Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Четверг, 28.11.2024, 21:06
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4124

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей


В.Ю. Катасонов. Финансовый кризис и доносительство (2)
                                          

Перспективы   финансового доносительства в США.

 

В США достаточно много откровенных оппонентов идеи широкого разворачивания сети финансового доносительства. Не только среди представителей бизнеса, которые опасаются, что им станет сложнее нарушать законы.

Многие сомневаются, что новая система доносительства, создаваемая на основе Закона Додда-Франка, приведет к улучшению работы КЦББ.  В американской прессе приводится множество примеров того, что «сигналы», поступавшие в Комиссию еще до принятия Закона Додда-Франка, не приводили к решительным действиям по пресечению злоупотреблений, оставались без ответа. Так, в 2000-е гг. финансист Гарри Маркополос несколько раз обращался в SEC с предупреждениями, что компания Б. Мэдоффа не ведет реального инвестиционного бизнеса и «является крупнейшей в мире финансовой пирамидой», однако его призывы не были услышаны.  Как известно, финансовый аферист Мэддофф к конце концов оказался за решеткой (приговорен к 150 годам лишения свободы). За многие годы своей почти неприкрытой жульнической деятельности на финансовом рынке он сумел обчистить карманы 1341 инвестора на сумму 13,2 млрд. долл. (количество поданных в суд исков и стоимостной объем претензий).   Маркополос называл комиссию «толпой идиотов» и предлагал взять его на работу, а в феврале 2009 г. заявил: «Комиссия <...> заложник регулируемого ею рынка, она боится начинать большие дела против известных игроков».

Оппоненты полагают, что вал информационных сообщений может захлестнуть регуляторов и привести к тому, что эффективность работы с информацией будет близка к нулю.  Десять компаний, включая Microsoft и Hewlett-Packard, в совместном письме попросили SEC сделать обращение в органы внутреннего контроля обязательным условием для получения вознаграждения. В противном случае, считали они, новые правила не только подорвут эффективность корпоративных программ, но и могут заставить компании «сообщать SEC обо всех случаях информирования о нарушениях законов о ценных бумагах» вне зависимости от их достоверности. В конечном итоге SEC будет просто завалена информацией, которую не сможет обработать и оценить, предупреждали они.

Немалая доля истины в этом обращении имеется. Достаточно посмотреть, как американцы сегодня борются с терроризмом. Поток информации от простых граждан в такие инстанции, как Министерство внутренней безопасности, Федеральное бюро расследований, полиция и т.п. за последние годы рос как снежный ком. Несмотря на увеличение штата государственных ведомств и организаций, работающих с информацией граждан, специалисты не в состоянии вникнуть в суть поступающих заявлений, разобрать, какие из них являются важными, а какие нет, какие являются достоверными, а какие - откровенной дезинформацией. Количество террористических актов, по которым своевременно делались заявления, растет из года в год. Общество не стало себя чувствовать в большей безопасности, в выигрыше лишь чиновники государственных ведомств и организаций, получающих все большие бюджетные ассигнования на работу с информацией заявителей.  Америка наглядно продемонстрировала, что в ведомствах, отвечающих за борьбу с терроризмом и организованной преступностью, пресловутый закон Паркинсона действует в полной мере. 

Комиссия по ценным бумагам и биржам, судя по всему, также в ближайшее время погрязнет в мутном информационном потоке, исходящем от тысяч анонимных и не анонимных заявителей.   Заявителей, мечтающих быстро разбогатеть или,  по крайней мере, насолить своим начальникам. А, может быть, действующих по поручению конкурентов для того, чтобы создать кучу неприятностей для данной компании.

Многие аналитики в США полагают, что со временем опыт КЦББ по использованию информаторов может быть распространен на других регуляторов финансового рынка США. Прежде всего, - на Федеральную Резервную Систему, Министерство финансов (Управление контроля за денежным обращением, Управление по регулированию финансовых институтов), Федеральную корпорацию по страхованию вкладов, Комиссию по торговле товарными фьючерсами и некоторые другие организации.  Там может произойти то же самое, что и в КЦББ. Регуляторы в Америке (да и во многих других странах мира) погрязли уже сегодня в различных информационных потоках. Например, с каждым годом растет вал информационных сообщений от банков и других финансовых и нефинансовых учреждений, которые требуют государственные органы, отвечающие за борьбу с финансированием терроризма и «отмыванием» «грязных» денег.  Найти в этом информационном потоке информацию, которая позволила бы государству предотвратить или хотя бы прекратить преступные операции также сложно, как найти иголку в стоге сена. Например, в докладе Управления ООН по наркотикам и организованной преступности отмечается, что государственным службам разных стран удается перехватывать до 15-20% общего объема оборота наркотиков. В то же время количество перехватываемых наркоденег, по оценкам, не превышает 0,5%. Это достаточно красноречиво свидетельствует он неэффективности  усилий государства по предотвращению финансирования терроризма, организованной преступности, а также «отмывания» «грязных» денег. 

