Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Понедельник, 25.11.2024, 06:34
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4123

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей


Владимир Полеванов: «Дальний Восток – регион номер один для России»

Владимир Полеванов принадлежит к тем неординарным личностям, которые с достоинством переносят наветы и хулу, терпеливо дожидаясь, когда время все расставит по своим местам. В 1994 году, разжалованный президентом Ельциным с постов вице-премьера и председателя Госкомимущества за то, что отказался соблюдать принятые в ельцинском окружении правила игры и посмел свое суждение иметь, он сказал в интервью автору этих строк: «Я выступил преждевременно, но не зря».

Спустя 10 лет проверка Счетной палаты, проведенная под началом Сергея Степашина, повторно выявила огромные масштабы нарушений во время приватизации и подтвердила правоту доклада Полеванова, который он направил тогдашнему главе правительства Виктору Черномырдину.

Отторгнутый властной элитой, Владимир Полеванов не пал духом, занялся активной общественной деятельностью, научными изысканиями и бизнесом. Суровая жизнь геолога на Дальнем Востоке сформировала его характер, научила держать удар. Времени для такой учебы было предостаточно: и во время работы в геологических партиях, и тогда, когда он защищал, находя меткие ответы недоброжелателям, докторскую диссертацию, и когда пришлось рулить округом и принимать нетрадиционные решения…

Теперь, когда на Дальнем Востоке начинаются крупные перемены, разрабатывается стратегия социально-экономического развития региона, вносятся изменения в федеральную целевую программу, выделяются дополнительные финансовые средства и рассматриваются новые проекты, мы решили поинтересоваться у академика РАЕН, доктора геолого-минералогических наук Владимира Павловича Полеванова его видением будущего родного края.

Казалось бы, пришло время вспомнить некоторые идеи опального вице-премьера 1990-х годов. Однако наш собеседник не настроен столь оптимистично. Возможно, некоторые его оценки дальневосточного региона покажутся кому-то острыми, преувеличенными, а предложения – поспешными и неуместными. Но кто знает, что ответит нам история лет эдак через десять?

- Дальним Востоком в постсоветское время никто серьезно не занимался. В советский же период для этого региона делали много. Построили БАМ, правда, со второй попытки - первая пришлась на довоенное время, потом уже проложенные рельсы перебросили под Сталинград, чтобы обеспечить сосредоточение там резервных армий.

Почему в то время ехали на Дальний Восток? По многим причинам. Прежде всего, была разработана система льгот. Люди получали северные надбавки к окладам, поддерживался хороший уровень снабжения. «На материке» в периферийных магазинах практически ничего не было, а здесь кое-что имелось: шпроты, сок «Манго», копченая колбаса, часто «выбрасывали» цитрусовые… К тому же дальневосточники имели возможность долевого участия в кооперативном строительстве на материке.

Развитию Дальнего Востока придавалось большое значение. Его выделяли отдельной строкой в решениях партийных съездов, после чего утвержденные показатели попадали в документы Госплана. На высоком уровне поддерживалась обороноспособность. В систему обороны были вложены огромные деньги. И сейчас на расстоянии 300 километров встречаешь там хорошо сохранившиеся бетонированные дзоты. Эти долговременные укрепления должны были на несколько суток удержать границу на случай войны с неприятелем, который в нескольких местах сосредотачивал войска для броска на российскую территорию.

Военные заказы на Дальнем Востоке выполнялись в полном объеме. Тихоокеанский флот ни в чем не испытывал нужды. Советская авиация отслеживала все передвижения американского военного флота на Тихом океане.

И, пожалуй, самое главное: регион постоянно присутствовал в общественном сознании. Творческая интеллигенция активно разрабатывала дальневосточные сюжеты, в своих произведениях искала пути решения тамошних проблем... Существовала еще романтика молодежных строек, испытания характеров в суровых и непривычных условиях. «На ближний, на далекий, на Дальний Восток!» - таковы были устремления не одного поколения.

Но все это в прошлом. Вплоть до последнего времени средства массовых коммуникаций словно забыли о существовании этого огромного и удивительного края России. Оказывается, на протяжении многих лет можно было говорить о чем угодно, обсуждать какие-то надуманные темы и в упор не замечать, как приходит в запустение огромный регион нашей страны, от благополучия которого зависит его будущность!

