Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Четверг, 28.11.2024, 09:06
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4124

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей


Всеволод Троицкий. Литература в школе: реальность и вымыслы
Доклад на 25-ой научно-практической конференции «Филология и школа» …

 

Году литературы посвящается

 

Современная школа по содержанию и уровню образования, по результатам воспитания в целом! не обеспечивает должных базовых системных знаний, культурных навыков и уровня образования, необходимого гражданам независимой державы.

Несоответствие школы её задачам в том, что действующие программы не ориентируют на ряд необходимых знаний, в том числе - на некоторые важнейшие духовно-нравственные понятия и нормы. Иные корневые представления о реальном мире в школе преподаются неполноценно. Это происходит вследствие тоталитарного повреждения («реформирования») гуманитарной сферы школьных «стандартов» и прежде всего - неразумного, ненаучного и стратегически опасного снижения содержательности и уровня изучения родного слова. Это удар по всей системе образования. Поэтому основная и насущная задача школы - восстановить в сознании учащихся природную роль слова и словесности: это лежит в основе приобретения полноценных знаний и определяет культурный уровень учащихся.

Нынешняя политика в области образования (прежде всего в отношении к слову и словесности) на деле ведёт к деградации уровня сознания, к последующей невротизации и снижению жизнеспособности учащихся, к умалению образованности и культуры. В прессе несколько лет назад было отмечено, что за время обучения в школе здоровье ребёнка ухудшается в 4 - 5 раз...

Несмотря на упорное противостояние такой разрушительной политике в школьном деле - в масштабах государства не произошло до настоящего времени никаких изменений к лучшему. Против нашего образования «работают» силы международного, надгосударственного масштаба[i], «пятая колонна» недругов России, толпа чиновных невежд, лишённых знаний и всякого чувства ответственности. Наше сопротивление лишь замедлило организуемое «сверху» уничтожение полноценной школы. И всё-таки это было достойное противостояние! Ведь не сопротивляться разрушению отечественного образования - значит занимать безнравственную и антикультурную позицию.

 В статье академика РАО Ю.Г. Круглова, опубликованной во 2-ом выпуске Трудов «Филология и школа» (2008 г.), было ясно сказано, что «всяческими способами (и прежде всего - финансами) поддерживаемые инновации, активно внедряемые в учебный процесс, уничтожают существующую уже два столетия плодотворную традицию в школе...Суть же этих «экспериментов» в российских условиях (может быть, о ней не догадываются сами экспериментаторы) - вытеснить из литературного образования основополагающую для школы классическую русскую литературу»[ii]. Сегодня это очевидно.

В Год литературы нелишне напомнить, что вся русская классика - одухотворена идеями созидания и утверждения «разумного, доброго, вечного», что в ней содержится неповторимый опыт переживания и осознания окружающего, «совмещено» множество запечатлённых словом прочувствованных и осмысленных сведений, догадок, мнений, чувств и оценок реальности. Она отличается сокровенным чувством слова. Только читая отечественную классику можно достойно овладеть русским литературным языком. Иного пути нет...

Классика - умеет говорить о жизни всё, как есть, передаёт глубины потрясающей правды, не опускаясь до вульгарного натурализма и не нарушая эстетических границ подлинно человеческого видения.

В русской классике отражается характер народа: волевая духовная энергия его соборности, остро переживаемое чувство чести-совести, сострадания, милосердия, жертвенная готовность стоять за справедливость, неистребимая убеждённость - в окончательной победе правды и добра.

Классика - наследует национальные идеалы и традиции, она всегда «связана с почвой» и потому - плодотворна. Классика служит истине и красоте, утверждает прекрасное, высоко почитаемое, что освящено созидательной любовью и служением добру (для жизни всех и каждого), человеку, Богу.

Русская классика проникнута истинной всепроникающей красотой, отзывающейся в окончательном смысле каждого из принадлежащих ей произведений, если только присмотреться к ним и в них вникнуть.

Истинная красота - не дань вкусу, но объективный идеал прекрасного. Прекрасное же- это согласованность с законами мироздания, с его гармонией, оно - естественно, соприродно миру; оно - духовно, то есть устремлено к надобыденному идеалу; оно - проникнуто любовью; оно имеет свои закономерные пределы в содержании и форме, то есть определённо (бесформенное - уродливо, безобразное - безобразно); оно - целостно-совершенно, то есть воплощает органическое единство содержания и формы, цельность и завершённость. Но главное - оно следствие любви, которою создан и держится мир.

