Приветствую Вас Вольноопределяющийся!
Пятница, 29.03.2024, 13:14
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 4119

Статистика

Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта

Каталог статей


Русские витязи
 В 1998 году была зарегистрировали Обнинская городская казачья община "Спас", которая приступила к охране и ремонту памятника XVIII века – здания риги (части усадьбы князей Бутурлиных в деревне Белкино Калужской области). Совместная работа, молитва и занятия по ратоборству выверили свой ритм и образ жизни. Сложилась устойчивая среда: спасовцы стали помогать всем, кто обращался к ним за помощью… Сейчас о работе Общинного центра педагогики "Спас" известно в 60 регионах России и 35 странах мира.

- Игорь Константинович, зачем нужны общины?

Община есть универсальная форма жизни русского народа, а не просто общественная или религиозная организация. Иными словами, община – путь сплочения русского народа и возрождения его традиций, ибо она была и остаётся единственной жизнеспособной формой общественной организации, сохраняющей дух русского народа.
Во все времена для сохранения своей государственной целостности России нужна была самоорганизация народа, к чему она стремилась тысячелетиями, в муках рождая свой идеал, идею и механизм их воплощения в жизнь. И общины, и земства – это те формы самоорганизации, найденные народом, в основе которых лежит идея соборности и коллективизма, дающая возможность жить по справедливости и Божьей правде. Основы существования общины коренятся в "самом духе народа, в складе русского ума, который не любит и не понимает жизни вне общины и даже в своей кровной семье хочет видеть общину, товарищество", – писал видный исследователь русской общины И.Н. Миклашевский.
Сплочение русских людей как народа, исторически объединившего вокруг себя, вокруг своей культуры множество народностей, возможно только в общине и через общину. Эта универсальная форма жизни была насильственно разрушена, традиция прервана, но не уничтожена, тем более необходимо её восстановить. Без общинного сознания и общинной жизни русский народ не выполнит возложенных на него Богом исторических задач. Нам, православным, везде и всюду необходимо создавать свою среду. Причем такой образ жизни должен сложиться естественным, органическим путём. Он должен быть "своим", то есть сердечно принятым всеми общинниками, а иначе люди будут чувствовать себя "не в своей тарелке". Когда среда сформирована, она оказывает на человека огромное воспитывающее воздействие, особенно это касается детей. Они воспринимают мир в целом, всем своим существом. В среде, которую ты принял целиком, ты всегда "свой среди своих". Ты не умрёшь с голода – тебя накормят, обидят на стороне – свои всегда заступятся, упадёшь – подымут, ошибёшься – поправят и простят. В этой среде возможно решить основные житейские вопросы для каждого простого человека: как снискать хлеб насущный, как обезопасить себя и свою семью, где и как воспитывать и учить детей. Здесь ты можешь послужить другим, осуществить своё призвание, то, что сейчас называют самореализацией. Здесь ты всегда нужен, ты востребован. Психологически ты ощущаешь себя на своём месте, как патрон в патроннике. В любом русском православном коллективе начинает действовать закон жертвенности – это наша духовная традиция. Община – опыт преодоления человеком самого себя, собственной слабости, здесь он может духовно окрепнуть, собраться, стать цельным. Будучи служителем ты всегда отдаёшь себя и жертвуешь собой, своими личными интересами, временем, зачастую здоровьем.
Общинная среда исполняет роль своеобразной ограды. Конечно, можно выйти и за ограду, но ты почувствуешь, что это не твоё, чужое, и тебя снова тянет назад в своё "отечество".
Современный человек "разорван": в семье он – один, на работе, в школе – другой, на улице – третий, а Господь требует тебя целиком, без остатка. Мы не должны убегать из мира, его нужно одухотворять, преображать через традиционную для русского человека форму совместной жизни – общину.

- Вы упомянули об огромном воспитывающем воздействием среды, которая сформирована в общине. Расскажите об этом, пожалуйста, подробнее.