- Однако с недавних пор о заброшенном всеми крае заговорили с экранов телевизоров, стали писать газеты. Сейчас власти бьются над решением трудноразрешимой головоломки: как в условиях, когда коренное население региона непрерывно убывает, сохранить этот регион за Россией? Смогут ли удержать его оставшиеся здесь шесть миллионов наших соотечественников, если жителей только северного Китая, как заметил полномочный представитель президента РФ в ДФО Камиль Исхаков, в 16 раз больше? Теперь уже каждый десятый проживающий в Дальневосточном федеральном округе – китаец!
Одни видят выход в миграции населения на Дальний Восток из других регионов России, другие – в переселении сюда русскоязычных жителей стран СНГ, третьи готовы смириться с наплывом китайского населения и признать факт «новой этнической общности»… А в чем видите выход вы?

- На мой взгляд, необходимо, прежде всего, экономическими методами стимулировать приток российских граждан на Дальний Восток. Подобно тому, как стимулируется рождение второго ребенка. Выделять многолетний сверхльготный кредит. Наделять их бесплатной землей, как это было во времена Столыпина. Земля там хорошая, особенно в Амурской области. Необходимо обеспечить бесплатный переезд всей семьи и перевоз имущества.

В начале XX века, когда в Центральной России и Малороссии остро стоял вопрос с землей, крестьяне, имевшие по две-три десятины земли и уставшие бороться с нищетой, переселялись в восточные регионы целыми деревнями. Тогда за четыре года благодаря предоставленным правительством льготам на Дальний Восток переселилось около трехсот тысяч человек. Вот почему я считаю экономические меры первоочередными в обеспечении миграции славянского населения в этот регион.

Во-вторых, необходима жесткая политика по ограничению китайского проникновения на российскую территорию. Кстати, мне удавалось ее проводить в бытность губернатором Амурской области.

Была разработана операция, которая получила название "Заслон”. Правда, она несколько нарушала существующее федеральное законодательство, но оно в то время практически не соблюдалось. Согласно закону, за всякое нарушение паспортного режима можно было накладывать штраф до одной тысячи рублей. Я же разрешил органам внутренних дел штрафовать нарушителей на 50 тысяч рублей. Из них 80 процентов шли милиции, причем 50 процентов – тому самому наряду, который такого нарушителя выявил. 20 процентов этих средств отходили в областной бюджет.
Я считаю, что милиция занималась своим непосредственным делом: не бабуль с укропом гоняла, а обеспечивала соблюдение паспортного режима. Она честно зарабатывала свои деньги.

Затем, когда депортация незаконных мигрантов стала стоить 200-300 долларов (не у всех нарушителей были такие деньги, но я не собирался их депортировать за деньги областного бюджета), пришлось создавать трудовые армии. Китайцы, грузины, мои земляки украинцы и другие иностранцы, незаконно прибывающие на территории региона, трудились, чтобы заработать деньги себе на выезд.

Чтобы работники милиции не позволяли самоправных действий, я каждую неделю посещал их офицерское собрание. Когда прокурор опротестовывал наши действия, я издавал следующее распоряжение, повышая сумму штрафа с учетом инфляции.
В результате порядок в области был восстановлен, около 20 тысяч незаконных мигрантов депортированы, а область заработала приличную сумму денег.

- Когда вы встретились с президентом Ельциным в 1993 году, вы говорили ему о необходимости таких действий?

- Да, я говорил президенту об этом, мои действия были им одобрены. Но потом он стал не совсем здоров, «работал над документами» и т. д.
Что касается иностранного влияния на экономику и политическую жизнь… В Объединенных Арабских Эмиратах собственно жители этой страны составляют не более 30 процентов ее населения. Однако именно они занимают все ключевые посты. Ни одна иностранная фирма по закону не имеет права владеть контрольным пакетом акций какой-нибудь национальной корпорации.

- Вы считаете, что именно от центральных властей зависит наведение порядка в такой деликатной сфере, как миграция?

- Не только от них, немало зависит и от региональных властей. Я убедился в этом, работая губернатором Амурской области. Дело дошло до того, что наши гости стали избегать нарушать распоряжения губернатора, потому что знали о последствиях и не сомневались, что все эти нарушения будут выявлены. Так что милиция вскоре стала жаловаться, что у нее иссяк этот источник доходов.

