Светочи Земли Русской [131] |
Государственные деятели [40] |
Русское воинство [277] |
Мыслители [100] |
Учёные [84] |
Люди искусства [184] |
Деятели русского движения [72] |
Император Александр Третий
[8]
Мемориальная страница
|
Пётр Аркадьевич Столыпин
[12]
Мемориальная страница
|
Николай Васильевич Гоголь
[75]
Мемориальная страница
|
Фёдор Михайлович Достоевский
[28]
Мемориальная страница
|
Дом Романовых [51] |
Белый Крест
[145]
Лица Белого Движения и эмиграции
|
Василий Львович Величко родился 2 июля 1860 года в городке Прилуки Полтавской губернии в дворянской семье. Род Величко происходил от известного запорожского казака-летописца, автора «Летописи событий в Юго-Западной России в XVII веке» Самуила Величко. Детские годы будущего поэта и общественного деятеля прошли в родовом хуторе Вернигоровщине. Его ближайшие предки были дружны с крупными деятелями российской культуры Н.В.Гоголем, М.И.Глинкой, Н.И.Костомаровым, которые часто гостили у семейства Величко в Вернигоровщине. В 1870 году будущий поэт был определен для обучения в киевский пансионат Даниэля, затем поступил в элитное Императорское Училище правоведения, которое было своего рода "кузницей чиновничьих кадров" Российской Империи. Училище было основано указом Государя Николая I в 1835 году по инициативе и на средства принца Петра Георгиевича Ольденбургского для воспитания юридически грамотных кадров для административной и судебной деятельности. Ему был присвоен статус перворазрядного учебного заведения, воспитанники Училища уравнивались в правах с питомцами знаменитого Царскосельского Лицея. Среди выпускников училища были выдающиеся государственные деятели: председатель Совета министров И.Л.Горемыкин, обер-прокурор Св. Синода К.П.Победоносцев, министр внутренних дел А.Г.Булыгин, тверской губернатор Н.Г.Бюнтинг; видные деятели русской культуры: мыслитель и поэт И.С.Аксаков, композиторы П.И.Чайковский и А.Н.Серов, поэты А.М.Жемчужников и А.Н.Апухтин, критик В.В.Стасов, чемпион мира по шахматам А.А.Алехин, депутат Госдумы cвященномученик Сергий (Шеин) и другие. В 1883 году Василий Львович окончил курс Училища правоведения. Писать стихи он начал еще в бытность студентом. Первое стихотворение Величко появилось в 1880 году в "Живописном обозрении". А вскоре его стихи уже печатали "Свет", "Русская мысль", "Новое время", "Вестник Европы", "Русский вестник", "Северный вестник", "Нива", "Неделя" и другие мало-мальски известные тогдашние периодические издания. В 1890 году вышел первый сборник его стихотворений, в 1894 году - второй. Кроме того, Величко был автором нескольких драматических произведений, одно из которых, комедия "Первая муха", было даже удостоено Грибоедовской премии. Василий Львович был душой литературного кружка, который существовал в конце 1880-х - начале 1890-х годов в Петербурге и собирался у его родственницы Марии Муретовой. В этот кружок входили крупнейшие деятели русской культуры: друг Величко известный русский философ В.С.Соловьев, писатели Н.С.Лесков и Д.Л.Мордовцев, художники И.Е.Репин и Н.Н.Каразин, профессора университета А.Н.Веселовский и А.М.Ладыженский. * * * В поэзии Василий Величко был продолжателем традиций русской философской лирики, прежде всего. В его творчестве много перекличек со стихами Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.К.Толстого. «Очарованный родной Украйной», Величко стремился в звуках и ритмах выразить красоту родных мест: Как томны вербы над водой! Но поэт не только восхищается красотой природы, замечая везде величие творения, он отмечает и величие Творца. Природа у Величко живая, она не только дышит, но и... молится: Зарницы в меркнущей дали! Или вот еще в другом месте: Притаились воды, каждый листик дремлет,- Воспевая красоту родной Малороссии, Величко отмечает и бытовые особенности жизни народа, размышляет об истории края. Его стихотворение «Мой хутор», которое он посвятил своему отцу, звучит сегодня крайне актуально, как отповедь очевидца нынешним самостийникам, лживо обличающим «москалей» в эксплуатации жителей Украйны: А воцарялся мир над золотом степей, Но Василию Величко не чужда была и традиция гражданской лирики, традиция М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова. Вот его стихотворение «Сумерки» - яркое обличение современного образованного общества: Все