Ф. Тютчев писал о России: «Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить. У ней особенная стать В Россию можно только верить».
Если бы ещё знать, во что именно следует верить! В её мессианское призвание или историческую несостоятельность? М. Волошин тоже воспринимал Россию, как мистический феномен: «Кто ты, Россия? Мираж? Наважденье? Была ли ты? Есть или нет? Омут…стремнина…головокруженье… Бездна…безумие…бред… Всё внеразумно, необычайно: Взмахи побед и разрух… Мысль замирает пред вещею тайной И ужасается дух».
Странно
складывается судьба народа. Откуда ни поглядишь - политика, религия,
быт – всё вписывается в культуру – великую и прекрасную - и всё выпадает
из неё в беспорядочность и хаос. Как совмещается жажда свободы с
«тюрьмой народов»? В анекдотах народ подмечает смешные и трагические странности русского народа с правителями, всегда решавшими его судьбу. При Ленине жили, как в тоннеле: кругом тьма, впереди - просвет. При Сталине, как в автобусе - одни сидели, другие тряслись. При Хрущеве, как в самолете – один управляет, других тошнит. При Брежневе, как в карусели–движемся по кругу, кругом один пейзаж. А дальше, как в ракете – летим все быстрее, никто не знает куда.
Народ
подметил в России эпоху, в которую радикальные события происходили с
периодичностью в 12 лет. После коронации имп. Николая Второго первая
революция 1905. В 1917 вторая революция, в 1929-великий перелом, в
1941-война, в 1953- умер вождь, в 1964 прогнали другого и пришел третий.
Через 24 года-тысячелетие Крещения и пробуждение христианства на Руси, а
в 2000 пришествие нового вождя бессрочно. Конечно, наблюдение с
натяжками. Каждый правитель делится своим опытом и характером: Ленин показал, как надо управлять государством. Сталин показал, как не надо управлять государством. Хрущев показал, что государством управлять может всякий. Брежнев показал, что государством можно вовсе не управлять. Андропов и Черненко показали, что лучше умереть, чем управлять таким государством. С
приходом Горбачёва, Ельцина и Путина возникло новое государство, но
жизнь народа мало изменились. Народ подметил ещё одну периодичность в
смене своих правителей. После каждого лысого вождя непременно
появляется волосатый. Ленин-Сталин; лысый Хрущёв-густоволосый Брежнев;
Андропов-Черненко; Горбачев-Ельцин; Путин-Медведев-Путин… эта
периодичность безупречна за последние сто лет. Разве не мистика?
Так
же перемежаются эпохи военного коммунизма и НЭПа - от Ленина до наших
дней. Причины разные, результат одинаковый. Когда система сжимает пальцы
на горле народа, все понимают – наступила эпоха военного коммунизма.
Когда дышать совсем нечем, пальцы на горле ослабевают - наступил НЭП.
Снова можно вздохнуть глубже, но не долго. Расцветает не только
производство, но и бандитизм. Возникает тоска по «сильной руке». НЭП не
может продолжаться долго, и пальцы на горле опять сжимаются. Хорошо
мы живём или плохо? Богато или бедно? Как определить качество нашего
быта? Советский народ разглядел в своём бытии семь парадоксов: Безработицы у нас нет, но никто не работает. Никто не работает, а производство растет. Производство растет, а в магазинах ничего нет. В магазинах ничего нет, а в холодильниках есть всё. В холодильниках есть всё, но люди ропщут. Люди ропщут, но голосуют - ЗА!
Объяснение
парадоксам найти гораздо труднее, чем сообщить простые факты. Наступила
новая эпоха. Атеистическую идеологию заменили православной. Конституция
РФ стала ещё гуманнее, чем Сталинская. Эта гуманность компенсируется
бездействием деклараций и законов. Когда гуманные принципы не работают,
переходят к ручному управлению. Правоохранительные органы решают две
задачи. Во-первых, доказывают, что гуманные принципы исполняются.
Во-вторых, блокируют законы, которые мешают произволу. Государство
позиционирует себя светским, но чиновники не только стоят со свечками и
крестятся, они неизменно принимают решения в интересах РПЦ.
Отнимает
она имущество у музеев театров, частных лиц или преследует христиан
другой юрисдикции, не вписавшихся в идеологию, или бьёт своих, чтоб
чужие боялись - суд и правоохранители всегда находят аргументы в защиту
её «инициатив», охраняют интересы её идеологии, а не права граждан.
