Антология Русской Мысли [533] |
Собор [345] |
Документы [12] |
Русская Мысль. Современность [783] |
Страницы истории [358] |
Прежде всего и больше всего мы должны искать правоты; в ней — сила; и
сила соберется под ее знамя. Надо служить делу Божиему, не кривя, не
торгуясь и не исчисляя Божиих сроков. И верить: проснется здоровая
духовная глубина России, умолкшая от военного утомления, замутившаяся в
революции и засыпанная мусором пропаганды. Проснется, и застонет, и
замолится о том, о чем стонут и молятся наши души уже десять лет. И
тогда наш народ поймет, что мы не враги его и не изгои, но и не льстецы и
не растлители: что мы — его старшие братья, насмерть борющиеся за его
душу и за его разум, непоколебимо верящие в его Православием взращенную
совесть и в его исконный государственный смысл. |
Сегодня среди многих правых популярны разговоры про "закат Европы” и
"мусульманское будущее”. Апатичный европеец, за вечерним чаем с зевком
разносящий целые города с помощью беспилотных боевых дронов,
противопоставляется религиозному дикарю, который век пребывающему в
беспомощном варварстве, и почему-то делается вывод, что будущее за
дикарем. Мы никогда этого не понимали. Ростислав Фадеев, провоевавший на
Кавказе с 1844 года и до самого конца, бравший штурмом последний оплот
Шамиля – Гуниб – а затем принявший вместе с Барятинским капитуляцию
Шамиля и получивший в награду одно из боевых знамен Шамиля, считал
иначе. |
Дух рыцарственности и состоит прежде всего и больше всего в добровольном и волевом принятии на себя бремен и опасностей во имя Божьего Дела на земле. И надо признать, что если жизнь ожидает этого от нас всегда, и даже в самое благополучное время предлагает нам такие бремена и связанную с ними ответственность и опасность на каждом шагу, — то после русского военного крушения и революционного разгрома все возрождение и восстановление России будет целиком зависеть от того, найдется ли в нашей стране кадр людей, выдержанный в таком духе и способный к такому служению. Кадр неподкупный — и потому ничего не продающий ни иностранцам, ни внутренним врагам России; верный любовью и совестью — и потому способный собрать вокруг себя доверие и преданность во всех сердцах, верных родине, рыцарственный — и потому призванный к служению и к организации публичного спасения. |
Личный пример имеет решающее значение в деле воспитания. Как возможно, чтобы ребенок принял от вас какое-нибудь наставление за руководство его деятельностью, если он видит в вашей собственной жизни явное тому противоречие? Вполне и совершенно управлять волею ребенка может лишь тот, кто подает ему собою постоянный живой пример деятельного добра. Несомненно, что при воспитании воли ребенка придется прибегать как к поощрительным наградам, так и к стимулирующим наказаниям. Но здесь особенно важно помнить, что эти средства должны применяться с сугубой осторожностью и осмотрительностью, ибо, как чрезмерные наказания, так и чрезмерные награды могут принести большой и непоправимый вред юной душе. Общего рецепта здесь не может быть дано, ибо нигде индивидуальность воспитываемого не играет такой большой роли, как при назначении того или иного рода и степени поощрения или угрозы. Как часто ошибки в этом направлении являются источником больших страданий на протяжении всей жизни воспитываемого. Злоупотребление наградами, как и безпорядочность и жестокость наказания, в одинаковой степени легко могут навсегда подавить в душе ребенка начала доверия и любви к неразумным родителям или воспитателям. Баловство и потакание всем прихотям и капризам ребенка укореняет непослушание, своеволие, эгоизм, лень, лицемерие, неблагодарность, неуважение, а затем и презрение к воспитывающим и раздражительность, гнев, злобу и ненависть ко всем посторонним, которые посмеют попытаться противодействовать ничем необузданному своеволию и самодурству ребенка. Такие дети впоследствии часто теряют веру, приходят в уныние и отчаяние при постигающих их несчастиях, а иногда начинают даже и кощунственно роптать на Бога. Приснопамятный батюшка Иоанн Кронштадтский о детских капризах говорил так: «Каприз — зародыш сердечной порчи, ржа сердца, моль любви, семя злобы, мерзость Господу». |
Вам выпадает на долю заново строить, воссоздавать и охранять Россию,
истинную, свою, Великую Россию. Снова, как будто, приходится начинать
русскую историю. Значит, прежде всего, надо быть сильными, надо быть
государственными, российско-государственными, национальными, иметь
верную цель, иметь идеалы совершенства, хранить в душе и в уме тот Лик,
ту светлую Россию, какою хотите ее видеть, какою носили ее в сердцах
лучшие из ее сынов — гении ее, о которых вам говорит священная наша
летопись. Ваша школа, конечно, вложила в ваши юные души, показала вам
этот былой, чудесный, ныне столь искаженный Лик. |
...свобода, не ограниченная Божеским законом, о которой
краснобайствуют молокососы или сумасшедшие, гибельна для личности и
общества…
_________ Указ об экзаменах, мера слишком демократическая и ошибочная, – пишет он, – ибо она нанесла последний удар просвещению… А так как в России всё продажно, то и экзамен сделался новой отраслию промышленности для профессоров. Он походит на плохую таможенную заставу, в которой старые инвалиды пропускают за деньги тех, которые не умели проехать стороною. _________ Россия слишком мало известна русским… Изучение России должно будет преимущественно занять умы молодых, готовящихся служить отечеству верою и правдою…
|
Взгляд моего талантливого оппонента представляет
превосходный образчик того, в какие дебри непонимания действительности
заводит человека манера теоретически выводить содержание национальной
политики из какого-нибудь лично излюбленного принципа. Я говорю
«какого-нибудь», потому что результаты получаются в этом случае
одинаково ложные при весьма противоположных принципах. Г-н Соловьев в
своей религиозной и национальной терпимости приводил к постановке такой
политики, которая практически упраздняет Россию как русское государство. Эта на вид столь свободолюбивая идея приводит к отрицанию русской свободы устраиваться у себя дома сообразно нашим идеалам, потребностям и историческим задачам. |
В богатейшем научном, философском, литературном и эпистолярном наследии Константина Петровича Победоносцева органично присутствуют переводы и изложения работ зарубежных, главным образом английских, философов. Среди них и предлагаемое вам ныне эссе «Дела и дни» – перевод статьи Эмерсона «Общество и уединение».
