Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Воскресенье, 24.11.2024, 21:46
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4123

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей


В.Ю. Катасонов. Трансатлантическая интеграция: скандал накануне старта

Одна из новых тем мировых СМИ – трансатлантическая торгово-экономическая интеграция США и стран Европейского союза. Интеграция в виде создания зоны свободной (беспошлинной) торговли (ЗСТ). Этому проекту журналисты уже успели дать броское название – «экономическая» НАТО. Тема достаточно новая. Впервые она прозвучала в мировых СМИ в 2011 году. Тогда все еще было на уровне идеи.

 

 

План торгово-экономической интеграции «золотого миллиарда».

 

  katasonov1_200_auto.jpgНо в последние полгода  все стало развиваться со стремительной скоростью.  В феврале с.г. президент США Барак Обама и  Председатель Европейской комиссии Жозе Мануэл Баррозу заявили о готовности начать переговоры по созданию ЗСТ. В июне с.г. на встрече «восьмерки» в Ирландии была озвучена дата начала переговоров – 8 июля 2013 года.

Отмена таможенных пошлин и снятие различных ограничений может дать серьезный дополнительный импульс экономическому развитию Европы и Америки. Правда, таможенные пошлины между ЕС и США и сейчас уже весьма низкие: они составляют в среднем от 5 до 7 процентов. Но если учесть, что ежегодно через Атлантику перемещаются товары более чем на полтриллиона евро, то сразу становится ясно: нагрузка на бизнес исчисляется миллиардами. Например, европейские химические компании за экспорт своей продукции в США перечислили в американскую казну в виде пошлин в  2010 году 700 миллионов евро. В свою очередь американские химические компании  заплатили в Европе порядка 1 миллиарда евро. 

Оценки позитивного влияния трансатлантической интеграции на экономику противоречивы. Официальные представители США и ЕС называют различные цифры ожидаемого прироста ВВП и экспорта обеих сторон, рост занятости, снижение бюджетных дефицитов.  Так, мировые СМИ часто приводят цифры, оглашенные премьер-министром Великобритании Дэвидом Кемероном. На последней встрече «восьмерки»  он заявил, что соглашение о зоне свободной торговли  даст Евросоюзу через несколько лет прирост ВВП  в размере 100 млрд. фунтов стерлингов (около 157 млрд. долларов), США — в 80 млрд. фунтов, а остальному миру — в 85 млрд.         По оценкам Торговой палаты США, упразднение трансатлантических тарифов в течение пяти лет обеспечит рост оборота между США и ЕС более чем на 120 млрд. долларов. Председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу заявил, что заключение договора позволит увеличить валовой внутренний продукт ЕС на полпроцента. "Это означает многие миллиарды евро в год и создание десятков тысяч новых рабочих мест", - подчеркнул  глава "европейского правительства".

             Конечно, цели сторон  имеют не чисто экономические цели. Соглашение о зоне свободной торговли должно в целом укрепить позиции дряхлеющей западной цивилизации перед натиском стран, находящихся за пределами зоны «золотого миллиарда». Речь идет, в первую очередь о Китае, странах БРИКС, некоторых других государствах  с развивающимися экономиками.  Европейцев эти геополитические цели волнуют меньше, а вот для США – «старшего брата» - эти цели находятся на первом месте. Президент США Барак Обама уже несколько раз в разных вариантах повторял, что соглашение между США и ЕС не только откроет более широкий доступ американским компаниям на европейский рынок, простимулирует экспорт, увеличит занятость населения и благоприятно повлияет на бюджетный дефицит, но и изменит стратегические отношения США с Азией. Впрочем, политические цели трансатлантической торговой интеграции Вашингтон предпочитает не выпячивать.

 

Скептики и противники ЗСТ

 

Не у всех политиков, бизнесменов и экспертов отношение к планируемому соглашению восторженное и даже позитивное.

