Антология Русской Мысли [533] |
Собор [345] |
Документы [12] |
Русская Мысль. Современность [783] |
Страницы истории [358] |
Многое из происходящего сегодня объясняется защитной реакцией на десятилетнее попрание либерал-радикала В этом смысле актуальны исследования русского философа Ивана Александровича Ильина,
который ещё в конце сороковых годов ХХ века описал объективные
тенденции переходного периода – после неизбежного распада
коммунистическог И.А. Ильин в книге «Наши задачи» предупреждал о гибельности демократических соблазнов после падения коммунистическог Таково
неизбежное состояние России после десятилетий коммунистической
диктатуры. Ильин предвидел, что в этих условиях явятся силы, которые
попытаются использовать политическую инфантильность общества и увлечь его болотными огнями псевдодемократии: «И
в этот момент им предложат: 1. "Демократическую свободу”; 2. "Право
всяческого самоопределения” и 3. "Доктрину народного суверенитета”. Кто
же будет отвечать за неизбежные последствия этого?.. Лозунг "демократия
немедленно и во что бы то ни стало” один раз привёл уже в России к
тоталитарной диктатуре. Он грозит такой же диктатурой и впредь, но уже антикоммунистиче И.А. Ильин предсказал многое. Какой выход видел философ в этой ситуации? «И
вот когда после падения большевиков мировая пропаганда бросит во
всероссийский хаос лозунг: "Народы бывшей России, расчленяйтесь!” – то откроются две возможности: или внутри России встанет русская национальная диктатура,
которая возьмёт в свои крепкие руки "бразды правления”, погасит этот
гибельный лозунг и поведёт Россию к единству, пресекая все и всякие
сепаратистские движения в стране; или же такая диктатура не сложится, и в
стране начнётся не представимый хаос передвижений, возвращений,
отмщений, погромов, развала транспорта, безработицы, голода, холода и
безвластия. Тогда Россия будет охвачена анархией и выдаст себя
с головой своим национальным, военным, политическим и вероисповедным
врагам… Пройдут годы национального опамятования, оседания, успокоения,
уразумения, осведомления, восстановления элементарного правосознания,
возврата к частной собственности, к началам чести и честности, к личной
ответственности и лояльности, к чувству собственного достоинства, к
неподкупности и самостоятельной мысли, – прежде чем русский народ будет в состоянии произвести осмысленные и непогибельные политические выборы. А до тех пор его может повести только национальная, патриотическая, отнюдь не тоталитарная, но авторитарная – воспитующая и возрождающая – диктатура… После большевиков Россию может спасти – или величайшая государственная дисциплинированн Современное сознание пугает слово «диктатура», но Ильин выдвигает понятие «национальная, демократическая диктатура», которое обретает глубокий и актуальный для нас смысл: «Многие думают: … или тоталитарная диктатура – или формальная демократия. А между тем в самой этой формулировке уже указываются новые исходы: 1. Диктатура, но не тоталитарная, не коммунистическая Очевидно, что ельцинский режим девяностых годов сочетал признаки как раз противоположные – худшее из диктатуры и карикатурное из демократии. Это диктатура именно демагогическая, сулящая и развращающая, угасающая свободу, а не приучающая к подлинной свободе; демократия же сегодня – только формальная, арифметическая, прессующая массовые недоразумения и частные вожделения, безразличная к внутренней свободе человека. Какова миссия национальной диктатуры? «Только
такая диктатура и может спасти Россию от анархии и затяжных гражданских
войн. Чтобы приучить людей к свободам, надо давать их столько, сколько
они в состоянии принять и жизненно наполнить, не погубляя себя и своего государства; безмерная и непосильная свобода всегда была и всегда будет – сущим
ядом. Чтобы пробудить правосознание в народе, надо воззвать к его
чести, оградить его от погромных эксцессов властными запретами и
предоставить на усмотрение народа не более того, чем сколько он сумеет
поднять и понести, не погубляя себя и своего государства.