Классика утверждает Высшие ценности истины, добра и красоты, величие достойных человеческих дел и устремлений. Русская классика (даже в её явно «светских» произведениях) имеет несомненным истоком свет Христовой истины. Она непременно и неизменно утверждает радость бытия.

Классика учит благоговению перед святыней и святостью. Ведь иному современному человеку, не потерявшему способность по-человечески мыслить, всё ясней, что зачастую «он живёт без святыни, и что жизнь без неё будет невозможно вынести»[iii].Но у нас есть путь к спасению. Путь этот - вдумчивое чтение классики: она поможет обрести человеческое достоинство и подлинное счастье, ощущение духовной радости, благодатного стояния в истине, спокойную совесть и проницательно-одухотворённое видение мира.

«Русская литература, - писал известный филолог С.А.Венгеров, - всегда была одной из тех святынь, в общении с которой человек становился чище и лучше...Русская литература - центральное проявление русского духа, фокус, в котором сошлись лучшие качества русского ума и сердца»[iv]. Русская классика утверждает истинное и человеческое, гнушается «художественной» мерзости, вульгарности и пошлости. Поэтому отвращаются от неё кощунники и нечестивцы.

Предшествующие поколения (тому много примеров) не просто изучали русскую классику, но жили ею. От современника, лично знавшего учёных, я слышал: когда академик В.И. Вернадский приходил в гости к академику Н.Д. Зелинскому, они садились у камина. Иногда один из них начинал наизусть читать страницами «Войну и мир» Л.Н. Толстого, а другой - продолжал. Достойно усвоенная классика становится на всю жизнь предметом для осмысления, переосмысления и духовного роста. Без знания русской классики не может быть ни знания подлинной России, ни культурного человека в России.

Классика вечна!..Классике во многом обязаны мы тем, что есть хорошего в нас, в нашем народе, с его добродетелями и его победами. И, конечно, - самой большой победой ХХ века - разгромом фашистских орд в Великой Отечественной Войне. Победу в этой войне одержала и русская классическая литература, занимавшая в то время достойное место в образовании...

Прошло 70 лет. И сегодня нас пытаются «понемножку» лишить этого достояния (о, как коварно это «понемножку»!), стремятся умалить его значение, ограничить внимание и доступ к запечатленным словом истинно прекрасным произведениям великой русской культуры! Неужели отступим хоть на полшага назад в святом деле противостояния невегласам, мракобесам или откровенным врагам и предателям непревзойдённого наследия нашего народа, агентам информационной войны, желающим отнять у молодых поколений под лживыми предлогами наши духовные богатства, источник нашего разумения и духовной силы?! Ни шагу назад, соотечественники!.. Защитить наше наследие - дело чести и совести каждого истинного гражданина России!

          В школьные годы ученики знакомятся с очень разными сочинениями, и это естественно, но изучать нужно - классику, произведения, обладающие высокой художественной ценностью. Только это создаёт предпосылки для воспитания истинного вкуса и непременных качеств духовно и нравственно здоровой личности. Нельзя стать образованным человеком в России, не зная достойно русскую классическую литературу.

          Значение классики понимали и представители противостоявшей нам «закулисы». Полстолетия назад верховный советник по делам образования США Морис Стерлинг, оценивая гуманитарные достижения школы в России ХХ века, писал: «Сила нации заложена в её искусстве, музыке и литературе в такой же степени, как в её физике и электронике. Тот, кто полагает, что великая поэзия или знание классической литературы не являются существенными не только для качества, но и для жизнеспособности нации и её культуры, пренебрегает уроками прошлого»[v]... Всё это отлично понимали наши недруги. Умный Отто фон Бисмарк заявлял: «Русских невозможно победить, мы убедились в этом за сотни лет. Но русским можно привить лживые ценности, и тогда они победят сами себя». К этому и были не на словах, а по существу направлены реформы образования.

И вот - за четверть века хорошо организованного, квалифицированного и системного разрушения, осуществляемого через командные образовательные учреждения мы потеряли литературу как научный предмет школьного образования. В созданных «реформами» условиях почти невозможно научить главному: вчитываться в книги, верно и полноценно осознавать художественный мир произведения.