- Но этот опыт после вашего отъезда из Амурской области не получил распространения на Дальнем Востоке. Зато теперь в ходу другая практика: варварские рубки леса, которые ведутся, как на обширных лесных массивах, получаемых китайцами в аренду, так и за их пределами, фактически разоряют тайгу. К тому же наши гости истребляют диких животных, стимулируют массовое браконьерство. Губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев признает, что почти половина леса, заготавливаемого в крае, вырубается браконьерами. Из России в массовом порядке вывозится кругляк. Дальневосточные экологи с возмущением отмечают, что в тайге трудно стало найти медвежьи тропы, зато через границу в соседнее государство отечественные браконьеры сплавляют медвежьи лапы и желчь, кабарожью струю, панты и хвосты изюбрей и многое другое, что пользуется там спросом…

- На мой взгляд, вся так называемая аренда – ни что иное, как хищнический вывоз леса в Китай. Коррумпированное чиновничество просто закрывает глаза на уничтожение собственной страны. Поэтому я бы предложил все эти "аренды” ликвидировать и обеспечить соблюдение российских законов. Полезно было бы провести несколько показательных судебных процессов по уголовным делам, возбужденным против лиц, которые нанесли ущерб собственному государству.

Необходимо свести на нет вывоз крупных партий кругляка в Китай. Ведь мы теряем на этом до 95 процентов прибыли. Зато создаем прибыль для других стран.
Политика пресечения браконьерства в отношении диких животных потребует создания специальных военизированных формирований – егерского спецназа. Их не должно быть слишком много, но они должны наводить порядок в тайге.

- Вас не обвинят в нагнетании милитаризма?

- Но ведь МЧС имеет свои войска, и об этом факте мало кто задумывается. А сохранение леса – не менее важная задача.
Одно легкое Земли – это джунгли Амазонки и Африки, а второе легкое – тайга от Канады до России. Вот почему уничтожение тайги является ни чем иным, как уничтожением запаса кислорода планеты Земля.

- Владимир Павлович, вы – доктор геолого-минералогических наук, хорошо знаете ситуацию с природными ресурсами на Дальнем Востоке. Как вы считаете, какие запасы сейчас наиболее рационально разрабатывать?

- Прежде всего, это сахалинские нефть и газ. Но вначале их нужно взять под полный контроль государства. Далее – олово в Якутии и Приморье. Дальневосточный бурый уголь может быть использован в местной промышленности. Практически уголь есть в каждой области. Дальний Восток всегда себя обеспечивал им. Поэтому завозить уголь – это идиотизм и провокация, если не сказать большее. Со временем на базе местных руд в Амурской области и Якутии надо будет создавать металлургическую промышленность.
На Дальнем Востоке сосредоточены огромные запасы золота, серебра, алмазов, вольфрама, свинца, цинка… Привлечение средств для освоения природных ресурсов региона должно стать одним из важнейших направлений социально-экономической политики.

Единственное, чего не имел Советский Союз, - так это бокситов. Хотя и эту проблему можно решить, завозя их из Австралии и Новой Каледонии, построив предприятия по их переработке на побережье Приморского края.

- Предполагается, что реализация ключевых проектов по развитию Дальнего Востока должна основываться на принципе «государственно-частного партнерства». Как, на ваш взгляд, можно привлечь частные корпорации к вложению инвестиций в развитие экономики и инфраструктуры региона?

- Российские компании получили собственность с грубейшими нарушениями закона. 90 процентов того, чем они владеют, - это краденое. Поэтому практически любой наш олигарх работает постольку, поскольку ему разрешает государство. Следовательно, у государства большие возможности повлиять на олигархов, заставив их вкладывать деньги в развитие ключевых регионов. А Дальний Восток – это регион номер один для России.

Скажем, если Чечня выйдет из состава России, потери, несомненно, будут. Но они несопоставимы с теми, если бы Россия потеряла Дальний Восток. Чечня занимает мизерную территорию, не имеющую полезных ископаемых. А Дальний Восток занимает почти 8 млн. квадратных километров – это территория, равная почти всей Западной Европе. Здесь сосредоточено гигантское количество природных ресурсов.

