Антология Русской Мысли [533] |
Собор [345] |
Документы [12] |
Русская Мысль. Современность [783] |
Страницы истории [358] |
Налог на добавленную стоимость (НДС) В России НДС действует с 1 января 1992 года. Порядок исчисления налога и его уплаты первоначально был определён законом «О налоге на добавленную стоимость»; с 2001 года НДС регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ. Максимальная ставка НДС в Российской Федерации после его введения составляла 28%, затем была понижена до 20%, а с 1 января 2004 года составляет 18%. В самом начале введением НДС промышленности России был нанесен страшный удар: у государственных на тот момент предприятий были одномоментно изъяты оборотные средства. И от этого первого удара наша промышленность так и не смогла восстановиться. Сейчас НДС стимулирует вывоз сырья и продукции первого передела, с нулевой или минимальной добавленной отечественным трудом новой стоимости, и штрафует, наказывает импорт остро необходимой для развития экономике России новой техники и технологии. Кроме того, НДС обладает колоссальным коррупционным потенциалом: в первую очередь, при зачетных схемах при экспорте и импорте, и, во-вторых, при контроле счетов-фактур. Тем не менее, мы не призываем отменить НДС или заменить его налогом с продаж. Надо лишь привести суть налога в соответствие с его названием и изменить методику расчета и администрирования. За налоговую базу НДС мы предлагаем принимать добавленную стоимость, входящую в стоимость реализованной продукции и вычисляемую по данным бухгалтерского учета как сумма зарплаты, прибыли, налогов и амортизации. Реализация предлагаемого варианта существенно повысит поступления НДС в бюджет, упростит проверку правильности начисления и уплаты налога, исключит проблемы уплаты НДС с авансов (платить не надо, т.к. авансы не являются добавленной стоимостью) и незаконных возмещений, сделает ненужными книги покупок и продаж, встречные проверки, судебные споры по всем этим поводам и т.д. Если в дополнение к вышесказанному, например, для 50% производителей добавленной стоимости ввести единую ставку НДС 10%, а остальных 50% от уплаты НДС освободить (включая и тех, кто и сегодня освобожден от уплаты НДС), то бюджет ничего не потеряет, а предприятия оживут. О реальности наших предложений судите сами. В 2011 году были собраны следующие налоги: НДФЛ – 2 трлн. руб., налог на прибыль – 2,27 трлн. руб., НДС – 1,75 трлн. руб., остальные налоги и акцизы – 3,7 трлн. руб. Зная ставки налога на прибыль (20%) и НДФЛ (13%), можно определить прибыль (2,27 : 0,2 = 11,35 трлн. руб.) и фонд оплаты труда (2 трлн. руб. : 0,13 = 15,38 трлн. руб.). А зная фонд оплаты труда, можно определить ЕСН (в 2011 году 34%) – 15,38 х 0,34 = 5,23 трлн. руб. (без учета регрессии). Имея эти данные, можно подсчитать добавленную стоимость (ДС), полученную в России в 2011 году: ДС = 15,38 + 11,35 + 5,23 + 3,7 = 35,66 трлн. руб. Если учесть амортизацию, добавленная стоимость будет еще выше (для справки: фактически в 2011 году НДС в сумме 1,75 трлн. руб. был собран с добавленной стоимости (без учета льгот) 1,75 : 0,18 = 9,72 трлн. руб.). При ставке 18% с полученной добавленной стоимости при отсутствии льгот могли бы собрать НДС в сумме 35,66 х 0,18 = 6,42 трлн. руб. (вместо 1,75 трлн. руб.), а при ставке НДС 10% – 3,57 трлн. руб. А если 50% добавленной стоимости не облагать НДС, то при ставке 10% будет собрано почти те же 3,57 х 0,5 = 1,78 трлн. руб. Почему бы так и не сделать? Помимо прочего, это поможет решить поставленную В.В. Путиным задачу по качеству предпринимательского климата перебраться России со сто двадцатого места на двадцатое. В пользу расчета НДС «прямым способом» и снижения его ставки говорят данные ФНС. В таблице 1 приведены данные налоговой инспекции по Курской области. Таблица 1. Показатели расчета налога на добавленную стоимость по Курской области за 2008 год, исчисленного прямым методом