         Целый ряд американских банков и компаний для предотвращения «утечек» нежелательной информации наверх, в надзорные и регулирующие организации стремятся усовершенствовать систему внутреннего, корпоративного доносительства.  Суть почти всех усовершенствований сводиться к повышению материального стимулирования информаторов, более щедрому их премированию (по сравнению с вознаграждениями со стороны государства).

         Специалисты по управлению персоналом совершенно справедливо замечают тревожную тенденцию: сотрудники корпораций все меньше думают о надлежащем исполнении своих служебных обязанностей. Все больше внимания они уделяют изучению различных недостатков и нарушений в деятельности компании, сбору и систематизации нужной информации и размышлениям над тем, как правильно «продать» эту   информацию.  Основных вариантов три:  передать ее руководству собственной компании; переслать «наверх» в надзорную организацию; передать на сторону конкурентам.  В общем, получается «бизнес в бизнесе», или «бизнес на рабочем месте».

         Уже не приходится говорить, что Закон Додда-Франка дал еще один мощный импульс развитию стукачества в Америке. Сделан еще один шаг в  превращении Америки в государство сплошного контроля, подозрительности, доносительства.   Через СМИ американскому обывателю днем и ночью в голову вбивается одна мысль: "Доверять можно только правительству; согражданам доверять опасно". Последовательное проведение в жизнь древнего принципа «разделяй и властвуй».
Впрочем, на эту   нравственно-психологическую и социально-политическую сторону закона сегодня в Америке мало кто обращает внимание. Ведь доносительство, как мы выше сказали, - органическая часть американской культуры.

 

 

Российские компании и чиновники под прицелом Закона Додда-Франка.

 

Возможны последствия и для России. Под действие положения закона Додда-Франка о платных доносах  попадают не только американские, но и иностранные компании с листингом на биржах США. Среди таких имеются и российские компании. Например,  «Мечел», «Лукойл», «Вымпелком», МТС, «Яндекс», «СТС медиа». А также компании, которые зарегистрированы в России и представляют собой дочерние структуры американских компаний и иностранных компаний, имеющих листинг американских бирж. Все эти виды компаний можно назвать «несуверенным» бизнесом: де-юре они являются российскими, а де-факто подпадают под действие не только российского, но и американского законодательства. Сотрудники таких «несуверенных» российских компаний могут теперь напрямую подавать в КЦББ США информацию об известных им нарушениях. Например, о взятках, уклонениях от налогов, «отмывке» «грязных» денег, использовании инсайдерской информации, фальсификации финансовой отчетности, картельных сговорах и т.п.  Сделать это можно прямо на сайте www.sec.gov, заполнив специальную форму и приложив документы в электронном виде.

Может этот закон напрячь и российских чиновников, которым будут предлагать взятки американские компании и даже неамериканские, имеющие листинг фондовых бирж США. Также это могут быть дочерние структуры указанных выше американских и неамериканских компаний, зарегистрированные и работающие в России. К числу нарушений, о которых могут сообщить информаторы, работающие в американских и   неамериканских компаниях, относится дача взяток иностранным госслужащим - это преступление преследуется по американскому закону о коррупции за рубежом (Foreign Corrupt Practices Act, FCPA). Уже были  прецеденты применения FCPA к российским компаниям. В конце марта 2010 г департамент юстиции США обвинил немецкий автомобильный концерн Daimler AG в коррупции. Компания была обвинена  в том, что в период с 1998-го по 2008 год нарушила американский закон как минимум в 22 странах.   Расследование было начато еще в 2004 году после сигнала одного из уволенных сотрудников Daimler AG, который рассказал американским чиновникам о тайных счетах и практике подкупа должностных лиц.

 Россия оказалась на одном из первых мест в списке. Там у немецкой компании  имеется дочерняя структура ЗАО «Мерседес-Бенц рус».  Уже в апреле того же года в вашингтонском суде «Мерседес-Бенц рус» признала себя виновной, согласившись выплатить свыше  27 млн. долл. в виде штрафа по обвинениям в даче взяток российским чиновникам и их родственникам. Взятки позволили продавать   автомобили  нашими ведомствами по завышенным ценам (П. Спелова. Взятки влетели в копеечку. // Взгляд. ру. 28.04.2010).

Понятно, что в подобных ситуациях удар  наносится не только по компаниям, работающим в России,  но рикошетом достанется и российским чиновникам. Можно не сомневаться, что  российские чиновники - фигуранты таких историй - попадут   в «черный» список, который сегодня легализован в США. Летом этого года Конгресс США принял так называемый «Закон Магницкого», который предусматривает запрет на въезд в США российских чиновников-коррупционеров, включенных в специальный список. А также членов их семей. Плюс к этому накладывается арест на банковские счета и иное имущество указанных граждан. Можно ожидать хорошего синергетического эффекта от действия Закона Додда-Франка и «Закона Магницкого»: власти США в лице сотрудников действующих в России и США компаний получают добровольных информаторов, сигнализирующих  о коррупционных сделках с участием российских чиновников.

