верующих во Христа, а исключительно как институт и юридическое лицо, автор идеи допускает смещение понятий. Во-первых, церковное имущество, то есть храмы, церковные предметы и пр., здесь названо «активами», а «активы» – это экономический термин, означающий ресурсы, от которых компания ожидает экономической выгоды. И автор прямо даёт понять, что Церкви возвращается недвижимость исключительно для того, чтобы она получала от неё экономическую выгоду. Во-вторых, определяется фактически новая функция Церкви как института – «работать на финансовом рынке». И здесь главную опасность представляет не столько перестройка церковной экономики, сколько перестройка религиозного сознания в направлении его коммерциализации, делающая человека неспособным дать нравственную оценку современному бизнесу. Основой «новой церковной экономики» призвано стать новое для Церкви учреждение – эндаумент-фонд. Эндаумент представляет собой благотворительный фонд для финансирования организаций образования, медицины, культуры, но отличающийся от обычной благотворительной организации тем, что, во-первых, имеет строго целевой характер деятельности (для поддержки какой-либо одной организации), а, во-вторых, нацеленность на получение дохода за счёт инвестирования средств. Эндаумент, таким образом, обеспечивает частичную независимость от разовых пожертвований и получение стабильного дохода и долговременного источника финансирования. Впервые эндаументы возникли в США и использовались прежде всего для финансирования образовательных учреждений. Наиболее крупными эндаумент-фондами официально владеют крупнейшие западные университеты: Гарвардский, Йельский, Стэнфорда, Принстона, Массачусетский технологический университет. А самый известный эндаумент-фонд – Нобелевский (средства Альфреда Нобеля по его завещанию были вложены в надёжные ценные бумаги, с процентов от прибыли с которых учёные и получают премии). Одновременно широко распространилась и практика создания эндаумента для поддержки религиозных организаций и конкретного прихода. Ватикан также имеет свой эндаумент-фонд, который составляет около 770 млн долларов. В России российские бизнесмены выступили с инициативой создания подобных фондов в 2006 г., и тогда же был принят соответствующий закон, который зафиксировал норму, по которой прибыль, полученная эндаументом, освобождается от налогообложения. Со следующего года стали создаваться эндаументы для финансирования российских вузов, первыми из которых стали Финансовая академия, МГИМО, ГУ ВШЭ, Московская школа управления Сколково, Высшая школа менеджмента СПГУ, и на сегодня в России их существует уже около 50. Именно этот новый перспективный «инструмент» и был создан РПЦ на базе Благотворительного фонда имени святителя Григория Богослова. Последний был учреждён в августе 2009 г. бизнесменом В.С. Якуниным, одним из акционеров ОАО «ПРОТЕК», совместно с председателем ОВЦС, а исполнительным директором его является уже упомянутый Л. Севастьянов. Пока в числе партнёров фонда – компания ФБК, Bradley Foundation и др., но авторы «новой церковной экономики» рассчитывают на помощь «православных бизнесменов», и в первую очередь тех, кто входит в «золотую сотню» Forbes. Как заявил Л. Севастьянов, «наш опыт изучат, и если он будет успешен, то, как принято за рубежом, эндаументы будут у всех церковных подразделений, а в идеале – у каждого прихода. Пока – это наше ноу-хау». Первые деньги фонда, внесённые В.С. Якуниным и составившие 50 млн долларов, были инвестированы в депозиты банка «Пересвет» и ряд ведущих госбанков, в результате чего фонд получил за год около 10% прибыли (5 млн долларов). Деньги фонда были вложены и в недвижимость, причём в первую очередь зарубежную: была куплена резиденция для митрополита Пражского, приобретено здание монастыря в Каире для Александрийской православной церкви. Средства были использованы также для обустройства комплекса зданий, где расположится недавно созданная Общецерковная аспирантура и докторантура, а также на увеличение зарплат сотрудников фонда, жилищную помощь для сотрудников Отдела внешних церковных связей. В этом нет ничего удивительного, так как изначально было заявлено, что доходы от инвестиций будут направлены на программы поддержки работы ОВЦС, Общецерковной аспирантуры, Московского синодального хора, проекта «Ростов Великий», различных культурных и образовательных программ. При этом что касается культурных программ, то речь идёт о концертах и выставках, большинство из которых планируется проводить за рубежом. Подводя краткий итог, надо подчеркнуть, что, хотя «новая церковная экономика» только создаётся, уже очевидно, что она носит открыто элитарный характер, хотя и формируется в рамках общей широко распропагандированной программы становления «этичного бизнеса». Приобретаемые ею средства идут на финансовую поддержку не паствы и наиболее нуждающихся прихожан, а административного аппарата Церкви и структур, близких к ОВЦС. Если этот элитарный характер деятельности и новое модное название для института, нацеленного на получение прибыли, и являются сутью ноу-хау, то никакой новизны в этой экономике нет. Начинается очередной этап интенсивной «промывки мозгов», призванной оправдать исконную жажду наживы, которая, будучи приемлемой для homo cаtolicus, навязывается теперь в качестве нормы и православному человеку.
1 http://www.newsru.com/religy/21sep2010/ior.html 4 http://siliconinvestor.advfn.com/readmsg.aspx?msgid=26517523 6 http://www.davidicke.com/forum/showthread.php?t=106690 7 Смолл Д. Синдром банка Сантандер: Сити водит за нос простаков // Strategium. Политическое Экспертное Сообщество. 20.04.2010// http://strateger.net/sindrom-banka-santader?s=3a32ef3a333ebef16527d61a23038059 9 http://www.santanderconsumer.ru/about/group/history/ 10 http://www.larouchepac.com/node/14636 11 http://www.cnbc.com/id/37773562/Banco_Santander_confirms_bid_for_RBS_branches 13 http://www.larouchepub.com/russian/novosti/2010/b0096_brazil_carry.html 15 http://www.santanderconsumer.ru/about/liability/events/ 16 http://www.santanderconsumer.ru/about/liability/univer_msk/ 17 http://www.hse.ru/news/recent/7147948.html http://clck.ru/19Q6L | |
| |
Просмотров: 938 | |