Как видно из таблицы, фактическая собираемость НДС при существующей методике его расчета составила всего около 22%. Предлагаемая нами методика – не открытие. Уже много лет ее предлагали и предлагают видные специалисты нашей страны в области налогообложения. В отчете, подготовленном по поручению Правительства США в 2007 году, для США рекомендован новый налог «Business Activities Tax» (BAT), который авторы назвали «налогом на предпринимательскую активность», в качестве налоговой базы которого предложена разность цены реализации и цены покупных, т.е. добавленная стоимость. И никаких льгот, и никаких возмещений! Разумных возражений против предложенной нами методики мы не слышали. Возражают те, для кого незаконное возмещение НДС – источник дохода и те, кто этот порядок обеспечивает законами. О налогообложении добычи природных ресурсов В мире в богатых сырьем странах применяются две основные модели: при первой модели разрабатывают и продают природное сырье исключительно государственные предприятия, при второй – государство нанимает, по открытому конкурсу, компании-операторы, которые добывают, к примеру, нефть за фиксированную плату. При этом сама нефть остается в собственности государства, но компания-оператор имеет преимущественное право закупать эту нефть у государства по нормальным, рыночным ценам. На таких условиях российские компании работают за рубежом и считают это выгодным. Например, в 2009 году при проведении тендера в Ираке победила заявка "Лукойла” и Statoil (Норвегия), так как консорциум предложил самые выгодные Ираку условия: государство отдает компаниям в качестве вознаграждения 1,15 доллара за каждый добытый баррель сверх установленного объема, передаваемого Ираку бесплатно, а консорциум обязуется нарастить добычу до 1,8 миллиона баррелей в сутки. Таким образом, нефтяные компании не могут заработать на повышении мировых цен на нефть или газ, но зато заинтересованы в снижении издержек при добыче. Заметим, что наши предприятия в снижении издержек производства не заинтересованы: с 2000 по 2010 год издержки на единицу продукции при добыче газа выросли в 6 раз, угля – в 4,2 раза и т.д. Россия избрала для себя нетрадиционный, третий путь – схему с использованием дифференцированных ставок НДПИ. Очевидно наличие в этой модели колоссального коррупционного потенциала. Отсюда и все проблемы – нестабильность налогового режима, сдерживание инвестиций в отрасль, отставание с созданием перерабатывающих мощностей, и т.д. Представляется целесообразным добычу нефти и газа перевести на «операторские контракты» – с оплатой государством стоимости добычи природного ресурса, но с оставлением его в собственности государства. Для контрольных целей также необходимо ввести учет показателя роста\снижения «национального богатства» (само национальное богатство пока посчитать трудно – нет нужной методики, но для учета его динамической составляющей этого и не нужно). Для нашей страны это было бы очень полезно. Дело в том, что годовой экспорт российской нефти составляет примерно 250 млн. тонн (около 1,8 млрд. баррелей). При цене 110 и более долларов за баррель и при себестоимости добычи одного барреля менее 5 долларов, бюджет нашей страны мог бы получить напрямую без волокиты со сбором налогов и акцизов около 200 млрд. долларов или около 6 трлн. руб. Не так мало. При этом доходы от продажи природных ресурсов, составляющих национальное богатство страны, следует концентрировать в специальном Бюджете развития, за счет которого финансировать проекты и мероприятия, направленные на восстановление соответствующей утраты национального богатства страны (развитие инфраструктуры, приобретение объектов за рубежом, и т.