Во-первых, по обе стороны Атлантики имеются скептики. Они не отрицают некоторого позитивного эффекта интеграции на экономику США и ЕС. Но считают оглашаемые цифры ожидаемого прироста торговли, ВВП, занятости завышенными. Даже если не брать под сомнение обнародованные оценки, этих приростов  явно недостаточно для того, чтобы вытянуть экономику «золотого миллиарда» из ямы затянувшегося кризиса.

Во-вторых, в Европе есть силы, которые опасаются соглашения о свободной торговле с США. Речь идет о тех политиках и общественных деятелях, которые в целом не желают усиления позиций «старшего брата».   После второй мировой войны Вашингтон поставил под свой контроль военную политику и вооруженные силы Западной Европы, используя для этого механизмы атлантического военно-политического блока НАТО. Политическая оппозиция в Европе рассматривает трансатлантическое соглашение о свободной торговле как «экономическую» версию НАТО,  такое соглашение окончательно лишит Европу суверенитета. Для переговоров с США, как считают оппозиционные европейские политики, выбран самый неудачный момент. Европейский союз переживает кризис (долговой, бюджетный экономический), в этих условиях Вашингтону будет легче добиваться односторонних преимуществ в ходе переговоров.

Многие СМИ  достаточно упрощенно представляют будущее соглашение. Мол, сторонам надо будет лишь договориться о полной отмене всех импортных пошлин, обеспечив абсолютно свободную циркуляцию товаров и услуг в трансатлантическом экономическом пространстве. Но при этом остаются многочисленные нетарифные инструменты защиты рынков и средства поддержки экспортеров. Это: экологические и социальные стандарты, бюджетные субсидии, налоги (налоговые льготы и налоги, выполняющие функции импортных пошлин), условия доступа к кредитным ресурсам и т.п.  

В мировой экономике позиции отдельных стран на международных рынках в первую очередь определяются возможностями их «печатных станков», т.е. центральных банков, выполняющих функции эмиссионных центров. В рамках «экономической» организации НАТО у Вашингтона будет такое оружие, как Федеральная резервная система. При всех ее слабостях и недостатках она имеет больший потенциал, чем Европейский центральный банк.

В европейских СМИ  довольно часто упоминается такая угроза, как окончательный захват европейского рынка киноиндустрии американским Голливудом. Весьма скептически в Европе к готовящемуся соглашению относятся  защитники прав потребителей, а также экологи.  Депутат европарламента от французской партии "зеленых" Янник Жадо предупреждает о тех товарах, которые могут хлынуть из США в Европу: "Мы не желаем генетически модифицированных продуктов питания, выращенную на гармонах говядину, дезинфицированное хлором мясо". В вопросе о критериях безопасности, которым должны отвечать продукты питания, представления европейцев и американцев существенно расходятся.

В-третьих, крайне настороженно к планам Вашингтона и Брюсселя по созданию трансатлантической зоны свободной торговли относятся страны, которые окажутся за ее  пределами.  В случае реализации планов на  указанную зону будет  приходиться примерно 50% мирового ВВП (помимо США и стран ЕС в нее также войдут Канада и Мексика, которые сейчас являются членами Североамериканской зоны свободной торговли). Скорее всего, к новой интеграционной группировке присоединятся также Австралия и Новая Зеландия. Таким образом, трансатлантическая зона свободной торговли будет полностью совпадать с зоной обитания «золотого миллиарда». Произойдет торгово-экономическая консолидация «золотого миллиарда», которая неизбежно осложнит возможности экономического развития всех «внешних» стран – Китая, других стран БРИКС, Японии. От предложений России создать «единое экономическое пространство» от Лиссабона до Владивостока наши европейские «друзья» вежливо отказались. Да и о чем говорить с Россией, если она уже столько лет говорит о евразийской торгово-экономической интеграции с участием стран ближнего зарубежья, а воз и ныне там?

