Антология Русской Мысли [533] |
Собор [345] |
Документы [12] |
Русская Мысль. Современность [783] |
Страницы истории [358] |
(Изъ „Сокровища Духовнаго", Святителя Тихона Задонскаго). Слышимъ часто, что люди другъ другу говорятъ: осмотрись Христіане, который Бога исповѣдуешь, и слышишь слово Его святое, и знаешь, что будетъ грѣшникамъ вѣчная мука, и праведнымъ вѣчная жизнь, тебѣ наипаче прилично сказать слово сіе: осмотрись — Отрекся ты сатаны и всѣхъ злыхъ дѣлъ его при крещеніи: не обратился ли опять къ нему злымъ и развращеннымъ житіемъ своимъ? Осмотрись! — Обѣщался ты и присягалъ тогда работать вѣрою и правдою Христу Господу, умершему за тебя и воскресшему, но вмѣсто того не работаешь ли грѣху и міру? Осмотрись! Всякъ творяй грѣхъ, рабъ есть грѣха (Іоан. 8, 14). Не возможмо Богу работати и мамонѣ (Мѳ. 6, 24). Омылся ты тогда, освятился, но не осквернился ли и не оскверняешься ли снова беззаконными дѣлами? Осмотрись! Словомъ Божіимъ позванъ и святымъ крещеніемъ обновленъ ты къ вѣчной жизни, не ищешь ли въ мірѣ семъ прославиться, обогатиться, въ честь произойти? не идешь ли путемъ нечестивыхъ въ погибель? Осмотрись! Пространная врата и широкій путь сводяй въ пагубу, и мнози суть входящіи имъ, глаголетъ Господь (Мѳ. 7, 13). — Богъ на всякомъ мѣстѣ есть, и на всѣхъ насъ призираетъ, и всякія наши слова слышитъ, и дѣла и помышленія наши видитъ: какъ ты предъ Богомъ вездѣсущимъ и вся назирающимъ обращаешися? Какія мысли о Немъ Самомъ въ сердцѣ своемъ питаешь, согласныя ли слову Божію и вѣрѣ святой? Осмотрись! — Страшное и святое имя Божіе исповѣдуешь, и въ молитвѣ призываешь, но не оскверняешь ли тѣхъ устъ, которыми Бога исповѣдуешь, не оскверняешь ли, говорю, сквернословіемъ, клеветою, злорѣчіемъ, буесловіемъ, кощунствомъ, осужденіемъ, лестію, лжею, и всякимъ гнилымъ и празднымъ словомъ? Осмотрись! Воздѣваешь руки твои къ Богу великому и святому, но не порочишь ли ихъ хищеніемъ, грабленіемъ и всякою неправдою? не имѣешь ли на ближняго твоего ненависти и злобы? не желаешь ли ему отмстить и повредить какъ нибудь? Осмотрись! — Приступаешь къ святымъ и животворящимъ Тайнамъ Христовымъ: о, какъ велико дѣло сіе! столь велика благость Божія! столь велико и почтеніе человѣку! Человѣкъ, земля и пепелъ, Тѣла и Крове Божественныя касается! Влагослови, душе моя, Господа. Возлюбленный Христіанине! ты къ великому сему и страшному таинству какъ приступаешь? съ какою вѣрою? съ каковымъ страхомъ? съ каковымъ сердцемъ? съ каковыми устами? съ каковыми руками? Осмотрись! Огнь бо есть, недостойныя попаляяй. Ядый бо и піяй недостойнѣ, судъ себѣ ястъ и піетъ, не разсуждая Тѣла Господня (Кор. 11, 29) —Богъ естъ высочайшій твой Благодѣтель, каковаго не было, нѣтъ и не можетъ быть больше. Онъ создалъ тебя изъ ничего и всякое добро подаетъ тебѣ. Безъ Его добра и минуты жить не можемъ. Видишь Его къ тебѣ любовь, но чувствуешь ли въ себѣ взаимную къ Нему любовь? Получаешь блатодѣяніе отъ Него, но помнишь ли и благодаришь ли Благодѣтеля? Осмотрись! А неблагодаренъ Ему тотъ, кто волѣ Его святой не угождаетъ. — Бѣдный грѣшникъ! Слѣдовало-было тебѣ за грѣхъ во адѣ вѣчною умирать смертію и безъ конца горькую чашу гнѣва Божія пить, и съ сатаною и аггелами его за едино считаться, и въ негасимомъ огнѣ страдать. Сіи плоды суть грѣха: оброцы бо грѣха смерть (Рим. 6. 23). Богъ человѣколюбивый, по Своей благости и любви къ намъ, не допустилъ тебя до того. Слава благодати Его, слава щедротамъ и милосердію Его, Не допустилъ, говорю, тебя до того,— кого? отступяика и врага Своего. Помиловалъ тебя, умилосердился надъ тобою, возлюбилъ тебя, послалъ Единороднаго Сына Своего къ тебѣ спасти тебя. Тако возлюби Богъ міръ, яко и Сына Своего Единороднаго далъ есть, да всякъ вѣруяй въ Онь не погибнетъ, но имать животъ вѣчный (Іоан. 3, 16). Пришелъ Онъ къ тебѣ, Создатель къ созданію Своему, Господь къ непотребному рабу Своему, Богъ Святый и великій ко грѣшнику, Царь небесный явился на земли, вообразился въ подобострастное тебѣ тѣло, жилъ на земли, обращался между грѣшниками, яко свѣтъ между тьмою, и тьма Его не объятъ; трудился, болѣзновалъ, плакалъ, страдалъ и