Есть еще один неприятный для «несуверенного» российского бизнеса момент. Россия только что (10 июля с.г.) ратифицировала протокол о присоединении к Всемирной торговой организации. Любые нарушения правил ВТО «несуверенными» компаниями, работающими в России, могут стать немедленно известными в Вашингтоне. Получит, например, наш металлургический гигант «Мечел» государственную субсидию для поддержки своих позиций на рынке, а этот факт через информатора станет  тут же известен в  американской Комиссии по ценным бумагам и биржам США. А что известно КЦББ, то сразу же станет известно и ВТО. И придется нашей металлургической компании платить штраф - причем сразу в два адреса: федеральный бюджет США и ВТО.

Известно, что иногда войну выигрывает та сторона, у которой лучше налажена разведка. Так вот Америка принятием Закона Додда-Франка создала  еще одну агентурную разведывательную сеть по всему миру, в том числе в России. Центральной резидентурой этой сети выступает Комиссия по ценным бумагам и биржам США.

 

Американский опыт доносительства и российские традиции.

 

 Не исключено, что некоторые читатели данной статьи найдут  в доносительстве (в том числе финансовом)  свои плюсы.   Иные российские авторы просто очарованы американской системой доносительства и предлагают изучать и использовать опыт США на российской почве. Например, для того, чтобы бороться за повышение собираемости налогов. А также для борьбы с коррупцией, казнокрадством, терроризмом, наркобизнесом, отмыванием «грязных» денег и т.п. Одновременно  активно рекомендуется культивировать  внутрифирменное  доносительство как важный элемент новой корпоративной культуры (см., например: В. Бадакирев. Стукачество или информирование? // PR-Диалог, №3, 2004; Д.И. Черкаев. Доносительство и сигнализирование: зло или благо для российских компаний? // Акционерное общество, №3, 2006).

 Лично мне близка иная позиция, которая изложена одним  автором  в «живом журнале»:  «Что на самом деле опасно, так это тенденция стукачества в обществе. Раньше, в любом здоровом обществе, люди старались не докладывать об увиденном, а решали проблемы самостоятельно. Все понимали опасность, свойственную обществу осведомителей, в котором люди доносят не из заботы о безопасности, а скорее из соображений выгоды - социальной, финансовой и, чаще всего, психологической: из-за почти павловской нужды быть вознаграждённым за послушание главенствующей тенденции, за послушание "власти". Это со временем создаёт подконтрольное общество, в котором граждане охотно чувствуют себя вправе регулировать поступки и мысли других» (http://magnison.livejournal.com/13051.html)

У нас, к сожалению, не изжита мода «заимствовать» западный опыт, не понимая, что в России - иная культура.  В области создания сети доносителей попытки наших ведомств  оканчивались почти нулевым результатом.  Кое-где в регионах были попытки создавать фонды для материального поощрения информационных «помощников» милиции.  Еще сравнительно недавно, в 2009-2010 гг. существовала мода на приказы, регламентирующие процедуру доноса. Тогда большая часть министерств и ведомств приняла правила борьбы с внутрисистемной коррупцией. В течение суток должны уведомлять начальство о попытках склонить их к получению взятки все российские милиционеры (полицейские), прокуроры, сотрудники Министерства промышленности и торговли, налоговики, таможенники, чиновники министерства финансов... Занимавший тогда пост мэра Москвы Юрий Лужков предложил создать специальное подразделение, куда чиновники должны будут сообщать о предложенных им взятках в письменном виде. Аналогичные решения приняли руководители ряда регионов. Никаких признаков действенности принятых мер с тех пор так и не обнаружилось. Многие говорят, что причина низкой действенности - в отсутствии гарантий безопасности для информаторов. Спорить с этим аргументом не буду. Но и сбрасывать со счетов генетически запрограммированное отвращение русского человека к доносительству нельзя. 

Я уже в начале статьи сказал, что доносительство в Америке - признак доблести, доносчик не только не испытывает моральных мучений, но, наоборот, начинает чувствовать себя героем. Игорь Симоненко в своих эмигрантских впечатлениях об Америке пишет: «Мало того, стукачи здесь - народные герои. Взять, к примеру, Уна Бомбера, известного террориста и психопата. На протяжении нескольких лет он был неуловим, пока за него не назначили награду в несколько сот тысяч долларов. Сдали в первый же день. И кто сдал? Его родной брат. Стал героем. Американского Павлика Морозова показывали по национальному телевидению и печатали интервью во всех ведущих газетах» (Константин Симоненко. НеПутевые заметки о США // Интернет, 2005). Думаю, что даже если что-то похожее могло произойти в России, то наш отечественный информатор вряд ли захотел бы красоваться на экране телевизора. Наше общество, сильно деградировавшее за последние годы, тем не менее, вряд ли восприняло бы  такого информатора как «героя».