 

Шпионский скандал.

 

Лишь только было принято решение о дате начала переговоров по созданию ЗСТ, как начался известный «шпионский скандал», связанный с именем  Эдварда Сноудена,  работавшего в течение ряда лет со спецслужбами США. Им были обнародованы  данные о  сборе американскими спецслужбами (Центральным разведывательным управлением, Агентством национальной безопасности США) информации о гражданах других стран. В первую очередь, о гражданах стран, входящих в Европейский союз

Изначально Вашингтон утверждал, что прослушивание телефонных разговоров и слежка за онлайн-перепиской велась в отношении лишь рядовых иностранцев и только с целью предупреждения террористических актов. Однако оказалось, что американцы лукавят - под такую «антитеррористическую проверку»  подпадали и высокие чиновники ЕС и отдельных стран, входящих в ЕС.

Слежка велась всего за 38 объектами — в том числе, штаб-квартирой Евросовета в Брюсселе, дипмиссиями ЕС и посольствами ряда европейских стран в США. Среди них — представительства Франции, Греции, Италии. Более всего американские спецслужбы интересовались французами и немцами: ежедневно они отслеживали около 2 млн. французских и 15 млн. немецких звонков.

Объяснений от Вашингтона уже потребовали официальные Париж и Берлин. А глава Европарламента Мартин Шульц заявил, что если информация подтвердится, это «нанесет серьезный ущерб отношениям Европейского союза и США». Главная же угроза, по заявлению представителя ЕС по вопросам юстиции Вивиан Рединг, нависла над переговорами по заключению договора о создании зоны свободной торговли между ЕС и США. По ее словам, «партнеры друг за другом не шпионят».

 

Шпионаж против «союзников» как норма «цивилизованного мира».

Как говорится: «Ничто не ново под луной». И нынешний «шпионский скандал» - лишь одна из иллюстраций того, что в «цивилизованном мире» давно уже стало нормой. Достаточно вспомнить периодически возникавшие утечки информации о функционировании технической разведывательной системы «Эшелон». Она была создана на основе  секретного пакта, заключенного между разведслужбами США, Великобритании, Австралии, Канады и Новой Зеландии.  «Эшелон» - самая крупная в мире система прослушивания и перехвата телефонных разговоров, факсов и электронной почты, способная улавливать до 100 миллионов переговоров в месяц. Инициатором подписания пакта и создания этой системы выступило Агентство национальной безопасности США. Станции перехвата расположены по всему миру — на американских военных базах в Германии, в Тихом океане и в Гонконге. На территории Англии расположены перехватывающие и транзитные станции.

Обработка перехваченной информации осуществляется по принципу ключевых слов. При необходимости подпрограмме, которая называется «Словарь», задается необходимое ключевое слово, например «микропроцессор», и начинается поиск по всему накопленному банку данных перехваченных телефонных переговоров, факсов и сообщений электронной почты. После останется только прослушать, кто, кому и по какому поводу говорил это слово. По оценке независимых западных экспертов, в более чем 80 процентах случаев результаты этой деятельности используются для промышленного шпионажа.  «Эшелон» - система информационного слежения за всем миром в интересах даже не всего «золотого миллиарда», а лишь так называемого «англосаксонского сообщества». Для этого сообщества все европейцы (кроме англичан) – объекты наблюдения и конкуренты. Вот лишь один пример. В 1995 году в прессу просочилась информация о том, что АНБ с помощью системы «Эшелон» перехватывало все факсы и телефонные звонки между европейским консорциумом «Airbus» и Саудовской национальной авиакомпанией. В результате этого были получены сведения о том, что сотрудники «Airbus» предлагали саудитам за заключение б-миллиардного контракта значительные суммы в качестве взятки. АНБ передало данную информацию правительственным чиновникам США, которые сумели убедить своих коллег в Саудовской Аравии отдать 6-миллиардный контракт «Боингу» и «МакДоннел Дуглас К».