д.). А сам Бюджет развития должен состоять из набора конкретных проектов, которые должны быть обеспечены постоянным финансированием, разбиты на этапы, которые могут временно приостанавливаться; финансируются, только если есть избыточные ресурсы. О налоговом стимулировании обрабатывающих предприятий На отрасли, которые мы хотим развивать, надо существенно снижать налоговую нагрузку. Во-первых, это относится к малым предприятиям. Согласно Статистическому ежегоднику за 2011 год, на конец 2009 года в России было 1 млн. 609 тыс. малых предприятий. Из них 10,3% – обрабатывающие предприятия; 41,1% – оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; 18% – операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг; 12% – строительство. Всего на малых предприятиях, согласно тому же Ежегоднику, работало в 2009 году 11,2 млн. чел., из них 1,67 млн. чел. (14,9%) на малых обрабатывающих предприятиях. В Таблице 2 приведены отчетные данные ФНС о сборе налогов в 2009 году. Можно заметить, сколь мала доля налогов, собираемых с предприятий, работающих на специальных налоговых режимах. Эти режимы представляют для тех, кого государство хотело бы стимулировать (малые, инновационные и сельскохозяйственные предприятия). Можно также предположить, сколь ничтожны были бы потери бюджета, если бы это стимулирование было более существенным. Таблица 2. Сбор налогов в России в 2009 году (тыс. руб.)
Таким образом, в 2009 году общая доля налогов предприятий, работающих на УСН и ЕНВД, составила 1,31% доходов консолидированного бюджета России. Можно предположить, что налоговые поступления от малых обрабатывающих предприятий пропорциональны их численности, т.е. составляют не более 0,2% доходов консолидированного бюджета. Более поздние данные пока не опубликованы, но соотношения, по-видимому, сохранились. Здесь хотелось бы обратить внимание на два обстоятельства. Во-первых, В.В. Путин, поставив задачу укрепления финансовой базы регионов, предложил оставлять регионам налоговые поступления от малого бизнеса. Но вряд ли регионам помогут 1,31% доходов бюджета. Лучше бы оставить регионам хотя бы 50% собранного на их территории НДС. Сегодня весь НДС идет в Федеральный бюджет. Кроме того, можно разрешить регионам введение по их усмотрению налога с продаж со ставкой до 5% (при условии снижения базовой ставки НДС до 8-10%). Во-вторых, Владимир Владимирович совершенно верно отметил, что «особого внимания требует система контроля надзорных органов. …Какая проверка чего стоит, и вообще нужна ли она была». Это полностью относится к налоговому администрированию в целом и к налоговому администрированию малых предприятий, работающих на УСН и ЕНВД, в частности. Можно предположить, что в данном случае расходы на администрирование превышают налоговые поступления. Можно также предположить, что даже двукратное снижение налогов на малые предприятия наш бюджет не заметил бы. Естественно, методы налогового регулирования надо применять не только к малому бизнесу. Надо также стимулировать отрасли, которые позволят решить поставленные В.В. Путиным задачи «укрепить позиции в космосе, ядерной энергетике, возродить базовые отрасли: авиа-, судо-, приборостроение, конечно, на новой базе, на новом уровне, на новой технологической основе…», обеспечить «реальное изменение структуры экономики, создание новых и возврат лидерства в традиционных промышленных отраслях, развитие малого и среднего бизнеса». Нельзя не согласиться с Владимиром Владимировичем, который 20 августа 2012 г., выступая на встрече президента с работниками угольной и горнодобывающей промышленности, посвященной Дню шахтера, сказал, что мы «живем, пока живы заводы». В первую очередь надо снижать налоги для отраслей, которые могли бы обеспечить массовую занятость населения и при этом не потребовали бы от государства вложения больших дополнительных средств, которых у Государства нет (см. таблицу 3).
