Антология Русской Мысли [533] |
Собор [345] |
Документы [12] |
Русская Мысль. Современность [783] |
Страницы истории [358] |
В своей недавней статье «Борьба с коррупцией или строительство Pax Americana?» я затронул такую тему, как экстерриториальность американских законов. Это означает, что США принимают такие законы, ответственность за выполнение которых возлагается не только на физических и юридических лиц США, но также компании, банки, граждан других стран. Фактически это законы глобального действия. В упомянутой статье экстерриториальность американских законов была рассмотрена на примере Закона США о коррупции за рубежом - FCPA. Однако в США имеются законы, которые дают еще большие возможности Вашингтону диктовать свои условия всему миру.
1. FATCA: история принятия. Речь, в частности, идет о законе США «О налогообложении иностранных счетов» (Foreign Account Tax Compliance Act - FATCA). Основная официально заявляемая цель FATCA - предотвращение уклонения физических и юридических лиц США от уплаты налогов. Идея принятия закона появилась еще в прошлом десятилетии, в ходе борьбы властей США за повышение собираемости налогов. Согласно оценкам Конгресса США, ежегодные потери американского бюджета, связанные с использованием физическими и юридическими лицами США оффшорных схем, составляют порядка 100 млрд. долл. Впрочем, налоги скрываются не только в классических оффшорах, но также во многих обычных странах мира, где американские граждане и компании держат свои средства в банках или иных финансовых организациях. Американское налоговое законодательство требует о своих граждан уплаты налогов в казну США независимо от того, где находятся американские граждане, их бизнес, имущество и где образуются доходы американцев. США — единственная страна мира, в которой применяется налогообложение доходов физических лиц по принципу гражданства (в других странах действует территориальный принцип). То есть, как только человек получает грин-карту или паспорт гражданина США, он сразу обязан уплачивать налоги в казну США вне зависимости от того, где доходы были заработаны или получены. Окончательно идея закона выкристаллизовалась в ходе борьбы властей США за раскрытие информации об американских клиентах в банках Швейцарии. Вашингтон подозревал, что в швейцарских банках находились счета многих тысяч «налоговых уклонистов», имевших гражданство США. В 2009 году сенатор Карл Левин и Постоянный подкомитет по расследованиям Сената США установили, что 52 000 граждан США держат в швейцарском банке UBS средства, выведенные из-под налогообложения. Департамент юстиции США направил в адрес UBS повестки в отношении неустановленных лиц с требованием раскрыть информацию об именах держателей счетов. В результате банк согласился заплатить американской казне 780 млн. долл. штрафа, а при содействии правительства Швейцарии, было заключено компромиссное соглашение о выдаче налоговикам имен более 4000 граждан США. Эта победа американцев стало началом конца хваленой банковской тайны швейцарских банков. Сдача швейцарским банком UBS своих позиций окрылила власти США, которые решили, что таким же образом можно поступать с банками всех стран мира. Так появился проект закона «О налогообложении иностранных счетов», который был принят Конгрессом США и подписан президентом США 18 марта 2010. 2. FATCA: основные положения. Какие же средства предлагаются в законе для борьбы с «налоговыми уклонистами», уходящими за рубеж от всевидящего ока IRS (английская аббревиатура названия налоговой службы США)? Американские власти требуют получения исчерпывающей информации о своих гражданах, фирмах и их счетах в зарубежных банках. Фактически банкам (и другим финансовым компаниям) всех стран мира предлагается стать налоговыми агентами американской IRS. Налоговая служба США должна получать информацию о номерах счетов, остатках и оборотах по счетам своих «американских» клиентов. В основном это физические лица, которые имеют признаки, указывающие на принадлежность к США, такие как гражданство, вид на жительство. Это также юридические лица США, в том числе такие, в которых данные упомянутые выше физические лица имеют долю свыше 10% прямого или косвенного участия. При этом возможны два варианта получения IRS информации из-за рубежа от своих налоговых агентов. Первый вариант предусматривает прямое общение банка (финансовой компании) любой страны с налоговым ведомством США, обязывает его сигнализировать этому ведомству о любых случаях уклонения американцами от выполнения своих налоговых обязательств перед казной США. А также отчитываться о том, как поставлена в банке работа по отбору клиентов и их оценке (подготовка персонала банка, методики оценки, базы данных и т.