отцвело, все песни спеты... Или дальше: Теперь умом зовут сомненье, Поэта возмущают «мутные потоки пошлости вседневной», он жаждет правды, борьбы за идеалы: И не жизнь, о Боже, и не сон могильный!.. Гражданская лирика Величко пронизана патриотическим чувством. В стихотворении «Отчизна» это выражено, пожалуй, лучше всего: О, жить для родины! Жить, сколько Бог позволит! Излюбленной темой поэзии и основной целью практической общественной деятельности Величко было пробуждение русского духа. Когда Василий Львович сделался одним из лидеров патриотической организации «Русское Собрание», он написал специальное стихотворение, посвящение родному союзу «Русскому Собранию», которое пользовалось особенной популярностью в патриотических кругах. Оно начинается тревожно-возвышенными строками: В тумане смутных дней Но, пожалуй, главной особенностью поэзии Василия Величко была историософичность. Его можно с полным правом назвать «певцом Русской идеи». В своем поэтическом творчестве Василий Львович продолжал традиции русских мыслителей-консерваторов от славянофилов И.В.Киреевского и А.С.Хомякова до Ф.М.Достоевского, В.С.Соловьева и К.Н.Леонтьева. Его прекрасное стихотворение «Русская идея» наглядно демонстрирует сколь глубоко понимал поэт призвание России и предназначение русского народа. Как точно и образно он отмечает антиномичность Русской идеи: Не всем постичь ее дано! Столь же точно и глубоко Величко понимал сущность Самодержавной власти: В непререкаемом сознаньи Величая Россию «дочь Мессии», поэт показывает, что Русский народ избран Богом не для господства над другими народами, а для служения: И знали все, и знают ныне: Русская идея у Величко, это, во-первых, идея Православная. Поэт понимает, что вне Православия, без Православия России и русского народа быть не может. «Служенье крестное святыне» - основа бытия русского народа. Величко показывает, что русские люди именно через исповедание православной веры становятся единым народом: Как близок смертным вечный Бог, Русская идея у Величко, это, во-вторых, идея Монархическая. Поэтому он призывает «верить в строй нам Богом данный». В прекрасном стихотворении «26 февраля (Памяти Царя-Миротворца)», посвященном весьма почитаемому поэтом Императору Александру III, рефреном звучат слова: Чья мысль, и скорбь, и речь, и дело - Русская идея у Величко, это, в-третьих, идея Народная, Национальная. Поэт призывает верить не только в Богом данный строй, но и: В народ, сквозь прорезь облаков Таким образом, существо Русской идеи, согласно Величко составляет бессмертная уваровская триада «Православие, Самодержавие, Народность». * * * К середине 90-х годов у Василия Львовича Величко было все, что только может желать литератор: популярность в литературных и окололитературных кругах, хотя и не шумный, но устойчивый успех у публики, любовь многочисленных поклонников и друзей. Его имя можно было часто встретить на страницах многих журналов. Однако в 1896 году Василий Величко порывает с прежним богемным образом жизни и уезжает в Тифлис редактировать газету «Кавказ». Злые языки связывали неожиданное решение поэта возглавить газету с желанием поправить свое финансовое положение. Однако люди, имеющие подобную мотивацию, не ведут себя так, как вел себя на Кавказе Величко, который, защищая русские национальные интересы, нажил себе немало влиятельных врагов. Поэтому более достоверным выглядит предположение, что главным мотивом возглавить газету для поэта стало желание попытаться повлиять на мировоззрение образованного слоя России. Величко был представителем той - немногочисленной - части русской элиты, которая отчетливо видела опасные тенденции в жизни русского общества. Возглавив редакцию крупнейшей русской газеты на Кавказе, Величко волей-неволей должен был определить свою позицию по национальному вопросу, столь сложному и запутанному в этом регионе. Национальные отношения для Василия Львовича, судя по всему, были интересны и в силу личных причин, - в мировоззрении поэта политический консерватизм и русский национализм занимали существенное место. Разбираясь в кавказской национальной проблематике, Величко сформулировал собственную концепцию решения национального вопроса на Кавказе. Согласно его воззрениям, русская власть на Кавказе должна делать ставку прежде всего на немногочисленное