Однако назвать это переводом было бы неверно и несправедливо: при достаточно бережном отношении к английскому тексту Победоносцев, как для него обычно, создал собственное произведение, неотличимое от его оригинальных работ. В нем есть то внутреннее достоинство, неспешность, ясность и высота слога, восходящего к старорусским церковным текстам, которые отличают стиль Победоносцева. В чем заострены те строгие моральные устои и стремление к нравственной гармонии, гордость и независимость характера, за которые столь уважали Константина Петровича многие выдающиеся русские люди и которые объединяют его в единой философской школе с И.Киреевским, А.Хомяковым, Ю.Самариным, Ф.Достоевским и многими другими русскими мыслителями национальной школы. |
1. Не для того мы живем на свете, чтобы насыщаться, но для того насыщаемся, чтобы жить. |
В одной из рецензий меня спросили, а как расшифровать ПМР? Расшифровала: Приднестровская Молдавская Республика и добавила – пока не признанная. Но, надеемся, что состоимся. |
Никто изъ лукавыхъ противниковъ Бѣлой борьбы не рѣшается прямо въ лобъ напасть на нея. Отвлекаютъ вниманіе къ мелочамъ, къ второстепенному, къ ея уродствамъ, къ ошибкамъ, чтобы скрыть ее святую сердцевину. Вѣдь ничто другое, кромѣ Бѣлой борьбы, не спасало и не спасло честь націи и честь Россіи. Стоитъ только поставить себѣ вопросъ: а если не вооруженная фронтовая борьба Бѣлыхъ армій противъ нашествія большевизма, то что другое? И отвѣтъ будетъ ясенъ. Не резолюціи же городскихъ думъ и митинговъ. Если не воинское оружіе, то надо было безропотно цѣловать руку Ленина съ момента прибытія его на Финляндскій вокзалъ въ Петроградѣ, приглашать прямо пожаловать въ Зимній дворецъ Бронштейна, Апфельбаума, Собельсона и прочихъ «апостоловъ правды революціи». И въ грядущемъ не можетъ быть ничего другого, освобождающаго и очищающаго Россію отъ проказы большевизма, кромѣ духовной правды, двигавшей Бѣлой борьбой, ибо Россія едина въ своей духовной сущности, и возстановленіе ея - есть исполненіе идеала Бѣлой борьбы. |
Вы напрасно верите в мировую пролетарскую революцию. |
Ради Бога, избранный народ! Идите в генералы, инженеры, ученые, доктора, адвокаты - куда хотите! Но не трогайте нашего языка, который вам чужд, и который даже от нас, вскормленных им, требует теперь самого нежного, самого бережного и любовного отношения. А вы впопыхах его нам вывихнули и даже сами этого не заметили, стремясь в свой Сион… И так, именно так, думаем в душе все мы - не истинно, а - просто русские люди. Но никто не решился и не решится сказать громко об этом. Эх! Писали бы вы, паразиты, на своем говенном жаргоне и читали бы сами себе вслух свои вопли. И оставили бы совсем-совсем русскую литературу... |
|
|
|
Армия представляет собою единство народа; его мужественное начало; его волю; его силу; его рыцарственную честь. Так она должна восприниматься и самим народом. |
|
|
Итак, люди не равны. Как же справедливость может требовать «равенства», т. е. одинакового обхождения с неодинаковыми людьми? Она этого и не требует. Напротив: справедлив человек тогда, когда ему удается обходиться неодинаково с неодинаковыми людьми, и притом — соответственно их неодинаковости. Справедливость требует индивидуализированного подхода к человеку, личного учета, приспособления; справедливость не отвлеченна и не механична — она художественна и любовна, она старается верно (предметно) рассмотреть каждого человека и указать ему в жизни верную (предметную) сферу свободы и права. |
Если кто-нибудь требует свободы или призывает к ней, то он обязан точно сказать, кто должен быть свободен и от чего он должен быть свободен. Ибо свобода всех от всего привела бы только к общему разнузданию, разврату, поножовщине, хаосу и гибели. |
