Николай Петров. Фото: wikipedia.org
Светочи Земли Русской [131] |
Государственные деятели [40] |
Русское воинство [277] |
Мыслители [100] |
Учёные [84] |
Люди искусства [184] |
Деятели русского движения [72] |
Император Александр Третий
[8]
Мемориальная страница
|
Пётр Аркадьевич Столыпин
[12]
Мемориальная страница
|
Николай Васильевич Гоголь
[75]
Мемориальная страница
|
Фёдор Михайлович Достоевский
[28]
Мемориальная страница
|
Дом Романовых [51] |
Белый Крест
[145]
Лица Белого Движения и эмиграции
|
Знаменитый инженер, глава РТО Петров превратил в изобретателей даже мелких чиновников и простых крестьянПодобно двум своим предшественникам на посту главы РТО — Кочубею и Посьету, Николай Павлович Петров занимал крупные государственные посты и имел высокие ученые звания. Выдающийся ученый-механик и инженер, основоположник гидродинамической теории смазки, он поддерживал идею универсальности общества и наращивал связь между исследованиями и практическим применением технологий, при этом воздерживаясь от либеральных веяний в РТО. Николай Павлович происходил из дворян Новгородской губернии. Как и многие инженеры того времени, он получил военное образование — окончил Константиновский кадетский корпус, а затем офицерские классы Николаевского инженерного училища. В том же училище, где его наставником был известный математик Михаил Остроградский, он некоторое время занимался научной работой. Пройдя курс прикладной механики за границей, он впоследствии читает лекции в Петербургском технологическом институте и Инженерной академии. Практическая деятельность Петрова началась еще в годы его учебы, когда он принимал участие в проектировании машин на Охтенском пороховом заводе. Здесь он познакомился с создателем русской научной школы инженеров-машиностроителей Иваном Вышнеградским, сыгравшим не последнюю роль в том, что Петров заинтересовался вопросами производства заводских машин. Полученный опыт пригодился Петрову, когда в 1867 году он выполнял крупные научно-исследовательские работы по разработке оборудования для военных заводов. Инженерную деятельность Николай Павлович совмещал с научной: в 1883 году в «Инженерном журнале» вышла его первая работа «Трение в машинах и влияние на него смазывающих масел», за которую ему была присуждена Ломоносовская премия. Развитием гидродинамической теории смазки он занимался на протяжении большей части жизни: до конца XIX века вышло еще три монографии, посвященные этой проблеме — «Описание и результаты опытов над трением жидкостей и машин», «Трение в машинах и влияние на него смазывающей жидкости» и «Трение в машинах», подводящая итог многолетнему изучению вопроса. Петербургский технологический институт. Фото: wikipedia.org В начале 1870-х годов Петров занялся проектированием паровых машин: он становится главой кафедры паровой механики, а затем — кафедры железнодорожного дела Петербургского технологического института. По приглашению Общества российских железных дорог он входит в состав Инженерного совета общества и принимает участие в строительстве Транссибирской железной дороги. Успехи на этом поприще приносят ему пост председателя Инженерного совета Министерства путей сообщения, а после этого — товарища (т. е. заместителя) главы Министерства. Между теорией и практикой На всем протяжении своей деятельности РТО не только одобряло лучшие изобретения и предложения, но и помогало внедрять наиболее важные из них в промышленность, поддерживало научные исследования, которые могли иметь впоследствии серьезные результаты. Еще в 1870-е годы РТО начало оказывать содействие работам Петрова, посвященным теории смазывающих масел, пропагандируя их результаты среди промышленников. После смерти Михаила Ильича Кази Общество предложило кандидатуру нового председателя Николаю Павловичу, к тому времени превратившемуся в одного из крупнейших инженеров своей эпохи. Решению предшествовало несколько обсуждений, организованных руководством общества. Избрав своим председателем Петрова, который занимал высокий пост в одном из главных министерств, имеющих отношение к технологиям, и являлся почетным членом Петербургской академии наук, общество извлекло уроки, полученные благодаря двухлетнему «правлению» Кази: РТО снова нуждалось в председателе, который был бы вхож в самые высокие приемные и при этом обладал бы должным инженерным опытом. Петров подходил как нельзя лучше — придя в 1896 году на смену Кази, он с пылом принялся за административную реформу Общества. На протяжении многих лет основная научная деятельность РТО велась в основном внутри отделов, а интерес к общим собраниям членов РТО совершенно угас вследствие возникновения технических обществ по отдельным специальностям. Петров предпринял попытку поднять авторитет общих собраний путем вынесения на них серьезных докладов, имеющих общетехническое значение: он предлагал раз в год устраивать публичное собрание с отчетом о деятельности общества и техники вообще, приурочив это ко дню основания РТО. Увы, инициатива не вызвала интереса у членов общества, погруженных в собственные штудии. В этом смысле традиционализм Петрова оказался в противоречии с начавшейся еще в конце XIX века тенденции глубокой специализации научно-технической деятельности. Другие инициативы Петрова оказались намного