Уже в самом конце  президентства  Дмитрий Медведев (март 2012 г.) в 1001-й раз в своем блоге обсуждал «вечный» вопрос о борьбе с коррупцией. Кто-то из его корреспондентов предложил для решения этой проблемы использовать апробированный в Америке инструмент платного доносительства.  Его реакцией на данное предложение была следующая запись: "Почти библейская тема - можно ли "стучать" за деньги, хорошо это или плохо, как нужно "стучать" - громко или потише?  Вы знаете, у меня нет ответа на этот вопрос". Далее Медведев добавил, что  у него, как у любого человека, идея доноса за деньги "вызывает скорее вначале чувство отвращения".

Может быть, какие-то плюсы доносительства есть, спорить не буду. Какие-то механизмы информирования  властей о серьезных угрозах для государства и общества должны существовать.  Например, без агентурных сетей трудно себе представить эффективную работу разведки, контрразведки, полицейских подразделений по борьбе с организованной преступностью, формирований по борьбе с наркомафией и т.п. Но информирование в  таких случаях должно строиться преимущественно на чувстве гражданского долга и патриотизма. Материальная мотивация никогда не должна оказываться доминирующей. Иначе деньги как ржавчина начнут разъедать государственный механизм обеспечения общественной безопасности.  У нас уже были зафиксированы  случаи, когда милиция при выдаче «премиальных» информаторам требовала от них «отката» в виде части вознаграждения. Слава Богу, такие случаи единичны.

Что касается культивирования доносительства в трудовых коллективах, в кругу друзей и  соседей, то это - крайне опасная вещь.  И уж совсем омерзительная, когда речь идет о родственниках и членах семьи. Как нас не убеждали в советское время, что Павлик Морозов - положительный образ, а его отец - «враг народа», мы этого понять не смогли. Опасность доносительства возрастает  на порядок, когда оно становится платным.  Это - феномен другой, американской культуры, где товарно-денежный характер человеческих  отношений является вполне естественным.  У наших людей, даже  неверующих, при упоминании платного доносительства в памяти почему-то  всплывает образ Иуды с его тридцатью сребрениками.

На Руси говаривали: «Что  русскому человеку хорошо, то немцу смерть». И наоборот. Только сегодня вместо «немец» следовало бы говорить: «американец». Впрочем, я не уверен, что платное доносительство хорошо и для американца. Особенно в долгосрочной перспективе. Я уже сказал  в начале статьи, что доносительство старо как мир. Позволю себе процитировать историка И. Свенцицкую: «Доносы и доносчики существовали, по-видимому, во все времена, с тех пор как возникли государства и судебная власть. В Греции, где не было общественных обвинителей, доносчик - он назывался сикофантом - мог возбудить дело в суде по различным обвинениям, если проступок наносил ущерб полису (например, по обвинению в контрабанде). Если он выигрывал дело, то получал определенное вознаграждение. Сикофанты были профессионалами, причем профессия могла переходить по наследству: в «Птицах» Аристофана доносчик говорит, что его прадед, дед и отец тоже были доносчиками. Но это была неуважаемая профессия. В тех же «Птицах» герой советует доносчику заняться честным трудом (курсив мой - В.К.)» (И. Свенцицкая. Доносчик и философ. (Римская империя I - II в.). // Казус. Индивидуальное и уникальное в истории. Вып. 5. - М.: ОГИ, 2003, с.77).  

Судя по всему, сегодня многие современные американцы чувствуют в себе призвание сикофанта. Но Америка,  культивируя доносы и доносчиков, выпускает джина из бутылки.  Та же Ирина Свенцицкая, анализируя политику Римских императоров по поощрению сикофантов и подталкиванию их к ложным доносам, пришла к выводу: в Римской империи создалась атмосфера всеобщего недоверия,  бесконечных интриг,  заговоров, судилищ. Началось активное взаимное истребление аристократии, а вслед за тем и простого народа. Все это   ускорило кризис и крах Римской империи.  Доносительство погубило Pax Romana. Оно же погубит и Pax Americana.

 

В.Ю. Катасонов, проф., д.э.н., председатель Русского экономического общества

им. С.Ф. Шарапова.

http://www.za-nauku.ru//index.php?option=com_content&task=view&id=6273&Itemid=35

Категория: Русская Мысль. Современность | Добавил: rys-arhipelag (02.09.2012)
Просмотров: 378 | Рейтинг: 0.0/0