русское население, которое здесь было представлено в основном старообрядцами и сектантами. Такой подход был характерен для русских монархистов начала ХХ века, которые активно ратовали за преодоление старообрядческого раскола и всегда подчеркивали, что старообрядцы - тоже русские люди. Главным союзником русского народа на Кавказе, по мнению поэта, должен быть единоверный грузинский народ. Позитивно относился он к многочисленному, но неразвитому и маловлиятельному в ту пору мусульманскому населению Кавказа. А вот главного врага русскому делу на Кавказе Величко видел в лице хорошо организованной и мощной армянской плутократии. Армянские дельцы, по оценке Величко, срослись с продажным окраинным чиновничеством, образовав весьма могущественную мафию. Они бессовестно эксплуатировали лояльных русской власти магометан. Поэтому новый редактор русской газеты объявил войну мафии. Свои статьи в газете «Кавказ», которые впоследствии были изданы отдельной книгой под названием «Кавказ: Русское дело и междуплеменные вопросы» (СПб., 1904), он посвящал главным образом угрозе русским национальным интересам, исходившей от армянской плутократии и армянского революционного движения. Эта книга В.Л.Величко была издана в Баку в 1991 году в разгар армяно-азербайджанского конфликта, и это единственное его произведение, переизданное после 1905 года. Сегодня политическая конъюнктура на Кавказе иная, Армения является союзником России, а Грузия и Азербайджан - напротив, противниками. Значит ли это, что Величко ошибался? Думаем, что нет, ибо он ориентировался не на изменчивые конъюнктурные факторы, а на фундаментальные требования национально-ориентированной политики России. Три года возглавлял Василий Львович главную русскую газету на кавказской окраине. Три года длилась его борьба за русские национальные интересы. Но силы были слишком неравные, - и в 1899 году Величко не по своей воле вынужден был оставить редакторское кресло. К тому времени он нажил себе немало влиятельных врагов из числа бюрократии, которые искусно развязали против поэта кампанию лжи и клеветы. Даже в феврале 1904 года будущий священномученик отец Иоанн Восторгов, выступая на панихиде по усопшему поэту в Тифлисе, отмечал: «Да, так много у него врагов, что даже открытые молитвенные собрания для поминовения покойного служителя русского дела не безопасны в смысле возможности... преследования за них, давления и осуждения со стороны сознательных или бессознательных врагов русского дела». Умудренный опытом борьбы за русские национальные интересы, Василий Львович Величко покинул Кавказ. Отныне делом его жизни становится - зажечь «самосознания зарю» (строка из его стихотворения). Поэт становится не только певцом Русской идеи, но и борцом за Русскую идею. * * * В это время в Петербурге велась активная работа по созданию национального русского кружка, из которого вскоре выросла первая черносотенная организация «Русское Собрание». Инициаторами русского национального общества выступили видный сановник и один из самых популярных писателей того времени князь Д.П.Голицын (литературный псевдоним - Муравлин), а также редактор и издатель самой авторитетной тогдашней газеты «Новое время» А.С.Суворин. Василий Львович активно включился в эту деятельность, став одним из самых активных участников процесса. Идея создать русский национальный кружок родилась в конце XIX века в среде русских писателей, ученых и сановников, которых удручали угасание веры и денационализация русского общества. Уже самим названием «Русское Собрание» был брошен вызов общественному мнению. Ведь космополитизм в ту пору являлся признаком «хорошего тона» у русского образованного слоя. Как писал один из современников, «Русское Собрание» зародилось, «когда любовь к отечеству была в забвении», «когда стало невыгодным быть русским человеком». Среди учредителей и руководителей «Русского Собрания» мы видим крупных государственных деятелей, видных представителей отечественной науки и культуры, таких как: генерал-майор, будущий ректор Военно-юридической академии М.М.Бородкин; известный публицист-славянофил, генерал-контролер А.В.Васильев; сын известного русского военачальника, генерал-майор граф Н.Ф.Гейден; профессор К.Я.Грот; статс-секретарь Государственного Совета барон Р.А.Дистерло; профессор Академии Генерального штаба генерал-майор А.