Известный немецкий специалист в области разведки и шпионажа Кай Хиршман  опубликовал в 2004 году в Германии книгу «Секретные службы», в  которой немалое внимание уделил вопросам экономической разведки[i].  Ключевые положения его книги сводятся к следующему. 

Во-первых, после окончания «холодной» войны деятельность западных  спецслужб переориентировалась на  экономические вопросы, приоритетным направлением разведки стало экономическое.  Борьба с терроризмом - также важное направление разведывательной деятельности государственных спецслужб, но по значимости и масштабам операций оно значительно уступает экономической разведке. Так, еще в 90-е годы прошлого века Роберт М. Гейтс (бывший директор ЦРУ США) заявил, что запросы на экономические материалы из ЦРУ превышают по своему количеству все остальные. И почти половина всех заданий разведке, поступающих из 20 главных государственных учреждений, - «экономические по своему характеру».

Во-вторых, экономическая разведка западных спецслужб дополняет экономический и промышленный шпионаж частных корпораций. В конечном счете, западные спецслужбы также работают на интересы частного бизнеса, но между  государственными и корпоративными службами разведки существует определенное «разделение труда».  Государственные спецслужбы ведут наблюдение за такими объектами, как министерства, ведомства, международные организации, посольства и торговые представительства. Цель такого наблюдения – добывание информации о планируемых изменениях экономической, финансовой, торговой и промышленной политики соответствующих государств. Их интересует также информация о подготовленных позициях делегаций  государств на международных переговорах по торгово-экономическим и финансовым вопросам, о противоречиях  стран, входящих в различные экономические блоки и союзы, о тайных соглашениях стран (идущих в разрез с действующими международными договорами и соглашениями) и т.п. Конечно, государственные спецслужбы занимаются и промышленным шпионажем, но в основном он ограничивается технологиями военного характера.  Государственные разведки работают также по заказам и «наводкам» крупных корпораций. Особенно, когда речь идет о необходимости добиться победы в различных зарубежных тендерах, при получении крупных заказов в других странах.

В-третьих, западные разведки работают не только против тех  государств, которые не относятся к союзникам стран «золотого миллиарда» или напрямую объявлены врагами этих стран  (типа Северной Кореи, Кубы, Ирана). Они работают и против тех государств, которые считаются их союзниками. Иначе говоря, в зоне «золотого миллиарда» идет «перекрестное» слежения «союзников» друг за другом. И это неизбежно, учитывая, что никто не отменял конкурентную борьбу между государствами и компаниями, находящимися под «зонтиками» соответствующих государств.

В-четвертых, значительная часть информации по линии  разведки вообще и экономической разведки в частности стала в современных условиях добываться без применения агентурных методов. Возрастает роль технических средств: прослушивание телефонных разговоров, установка «жучков» в помещениях, автомобилях, на факсовых аппаратах, перехват сигналов на кабельных линиях, хищение информации из компьютеров и серверов, обработка с помощью компьютеров больших массивов информации из интернета, подключение к сетям электронной почты связи по «скайпу» и т.п.

Резюмируя основные положения книги Кая Хиршмана, можно привести следующую цитату из нее:  «Все государства уже давно с целью получения экономических преимуществ поручают своим спецслужбам ведение экономического шпионажа. В этом наши "друзья” с Запада ни в чем не отличаются от наших бывших "врагов” с Востока. США исходят из того, что против американской экономики регулярный шпионаж ведут разведки 23 стран, в том числе - все важные европейские державы. Но в международном масштабе ведущую роль в экономическом шпионаже играют сами США. Уже упоминавшийся нами бывший директор ЦРУ Вулси в другой своей речи - на сей раз в "Центре стратегических и международных исследований (Center for Strategic and International Studies) в июле 1994 года сказал: "Я иногда улыбаюсь, читая в газете, как некоторые предприятия заявляют, будто им не нужна никакая помощь со стороны разведок. Для некоторых из них мы уже спасали по-настоящему большие контракты”. Это верно, если присмотреться к таким делам повнимательнее. И так же, как национальные разведки по поручению своих правительств копаются в экономических секретах на иностранной территории, то, само собой разумеется, они вполне справедливо исходят из того, что и на их собственной земле тем же самым занимаются спецслужбы дружественных и недружественных государств».

