Антология Русской Мысли [533] |
Собор [345] |
Документы [12] |
Русская Мысль. Современность [783] |
Страницы истории [358] |
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
За Божественной литургией сегодня утром читалось Евангелие, в котором Евангелист Лука повествует о том, как Господь Иисус Христос изгнал беса из бесноватого человека.* Такие повествования в Евангелии встречаются не один, а много раз, но характерно то, что Господь Иисус Христос, когда злые духи исповедовали Его Сыном Божиим, запрещал им это говорить, изгоняя их из тех несчастных, которых они держали в своей злой власти. Как будто бы они говорили правду, когда прямо говорили: «Ты Сын Божий».** А Он не позволял им это говорить и их изгонял. Подобно сему, когда-то святой Апостол Павел, проповедуя в городе Филиппах, изгнал беса из одной служанки, - женщины одержимой злым духом, которая шла за Апостолами, когда они там проповедовали, и говорила как будто бы сущую правду: «Эти люди, - кричала она, - рабы Бога Вышнего и возвещают нам путь спасения». - Это была правда. И, однако же, Апостол Павел вознегодовал, как говорится в книге Деяний***, и изгнал беса из этой служанки; и она перестала так говорить. Спрашивали еще в древности святого Афанасия Александрийского: "Почему так поступал Господь и Его Апостолы, когда говорилась правда? Когда злой дух говорит неправду (как ему это и свойственно), естественно заставить его замолчать. Но тут же он ведь правду говорит". - Но на это святой Афанасий Великий ответил, что злой дух, когда говорит правду, то делает это с неправедною целью - для того, чтобы завоевать к себе доверие, а дальше уже говорит совсем не то, что следует, - то есть подкупит этой правдой тех, кто будет его слушать. Так же говорил в свое время об этом святой Иоанн Златоуст. Он говорил, что когда проповедуется имя Христа, как Сына Божия, когда благовествуется христианская истина, то не дело злого духа об этом возвещать. Он Богом отвержен, и его свидетельство, его исповедание не приемлется. Так это и в жизни бывает. Когда какой-либо человек говорит правду, но с неправедною целью, истинного христианина не должно никогда подкупать и располагать к доверию. Возьмите, например, нашу несчастную Родину. Когда там теперь несчастная, так называемая советская иерархия говорит о Боге, говорит много хорошего, то как будто бы все это есть чистая правда; но когда советские иерархи начинают говорить о том, что никаких гонений никогда не было, что церковь там благоденствует так, как никогда не благоденствовала, то уже явная неправда, это прямая ложь, которая забралась уже и на церковные амвоны и в алтари... Не будем с вами никоим образом осуждать этих несчастных, которые живут в таких условиях, в каких никогда не была Православная Церковь нигде, ибо такой власти страшной, коварной, злобной и отвратительной, как в Советской России, еще не бывало на земном шаре. Эта власть объявила поход против всякой веры, отрицает все святое, всякую святыню, и старается у русского народа его святыни отнять и сделать его безбожным народом -атеистом. При такой власти, повторяем, никогда еще не жил и не служил ни один иерарх. И поэтому мы не осуждаем их. Одному Богу только принадлежит суд. Но свою паству, конечно, мы предупреждаем и обязаны предупреждать о том, что эти несчастные вынуждены говорить ложь. Пусть наша паства помнит о том, что это - ложь, и этой лжи не доверяет никак. Завтра Церковь прославляет великих русских иерархов: Петра, Алексия, Иону, Филиппа и Гермогена. Каждый из них проходил свое служение в свое время и первосвятительство каждого было целой эпохой в истории русской нашей Церкви. Вот - святитель митрополит Филипп - священномученик, как назвала его Церковь. На его долю пришлось возглавлять иерархию русской православной Церкви в то страшное время, когда царством правил царь Иоанн Грозный, жертвой которого, в конце концов, оказался сам святитель Филипп, как мы знаем из церковной и из русской истории. Но разве можно сравнить даже и Грозного царя Иоанна с теперешней советской властью? Царь Иоанн все-таки всегда именовал себя «Божией милостью государь». Он был верующий, религиозный человек. Его изуродовало ложное воспитание в детстве и в отрочестве. Он был нервнобольной человек, страдавший манией подозрительности, и поэтому-то он и казнил людей, приговаривая их к смертной казни, иногда