успешнее. В период его председательства общество начинает уделять первенствующее внимание внедрению результатов научных изысканий в промышленность. Российский капитализм в конце XIX века остро нуждался в новых технологиях, и представители промышленной буржуазии видели цель деятельности РТО в удовлетворении потребностей производства. В середине 1890-х годов даже возникает предложение организовать при III отделе РТО особое техническое бюро для разработки технических вопросов по заказам частных лиц и учреждений, поскольку промышленники зачастую не знали, куда обращаться за квалифицированной консультацией. Для более тесной связи работы науки с практикой общество устраивает экскурсии на объекты промышленного и гражданского строительства, занимается экспертизами и исследованиями по запросам крупнейших строительных фирм, разрабатывает и распространяет образцовые типы различных сооружений и технических устройств, организовывает выставки предметов внутреннего благоустройства зданий, огнестойких построек и т.п. К началу 1896 года в обществе состоял 41 почетный член, 613 действительных (из них 145 пожизненных), 12 членов-соревнователей и 4 членов-корреспондентов. Общество зачастую старалось принимать в почетные члены известных и влиятельных людей, которые могли бы содействовать развитию науки — так, в том же 1896 году это звание было присвоено Сергею Юльевичу Витте, так как возглавляемое им Министерство финансов помогло обществу субсидией более чем в 10 тысяч рублей. Эти деньги были израсходованы в основном на издательскую деятельность. Так, в 1896 году Общество организовало 2-й Съезд деятелей по техническому и профессиональному образованию, за проведение которого император наградил многих деятелей РТО золотыми медалями, отчеканенными в честь самого царя. Обществу удалось собрать наиболее ценные доклады и выступления делегатов и издать их в виде многотомных «Трудов», поступивших в библиотеки крупнейших городов. Сергей Юльевич Витте. Фото:wikipedia.org
РТО по-прежнему занималось распространением инженерно-научных знаний, но в 1890-е годы в этот процесс вовлекаются далеко не только промышленники, но и самые широкие массы горожан. Так, V (Фотографический) отдел общества открыл в столице курсы, где все желающие могли освоить это новое искусство. А московское отделение общества организовало специальную опытную станцию, где демонстрировались огнестойкие материалы и конструкции. Инженеры рассказывали москвичам о том, как и из каких материалов следует возводить дома, которые могли бы выстоять в пожар. Проблема была жизненно важной — в Москве, где множество домой оставались деревянными, а в кирпичных и каменных широко использовались обычные доски и балки, пожары по-прежнему выжигали целые кварталы. Теперь общество рассматривало в качестве приоритета не только подготовку инженерных кадров, но и техническое просвещение рабочих. Так, 1 октября 1896 года была открыта «Низшая электрическая школа для рабочих», куда сразу же записалось 210 человек. «В Петербурге с его установками в не одну сотню тысяч ламп накаливания особенно чувствовался недостаток в хорошо подготовленных установщиках, — отмечалось в "Записках" общества. — Только при устройстве такой школы и при правильной постановке дела преподавания в ней самых необходимых электротехнических сведений можно было ожидать, что со временем будет подготовлен достаточный контингент установщиков, вполне разумно и осмысленно относящихся к своему делу». Благодаря своей просветительской деятельности в 1890-е годы общество становится известно по всей России, и в его отделы начинают поступать письма изобретателей, описывающих свои проекты. О популярности общества не только в среде интеллигенции, но и среди просто грамотной публики говорит масса проектов, поступающих от чиновников и даже крестьян. Среди предложений и изобретений, которые различные отделы общества рассматривают в это время, фигурируют: проект землечерпательной машины титулярного советника Кузнецова, предложения о строительстве канала между Волгой и Доном крестьянина Астраханской губернии Колесникова, устройство для откачки воды из рудников и шурфов, изобретенное отставным рядовым Мелехиным из Челябинска, подводная лодка вологодского крестьянина Шамина‚ «летучий вагон» чиновника Вольфсона… Некоторые изобретения удивляют своей смелостью и в то же время реалистичностью: так, в 1898 году общество одобрило проект подводного аппарата для производства работ на большой глубине. Аппарат представлял собой этакую батисферу — герметически закрытую железную камеру с водолазом внутри и нормальным атмосферным давлением. Для работы водолаза из камеры выдвигались прутья, имеющие на концах инструменты. Как отметили эксперты общества, аппарат мог использоваться даже для прокладки телеграфных линий по дну моря — правда, несмотря на его реалистичность и полезность, его воплощение в жизнь требовало дальнейших исследований и средств и аппарат так и не был построен. Отвергнувший революцию В 1900 году Петров становится членом Государственного совета, что дает ему обширные полномочия для продвижения инженерных и образовательных проектов. И это очень своевременно — новое столетие несет с собой совершенно новые задачи. Начавшаяся в 1904 году Русско-японская война, например, приводит