п.) При этом варианте иностранные банки оказываются под прямым административным контролем со стороны американской IRS. Второй вариант предполагает заключение межгосударственного соглашения США с соответствующим государством (на уровне налоговых служб). Государственная налоговая служба другого берет на себя обязанность контролировать ситуацию в своих банках (финансовых компаниях) с точки зрения отбора и оценки клиентов, не допускать уклонения от уплаты американскими юридическими и физическими лицами налогов в казну США, передаваь в централизованном порядке необходимую информацию все той же IRS. Фактически налоговая служба государства оказывается под административным контролем IRS. Закон FATCA вводился в действие поэтапно. С 1 января 2013 г. он вошел в силу в полном объеме. Это означает, что в начале следующего года американская IRS будет требовать от всех зарубежных банков (если нет межгосударственного соглашения) или налоговых служб других стран (если межгосударственные соглашения заключены) отчета о выполнении закона FATCA. Правда, в июле 2013 года власти США объявили, что введение закона переносится на полгода, первые отчеты следует представить в середине 2014 года. Таким образом, до наступления нового мирового финансового порядка остается меньше года. Иностранные банки, которые проигнорируют требования США по выполнению закона, попадают в «черные списки». Чем это им грозит? FATCA предусматривает, что в случае прохождения транзакций таких банков-изгоев через американские банки 30% переводимых средств будут автоматически удерживаться исходя из презумпции, что это деньги американских налоговых уклонистов. А может быть и такой сценарий: таким банкам будет вообще отказано в проведении транзакций через американскую банковскую систему. Учитывая, что львиная доля всех международных расчетов осуществляется в долларах США и что расчеты в долларах США проходят через американские банки, для банков-изгоев могут настать очень тяжелые времена. Кроме того, с суммы, получаемой при продаже американских активов (например, акций, облигаций или некоторых иных финансовых инструментов), будут также удерживаться 30%, при этом не важно, получили вы прибыль или убыток в результате данной сделки. Начиная с 1 января 2017 г. даже иностранные банки, имеющие легитимный статус с точки зрения FATCA («участвующие финансовые организации»), будут «нагружены» дополнительной обязанностью. Если через них будут проходить деньги тех банков, которые не включены в программу FATCA, то первые должны автоматически резервировать 30% переводимых средств для последующего перевода в американскую казну. Невыполнение этого условия автоматически приведет к тому, что банк теряет свой статус «участвующей финансовой организации» и зачисляется в «черные» списки. 3. Реакция на закон в США и в мире. Конечно, принятие закона не вызвало восторга у американского бизнеса и граждан США. Граждане США, проживающие за пределами страны, стали призывать отказаться от налогообложения по принципу гражданства налогоплательщиков перейти на налогообложение по территориальному принципу (такое сейчас существует в России: лицо становится налогоплательщиком после нахождения на территории страны более 183 дней в течение 12 последовательных месяцев). С критикой закона выступили также некоторые американские корпорации. Однако в основном это были те компании, которые активно пользуются оффшорами. Они ссылались на то, что закон FATCA будет подрывать международную конкурентоспособность американского бизнеса. Однако оппозиция со стороны американских граждан и компаний оказалась слишком слабой. Реакция властей и банковского сообщества других стран на принятие закона была крайне болезненной (если не сказать шоковой). И раньше финансово-банковские системы многих стран находились в сильной зависимости от США. Контроль США базировался и продолжает базироваться на следующих особенностях мировой финансовой системы: доллар США является монопольной международной валютой, львиная доля расчетов осуществляется в долларах США, большая часть всех международных расчетов проходит через американскую банковскую систему, крупнейшие банки и компании других стран размещают свои ценные бумаги на нью-йоркской фондовой бирже и т.д. Эти особенности мировой финансовой системы сложились не в результате некоего естественного процесса развития, а в результате целенаправленной деятельности правящих кругов США, действующих в тандеме с главными акционерами Федеральной резервной системы США – частной корпорации, выполняющей функции центрального банка. Процесс строительства доллароцентричной мировой финансовой системы постоянно подкреплялся военной силой США и НАТО. До сих пор доминирование США в международной финансовой системе строилось на косвенных, финансово-экономических рычагах контроля. Предлагаемая в законе схема борьбы США со своими налоговыми уклонистами фактически означает создание прямого административного контроля американской налоговой службы над банками и финансовыми организациями всего мира. Реализация такой схемы означало бы окончательную