Я почему создавал космодром «Свободный» (на его базе сейчас предлагается развернуть Свободненский дальневосточный космический кластер с применением нанотехнологий), убеждая Ельцина перестать тратить деньги на Байконур и не возлагать больших надежд на Плесецк, откуда можно было запускать только спутники? Если была бы сделана ставка на развитие этого космодрома, это стало бы отправной точкой для развития высокотехноличных отраслей, в том числе автомобильной промышленности. Под боком находятся Япония и Южная Корея, с которыми можно было бы создать совместные предприятия в области машиностроения. Тем более что на Дальнем Востоке есть автомобилестроительные заводы. Кстати, такие переговоры я уже начал вести, и если бы еще немного задержался в этом регионе, то мы со своими зарубежными партнерами договорились бы.

Самым развивающимся регионом в XXI веке станет Юго-Восточная Азия: Китай, Япония, Филиппины, Таиланд, Сингапур, Малайзия, Южная Корея…
Поэтому нужно раз и навсегда покончить с проблемой Южных Курил. Не дай Бог, если мы их отдадим! Мы тогда потеряем богатейшие ресурсы, биологические акватории и Охотское море – почти внутреннее море России. Это станет нашей общенациональной бедой. Убежден: Владивосток должен стать важнейшим центром России и развития всего Тихоокеанского региона.

Вот мы регулярно, из года в год, проводим Санкт-Петербургские научные форумы. Но ведь подобные форумы давно уже надо было проводить и во Владивостоке.

- В советское время, помнится, такие форумы проводились.

- Да, но они имели научный характер. А в данном случае им необходимо придать политическую и экономическую направленность. Они должны быть ориентированы на Юго-Восточную Азию. В составе этого форума мне видится Россия, Китай, Корея, Япония, Сингапур, Филиппины, Малайзия. Они совместно должны решать проблемы борьбы с ураганами, соблюдения экологии Охотского, Японского и прочих дальневосточных морей. Если бы губернатор Приморского края Сергей Дарькин выступил с инициативой о проведении такого форума, то он непременно состоялся бы.

Но самое главное в деле модернизации российского Дальнего Востока – это, конечно же, люди. За последние 15 лет край потерял 2 миллиона жителей. Поэтому любой ценой, при помощи различных экономических стимулов необходимо привлекать сюда россиян. Пока этого нет, хотя определенные подвижки, конечно же, имеются.

- Согласитесь, что задача развития Дальнего Востока осуществляется в экстремальных условиях. Недавно полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Камиль Исхаков перечислил потери, надо надеяться, восполнимые, которые перенес регион за годы экономической разрухи. Вот только некоторые из них. Прекратило существование каждое третье предприятие судостроения и судоремонта – и это в регионе, чьи морские границы составляют 25 тысяч километров! Полностью приостановлено производство судовых дизелей, прекращен выпуск уборочных комбайнов в сельхозмашиностроении. Известно также, что из 19 шахт Приморья под давлением МВФ и Всемирного банка закрыли 18, после чего этот край стал регулярно замерзать.

- А во сколько раз подскочили цены на грузы от Челябинска до Хабаровска?! Я много раз говорил Ельцину, что российскому Дальнему Востоку стало невозможно торговать с Европой, даже с Казахстаном, и куда легче торговать с Австралией… Но до сих пор непомерные железнодорожные тарифы практически изолируют этот регион от остальной России.

Сколько накопилось на Дальнем Востоке социальных проблем! Возьмем, например, проблему ветхого жилья на БАМе. Магистраль торжественно сдали, а «недоделки», то бишь жилье, так и остались. Те, кто не смог уехать, до сих пор живут в хибарах и бараках. Деньги на ремонт перестали доходить в 1990-е годы. Люди здесь просто оставлены на выживание. И это в условиях, когда возникает необходимость более эффективной эксплуатации БАМа.

- Как в этих условиях добиться выполнения инвестиционных проектов, подготовленных субъектами РФ совместно с полпредством? А они, вероятно, и станут базисом стратегии социально-экономического развития региона. Окончание строительства нефтепровода "Восточная Сибирь – Тихий Океан” и проведение полной газификации Дальнего Востока повлечет за собой строительство четырех комбинатов нефтепереработки и нефтехимии, четырех комбинатов газопереработки и газохимии. Ввод в действие только этих восьми объектов может обеспечить рост ВРП более чем на 5,7 трлн. рублей. А ведь еще планируется построить алюминиевые заводы, 5 объектов в угольной отрасли, реанимировать планы строительства по производству стали в Якутии!

