Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Пятница, 29.11.2024, 22:41
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4124

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей


И.А. Ильин. О ГОСУДАРСТВЕ. 4. КЛАССЫ И ПАРТИИ
Согласно всему этому, верная установка личного правосознания была бы такова. Гражданин принимает и усваивает все интересы и задачи государства как свои собственные; тем самым он принимает и каждый духовно-верный и справедливый интерес каждого из своих сограж­дан. Если есть какой-нибудь частный интерес, который духовно верен и справедлив, то он есть уже не просто ча­стный интерес, но субъективное естественное право и тем самым — общий, публичный и всенародный интерес, интерес и задача самого государства. А это значит, что нет гражданина в государстве, который мог бы пройти равно­душно мимо этого интереса. И в этом состоит сущность здорового государственного настроения и правосознания.
 
Таким образом, государственное правосознание подни­мает частную волю отдельного гражданина на высоту ис­тинной политической цели: оно расширяет ее объем (при­крепляя его к справедливым интересам всех сограждан) и облагораживает ее содержание (указывая ей именно на духовно-верные и справедливые интересы других). Этим политика воспитывает человека, приучая его созерцать весь горизонт своих сограждан и выделять повсюду то, что, по его собственному крайнему разумению, духовно-верно и справедливо. В этом воспитании частная воля гражданина не только подъемлется на государственный уровень и не только расширяется в объеме, но и освобож­дается от личной жадности и классового своекорыстия. В общем же это есть процесс государственного очищения души.
 
Строго говоря, истинная политика совсем не служит ча­стным и личным интересам — все равно, будь это частный интерес определенного лица, целой группы или целого класса. Истинная политика принципиально отклоняет все и всякие частные вожделения. Она считается только с вер­ными и справедливыми интересами лиц, социальных групп (напр., ремесленников, домовладельцев, инвалидов) и со­циальных классов (напр., крестьян, наемных рабочих, про­мышленников), и притом исключительно с точки зрения целого народа, государства, родины, с точки зрения общего интереса, справедливости, естественного права. Если опре­деленный интерес определенного класса духовно обоснован и справедлив, то это уже не классовый интерес, но интерес народа в целом, интерес самого государства и потому каж­дого отдельного гражданина как такового; и тогда бес­смысленно кричать о том, что это-де классовый интерес. То, что надо отстаивать и обосновывать, есть именно не классовый интерес, ибо классовый интерес, как таковой, есть частное вожделение и потому он не подлежит удовле­творению. Отстаивать надо лишь те классовые интересы, которые суть общенародные и государственные; только они заслуживают удовлетворения. Всякий необоснованный классовый интерес есть частное домогательство, проявле­ние противогосударственной алчности; он должен быть от­клонен; и никакая пропаганда, никакая агитация, никакая классовая травля, никакое вооруженное восстание или гражданская война не могут изменить в этом что-либо: противогосударственная природа этого интереса не изме­нится ни от крика, ни от клеветы и лжи, ни от кровопроли­тия. Конечно, необоснованный классовый интерес может политически «победить», но такая «победа» подготовит только разложение государственного правосознания в стране и превратится неминуемо в опасность — и для го­сударства в целом, и для самого «победившего» класса... Нет государства, состоящего из одного класса; и создать такое государство невозможно, ибо жизнь покоится на разделении труда, на специализации умений, на потомст­венной культурной традиции и на самостоятельности твор­ческой инициативы. Поэтому попытка одного класса побе­дить и подавить или тем более искоренить все остальные классы заранее обречена на неудачу; ничего, кроме расст­ройства жизни, всеобщего обнищания, культурного разло­жения и бесконечной гражданской войны из этого не вый­дет.
 
Истинная политика ведется там, где царит солидар­ность между гражданами и между отдельными классами. Она возникает не из параллелизма частных интересов, не из конкурирующих своекорыстий, не из классовой борьбы, которая есть не что иное, как прикровенная гражданская война. Она возникает из солидарности и взаимности; она исходит от идеи целого, народного единства, родины; она считается с духом, со справедливостью, с естественным правом, с общими задачами и целями; она ведет не к клас­совым раздорам, не к партийной грызне, не к политическому торгашеству, не к распродаже с молотка государствен­ной власти; она требует, чтобы гражданин отождествлял себя со своей родиной, чтобы он принял интерес своего государства и все справедливые интересы всех своих со­граждан.
 
Государство, при верном понимании, есть не механизм «принуждения» и «классовой конкуренции», как вообра­жают многие, но организм духовной солидарности. И по­литика означает не партийные притязания, не партийную ложь и не партийные интриги, но подъем правосознания к постижению патриотических целей и к разрешению под­линно государственных задач. Каждый из нас, каждое но­вое поколение должно принять свое государство правосо­знанием; принять как живое духовное единство — единст­во культуры, власти и исторической судьбы; принять и вложиться в это единство, взяться за разрешение его конкрет­ных задач — духовных, национальных, хозяйственных и правовых. И для этого каждый из нас и каждое новое поколение должны прежде всего верно перестроить и на­строить свое правосознание.
 