М.Золотарев; известный историк и искусствовед академик Н.П.Кондаков; будущий министр земледелия А.В.Кривошеин; помощник директора Публичной библиотеки, доктор русской истории Н.П.Лихачев; будущий статс-секретарь Государственного Совета В.А.Лыщинский; профессор Сакнт-Петербургской Духовной Академии и директор Археологического института Н.В.Покровский; начальник Николаевской Академии Генерального штаба генерал-лейтенант Н.Н.Сухотин; директор управления государственными ссудо-сберегательными кассами Государственного банка А.П.Никольский; будущий товарищ министра внутренних дел А.Н.Харузин; писатели и публицисты М.М.Коялович, В.П.Сватковский, А.А.Суворин, С.Н.Сыромятников, Н.А.Энгельгардт, В.Г.Янчевецкий (Ян) и другие. Величко был избран членом Совета «Русского Собрания». Впрочем, свою борьбу он продолжал главным образом на поприще публицистики. В апреле 1902 года известный издатель, отставной полковник и сербский генерал Виссарион Виссарионович Комаров получил право на издание старейшего консервативного журнала "Русский вестник". Журнал был основан еще в 1856 году одним из корифеев русской журналистики М.Н.Катковым, но к началу ХХ века порядком захирел. Комаров пригласил Василия Величко стать соредактором журнала. Новая редакция замышляла превратить "Русский вестник" в главный рупор национального движения. В первом же номере, вышедшем при новом руководстве журнала, было опубликовано "Письмо к нашим читателям", судя по стилю принадлежавшее перу В.Л.Величко. В этом обращении редакция заявила о своем намерении сделать журнал «прочным связующим звеном для русских людей, любящих родину и жаждущих плодотворного объединения во имя ее блага». Дабы не возникло никаких сомнений, редакция разъясняла, что основой для объединения должна стать русская триада «Православие, Самодержавие и Народность», которая «суть такая же жизненная истина для России, как крылья для птицы, как воздух для тех, кто дышит». В «Русском вестнике» в полной мере раскрылся талант Величко-публициста. В 1902-1903 годах он опубликовал цикл статей под общим - весьма характерным - названием «Русские речи». Эти статьи, составившие впоследствии второй том полного собрания публицистических сочинений В.Л.Величко (СПб., 1905), были посвящены самым злободневным проблемам русской жизни. Их проблематика и даже сами заголовки свидетельствуют о том, что Величко намеревался сформулировать цельную идеологию формировавшегося русского патриотического движения. Уже в первой статье «Интересное время» Величко, вопреки русской публицистической традиции ругать время, в которое живет автор (в духе знаменитой некрасовской фразы «бывали хуже времена, но не было подлей»), с надеждой смотрит на современность. Он предлагает «антинекрасовскую» формулировку - «бывали, конечно, времена более яркие, но давно не было времени более интересного». Интересным период начала ХХ века представляется Величко, прежде всего, потому, что он замечает в общественной жизни ростки русского национального самосознания. Он с удовлетворением отмечает, что необходимость «подчинения русских племенных интересов и национального достоинства аппетитам западных капиталистов и стремлениям враждебно-обособляющихся российских инородцев» все более открыто оспаривается интеллектуальной элитой. «Начинающаяся теперь национализация русской мысли и жизни», по убеждению автора, событие столь же масштабное, как и противоположная ему по направлению эпоха преобразований Петра Великого, положившая начало столь необходимому в тот период культурному сближению с Западом. Воплощением зрелости и духовной силы России, полагает Величко, явился Царь Александр III, «венценосный провозвестник и ревнитель русской национальной идеи». Доказательства начавшегося поворота в общественной жизни поэт видит в создании «Общества ревнителей русского исторического просвещения» и «Русского Собрания». Величко оптимистично заявляет, что теперь нужны «общий подъем самоотверженного, вдумчивого патриотизма, дружная работа общества рука об руку с правительством, без доктринерской вражды или холопского фрондирования по отношению к представителям и системе государственного дела». И результатом непременно станет «подъем национального самосознания».
Анатолий Степанов, Русская линия
| |
| |
Просмотров: 1784 | |