Антология Русской Мысли [533] |
Собор [345] |
Документы [12] |
Русская Мысль. Современность [783] |
Страницы истории [358] |
Владимир Полеванов принадлежит к тем неординарным личностям, которые с достоинством переносят наветы и хулу, терпеливо дожидаясь, когда время все расставит по своим местам. В 1994 году, разжалованный президентом Ельциным с постов вице-премьера и председателя Госкомимущества за то, что отказался соблюдать принятые в ельцинском окружении правила игры и посмел свое суждение иметь, он сказал в интервью автору этих строк: «Я выступил преждевременно, но не зря». Спустя 10 лет проверка Счетной палаты, проведенная под началом Сергея Степашина, повторно выявила огромные масштабы нарушений во время приватизации и подтвердила правоту доклада Полеванова, который он направил тогдашнему главе правительства Виктору Черномырдину. Отторгнутый властной элитой, Владимир Полеванов не пал духом, занялся активной общественной деятельностью, научными изысканиями и бизнесом. Суровая жизнь геолога на Дальнем Востоке сформировала его характер, научила держать удар. Времени для такой учебы было предостаточно: и во время работы в геологических партиях, и тогда, когда он защищал, находя меткие ответы недоброжелателям, докторскую диссертацию, и когда пришлось рулить округом и принимать нетрадиционные решения… Теперь, когда на Дальнем Востоке начинаются крупные перемены, разрабатывается стратегия социально-экономического развития региона, вносятся изменения в федеральную целевую программу, выделяются дополнительные финансовые средства и рассматриваются новые проекты, мы решили поинтересоваться у академика РАЕН, доктора геолого-минералогических наук Владимира Павловича Полеванова его видением будущего родного края. Казалось бы, пришло время вспомнить некоторые идеи опального вице-премьера 1990-х годов. Однако наш собеседник не настроен столь оптимистично. Возможно, некоторые его оценки дальневосточного региона покажутся кому-то острыми, преувеличенными, а предложения – поспешными и неуместными. Но кто знает, что ответит нам история лет эдак через десять? Почему в то время ехали на Дальний Восток? По многим причинам. Прежде всего, была разработана система льгот. Люди получали северные надбавки к окладам, поддерживался хороший уровень снабжения. «На материке» в периферийных магазинах практически ничего не было, а здесь кое-что имелось: шпроты, сок «Манго», копченая колбаса, часто «выбрасывали» цитрусовые… К тому же дальневосточники имели возможность долевого участия в кооперативном строительстве на материке. Развитию Дальнего Востока придавалось большое значение. Его выделяли отдельной строкой в решениях партийных съездов, после чего утвержденные показатели попадали в документы Госплана. На высоком уровне поддерживалась обороноспособность. В систему обороны были вложены огромные деньги. И сейчас на расстоянии 300 километров встречаешь там хорошо сохранившиеся бетонированные дзоты. Эти долговременные укрепления должны были на несколько суток удержать границу на случай войны с неприятелем, который в нескольких местах сосредотачивал войска для броска на российскую территорию. Военные заказы на Дальнем Востоке выполнялись в полном объеме. Тихоокеанский флот ни в чем не испытывал нужды. Советская авиация отслеживала все передвижения американского военного флота на Тихом океане. И, пожалуй, самое главное: регион постоянно присутствовал в общественном сознании. Творческая интеллигенция активно разрабатывала дальневосточные сюжеты, в своих произведениях искала пути решения тамошних проблем... Существовала еще романтика молодежных строек, испытания характеров в суровых и непривычных условиях. «На ближний, на далекий, на Дальний Восток!» - таковы были устремления не одного поколения. Но все это в прошлом. Вплоть до последнего времени средства массовых коммуникаций словно забыли о существовании этого огромного и удивительного края России. Оказывается, на протяжении многих лет можно было говорить о чем угодно, обсуждать какие-то надуманные темы и в упор не замечать, как приходит в запустение огромный регион нашей страны, от благополучия которого зависит его будущность! В начале XX века, когда в Центральной России и Малороссии остро стоял вопрос с землей, крестьяне, имевшие по две-три десятины земли и уставшие бороться с нищетой, переселялись в восточные регионы целыми деревнями. Тогда за четыре года благодаря предоставленным правительством льготам на Дальний Восток переселилось около трехсот тысяч человек. Вот почему я считаю экономические меры первоочередными в обеспечении миграции славянского населения в этот регион. Во-вторых, необходима жесткая политика по ограничению китайского проникновения на российскую территорию. Кстати, мне удавалось ее проводить в бытность губернатором Амурской области. Была разработана операция, которая получила название "Заслон”. Правда, она несколько нарушала существующее федеральное законодательство, но оно в то время практически не соблюдалось. Согласно закону, за всякое нарушение паспортного режима можно было накладывать штраф до одной тысячи рублей. Я же разрешил органам внутренних дел штрафовать нарушителей на 50 тысяч рублей. Из них 80 процентов шли милиции, причем 50 процентов – тому самому наряду, который такого нарушителя выявил. 