Светочи Земли Русской [131] |
Государственные деятели [40] |
Русское воинство [277] |
Мыслители [100] |
Учёные [84] |
Люди искусства [184] |
Деятели русского движения [72] |
Император Александр Третий
[8]
Мемориальная страница
|
Пётр Аркадьевич Столыпин
[12]
Мемориальная страница
|
Николай Васильевич Гоголь
[75]
Мемориальная страница
|
Фёдор Михайлович Достоевский
[28]
Мемориальная страница
|
Дом Романовых [51] |
Белый Крест
[145]
Лица Белого Движения и эмиграции
|
Какой смысл вкладывал один из первых русских летчиков в слова: "тот дух” , "те традиции” , "нравственная связь”?.. Его жизненный подвиг позволит ответить на этот вопрос. Николай Николаевич Данилевский родился 17 августа 1885 г. в городе Пензе, в дворянской семье. Его отец, полковник Николай Иванович Данилевский, вместе со своей женой, Капитолиной Ивановной, сумел дать сыну хорошее образование и передать ему высокие нравственные традиции. Одиннадцати лет мальчик был отдан в Воронежский кадетский корпус, по окончании которого в 1902 г. поступил в Павловское военное училище, которое окончил в 1905 г. по первому разряду и первой категории. С этого времени Н. Н. Данилевский всецело посвятил себя воздухоплаванию и авиации. В 1907 г. он окончил офицерский класс Учебного воздухоплавательного парка в Петербурге также по первому разряду, а в 1911 г. стал выпускником Гатчинской авиашколы; после соответствующих испытаний он получил звание летчика. Там же, в Гатчинской авиашколе, до 1916 г. он состоял инструктором по полетам и начальником команды низших чинов. До своей трагической кончины Н. Н. Данилевский продолжал учиться самостоятельно и старался передать свои знания и опыт младшему поколению. Сестра его, учительница математики в Бобруйске Лидия Николаевна Данилевская, писала: "Из-под крыла Николая Николаевича Данилевского вылетели такие соколы, как Водопьянов, Слепнев, Бабушкин, Фарих... ” Среди подчиненных Николая Николаевича был Геннадий Нелидов, ставший впоследствии мотористом у знаменитого П. Н. Нестерова. Молодой инструктор по полетам, Данилевский был требователен к себе и подчиненным, заботился, чтобы они были хорошо накормлены, аккуратно и чисто одеты, обеспечены культурным досугом (в авиашколе, например, имелся свой оркестр балалаечников). В 1-ю мировую войну в 1916—1917 гг. Н. Н. Данилевский командовал 10-м дивизионом Западного фронта. Он был награжден орденами Св. Анны 2-й степени с мечами и бантом, Св. Станислава 2-й степени. После октябрьского переворота, по ликвидации фронта, Н. Н. Данилевский вновь вернулся в авиашколу, где солдатами был выбран в школьный комитет.
Осенью 1918 г. Николай Николаевич был вызван в Москву и назначен начальником авиашколы вместо перешедшего на сторону белых капитана Борейко. Но не проработал Данилевский и трех дней, как был арестован и отправлен в Петропавловскую крепость. Оттуда почти всю партию арестованных перед годовщиной Октябрьской революции перевели на Васильевский остров (в Дерябинские казармы). Однако вскоре по ходатайству бывших подчиненных Николай Николаевич был в числе двенадцати человек освобожден с приказанием явиться в штаб округа, где был назначен инспектором авиации и воздухоплавания округа. В начале 1919 г. управление переехало в Иваново-Вознесенск, далее в Ярославль, где в конце года его расформировали. После этого Н. Н. Данилевский получил назначение в Витебск — на должность помощника начальника 3-го авиапарка, затем в 1920 г. стал начальником аэростанции вновь сформированного летного отдела Главвоздухфлота; там прослужил он до 1923 г...