Сегодня большинство предприятий этих секторов экономики неконкурентоспособны, приходят в упадок и доходов бюджету почти не приносят. Если для указанных предприятий снизить социальные взносы, НДС и Налог на прибыль до 10%, предприниматель из того же дохода сможет увеличить реальную зарплату сотруднику примерно на 30%. Это даст импульс их развитию, будет способствовать повышению конкурентоспособности предприятий на рынке труда и выводу их доходов из тени. Расчеты показывают, что потери консолидированного бюджета из-за предложенного снижения налогов на первом этапе не превысят 3% его доходов, т.е. существенно меньше того, что могло бы дать совершенствование подоходного налога. В целом в развитых странах налоговое бремя на бизнес тяжелее, чем в России. Но в этих странах предприятию дают возможность вырасти и окрепнуть, и лишь потом разумно «стригут». При этом всячески стимулируют дальнейшее развитие, чтобы «стричь» еще больше. Кроме того, основная тяжесть налогов в западных странах ложится на сферу потребления (В.В. Путин предложил в своем послании именно это сделать у нас) и, в первую очередь, на доходы физических лиц. Поступления подоходного налога составляет около 50% доходов Федерального бюджета США (у нас – около 20%). О проблеме оффшоров В.В. Путин в своем Послании указал еще на одну важную проблему: «По некоторым оценкам, девять из десяти существенных сделок, заключенных крупными российскими компаниями, включая, кстати, компании с госучастием, не регулируются отечественными законами. Нам нужна целая система мер по деофшоризации нашей экономики». Трудно поверить, но почти все, что в прошлые годы было построено нашими отцами и дедами и почти даром досталось новым собственникам, а также то, что построено в последнее время, России не принадлежит. Да и новых хозяев можно лишь условно называть гражданами России. Многие из них, не говоря уже об их детях, имеют двойное гражданство и готовы покинуть Россию. Проблему можно решить двумя способами. Во-первых, административным. Например, В.В. Путин в феврале 2012 года уже дал указание вернуть под юрисдикцию России только что построенную Богучанскую ГЭС и Богучанский алюминиевый завод, принадлежащие кипрским компаниям. То же самое можно сделать и с другими крупнейшими предприятиями, находящимися на территории России, но зарегистрированными за рубежом. Решение этой проблемы позволит, как минимум, удвоить доходы бюджета России. Второй путь – изменение налогового законодательства. По мнению В.В. Путина, «нужно добиваться прозрачности офшоров, раскрытия налоговой информации, как это делают многие страны в ходе переговорного процесса с офшорными зонами и подписания соответствующих соглашений». С этим мнением нельзя не согласиться. Более того, в работах ЭАЦ «Модернизация» подробно рассмотрены проблемы оптимизации международных налоговых отношений. С работами ЭАЦ можно ознакомиться на сайте www.modern-rf.ru. Здесь мы коротко осветим суть проблемы. Из-за несовершенства законодательства в области международных налоговых отношений наша страна несет огромные финансовые потери. При этом следует иметь в виду, что «иностранцами» нередко выступают национальные лица и компании, которые предпочитают осуществлять инвестиции и реализовывать отдельные виды своей деятельности через посредство иностранных агентов или с помощью зарегистрированных в других странах фирм, компаний, трастов или фондов. С взысканием налоговой задолженности с иностранных должников возникают серьезные трудности. При этом следует понимать, что налоговая задолженность – это начисленные налоги, т.