Перспективы переговоров по ЗСТ в свете «шпионского скандала».

Заметим, что книга К. Хиршмана писалась примерно десять лет назад, а высказыванию Вулси скоро будет двадцать лет.  Уже тогда «перекрестная» экономическая разведка в зоне «золотого миллиарда» считалась нормой. Поэтому начавшийся летом 2013 года скандал по поводу разведывательной деятельности американских спецслужб против их европейских союзников для специалистов ничего нового не привнес.  Просто раньше все разборки по поводу периодически раскрывавшихся случаев незаконного сбора информации проводились за закрытыми дверями. Как говорится, никто не «выносил сор из избы».  Сегодня   разборка по поводу шпионажа в «благородном семействе» стала достоянием мировой общественности.

Несмотря на многочисленные проявления благородного гнева   европейских чиновников из Брюсселя и политических деятелей отдельных стран ЕС, фундаментальных изменений в отношениях между США и Европой ожидать не стоит. Не стоит, в частности, полагать, что запланированные в Вашингтоне на 8 июля с.г. переговоры о создании трансатлантической зоны свободной торговли будут отменены. В лучшем случае они могут быть отложены на неделю-другую для того, что европейцы могли немного «остыть». Такую двухнедельную отсрочку, в частности, предложили первые лица Франции (их высказывания по поводу шпионского скандала отличаются особой жесткостью).  Во всей этой истории особенно была унижена Германия: большая часть прослушиваний и перехватов электронной почты и факсов Агентством национальной безопасности США пришлась именно на Германию. С одной стороны, это демонстрирует то, что Германия представляет для США наибольшую экономическую угрозу. С другой стороны, это свидетельствует, что Германия   со времен окончания второй мировой войны воспринимается Вашингтоном не как союзник, а как вассал. А. Меркель с самого начала дала понять, что она не собирается отказываться от переговоров или даже переносить их дату. В некоторых публикациях по теме данного скандала присутствует конспирологический оттенок. Делается намек на то, что обнародование Сноуденом данных об американском шпионаже против европейцев было специально задумано противниками создания «экономической» организации НАТО.  С целью не допустить создания трансатлантической зоны свободной торговли или, по крайне мере, затормозить процесс переговоров. Впрочем, после этой истории европейцы действительно получили на руки козырные карты, что позволит им добиться максимально выгодных условий соглашения. Вместе с тем, круг вопросов на переговорах крайне широк. Никто не ожидает, что соглашение будет подписано даже через год. Скорее всего, для «утряски» всех вопросов потребуется не менее двух лет. Особенно серьезным тормозом является то, что любой вопрос европейской стороне придется согласовывать со всеми 27 членами Европейского союза. А за это время может произойти немало других скандалов и событий (например, вторая «волна» мирового финансового кризиса), которые либо ускорят, либо, наоборот затормозят переговорный процесс. А также  могут повлиять на  соотношение сил  договаривающихся сторон. 

В.Ю. Катасонов, проф., д.э.н., председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова



[i] Kai Hirschmann "Geheimdienste”, Reihe "Wissen 3000”, Europaeische Verlagsanstalt/ Sabine Groenewold Verlage, Hamburg 2004

http://www.za-nauku.ru//index.php?option=com_content&task=view&id=7286&Itemid=35

Категория: Русская Мысль. Современность | Добавил: rys-arhipelag (12.07.2013)
Просмотров: 525 | Рейтинг: 0.0/0