умеръ за тебя. Видишь, грѣшникъ, что Богъ ради тебя сотворилъ! Чего болѣе уже отъ Бога ожидать тебѣ, грѣшникъ, когда и Сына Своего Единороднаго ради тебя не пощадилъ Онъ? Какая бόльшая любовь, какое бόльшее благодѣяніе паче сего можетъ быть? Итакъ, помнишь ли великое сіе дѣло Божіе, которымъ отъ вѣчной смерти и ада избавленъ ты, въ которомъ вѣчный животъ твой и все вѣчное блаженство состоитъ? Помнишь ли сіе и отъ чистаго сердца благодаришь ли Благодѣтеля и искупителя Бога твоего? Осмотрись! — Соблюдаешь ли святыя заповѣди Его, безъ чего любовь къ Нему быть не можетъ? Осмотрись! Имѣяй заповѣди Моя и соблюдаяй ихъ, той есть любяй Мя; не любяй Мя, словесь Моихъ не соблюдаетъ, глаголетъ Господь (Іоан. 14, 21 24). Богь, столь великій Благодѣтель твой, хощетъ и велитъ, чтобы ты любилъ ближняго твоего, то есть всякаго человѣка, какъ себя любишь: угождаешь ли святой волѣ Его? показуешь ли усердное послушаніе Ему? любишь ли любимаго Богомъ ближняго твоего? подаешь ли ему въ нуждахъ его руку помощи? Осмотрись! — Время житія нашего краткое, и проходитъ какъ вода мимотекущая, и потерянное не возвращается: ты какъ его провождаешь и въ чемъ? не въ праздности ли? не въ суетѣ ли? не въ гуляньяхъ ли и пиршествахъ? не въ снисканіи ли чести, славы, богатства? Осмотрись! — Дано оно тебѣ отъ Бога къ покаянію, а не къ плотоугодію: такъ ли ты проваждаешь его, какъ Богъ отъ тебя хощетъ? Осмотрись! — Все человѣкъ въ мірѣ семъ можетъ сыскать, но потеряннаго времени сыскать не можетъ. Смерть невидимою дорогою за человѣкомъ ходитъ, и восхищаетъ его тогда, когда не чаетъ, и тамъ, гдѣ не чаетъ, и такимъ образомъ, какимъ не чаетъ. Христіанине! помнишь ли ты часъ сей страшный, на который всѣ святые взирали и плакали, — часъ, въ который слѣдуетъ всякому итти или въ блаженную, или мучительную вѣчность, и готовишься ли къ тому истиннымъ покаяніемъ? Осмотрись! — Въ чемъ застанетъ тебя часъ тотъ, въ томъ и суду Божію предстанешь. Блаженъ, кто помнитъ часъ сей! Всѣмъ намъ явитися подобаетъ предъ судищемъ Хрістовымъ; тому суду, суду Божію, а не человѣческому, предстанешь и ты. Тамъ все, что мы въ житіи нашемъ ни сдѣлали, предъ всѣмъ свѣтомъ откроется и всякъ отъ совѣсти обличится, всякъ за себя слово воздастъ! Тогда о каждомъ изъ насъ скажется: се человѣкъ, и дѣла его! Тамъ на двѣ части всѣ собравшіеся люди раздѣлятся: одни станутъ па правую сторону праведнаго Судіи, и призоветъ ихъ въ вѣчное Свое Царство Царь славы Господь; другіе станутъ по лѣвую сторону онаго Судіи, и отошлетъ ихъ въ вѣчный огнь, уготованный діаволу и аггеломъ его. И идутъ сіи въ муку вѣчную, праведницы же въ животъ вѣчный (Мѳ. 25, 46). Христіанине, поминаешь ли ты страшный день оный и готовишься ли къ срѣтенію грядушаго онаго Судіи? Осмотрись! — Осмотрись, отецъ, какъ дѣтей своихъ воспитываешь? чему ихъ учишь? не вливаешь ли яда соблазновъ въ юныя сердца ихъ, вмѣсто здраваго ученія и наставленія? Осмотрись, чадо, какъ отца, родившаго тебя, почитаешь? отдаешь ли должное родителю и питателю твоему? —Осмотрись, мужъ, хранишь ли вѣрность къ женѣ своей, и жена, хранишь ли вѣрность къ мужу своему? Осмотрись, купецъ, какъ покупаешь, и какъ продаешь? Осмотрись, — осмотрись, пожалуй, всякъ Хрйстіанинъ, что и какъ нынѣ дѣлаешь, говоришь и мыслишь? Все, что ни дѣлаешь, говоришь и мыслишь нынѣ, на ономъ всенародномъ позорищи явится предъ тобою. Не неради же о себѣ, возлюбленне; Богъ хощетъ тебя спасти, да будетъ хотѣніе и твое, и спасешися. Кто чего усердно хощетъ, тотъ-того усердно и ищетъ. Осмотрись и ты, душа моя, какъ живешь, что дѣлаешь, говоришь и думаешь, что любишь, и что ненавидишь, въ чемъ находишь спокойствіе, чѣмъ утѣшаешься и наслаждаешься, чѣмъ огорчаешься и о чемъ печалишься, и на что надѣешься?.. Призри и услыши мя, Господи Боже мой! Просеѣти очи мои, да не когда усну въ смерть, да не когда речетъ врагъ мой: укрѣпихся на него (Пс. 12, 4—5). Блюдите, како опасно ходите, не якоже немудри, но якоже премудри: искупующе время, яко дніе лукави суть. Сего ради не бывайте несмысленни, но разумѣвайте, что есть воля Божія (Еф. 5, 15—17). rusorthodox.com | |
| |
Просмотров: 531 | |