В марте 1933 г. средь бела дня прямо на службе Н. Н. Данилевского арестовали во второй раз. Одновременно с ним были арестованы его подчиненные: старший пилот К. К. Арцеулов, пилот В. С. Боженок, пилот Б. А. Иванов, старший механик Я. И. Слесарев и механик И. Ф. Матвеенко. Всем предъявили обвинение по ст. 58-10, 11. Данилевский был осужден на 3 года ИТЛ, его подчиненные получили значительно меньшие наказания. Свой срок Николай Николаевич отбывал в Кемьских лагерях на строительстве Беломоро-Балтийского канала. Несмотря на тяжелейшие условия жизни, он и здесь, как всегда, был увлечен работой, организовывал полеты гидросамолетов, работал метеорологом и даже стал ударником труда.
В связи с отличной работой Н. Н. Данилевского освободили досрочно, но в Москве ему жить не разрешили. Он был выслан "за стокилометровую зону”. С 1934 г. он поселился в Рязанской области, где устроился работать начальником метеостанции при железнодорожном поселке Шилово, а с марта 1937 г. перебрался поближе к Москве и работал в той же должности, что и прежде, при станции Петушки Дзержинской (ныне Курской) ж. д. Несмотря на ничтожную зарплату, Николай Николаевич трудился с полной отдачей сил. Благодаря глубоким знаниям и исключительному трудолюбию, он вывел отстающие метеостанции в передовые, получал благодарности, грамоты от начальства. Для своих коллег-летчиков Н. Н. Данилевский был общепризнанным авторитетом. Еще до ареста 1933 г. известный русский летчик А. В. Беляков говорил о нем: "Когда возникали сложные вопросы, требующие немедленного разрешения, всегда обращались к Данилевскому” . Николай Николаевич Данилевский обладал редким качеством — уважительным отношением к изобретательству, к творческому труду. Он стремился бескорыстно пропагандировать "чужие” идеи, оказывал всевозможную помощь изобретателям. В очерке "Русские Икары” Н. Н. Данилевский писал: "Я... производил испытания многих ценнейших изобретений безвестных авторов, но, несмотря на хорошие результаты, изобретения не осуществлялись. Например, в 1913 г. я произвел испытание действия пулемета в полете. Испытания показали полную возможность стрельбы с самолета. И все же в 1914 г. русские летчики пошли на войну, имея на вооружении Наган или, в лучшем случае, Маузер” . Далее он пишет: "Наиболее талантливым и плодотворным изобретателем того времени был, несомненно, Сергей Алексеевич Ульянин ... ” "Талант Ульянина, — продолжает автор очерка, — был многогранен и разнообразен. Кажется, не было той отрасли в авиации, куда бы он не внес своих усовершенствований” . Н. Н. Данилевский надеялся, что после Октябрьской революции к изобретателям и их творчеству будут относиться с большим пониманием. Но этого, к великому сожалению, не произошло. Высокопоставленным лицам, от которых зависело обеспечение авиации надежными самолетами, в частности, для аэрофотосъемочных работ, жесткие требования Данилевского не могли нравиться. Не понравилось им и особое мнение, высказанное им на заседании Совета труда и обороны (СТО): Данилевский был против строительства самолетов-гигантов, наподобие самолета "Максим Горький” , и дирижаблей-гигантов. Николай Николаевич Данилевский говорил, что наша страна пока не столь богата, чтобы строить гиганты. В настоящее время, считал он, нам нужны сравнительно недорогие самолеты для обороны страны и для народного хозяйства. По воспоминаниям дочери Данилевского, Елены Николаевны Домриной (Данилевской), ее отец был "заядлым книгочеем” , любил больше всего Гоголя; был общителен, имел много друзей... Отдыхом и любимым развлечением для него был волейбол.В конце 30-х гг. Николаю Николаевичу Данилевскому, всеми уважаемому, известному человеку, предложили быть секретным осведомителем, давать информацию в органы НКВД на друзей и сослуживцев. Но он не побоялся отказаться от такого предложения. Дальнейшее уже было делом времени.
Н. Н. Данилевского арестовали 25
января 1938 г. на метеостанции в Петушках и отправили в Таганскую тюрьму. На
следующий день дочь Данилевского получила записку. Писал младший сын хозяйки
дома в Петушках, где снимал угол за занавеской Николай Николаевич. В записке
говорилось: "Ляль, вчера арестовали твоего папу, вместе с ним и моего старшего
брата. Приезжай за вещами” .
