Антология Русской Мысли [533] |
Собор [345] |
Документы [12] |
Русская Мысль. Современность [783] |
Страницы истории [358] |
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. В том Евангельском чтении, которое мы с вами сегодня слышали за Божественной литургией, Церковь дает нам назидательнейшее указание на то, как должен христианин вести себя в отношении окружающих его людей. Евангелие приводит прямое указание Спасителя: "Как вы хотите, чтобы поступали с вами люди, так сами поступайте с ними" (1). Простое правило. Но если бы это простое правило сейчас человечество взяло себе в руководство, то жизнь бы изменилась, как говорят, как по мановению волшебного жезла. Совсем другая стала бы жизнь. У нас, к сожалению, бывает так, что если человек хочет исполнять то, что здесь сказано, то начинает он, как говорится, не с того конца. Решил исполнять эту заповедь и ждет, что люди будут к нему относиться, как ему бы желалось... Нет - не ожидай сразу перемен от других, а сам переменись и начни с людьми поступать так, как тебе хотелось бы, чтоб с тобою обращались. А то не с того конца начинает человек, и получается, что как будто бы намерение было хорошее, да как-то не получилось ничего, именно потому, что не было положено правильное начало. Кроме того, в этом же Евангелии Господь говорит и о том, чтобы мы любили врагов наших, и благословляли ненавидящих нас. Когда идет речь о высоте евангельского учения, то часто говорят: "Конечно, мы понимаем, как прекрасно учение Господа Иисуса Христа, но оно слишком возвышенно, и его исполнить невозможно". Когда вы начинаете спрашивать: "Что же именно считаете вы невозможным в евангельском учении для исполнения?" - то люди отвечают: "Да вот, например, заповедь о любви к врагам. Ну, как ее исполнить?" Вот и поучается, что на вопрос: что в нашем Евангелии невозможно или слишком трудно исполнить, — указывают именно на те заповеди Спасителя, по которым Евангелие так чудесно отличается от всех учений человеческих! Ни в одном учении вы не найдете заповеди о любви к врагам. Господь Иисус Христос эту заповедь дал и Сам ее исполнил. Помните, как в одном из воскресных канонов говорится: "Ты врага мя суща зело возлюбил еси" (2) - "Ты меня возлюбил, когда я еще был врагом Твоим". Почему? Потому что тот, кто нарушает Божий закон, тот идет против Бога-Законодателя, а следственно, делается Его врагом. И вот, Господь, так возлюбивший врагов Своих, и нас призывает к тому, чтобы мы любили своих врагов. Именно этой заповедью христианство так чудесно отличается от всякого другого учения, — а люди говорят, что исполнить ее невозможно... В чем же, фактически, обвиняют Спасителя говорящие так? - В том, что Он дал заповедь, невозможную для исполнения! Получается, что Он требует того, что исполнить невозможно, а за неисполение угрожает Страшным Судом... В каком же положении оказываемся мы? Нет, христианин не может допустить такого малодушия и маловерия. Что Господь заповедал, то всё возможно исполнить, потому что человек, одушевленный ревностью и желанием исполнить Его божественные заповеди, будет иметь Самого Господа своим помощником. Неверующему — исполнить их действительно невозможно. Но когда Господь Сам поддержит нас Своей всемогущей десницей, тогда всякое бремя мы сможем понести, всякую заповедь Господню сможем исполнить. Об этом нужно нам в особенности помнить теперь, в наше страшное время. Когда-то Господь Иисус Христос говорил, что настанет время, когда "из-за умножения беззаконий иссякнет любовь во многих" (3), т. е. у многих охладеет любовь христианская из-за того, что слишком умножатся беззакония. Когда мы с вами сейчас выйдем из этого св. храма и снова погрузимся в окружающую жизнь, — какой страшный развал видим мы там — какое уклонение и попрание христианских заповедей любви, чистоты и целомудрия! Вместо этого — что? Злоба, зависть, самолюбие, честолюбие, а главное, разврат неслыханный — такой, которого не было прежде. На улицу выйдешь — сплошные картины бесстыдства — и в живых людях, и в театрах, и в рекламе, и в печати — почти везде. И кажется, нет места, куда можно было бы укрыться от этой грязи... И вот этот-то ужас, этот-то распад мы с вами видим теперь. Эта отрава, этот духовный смрад распространяется всюду и заползает в души человеческие; и даже, казалось бы, церковные и верующие люди теперь уже не видят ничего неприличного и непристойного в том, что по существу высокой христианской морали безобразно, грязно, бесстыдно и грешно! Достаточно видеть, в каком виде ходят — и даже приходят в храм Божий — многие православные русские девушки (4). О подобном падении нравов и о таком моральном растлении мы не слышали до нашего времени. Действительно, думается иногда, что пришли последние времена, о которых говорили святые отцы, предсказывая, что именно такая ужасающая картина будет в последние дни (5). Держись церковного уклада жизни, христианин! Когда-то о. Иоанн Кронштадтский указывал на то, что человек, который верен Церкви, исполняет заповеди Господни, исполняет церковные законы, священные правила, устав церковный, — находится внутри церковной ограды, под крепкой защитой благодати церковной. Тогда он и сам устоит, устоит и его семья, если только в ней сохранится бодрый церковный, христианский, строгий русский дух. А если этого не будет, тогда — беда такому христианину и его семье. Значит, они уже отравлены и побеждены духом общей распущенности. Ведь ужас окружающего даже изобразить трудно нашим человеческим словом! Посмотрите на теперешнюю жизнь. Мы видим, как все более и более учащаются самые страшные преступления, — и видим также, что теперь государственные законы и правила сплошь и рядом стоят на стороне преступника, а не на стороне его жертвы и не на стороне охраняющих властей. Полное попрание Божеской и человеческой правды. Да когда это было?! Береги же свою веру, человек-христианин. Будь верным сыном Церкви Православной. Сегодня мы с вами воспоминаем святых отцов Вселенских Соборов — тех святых угодников, которые утвердили спасительные догматы Церкви, ее священные каноны и правила. Кто догматы хранит, кто правила, законы и уставы церковные исполняет, тот находится за крепкой церковной оградой, под крепкой церковной защитой. Только она может нас оградить и спасти от ужаса, который разливается всюду. Аминь. ----------------- 1 Мф. 7:12; Лк. 6:31. Святитель цитирует Евангелие от Луки, потому что именно 2 Канон воскресный первый на утрени 8 гласа, песнь 4, первый тропарь. 3 Мф. 24:12. 4 Эти замечания святителя особенно актуальны сейчас для России, куда после "пе- 5 Особенно ярко падение нравов перед концом описано в "Посмертных вещаниях | |
| |
Просмотров: 809 | |