Но прежде ещё была «забыта» коренная педагогическая задача: осмысленное изучение слова. Здесь нелишне напомнить, как определяли нормальные условия для преподавания родного языка выдающиеся филологи. «Родной язык, - писал академик Ф.И.Буслаев, - должен стать центром всего преподавания во всей школе...в том отношении, чтобы всякий урок и притом по всякому предмету был в то же время уроком и упражнением в правильном употреблении родного языка. Язык этот должен быть воздухом, которым дышит и живёт вся школа. При этом, само собою разумеется, преподавание основных предметов должно быть поставлено в самую тесную связь с преподаванием родного языка. По твёрдому нашему убеждению, это единственно возможный путь к глубокому и серьёзному изучению родного языка и к достижению столь необходимого процветания родной речи...».

Учитель, не воспитавший в своих учениках чувства слова, уважение к слову, благоговения перед ним, не сумевший подвести к мысли о сущности слова - такой учитель не выполнил своей основной задачи.

Положим, публичное употребление непечатной брани - явный признак языкового невежества школьников. Сквернословие - не только оскорбительно по отношению к святыням, но и пагубно, ибо наносит внешне незаметный, но реальный вред не только духовному миру произносящего и окружающих, но их «материальной сущности». Словесник обязан растолковать всё это...Ученики должны знать об исследованиях волнового генома речи, нашего соотечественника П.П.Гаряева, должны отдавать себе отчёт, что озвучивание названного рода слов, разрушает биополе человека, значительно увеличивая возможность негативного воздействия на организм внешней среды и даже вызывает генные мутации, способствующие вырождению. Они должны услышать от нас о том, что духовный вред публичной непечатной речи значительно превосходит многие известные негативные воздействия на личность. Ибо, говоря словами Ф.Я.Шипунова, «слово ли произнесённое или событие запечатлевается во всех точках Вселенной и навсегда». Массовое сквернословие - мощное средство подрыва духовных сил народа и культуры, неизбежно разрушительно отзывается на его судьбе. Кстати, иногда наглядно - и на судьбе кощунника-сквернослова. Наверно, филологи знают об Ив.Сем. Баркове. Талантливый поэт истратил свой незаурядный дар на скабрёзно-непечатную поэзию. Его конец удивительно символичен: «в пьяном угаре падение в выгребную яму с последующим захлёбыванием нечистотами»...[vi]

 

У школы отняли ключ к человековедению. Мы лишились нормальных условий для того, чтобы обучать молодёжь полноценно исторически мыслить; то есть мыслить по-человечески... Ибо историческое бытие и историческое мировосприятие- один из непременных признаков человека. Художественный образ может быть правильно понят только на путях исторического его рассмотрения. Об этом постоянно напоминали видные учёные и педагоги. «История литературы, - писал В.Я.Стоюнин, - должна беспрестанно обращаться за исторической обстановкой, за правильным и ясным освещением своих литературных фактов к другим историям народной жизни...иначе потеряется цель истории литературы, которая обнимает все словесные произведения, изображающие жизнь и характер народа, и которая состоит в тесной связи с жизнью народа, как внешнею так и внутреннею»[vii] Необходимо объяснять, - замечает другой выдающийся русский методист-словесник В.И.Водовозов, - «связь литературных явлений, их историческую последовательность, без которой знание литературы не может быть ни цельным, ни существенно полезным»[viii]

Художественная литература - живое и целостное, эстетически ориентированное воспроизведение в предметно-образной словесной форме мысленного, чувственного и духовного опыта - вся проникнута историей. Историзм в отношении к словесности - это свойство художественного образа запечатлевать и обнаруживать взаимосвязь, последовательность, закономерность и логику развития во времени характеров, общественных обстоятельств, идей, духовных устремлений, настроений и т.д.

В этом отношении чтение художественной литературы - это движение исторического мышления: от исторически осмысленного и уточнённого художественным текстом слова - к образу, исполненному живого исторического содержания. Верно понять героя или событие (равно как и приблизиться к верному пониманию) можно только тогда, когда они соответствуют историческому содержанию и смыслу, предопределяемым авторским текстом. Поэтому анализ текста (на том или ином уровне, в той или иной форме) - необходимый этап на пути к содержанию, смыслу и тайнам художественного произведения, которое возникает из текста в нашем представлении и образует зримую картину, за которой и прозреваются читателем открытия и откровения исторической жизни. Без ощущения образа времени, отражённого в произведении искусства, невозможно в целом понять и его «вневременной» смысл. Вне истории - нет науки о литературе и её понимания. Вместе с тем, говоря словами М.Бахтина, «отношение автора к изображаемому всегда входит в состав образа»[ix].

Обесточены ныне и предпосылки образного укоренения в сознании учащихся духовно-нравственных истин, ибо это обеспечивается только полнотою и целостностью картин, запечатлённых в художественных произведениях.