20 процентов этих средств отходили в областной бюджет. Затем, когда депортация незаконных мигрантов стала стоить 200-300 долларов (не у всех нарушителей были такие деньги, но я не собирался их депортировать за деньги областного бюджета), пришлось создавать трудовые армии. Китайцы, грузины, мои земляки украинцы и другие иностранцы, незаконно прибывающие на территории региона, трудились, чтобы заработать деньги себе на выезд. Чтобы работники милиции не позволяли самоправных действий, я каждую неделю посещал их офицерское собрание. Когда прокурор опротестовывал наши действия, я издавал следующее распоряжение, повышая сумму штрафа с учетом инфляции. Необходимо свести на нет вывоз крупных партий кругляка в Китай. Ведь мы теряем на этом до 95 процентов прибыли. Зато создаем прибыль для других стран. Единственное, чего не имел Советский Союз, - так это бокситов. Хотя и эту проблему можно решить, завозя их из Австралии и Новой Каледонии, построив предприятия по их переработке на побережье Приморского края. Скажем, если Чечня выйдет из состава России, потери, несомненно, будут. Но они несопоставимы с теми, если бы Россия потеряла Дальний Восток. Чечня занимает мизерную территорию, не имеющую полезных ископаемых. А Дальний Восток занимает почти 8 млн. квадратных километров – это территория, равная почти всей Западной Европе. Здесь сосредоточено гигантское количество природных ресурсов. Я почему создавал космодром «Свободный» (на его базе сейчас предлагается развернуть Свободненский дальневосточный космический кластер с применением нанотехнологий), убеждая Ельцина перестать тратить деньги на Байконур и не возлагать больших надежд на Плесецк, откуда можно было запускать только спутники? Если была бы сделана ставка на развитие этого космодрома, это стало бы отправной точкой для развития высокотехноличных отраслей, в том числе автомобильной промышленности. Под боком находятся Япония и Южная Корея, с которыми можно было бы создать совместные предприятия в области машиностроения. Тем более что на Дальнем Востоке есть автомобилестроительные заводы. Кстати, такие переговоры я уже начал вести, и если бы еще немного задержался в этом регионе, то мы со своими зарубежными партнерами договорились бы. Самым развивающимся регионом в XXI веке станет Юго-Восточная Азия: Китай, Япония, Филиппины, Таиланд, Сингапур, Малайзия, Южная Корея… Вот мы регулярно, из года в год, проводим Санкт-Петербургские научные форумы. Но ведь подобные форумы давно уже надо было проводить и во Владивостоке. Но самое главное в деле модернизации российского Дальнего Востока – это, конечно же, люди. За последние 15 лет край потерял 2 миллиона жителей. Поэтому любой ценой, при помощи различных экономических стимулов необходимо привлекать сюда россиян. Пока этого нет, хотя определенные подвижки, конечно же, имеются. Сколько накопилось на Дальнем Востоке социальных проблем! Возьмем, например, проблему ветхого жилья на БАМе. Магистраль торжественно сдали, а «недоделки», то бишь жилье, так и остались. Те, кто не смог уехать, до сих пор живут в хибарах и бараках. Деньги на ремонт перестали доходить в 1990-е годы. Люди здесь просто оставлены на выживание. И это в условиях, когда возникает необходимость более эффективной эксплуатации БАМа. Итак, пятилетний план освоения Дальнего Востока, создание министерства по делам этого региона, приоритет, отдаваемый ему, при выделении ассигнований, привлечении необходимых кадров, решении законодательных вопросов – все это, вместе взятое, способно поднять Дальний Восток, сделать его образ привлекательным в глазах россиян, а уровень жизни – достойным для проживания. Вот почему самое главное – понимание этого вопроса в Москве. Дальний Восток так и будет обречен на прозябание и вымирание, если его проблемы не станут приоритетными проблемами Центра. Но нужна еще, повторюсь, активная работа каждого губернатора на Дальнем Востоке. Ведь, как говорится, пока дитя не плачет, мать не разумеет. Сейчас губернаторы по существу назначаются президентом. Вот и назначать нужно активных, энергичных людей. В каждый ключевой район. А там все районы ключевые. Амурская область – ключевой район по энергетике и сельскому хозяйству, Якутия – по горнодобывающей промышленности, Чукотка – по оленеводству, Магадан – по запасам золота, Хабаровский край – по рыболовству; в силу своего географического положения удобен для разработки полезных ископаемых, Камчатка – это экологический туризм и рыба, Курилы – туризм и оборонное значение. А еще морепродукты, которыми привлекателен также Сахалин. Приморский край – это связь с Юго-Восточной Азией, транспортный узел. «Владивосток» - значит «владеть Востоком». Многие ученые и общественные деятели, например, академик РАН Дмитрий Львов доказывают, что для нас эксплуатация Северного морского пути - трансъевразийской транспортной магистрали не просто выгодна, а жизненно необходима. Действительно, давно пора на федеральном уровне, в рамках государственной программы решить вопрос о переброске грузов с европейской части континента в Юго-Восточную Азию Северным морским путем с помощью российского ледокольного флота. Этот путь на 40 процентов дешевле и короче, чем тот, который проходит через Суэцкий канал. К тому же и ледовая обстановка сейчас абсолютно благоприятная. В заключение отмечу, что богатый ресурсами, имеющий огромную территорию Дальний Восток по большому счету представляет собой половину России. Но он пока является ее пасынком. А нужно сделать его любимым дитя! | |
| |
Просмотров: 960 | |