Сложилась идеологическая традиция, в которой не выжить человеку. «Кому на Руси жить хорошо?» - спрашивал Н.А. Некрасов. Народный опыт советской поры ответил: Буфетчице Нюрке, Гагарину Юрке, Леониду Брежневу, Остальным – по-прежнему.
Атеистическая
идеология унесла миллионы жизней. Теперь пришла очередь новой идеологии
явить себя миру. И она себя уже явила во всей красе. То ли еще будет! В
какой цвет ни крась идола, он остается кровожадным, корыстным и лживым.
Всякая идеология – идол, и, как всякая ересь, отрицает христианство.
Ложная вера строит не евангельские заповеди, а интересы властных элит:
церковной и светской. Сдружились они давно, но до времени дружбу
утаивали. Вера живет Богом и стремится к идеалам. В идеологии
господствуют идолы и скучные чиновничьи интересы: сиюминутной корысть и
безразличие к нуждам и судьбе народа. Безнадежность путей России звучит у М. Волошина: Я сам-огонь. Мятеж в моей природе, но цепь и грань нужны ему. Не в первый раз, мечтая о свободе, мы строим новую тюрьму. Да, вне Москвы,- вне нашей душной плоти, вне воли медного Петра – нам нет путей: нас водит на болоте огней бесовская игра. Святая Русь покрыта Русью грешной, и нет в тот град путей, куда зовет призывный и нездешний подводный благовест церквей.
Волошин предвидит, что народ смирится с порабощением, и всё вернётся на круги своя, в рабство новым властителям: Они пройдут, расплавленные годы народных бурь и мятежей: вчерашний раб, усталый от свободы, возропщет, требуя цепей (вот она, жажда сильной руки!) и, отрезвясь от крови и угара, цареву радуясь бичу, от угольев погасшего пожара затеплит ярую свечу.
Мечты
о свободе духа и человеческом достоинстве не осуществятся. Страна
обретёт человечность, если в ней возобладают нравственные начала.
Произойти это может в гражданском обществе или церкви – там, где есть
обратная связь. Периодически меняя устав, учреждая суды и прочие
структуры, РПЦ в действительности строит вертикаль власти. Ни один пункт
ее документов не выполняется. Устава никто не знает, он никому не
нужен, ибо устав в РПЦ не действует. Зачем нужна неработающая система?
Это фильтр, сквозь который не достучаться до правосудия, не пробиться
крикам и слезам обиженных, мешая благодушию властей. Карьеристы
взбираются всё выше, жизнь складывается, как в курятнике: каждый
стремится сесть повыше, клюнуть ближнего и нагадить на нижнего.
Почему
русский народ живёт в рабстве у светских и церковных правителей? Почему
в Европе действуют законы, есть гражданские права и свободы, а у нас не
получается? В Европе существует гражданское общество, церковь несёт
социальное служение и уважает человека. В России вместо них имититации. Ни того, ни другого нет.
Волошин признаёт обречённость русского народа на рабство и видит в том религиозный смысл: Молитесь же, терпите же, примите на плечи – крест, на шею – трон. На дне гудит подводный Китеж – наш неосуществлённый сон.
Галич
выражает печаль несбывшихся надежд в пронзительной любви к России. Он
молится о невозможном: останься живой хотя бы в тлении. Но ведь где-то, наверное, существует она? Та - с привольными нивами, Та - в кипеньи сирени, где родятся счастливыми и отходят – в смирении, где, как лебеди, девицы, где под ласковым небом каждый с каждым поделится Божьим словом и хлебом. Птица вещая, троечка – буйный свист под крылом… Птица! Искорка! Точечка в бездорожьи глухом! Я молю тебя, - выдюжи, будь и в тленьи живой, чтоб хоть в сердце, как в Китеже, слышать благовест твой.
Что
делать, чтобы выдюжила Россия и услышала благовест Китежа своими ушами,
а не только мистической глубиной сердца? Вопросы «что делать» и «кто
виноват» в позапрошлом веке задавал Герцен. Они остались не отвеченными.
Виноватых много, толку мало. По-прежнему требует ответа первый вопрос:
Так что же делать, чтобы освободиться от порабощения и защитить
человеческое достоинство? Ни государство, ни РПЦ не ответят, не помогут.
У них другие задачи. Они в упор не видят человека. В российской
федерации гражданин стал лишним, а в РПЦ лишним стал человек.
Источник: http://adelgeim.livejournal.com/113285.html |