В сущности же утрачена возможность преподавать школьникам базовые филологические знания на культурообеспечивающем уровне, в том числе и знание русского языка как языковой картины мира. «Реформаторы» сделали всё, чтобы это стало недостижимым[x]...Фактическое уничтожение в школьном преподавании раздела «развитие речи» и в начальной школе и в последующих классах, а также информационный беспредел, в котором школьнику легко заблудиться в трёх соснах духовно-нравственных понятий, требует от учителя исторических знаний и опыта убедительной наглядности: что такое честь, ответственность, культура, святость и т.п.

Примеры преходящи. Но только литература может в должной мере обеспечить овладение целостным видением явления. Только слово, соединяющее в художественном образе - созерцание, познание, переживание и разумение действительности способно подвести к восприятию целостности жизни в полноте её осознания. Художественный образ, художественная мысль обретает истинное содержание и органический смысл только в целостном произведении, поставленном в исторический контекст, в неразрывности с творческой биографией писателя.

Сегодня условия для этого в школе отсутствуют. Программы по словесности преступно сокращены. Нанесены удары и по высшему образованию специалистов- филологов. При современном состоянии преподавания литературы учащимся почти невозможно овладеть грамотным отношением к литературе, достичь её понимания. Вынужденный дилетантизм в ознакомлении с произведениями часто граничит с невежеством.         «Приблизительность» и условность освоения основополагающих понятий разрушает всякую возможность опоры на науку: ключевые понятия литературоведения неясны сегодня подавляющему большинству учащихся. Не ясна им и природа истинного искусства, которое есть не обычный труд, но творчество и служение, поиски пути к открытию истины и откровению...

Такое осознание является предпосылкой возрастания полноценной личности. И наша задача - сохранить в сознании деятелей просвещения смысл полноценного гуманитарного образования.

Наша задача по мере наших сил - помочь словесникам в тяжелейших условиях организованного унижения учителей, препятствования их первостепенным обязанностям посредством загрузки их канцелярской работой и изощрёнными бюрократическими нагрузками, путём навязывания им вредоносных и безусловно антинаучных «подходов». Мы должны понимать: всё это средства ведущейся против нас информационной войны, в которой наши враги действуют по А.Даллесу и, бросая «всё золото, всю материальную мощь на оболванивание и одурачивание людей», квалифицированно, продуманно и успешно внедряют в систему образования фальшивые ценности, вытравляют и отодвигая существенное и навязывают под видом «новаций» и пресловутой «толерантности» массовую псевдокультуру, которая призвана изображать «самые низменные человеческие чувства», «хамство и наглость, ложь и обман...предательство, шовинизм и вражду народов»[xi]. Мы. словесники, рыцари слова, обязаны возглавить возвращение к исконным созидательным началам духовной жизни нашего народа, принимая во внимание светлую сущность нашей веры и благотворный характер культуры. Должно прежде всего обратиться к себе и посмотреть пристально и прямодушно, каковы мы есть на самом деле по отношению к тем безусловным неколебимым идеалам, которые мы на словах исповедуем, а в обыденной жизни забываем.

Мы бываем удовлетворены своим «добропорядочным» житием, не желая или не умея осознавать, насколько оно далеко от истинно достойного. Я не имею в виду жизненных подвигов: это для большинства из нас, грешных, недоступно по немощи нашей. Я говорю о вещах обыденных, ежедневных: о мыслях наших, которые мы не судим, как должно, о словах, которые оскорбительны для Истины, о делах, которые обличают всех, кто притворяется праведником, но не способен к служению и жертве. Духовное рабство, заставляет иных покорно опускать голову перед громадой тоталитарной лжи в образовании и цинично молчать там, где необходимо во весь голос заявить: «это ложь» или: «это преступление»...

20 лет публично и цинично разрушают наше образование, а мы всё ещё постыдно употребляем слово «реформы». Совершено и продолжает совершаться грандиозное преступление государственного масштаба, содеянное по хорошо разработанному сценарию, который реализуется по вине многочисленных предателей. А мы молчим!

Вернусь к филологии. Мы должны учить читать с разумением и восхищением истины. Этому должно научиться, чтобы остаться Человеком в условиях расчеловечивающей цивилизации и всплесках поношения и издёвок над нашим родным и святым - чужаков и пакостников, лишённых совести...