- Сейчас убедился, что община "Спас", в которой нахожусь, – это самое лучшее место для меня. Она дает мне каждодневные возможности видеть свои недостатки и предлагает средства для борьбы с ними. Находясь в общине, ты постоянно взаимодействуешь с людьми. Каждый день возникают такие ситуации, где нужно проявить терпение и спокойствие. Всякий раз понимаешь, что ты их не проявляешь в должной мере. Ежедневно надо проявлять милосердие, рассудительность. Воспитание души происходит естественным образом. Самое основное в общинной педагогике – это естественность. Человек специально не ставит перед собой никаких учебно-воспитательных задач. Сама жизнь заставляет работать над своей душой. Ведь Господь всеми управляет, именно Он воспитывает. Бог дает тебе возможность каждый раз обратить внимание: сегодня – на одно, завтра – на другое. То есть воспитательный процесс происходит как бы сам собой, естественно. Это очень важно. Понимаете, часто верующий начинает подвизаться не в меру и не по разуму. В своем духовном развитии он нередко упирается во что-то и начинает буксовать… А все ж на самом деле просто – живи внимательно, и увидишь, как сама жизнь заставит тебя воспитывать себя. К тому же, воспитание – процесс всегда обоюдный: ты воспитываешь, но при этом и тебя воспитывают…

- Как вы считаете, пресловутый финансовый кризис опасен для общины?

- Общины умеют жить и работать в условиях резкого финансового дефицита. Например, с кризисом 1998 года и сегодняшним общины справлялись и справляются довольно успешно.
На данный момент можно говорить о возможности новой общественной модели развития в рамках государственного строительства, которая будет способствовать дальнейшему укоренению гражданского общества в России.
За годы реформ стало очевидно, что на российской почве не приживаются гражданские институты, скопированные по чужому образцу, чуждые нашему исконному менталитету. Поэтому вышеупомянутая "отечественная" модель самоорганизаций является наиболее адекватной формой ответа тем политическим, экономическим и социальным вызовам времени, перед которыми стоит современная Россия.
Опираясь на многолетний опыт самоорганизации, мы предлагаем инновационный комплексный подход к решению этих проблем через деятельность общин, которые уже зарекомендовали себя на ниве общественно-полезного служения. К примеру, Группа общественных организаций, общественных деятелей, объединившихся вокруг АНО Общинный центр педагогики "Спас", выступает с гражданской инициативой создания Общественно-государственной программы возрождения российского села "НовоСелие". Программа направлена на восстановление сельской инфраструктуры, подъем отечественного агропромышленного комплекса, решение задач в области демографии и социальной политики путем использования внеэкономических форм и методов привлечения человеческих ресурсов на село.
Наша страна вошла в полосу потрясений, связанных с экономическим кризисом. Это автоматически повлекло за собой ухудшение благосостояния народа, спровоцировало рост преступности и всеобщей социальной напряженности, ударило по всем сферам жизнедеятельности российского общества, которому предстоит жить и развиваться в самых неблагоприятных условиях. Нужны новые подходы в работе и смелые решения.
Повторюсь, именно развитие самоорганизации является ключом к успешному функционированию многих антикризисных программ и моделей, нейтрализуя и преображая неизбежные при этом негативные социальные явления в обществе.

- Игорь Константинович, расскажите, пожалуйста, об этом новом социальном проекте общины "Спас".