- Ясно, что уже с устоявшимися за годы «реформ» подходами такие масштабные проекты мы не осилим. Чтобы с ними справиться, необходима мобилизация ресурсов всей страны. Мы должны перейти к пятилетним планам развития, особенно на Дальнем Востоке. Весь западный мир ныне живет по этим планам. Мы же выдаем как большое достижение трехлетний план. Учитывая сверхзадачи, которые стоят перед Дальним Востоком, я бы на месте президента Владимира Путина создал министерство Дальнего Востока, поручив кураторство над ним первому вице-премьеру правительства.

Итак, пятилетний план освоения Дальнего Востока, создание министерства по делам этого региона, приоритет, отдаваемый ему, при выделении ассигнований, привлечении необходимых кадров, решении законодательных вопросов – все это, вместе взятое, способно поднять Дальний Восток, сделать его образ привлекательным в глазах россиян, а уровень жизни – достойным для проживания.

Вот почему самое главное – понимание этого вопроса в Москве. Дальний Восток так и будет обречен на прозябание и вымирание, если его проблемы не станут приоритетными проблемами Центра. Но нужна еще, повторюсь, активная работа каждого губернатора на Дальнем Востоке. Ведь, как говорится, пока дитя не плачет, мать не разумеет.

Сейчас губернаторы по существу назначаются президентом. Вот и назначать нужно активных, энергичных людей. В каждый ключевой район. А там все районы ключевые. Амурская область – ключевой район по энергетике и сельскому хозяйству, Якутия – по горнодобывающей промышленности, Чукотка – по оленеводству, Магадан – по запасам золота, Хабаровский край – по рыболовству; в силу своего географического положения удобен для разработки полезных ископаемых, Камчатка – это экологический туризм и рыба, Курилы – туризм и оборонное значение. А еще морепродукты, которыми привлекателен также Сахалин. Приморский край – это связь с Юго-Восточной Азией, транспортный узел. «Владивосток» - значит «владеть Востоком».

Многие ученые и общественные деятели, например, академик РАН Дмитрий Львов доказывают, что для нас эксплуатация Северного морского пути - трансъевразийской транспортной магистрали не просто выгодна, а жизненно необходима. Действительно, давно пора на федеральном уровне, в рамках государственной программы решить вопрос о переброске грузов с европейской части континента в Юго-Восточную Азию Северным морским путем с помощью российского ледокольного флота.

Этот путь на 40 процентов дешевле и короче, чем тот, который проходит через Суэцкий канал. К тому же и ледовая обстановка сейчас абсолютно благоприятная.
Но, к сожалению, мы не боремся за транспортные потоки. У нас нет в широком масштабе контейнерных, морских перевозок, как нет ни одного порта, который мог бы сравниться с Сингапуром, Антверпеном, Лондоном...

- А ведь было время, когда мы умели решать сложные вопросы в сжатые сроки. Когда я читал мемуары наркома Военно-Морского Флота в годы Великой Отечественной войны Николая Кузнецова, меня поразила такая отмеченная им деталь. Уже в конце 1920-х молодое Советское государство, за счет средств, накопленных в годы нэпа, не прибегая еще к методам мобилизационной экономики, сумело восстановить Тихоокеанский флот, командовать которым ему пришлось спустя десятилетие.

- Все задачи реальны при наличии политической воли – в Москве, главным образом. Ныне, назначаемые ею губернаторы, адекватно понимающие свои задачи, по существу выполняют функции генерал-губернаторов, подавляя саботаж явный и мнимый, и не нужно бояться этого признавать. У нас чиновничество развращено, коррумпировано, часто является тормозом любых начинаний. Поэтому по-прежнему актуальны задачи, которые решал в свое время Петр I, подавляя чиновничий саботаж на местах.

В заключение отмечу, что богатый ресурсами, имеющий огромную территорию Дальний Восток по большому счету представляет собой половину России. Но он пока является ее пасынком. А нужно сделать его любимым дитя!

Беседовал Александр Мешков
"DV-news"

Категория: Русская Мысль. Современность | Добавил: rys-arhipelag (31.12.2011)
Просмотров: 960 | Рейтинг: 0.0/0