мучительной, когда в действительности не были ни в чем виноваты, а ему представлялось, при его болезненной подозрительности, что они покушаются на него и на его престол. Конечно, ему далеко до нынешней советской власти, которая зла сознательно, и старается не только материально, физически обобрать свой народ, как она делает уже более полусотни лет, но прилагает усилия к тому, чтобы и духовно его обобрать, сделать его духовным слепым - отнять у него его святыни. Но смотрите - когда святитель Филипп столкнулся с царем Иоанном, чувствуя, что он обязан, как иерарх, как провозвестник Божией правды, обличать неправду, разве он молчал? Разве он говорил такие слова, которые слышали русские люди в свое время, когда возглавителю советской власти, кровавому убийце и извергу, говорились прославляющие слова при поднесении адреса от православной церкви, от ея иерархии? И когда грозный царь стал ему угрожать за то, что он идет против его державы, святитель ответил: «Царь, я - пришлец на земле, подвизаюсь за истину, и никакая сила в мiре не заставит меня замолчать». - Вот, как сказал служитель Христов. И знаем мы, как безтрепетно он продолжал это обличение, подвергся изгнанию и заточению, и, в конце концов, был задушен Малютой Скуратовым - но до конца остался верен своему архипастырскому долгу. А теперь у нас на родине - власть, которая во всех отношениях неизмеримо хуже и отвратительнее, чем была царская власть Иоанна, - несчастного, больного человека; и, однако же, эту чисто сатанинскую власть восхваляют нынешние духовные возглавители советской иерархии и всюду утверждают, что никаких гонений и притеснений вовсе не было. Как будто не было там сотен пострадавших иерархов, тысяч клириков (пастырей, диаконов), а также православных мiрян. Как будто бы ничего этого не было! Повторяю, не осуждать будем их, а жалеть. Но этот пример нам показывает как ужасна ложь, когда она пробирается уже и в церковь и на церковные амвоны и в церковные алтари. Будем же помнить, как нужно христианам беречься всякой лжи! Когда-то говорил древний мудрец: «Мерзость пред Господом уста лживые!»**** Это нужно запомнить всем, раз и на всегда, потому что человек привыкающий говорить ложь, подпадает под эти грозные слова. Есть в одном из псалмов такое выражение: «Ложь конь во спасение».***** Очень многие неправильно понимают это изречение псалмопевца. Когда-то псалмопевцу говорили, что человек может спастись, если он умчится на коне от опасности, а псалмопевец говорит, что спасает Бог, а не конь: «Ложь - конь во спасение», то есть, ложь - что конь во спасение. Не конь спасает, а Господь - Его покров и Его защита. А это изречение стали неправильно толковать и говорить, что ложью можно спастись ... Никогда! Есть условная неправда, которую допускали святые, но для того, чтобы достичь высокой цели. Например, преподобный Феодосий Печерский всю ночь бодрствовал в пламенной молитве, но стремился скрыть свои подвиги. И поэтому, когда монах будильщик подходил к его келье перед рассветом, "еще сущей тьме", чтобы взять его благословение будить братию и благовестить к ранней утренней молитве, преподобный падал на постель и притворялся спящим, для того, чтобы скрыть свои подвиги. Или же на зов будильщика отзывался не сразу, как будто бы он спал. К одному святому старцу забежал разбойник, которого преследовали. Старец его спрятал, а преследователям сказал: «У меня его нет». Святому старцу поверили и ушли. Келейник потом ему сказал: «Авва, ты сказал неправду - солгал». Старец ответил: «Если бы я сказал им правду, они бы убили его и погибла бы его душа, ибо он умер бы во грехе без покаяния. А теперь он - мой и я постараюсь привести его к Богу». Что и было им сделано. Только в таких случаях и допускали святые условную неправду - когда она покорялась, так сказать, началам высшей, божественной правды. А лжи прямой, лжи как таковой, никогда не позволяли себе Божьи люди - не только великие праведники, но и все истинно-верующие христиане. Берегись, человек, чтобы с языка твоего не срывались бы лживые слова, потому что за это Господь грозно покарает. Не напрасно предупреждает нас святой Апокалипсис, что всех лжецов сжигают вечные мучения в озере огненном...***** Аминь. * Лк. 4, 31-36 ** Лк. 4, 41. *** Деян. 16, 16-24. **** Притч. 12, 22. ***** Пс. 32, 17. ****** Откр. 21, 8. | |
| |
Просмотров: 588 | |