Сам же М. В. Водопьянов, по воспоминаниям сестры Николая
Николаевича, говорил: "Если бы не Н. Н. Данилевский, я бы не только Героем
Советского Союза, но и летчиком не стал бы”. Действительно, М. В. Водопьянов,
работавший в 20-х гг. мотористом у Данилевского, рвался в летную школу, но его
не брали, т. к. он был сыном "кулака”. Данилевский хлопотал за него, после чего
Водопьянова приняли в авиашколу; его мечта исполнилась, он стал летчиком. Вскоре
после окончания школы у Водопьянова случилась авария. После этого он летал мало.
Прославился же он во время эпопеи по спасению челюскинцев. А в мае 1937 г. он
посадил тяжелый самолет на Северном полюсе, высадив четырех полярников во главе
с И. Д. Папаниным. Н. Н. Данилевский не мог не радоваться успехам Водопьянова
как летчика. Единственно, с чем был не согласен Данилевский, это с шумихой,
поднятой по поводу этих полетов; он рекомендовал молодому летчику не афишировать
заранее перелеты, связанные с особыми трудностями, считая это нескромным и даже
отчасти рискованным. М. В. Водопьянов без всяких обид принял совет к сведению.
Надо сказать, что сатирические стихи и насмешливые высказывания по адресу
Водопьянова и, соответственно, обвинения в оскорблении Героя Советского Союза
встречаются во многих следственных делах 1937—1938 гг. Нам сейчас трудно
объяснить себе причины иронического отношения наших соотечественников к
официально признанному подвигу Водопьянова. (Ред.) Данилевский и Водопьянов бывали в гостях друг у друга. Водопьянов жил тогда на ул. Серафимовича в Доме Правительства. Для книги Водопьянова "Полеты” Данилевский дал одну главу из своей рукописи "Русские Икары” . Причин "оскорбительно высказываться в адрес Героя Советского Союза Водопьянова” у Данилевского не было никаких. (М. В. Водопьянов и позже, уже в военные годы помогал семье Данилевских.) Николай Николаевич воспитал еще одного Героя Советского Союза — М. Т. Слепнева. И Водопьянов, и Слепнев были убеждены в абсолютной невиновности Данилевского, пытались добиться его освобождения, но безрезультатно.
И это было, конечно, чистой правдой. Прошло около двух лет со дня ареста Н. Н. Данилевского, в течение которых в Таганской тюрьме продолжали принимать для него передачи. Продуктовые посылки собирала жена Данилевского, отрывая необходимое от себя и детей. Наконец, в декабре 1939 г. была получена справка о том, что Данилевский Н. Н. "осужден на 10 лет без права переписки” .
На самом же деле гражданин, сопричастный
судьбам России, знаменитый летчик, стоявший у истоков создания отечественной
авиации, был безвинно расстрелян 21 февраля 1938 г. и захоронен на Бутовском
полигоне. В 1940 г. жена летчика, Александра Матвеевна Данилевская-Чуенко,
написала письмо Берии, в котором она называла мужа "родоначальником русской
авиации” , "всю жизнь положившим на ее развитие” . В заключение она писала
комиссару госбезопасности: "Я своей жизнью ручаюсь в его абсолютной невиновности
перед советской властью и прошу возможно скорее разобрать его дело” . На этом
письме в деле имеется резолюция: "Жалоба безмотивная. Оставить без
удовлетворения”. (Архив УФСБ по Владимирской обл. Д. П-2972. Протокол допроса
от 26.03.1933 г. С. 33. ) Н. Н. Данилевский был полностью реабилитирован в 1955 г. «Я глубоко убежден, — продолжая "крамольные” мысли Николая Николаевича Данилевского, пишет его сын, Константин Николаевич, — что процветание России наступит тогда, когда у нас будет уважительное отношение к людям творческого труда, прежде всего, к ученым и изобретателям, и будет обеспечено соблюдение их прав»...
По материалам семьи Данилевских http://archive.martyr.ru/content/view/7/18/ | |||||
| |||||
Просмотров: 824 | |