к невероятному подъему деятельности IV отдела, занимавшегося военно-морской техникой. Шокированное поражениями русской армии, РТО ставит вопрос об увеличении производства на металлургических, судостроительных и машиностроительных заводах. На своих заседаниях IV отдел, выражая мнение большинства членов РТО, обращал внимание правительства на необходимость изучения производственной мощности тяжелой промышленности России и мобилизации всех ее ресурсов для обеспечения армии всем необходимым. Общество отмечало и недостаточность технического оборудования русской армии, виной которому было, в том числе и непонимание многими военными чиновниками значения военной техники, а также их недостаточная осведомленность о состоянии и способности частной промышленности в деле выполнения заказов для фронта. Во время русско-японской войны члены IV отдела неоднократно собирались для обсуждения военных вопросов и с тяжелым чувством убеждались, что их опасениям за несостоятельность русских морских сил суждено было оправдаться. В РТО устраивались большие публичные заседания, на которых заслушивались доклады или сообщения участников операций. При обсуждении доклада «Бой у Цусимы», например, присутствовало около 600 человек: некоторые деятели РТО в сильных выражениях говорили о причинах, приведших русский флот к такому поражению, и требовали гласного суда над виновниками катастрофы. Цусимское сражение. Художник Емышев Владимир Сергеевич Когда в ходе войны Россия потеряла почти весь свой броненосный флот Балтийского моря, переведенный в Тихий океан, правительство подняло вопрос о полном обновлении флота. Общее собрание членов РТО 13 марта 1905 года признало, что восстановление материальной части флота должно быть произведено средствами отечественной промышленности и возбудило соответствующее ходатайство перед правительством. В Морском ведомстве, всегда скептически относившемся к возможностям частной машиностроительной промышленности, существовало мнение, что русские заводы не в силах справиться с задачей построения флота. Кроме всего прочего, сказалось и то обстоятельство, что в конкурентную борьбу за получение заказов на строительство русского военно-морского флота оказались втянутыми и правительства заинтересованных стран (Германии, Америки, Франции, Италии) — представители иностранных компаний с помощью высокопоставленных русских сановников лоббировали интересы своих стран. В этих условиях РТО проявило исключительную активность в мобилизации общественности в защиту прав русской промышленности. Солидарность с позицией общества проявляли и сами русские капиталисты, не останавливающиеся даже перед расходами, лишь бы добиться заказов. На средства Совета съезда металлозаводчиков Северного и Прибалтийского районов действовала специальная комиссия IV отдела общества, которая собирала сведения о производственной мощности металлургических, судостроительных и машиностроительных заводов России и при помощи статистики доказывала правительству, что страна может справиться с нуждами обновления флота исключительно силами отечественных промышленников. Первая русская революция 1905–1907 годов существенно отразились на деятельности РТО, изменила ее характер: общество начинает больше интересоваться не собственно технологическими, а политическими вопросами, связанными с промышленной деятельностью страны. После событий Кровавого воскресенья на собрании РТО произошла бурная дискуссия, по итогам которой общество приняло решение с требованием демократических свобод. В этих условиях Николай Павлович, и ранее заявлявший, что ему, достигшему 69-летнего возраста, уже не по силам руководить обществом, объявил о сложении с себя полномочий председателя. Демократически настроенные члены общества упрекали его едва ли не в трусости, хотя было очевидно, что Петров попросту не находит свою деятельность по-прежнему полезной на фоне резко пошатнувшегося политического строя. Как бы то ни было, Русское техническое общество по заслугам оценило его вклад в свою работу: Петрову была присуждена золотая медаль общества. Государственная и общественная деятельность Николая Павловича на этом, впрочем, отнюдь не закончилась. В 1907 году Петров становится председателем 2-го департамента Госсовета, занимавшегося вопросами экономики. В годы Первой мировой войны неподкупного Петрова назначают председателем «Верховной комиссии для всестороннего расследования обстоятельств, послуживших причиной несвоевременного и недостаточного пополнения запасов военного снаряжения», которой было поручено расследовать проблемы со снабжением войск. Именно благодаря деятельности этой комиссии были выявлены махинации с поставками, происходившие благодаря попустительству военного министра Сухомлинова. Между тем отставка Петрова привела к новому кризису в Обществе: с января 1905 года по декабрь 1906 года в РТО место председателя снова оставалось вакантным. Это не было случайностью: члены общества, чьи взгляды варьировались от либеральных до резко консервативных, не могли найти компромиссную кандидатуру. Будущему главе РТО предстояло не только справиться с кризисом в обществе, но и выработать новую стратегию его деятельности. http://rusplt.ru/sdelano-russkimi/posledniy-konservator-21380.html | |
| |
Просмотров: 484 | |