ликвидацию суверенных финансово-банковских систем, их превращение в филиалы и отделения Федерального резерва, казначейства, налоговой службы и других финансовых ведомств США. В 2010 - 2011 гг. целый ряд стран, прежде всего европейских, выступили с демаршами по поводу закона FATCA, обвинив США в посягательстве на их национальные суверенитеты и заявив, что не собираются подчиняться американскому диктату. Уже не приходится говорить о таком «пустячке» как чувствительные издержки для банков других стран даже в случае готовности «сотрудничать» с США (расширение штатов, обучение специалистов, создание баз данных, закупки нового программного обеспечения, перестройка внутреннего управления банка и др.). Из европейских стран на первых порах противодействие FATCA оказывали Германия и Австрия. Из других противников FATCA можно выделить Японию и Китай. Китай не определил до конца свою позицию, но явно стремится выжать из американского закона FATCA максимальные выгоды. Одна из версий – Китай не собирается подписывать соглашения с США для того, чтобы зарубежные банки, оказавшиеся один на один с американской налоговой службой, перемещали свои операции в Гонконг. Некоторые эксперты утверждают, что FATCA – удобный случай для Китая заместить Нью-Йорк как международный финансовый центр Гонконгом. Гонконг – является одним из крупнейших финансовых центров мира, концентрация финансовых организаций здесь одна из самых высоких. Более 70% крупнейших мировых банков имеют отделения в Гонконге. Из них 211 банков Гонконга представляют 31 страну мира. Существует постановление правительства о банковской тайне, которое позволяет данным банкам обеспечивать конфиденциальность и банковскую тайну счетов их клиентов, что является в наше время не маловажным фактором. Но эта идея выглядит достаточно фантастичной, т.к. доллар США продолжает пока занимать доминирующие позиции в международных финансах, а юань делает лишь первые робкие шаги для того, чтобы утвердиться как международная валюта. Другая, более правдоподобная версия сводится к тому, что китайцы хотят заключить с США «симметричное» соглашение. Которое бы предусматривало, что не только Китай предоставляет налоговой службе США информацию об американских налоговых «уклонистах», но и США предоставляли бы китайской налоговой службе данные о китайских держателях счетов в американских банках. А на таких счетах, по некоторым данным, может находиться от нескольких сот миллиардов до одного триллиона долларов, с которых китайские физические и юридические лица не платят налогов в казну КНР. В этом случае Китай сможет не только пополнить свою казну, но также лишит отечественных чиновников и предпринимателей желания переводить свои капиталы в США. 4. Европа, как всегда, сдалась. Однако, через некоторое время тон антиамериканских выступлений в связи с FATCA изменился. Особенно в Европе. Видимо у Вашингтона нашлось достаточно «аргументов» для того, чтобы объяснить своим критикам, «кто в доме хозяин». Уже в 2012 году многие страны согласились с необходимостью подписания двухсторонних соглашений с США по вопросам FATCA. В ноябре 2012 года Минфин США сообщил, что вел работу более чем с 50 странами и юрисдикциями «в рамках улучшения международного сотрудничества по соблюдению налогового законодательства». На сегодняшний день (середина 2013 года) ситуация такова: США сейчас ведут переговоры об обмене информацией в рамках FATCA с 80 странами. Крупнейшие европейские страны, а также Мексика, Сингапур уже подписали соглашения с США, которые предусматривают двусторонний обмен информацией о налогоплательщиках через национальные налоговые службы. Среди европейских стран это: Великобритания, Ирландия, Германия, Франция, Испания, Италия, Швейцария. Примечательно, что в списке «передовиков» оказалась Швейцария. Эта страна, которая с 19 века славилась своей «железной» банковской тайной, подписала в начале 2013 года аналогичное соглашение с Вашингтоном. Швейцарские банки отныне вынуждены будут передавать информацию о своих американских клиентах национальным органам, а те будут ее направлять в американское налоговое ведомство. Поведение Европы и на этот раз оказалось вполне прогнозируемым. От возмущений и протестов она традиционно переходит к обоснованию и оправданию американской политики. А затем начинает приводить свои законы в соответствие с американскими нормами. Сначала на уровне отдельных стран. А затем на уровне Европейского союза (ЕС). В феврале 2013 года еврокомиссар по налогам Альгирдас Шемета заявил о планах «дублирования» акта FATCA в ЕС в 2015 году. Тогда уже ни одному из 27 государств, входящих в ЕС, не удастся отвертеться от выполнения требований FATCA. Продолжение следует В.Ю. Катасонов, проф, д.э.н., председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова http://www.za-nauku.ru//index.php?option=com_content&task=view&id=7302&Itemid=35 | |
| |
Просмотров: 803 | |