е., налоги, рассчитанные с выявленной налоговой базы и предъявленные установленным налогоплательщикам. Но это – только малая часть «айсберга». Другая, существенно более важная и значительно более весомая часть – это то, что налоговые органы России (в отличие от акцентировано агрессивных именно в этой сфере налоговых служб развитых стран) большую часть налоговой базы и значительное число налогоплательщиков просто не видят. И наши западные партнеры давно к этому порядку привыкли. Поэтому фактически те налоговые доходы в сфере внешнеэкономической деятельности, которые мы пока не научились эффективно выявлять, вовсе не остаются «без присмотра», они исправно собираются властями западных государств – наших партнеров по этой внешнеэкономической деятельности. Необходимо пересмотреть ставки налогов и всю налоговую систему в целом. России нужен новый Налоговый Кодекс. А до его введения необходимо срочно принять следующие меры: - ввести прогрессивную шкалу подоходного налога (ставки см. выше); - ввести налог на недвижимость стоимостью свыше $1 млн., независимо от того, зарегистрирована она или нет; за налоговую базу принимать 50% рыночной стоимости; - поручить налоговым инспекторам проверять соответствие крупных приобретений граждан (недвижимости свыше $1 млн., самолетов, яхт и т.п.) их доходам; - установить амортизационную премию в размере 100% для малых предприятий и 50% – для средних и крупных; - установить режим, согласно которому расходы предприятий на инновационные цели будут в полной мере вычитаться из сумм начисленного налога на прибыль без каких-либо разрешений и согласований с чиновниками; - до 10% снизить ставки социальных взносов и налога на прибыль для предприятий указанных выше в табл. 1; дефицит социальных фондов гасить за счет нефтегазовых доходов; - в два раза снизить налоговую нагрузку на предприятия, работающие на специальных налоговых режимах (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ЗАТО); - ликвидировать льготы по НДС и снизить базовую ставку НДС до 10%; - 50% НДС оставлять регионам; - отменить или существенно снизить (например, до 5%) размеры возмещения НДС для экспортеров сырья и полусырья (как это сделано в Китае); - отменить предельную величину годового дохода (512 тыс. руб.), выше которой не берут социальные взносы (ввести «плоскую» шкалу); - ввести монополию государства на торговлю алкогольными напитками; - сократить объем отчета, сдаваемого в налоговую инспекцию в электронном виде или на бумажном носителе, с 40-60 до 1-3 стр.; - при начислении НДС за налоговую базу принимать реальную добавленную стоимость предприятия за отчетный период, определяемую по данным бухгалтерского учета как сумму зарплаты, налогов, прибыли и амортизации. Это решит проблему возмещений, уплаты НДС с авансов (платить не надо, т.к. авансы не являются добавленной стоимостью), сделает ненужными счета-фактуры, книги покупок и продаж, наполовину сократит число налоговых дел в арбитражных судах, существенно сократит объем работы бухгалтера и т.д. Доклад подготовлен на основе НИР «Модернизация России: проблемы и пути их решения», выполненной авторским коллективом при ЭАЦ «Модернизация» в составе: Р.И. Нигматулин (руководитель), М.Д. Абрамов, К.А. Бабкин, В.А. Кашин, Е.А. Корчевой, А.В. Чуев, А.Ю. Шевяков Сергей Глазьев: Решение поставленных Путиным задач требует мобилизации ресурсов (интервью журналу «Однако»), 14 февраля 2012г. Комментарий к Налоговому Кодексу Российской Федерации части первой и второй. Издание 2-е, переработанное и дополненное/ М.Л.Захаров и [др.]. Под ред. С.В.Земляченко (часть первая), Р.Ф.Захарова (часть вторая).- М. 2001 В.Л. Рыкунова, дисс. на соискание степени к.э.н. «Налогообложение добавленной стоимости на основе принципа перелагаемости налогового бремени», г. Орел, 2010 г. Approaches to Improve the Competitiveness of the U.S. Business Tax System for the 21st Century (Подходы к повышению конкурентоспособности американской Системы Налогообложения предприятий в 21-м веке),http://www.treasury.gov/press-center/press-releases/Documents/hp749_approachesstudy.pdf Первый этап создания нового Налогового Кодекса России – «Разработка Налоговой доктрины и направлений совершенствования российской налоговой системы нами» нами уже выполнен в 2011 году по поручению Председателя Совета Федерации РФ, (см. http://www.modern-rf.ru/netcat_files/93/47/h_3df0254cbd59c7ef9ef95c69da0d645e ) http://www.partyadela.ru/lenta/7121 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Просмотров: 657 | |