Безмерные полномочия никогда не приводили к добру, а только вызывали
политическое опьянение и разнуздание страстей. И ныне ни одна
государственная конституция не предоставляет ни одному народу таких
полномочий… Чтобы приучить людей к государственно-в На что может опираться национальная диктатура? Чего она требует от национального лидера? «Сократить период самочинной мести, бесчинной расправы и соответствующего нового разрушения – сможет только национальная диктатура, опирающаяся не верные войсковые части и быстро выделяющая из народа наверх кадры трезвых и честных патриотов… Диктатору, спасающему страну от хаоса, необходимы: воля, сдерживаемая чувством ответственности, грозное импонирование и всяческое мужество, военное и гражданское… Сущность диктатуры в кратчайшем решении и в полновластии решающего. Для этого необходима одна, личная и сильная воля. Диктатура есть по существу своему учреждение военно-образное: это есть своего рода политическое полководчество, требующее глазомера, быстроты, приказа и повиновения… Никакой коллегиальный орган не овладеет хаосом, ибо он сам по себе уже заключает начало распада… В час опасности, беды, смятения и необходимости мгновенных решений-приказов – коллегиальная диктатура есть последняя из нелепостей… Диктатура имеет прямое историческое призвание – остановить разложение, загородить дорогу хаосу, прервать политический, хозяйственный и моральный распад страны. И вот есть в истории такие периоды, когда бояться единоличной диктатуры, значит тянуть к хаосу и содействовать разложению… Во главе становится единоличный диктатор, делающий ставку на духовную силу и на качество спасаемого им народа… Эту ставку на свободную и благую силу русского народа должен сделать будущий диктатор. При этом качеству и таланту должна быть открыта дорога вверх с самого низа. Необходимый отбор людей должен определяться не классом, не сословием, не богатством, не пронырливостью, не закулисными нашёптами или интригами и не навязыванием со стороны иностранцев, – а качеством человека: умом, честностью, верностью, творческой способностью и волею. России нужны люди совестливые и храбрые, а не партийные выдвиженцы и не наймиты иноземцев… Итак, национальный диктатор должен будет: 1. Сократить и остановить хаос; 2. Немедленно начать качественный отбор людей; 3. Наладить трудовой и производственный порядок; 4. Если нужно будет, оборонить Россию от врагов и расхитителей; 5. Поставить Россию на ту дорогу, которая ведёт к свободе, к росту правосознания, к государственному самоуправлению, величию и расцвету национальной культуры». Сверхзадача подлинного национального лидера – духовная: пробудить творческие силы народа и создать условия для их оформления в органичные для России политические институты. «Политика имеет задания: властно внушаемая солидаризация народа, авторитетное воспитание личного, свободного правосознания. Оборона страны и духовный расцвет культуры; созидание национального будущего через учёт национального прошлого, собранного в национальном настоящем… Современный русский политик начертит нам строй, в котором лучшие и священные основы монархии впитают в себя всё здоровое и сильное, чем держится республиканское правосознание. Он начертит нам строй, в котором естественные и драгоценные основы истинной аристократии окажутся насыщенными тем здоровым духом, которым держатся подлинные демократии. Единовластие примирится с множеством самостоятельных изволений; сильная власть сочетается с творческой свободой; личность добровольно и искренно подчинится сверхличным целям и единый народ найдёт своего личного главу, чтобы связаться с ним доверием и преданностью. И всё это должно совершиться в вековечных традициях русского народа и русского государства. И притом – не в виде "реакции»”, а в формах творческой новизны. Это будет новый русский строй, новая государственная Россия». Всё это может показаться утопичным, но при более глубоком осмыслении, оказывается ближе к реальности, чем многое из ныне происходящего. То, к чему призывает Ильин, конечно, идеал. Но этот сверхидеал способен подвигнуть народ на спасающее сверхусилие. Мы видим, что отечественный философ провидел происходящее и предвидел грядущее. Но напрасно было бы искать у него панацею. Это не рецепты спасения, а ясный анализ ситуации и чёткие формулировки наших задач. Как и должно быть, это ставит больше вопросов, но, главное, побуждает к творческой борьбе за спасение своего отечества. | |
| |
Просмотров: 510 | |