Единство родины и государства никогда не сложится и не окрепнет, если правосознание граждан будет нахо­диться в состоянии брожения, соблазна и разложения. Единство родины и государства требует внутренне крепко­го и неколеблющегося правосознания. Для того, чтобы из множества людей и интересов возникло политическое еди­нение и государственное единство, необходимо, чтобы лич­ная воля человека с самого начала была направлена на это единение и на это единство. Только тогда и политичес­кие партии будут строиться на верных основах и политичес­кие голосования приобретут верный смысл.
 
Политические партии не должны делиться по принципу личного, группового или классового интереса. Они при­званы служить не лицам, не группам и не классам, а роди­не, народу, государству. Поэтому каждая партия обязана иметь программу всенародной справедливости, всенарод­ного органического равновесия, программу общих государ­ственных интересов, программу сверхклассовой солидар­ности, программу естественных прав, учитывающую все слои и все классы. Партий может быть несколько, много. Однако они не смеют расходиться друг с другом на том, чьи интересы они «защищают», ибо все они призваны защищать общие интересы. Расхождение их может касаться лишь того, какие интересы суть солидарные, общие, всена­родные, государственные, сверхклассовые и какая система органического равновесия спасительна для страны...
 
Согласно этому должны пониматься и проводиться и всевозможные политические голосования. При выборах и голосованиях никто никого не спрашивает о его личных интересах или о классовых интересах. Речь идет об интере­сах сверхличных, сверхклассовых, государственных, все­народных, общих, солидарных. Избирателя совсем не спра­шивают о том, «чего бы ему хотелось?», или: «что было бы выгодно тебе и твоему классу?», или еще: «кто, по твоему мнению, мог бы лучше всего защищать твои интересы?»... Несомненно, что в действительности такая постановка во­проса является на выборах господствующей: каждый тянет государственную ткань к себе и на себя; тянущих много; что удивительного, если эта ткань трещит по всем нитям и расползается? Вся эта постановка вопроса является из­вращенной, ложной и пошлой; она не имеет решительно ни­какого отношения к родине, государству и политике, она возникла совсем не из здорового государственного право­сознания. И поскольку народная масса, ведомая демаго­гами, действительно отвечает при голосовании на такие или подобные вопросы, то ее голосование оказывается про­сто трагикомическим недоразумением, опасным для роди­ны и государства и снижающим весь политический уровень народной жизни... Каждый кричит в свою пользу, и все во­ображают, что получат тем больше, чем громче будут кричать, а там — как-нибудь уже создастся компромисс из громко вопиющих личных и классовых жадностей. И лю­дям до сих пор все еще не ясна противополитическая при­рода этого образа действий.
 
Верно формулированный вопрос при выборах и голосо­ваниях звучит совсем иначе: «в чем нуждается родина? в чем состоит благо моего народа в целом? какие справед­ливые интересы моих сограждан, принадлежащих ко всем социальным классам, я могу и должен отстаивать как со­лидарные, общие и всенародные? как можно было бы упро­чить органическое единство моего государства на основах христианско-братской солидарности?» и т.д. И если кто-нибудь не может ответить на эти вопросы хотя бы потому, что он никогда о них не помышлял, а думал всегда только о собственной шкуре, то ему следовало бы из честности и скромности воздержаться от подачи своего голоса. Ибо, в самом деле, это простительно только детям — на вопрос: «как упрочить благосостояние семьи?» отвечать требова­нием: «давайте мне сладкого пирога, да побольше!»...
 
Для того, чтобы дать ответ на верно поставленный вопрос, каждый из граждан должен позаботиться о сле­дующем: во-первых, воспитывать и упрочить свое государ­ственное правосознание на основах христианско-братской солидарности и патриотизма; во-вторых, углубить и рас­ширить свою силу суждения в вопросах духовной культу­ры, права и хозяйства. Каждый из нас должен понять, что пока он не выполнил этих двух условий, он будет давать при всяком голосовании мнимые ответы на ложно постав­ленные вопросы. Пока мы не перевоспитаем в себе и через себя народное правосознание, до тех пор никакие отвле­ченно выдуманные, формальные политические реформы не преодолеют и не устранят современный политический кри­зис. До тех пор и государства будут брести по нехристиан­ским или даже противохристианским путям, и последствия этого будут обнаруживаться в несоциальной или даже противосоциальной политике.
 
Государственное и политическое обновление может прийти только из глубины правосознания и человеческого сердца. Ибо только оно сумеет найти и новые основы для всенародного единения, и новые государственные цели, и новые формы политического устройства.
 
Категория: Антология Русской Мысли | Добавил: rys-arhipelag (25.09.2009)
Просмотров: 1488 | Рейтинг: 0.0/0