Человек с религиозным и сильным характером не уклоняется от компромисса, когда этого требует его служение: он принимает решение и совершает поступок, — защищает слабого и больного, обличает предателя, доносит на торговца живым товаром; он дерется с нападающим убийцей, отстаивает правое дело в гражданской войне, сражается за родину на фронте. Все это есть отступление от праведности и потому — компромисс. Но этот компромисс не компрометирует его; ибо это отступление — бескорыстное, вынужденное, жизненно верное; и, что особенно важно, — оно не отрывает человека от Бога и не заглушает в нем голос совести. Молитва связует его с Богом; покаяние очистит его от злых страстей; совесть восстановит в нем волю к нравственному совершенству; а сознание того, что компромисс его не был корыстным, что он был принят не ради личной карьеры, а в порядке служения, — позволит ему не стыдиться перед своей совестью и перед людьми: уважение к себе не будет подорвано и чувство собственного духовного достоинства останется непоколебленным. |
Нельзя сделать людей насильно честными и добрыми. Совершенствование души есть дело свободы, любви и очевидности. Ни приказ, ни принуждение, ни запрет, ни угроза, ни наказание — этого не достигнут. Христианину это ясно без доказательств. |
Власть есть духовная сила; она покоится на уважении и доверии, на согласии людей повиноваться авторитету. Это согласие надо беречь, оно драгоценно Если его разочаровать и растратить, то власть сведется к страху и насилию. |
Русская политика нуждается прежде всего в честной верности. Что могут построить бесчестные и продажные руки? Революция уже дала ответ на это. России нужны опыт и умение — во всех областях: от генерального штаба до кооперации, от торговли до полиции. Нам надо приобретать этот опыт и это умение, чтобы отдать их России. |
Каждый русский должен быть нам дорог как носитель русского огня и русского будущего. |
Есть закон человеческой природы и культуры, в силу которого все великое может быть сказано человеком или народом только по-своему, и все гениальное родится именно в лоне национального опыта, уклада и духа. Денационализуясь, человек теряет доступ к глубочайшим колодцам духа и к священным огням жизни. Ибо эти колодцы и эти огни всегда национальны: в них заложены и живут целые века всенародного труда, страдания, борьбы, созерцания, молитвы и мысли. Национальное обезличение есть великая беда и опасность: человек становится безродным изгоем, беспочвенным и бесплодным скитальцем по чужим духовным дорогам, обезличенным интернационалистом, а народ превращается в исторический песок и мусор. |
К 150-летию со дня рождения (1/14 января) замечательного русского публициста, общественного деятеля, одного из учредителей Харьковского отдела Союза Русского Народа (ХСРН), члена «Кружка противников выборного начала» Василия Андреевича Задонского (1/14. 01.1861 - 29.03(11.04).1909) (См. о нем: «Для меня дорога и безценна только одна истина...») мы впервые переиздаем одну из его статей ( 3 апреля 1907 г.). |
Русская история в сравнении с историей Запада Европы отличается такой простотой, что приведет в отчаяние человека, привыкшего к театральным выходкам. Русский народ не любит становиться в красивые позы; в его истории вы не встретите ни одной фразы, ни одного красивого эффекта, ни одного яркого наряда, какими поражает и увлекает вас история Запада; личность в русской истории играет вовсе небольшую роль; принадлежность личности - необходимо гордость, а гордости и всей обольстительной красоты ее - и нет у нас. Нет рыцарства с его кровавыми доблестями, ни безчеловечной религиозной пропаганды, ни крестовых походов, ни вообще этого безпрестанного щегольского драматизма страстей. Русская история - явление совсем иное. Дело в том, что здесь другую задачу задал себе народ на земле, что христианское учение глубоко легло в основание его жизни. Отсюда среди бурь и волнений, нас посещавших, эта молитвенная тишина и смирение, отсюда внутренняя духовная жизнь веры. Не от недостатка сил и духа, не от недостатка мужества возникает такое кроткое явление! Народ русский, когда бывал вынужден обстоятельствами явить свои силы, обнаруживал их в такой степени, что гордые и знаменитые храбростью народы, эти лихие бойцы человечества, падали в прах перед ним, смиренным, и тут же в минуту победы дающим пощаду. Смирение в настоящем смысле несравненно бόльшая и высшая сила духа, чем всякая гордая, безстрашная доблесть. Вот с какой стороны, со стороны христианского смирения, надо смотреть на русский народ и его историю. В таком народе не прославляется человек с его делами, прославляется один Бог. |