          Бывает, что для человека, не обогащённого гуманитарными знаниями, непонятно: что, изучать, когда всё и так налицо: и герои и обстоятельства и события. Так думают те, кто забывает, что имеет дело с искусством, а значит, с творческим сопряжением характеров, обстоятельств, событий, отражённых в произведении. Для понимания художественного произведения необходимо ответить на вопросы: что изображено, как изображено, почему именно так?..

            Неосмысленное произведение классики предстаёт перед сознанием неискушённого читателя подобно полному набору деталей несобранной машины. Для того, чтобы машина заработала, нужно поставить все детали на их место, верно соединить их, заполнить бак топливом и «запустить двигатель» понимания. Это возможно только с опорой на исторические знания, на основе исторического мышления. Тогда произведение оживёт, т.е.предстанет перед нами как целостный образ, озарённый авторским пафосом. Только после этого можно будет верно его понять и оценить. Нынешнее "изучение" литературы в школе - это, как правило, не "езда в незнаемое" художественного мира произведения, не открытие прекрасного, а словно рассматривание груды деталей полусобранной машины, не способной к никакому движению.

Настоящий учитель по смыслу и значению своей деятельности выше любого начальствующего чиновника педагогической администрации, и он, специалист-филолог, а не чиновник-бюрократ должен решать, как именно преподавать литературу. Да здравствует учитель! Сегодня он - на передовой сражения за Россию, за наше будущее! Наша задача - вдохновить и вооружить учителей-словесников вопреки демонстративному пренебрежению разрушителями современного образования - основами филологических и педагогических наук, вопреки распространяемому иными «образованцами» невежеству, прикрытому названием «инновации».

Главная достойная цель всех честных работников средней и высшей школы - восстановить полноценное образование в России и добиться общероссийского возвращения к плодотворным традиционным духовным ценностям и созидательным культурным нормам обучения и воспитания будущих поколений.

 

 

[i]См.: О.Н.Четверикова. Разрушение будущего. Кто и как уничтожает суверенное образование в России. 2015 117 с.

[ii] Ю.Г.Круглов. Глобалисты и русская школа // Филология и школа. Труды Всероссийских научно-практических конференций «Филология и школа». Выпуск II. М. ИМЛИ РАН. 2008. С.31.

[iii] Ильин И.А. Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий // И.А.Ильин. Собрание сочинений в десяти томах. Том третий. М.1994. .215.

[iv]Венгеров С.А. Очерки по истории русской литературы. - СПб., 1907. - С. 3, 15.

[v] M.Mc.Murrin Sterling. Education. // "Art Education", vol. 15, N 7, October, 1960.

[vi]    Протоиерей Андрей Ткачёв. Человек - важнее всего. Размышления о жизни.. М.2015. С.132.

[vii] Стоюнин В.Я. О преподавании русской литературы // Избранные педагогические сочинения. М.1991. С.3134

уш Водовозов В.И. О воспитательном значении русской литературы // Избранные педагогические сочинения. М.1953. С.439.

[ix] Цит. по изданию: РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ. От теории словесности к структуре текста. Антология. М. 1997. С.235.

[x] Типичными пороками современного школьного обучения являются:

1) практический отказ от принципа научности в обучении; 2) обеднение основной (существенной для осознания предмета в целом) содержательности материала обучения; перенесение акцептов на второстепенные явления и факты; разрушение исторически обоснованной иерархии ценностей в характеристике явлений; 3) отказ от использования и объяснения основополагающих научных понятий, дающих возможность грамотно и полноценно осмысливать содержание предмета (дисциплины); например, практическое изъятие из школьного обихода основополагающих понятий «идейный смысл», «идея», «нравственный пафос», «идеал», «духовное содержание» и т. д; 4) нигилистическое отношение к традициям в восприятии и толковании фактов и явлений; 5) внедрение в учебные книги наряду с верными - очевидно спорных, научно не проверенных, случайных и необоснованных взглядов и мнений; 6) пренебрежение основополагающими принципами изучения гуманитарных дисциплин: духовностью, историзмом, целостно-личностным восприятием; 7) игнорирование социально-политических, нравственных и духовных воспитательных задач при изложении предмета; нарушение научных принципов дидактики и методики преподавания; 8) несоответствие содержания, стиля и характера изложения учебным задачам школы и др.

[xi]  Цит. по кн.: Высокопреосвященный Иоанн, митрополит Санкт-Петербугский и Ладожский. «Будь верен до смерти (Православие и современность). М. 1993. С.54.

Категория: Русская Мысль. Современность | Добавил: Elena17 (19.12.2015)
Просмотров: 494 | Рейтинг: 0.0/0