- Суть проекта – при поддержке администрации Боровского района Калужской области на выделяемом Общинному центру педагогики "Спас" земельном участке, площадью 49 гектаров, построить сельское поселение нового типа с развитой производственно-хозяйственной и социальной инфраструктурой.
В производственно-хозяйственной зоне поселения будут размещены фермерские хозяйства, молочная ферма, лаборатория по внедрению сельскохозяйственных инноваций, конюшня, предприятие по переработке сельхозпродукции, производственное предприятие, хлебопекарня, тепличное хозяйство, дом народных ремесел, кузница, столярный и слесарный цеха.
Центральным социально значимым объектом нового поселения будет реабилитационный комплекс "Спас" для людей, попавших в трудные жизненные ситуации (наркоманов, алкоголиков, бомжей, безработных, детей-сирот и т.д.).
В состав комплекса войдут:
Православный храм. Реабилитационный центр на 50-70 человек, с хозяйственными пристройками.
Оздоровительный центр со спортивным городком. Культурный центр с летней фестивальной площадкой. Аграрная школа-интернат на 100 мест (школа комплектуется местными детьми и детьми социальными сиротами из интерната – по 50 человек). Три дома для семей с приемными детьми (от 3 до 5 приемных детей). 15 домов для семей с детьми инвалидами.
Административное здание, сервисный центр с почтой, магазином, домом быта и гостиницей.
Научно-внедренческий, информационный центр. Лаборатория сельскохозяйственных инноваций.
Двенадцать домов для проживания семей ученых, работающих в прикладной для сельской местности технологической и социальной сферах. 70 домов для семей администрации, преподавателей, производственников, технических служащих и обслуживающего персонала с перспективой постройки домов для выпускников школы-интерната.
Отбор участников проекта будет проводить Общинный центр педагогики "Спас" на конкурсной основе.
В результате реализации проекта будет создано новое поселение "Спас" с производственно- социальной инфраструктурой на 200 рабочих мест. Будет обеспечено жильем около 100 семей, реабилитационные программы смогут проходить единовременно до 70 человек, социальную защиту, постоянную помощь и поддержку получат более 60 детей – социальных сирот.
Приобретенный опыт можно обобщить для распространения в других субъектах России. Для этого будет работать научно-внедренческая группа ОЦП "Спас".
В силу больших территориальных, экономических и людских потерь сельское хозяйство некогда могучей крестьянской России нуждается в новом мобилизационном призыве, подобном целинному, и мы предлагаем такой призыв – "Новые люди – в новое село".

- Ничего не скажешь: впечатляет! А как пришла такая идея возрождения села?

- Дело в том, что глава администрации Боровского района Виктор Николаевич Терников, ознакомившись с результатами нашей работы и высоко оценив её, предложил для расширения деятельности предоставить нам почти 50 га земли. Мы согласились, так как опыт схождения на землю у общины "Спас" уже был: начиная от создания 3-х сельскохозяйственных кооперативов и заканчивая индивидуальными, фермерскими хозяйствами. Поэтому ясно себе представляем, что можно делать, а что – нельзя. Мы твёрдо убеждены: сейчас возрождение села возможно только через привлечение туда новых людей, людей из города. Ибо нынешнее сельское население, к сожалению, к этому не способно, деревня сама себя изживает, ситуация всё время ухудшается.
Более того, есть люди, готовые уехать из города, чтобы жить в экологически чистом месте, желающие создать свою среду, которая оградит их вместе с детьми от отрицательного влияния сегодняшней агрессивной действительности.
Разумеется, мы понимаем, что денег на реализацию этого проекта у нас нет, а посему приходится рассчитывать на финансирование через определенные государственные программы.

- Расскажите, пожалуйста, о каких государственных программах идет речь.

- Существуют различные госпрограммы, направленные на возрождение российского села. Нас больше привлекают те программы, которые способны увеличивать социальную помощь селу через привлечение внеэкономических факторов и ресурсов. Есть два пути схождения на землю. Первый – чисто экономический, то есть задуманное воплощается при наличии денежных средств. И второй – через социалку, через людей. Это путь, позволяющий решить насущную проблему сегодняшней деревни. Какую? Среди сельских жителей распространено пьянство, значит, там надо создать реабилитационный центр, подобный тому, который существует в Обнинске и уже хорошо себя зарекомендовал. Условно говоря, сначала поставить "казарму" и дальше потихонечку обустраиваться. Вот задача, которую необходимо решить в первую очередь. По опыту знаем: Центр сразу наполняется страждущими, болеющими, немощными. После реабилитации эти люди начинают вместе с другими общинниками строить комплекс, помогать по хозяйству.
Эта реабилитация людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, сама по себе охватит различные слои населения, к каждому из которых нужно будет подходить по-своему, индивидуально, учитывая общие интересы. А общий интерес – это совместное проживание, создание общей здоровой среды.

- "Женщины – это очень сильная и важная часть нашего общества", – недавно сказал Патриарх Кирилл… Каким же тогда должен быть настоящий мужчина?

- Для меня образ настоящего мужчины – русский воин. Но здесь встает важный вопрос: что мы подразумеваем под понятием "воин"? Для меня это человек, в котором гармонично сочетаются духовное, душевное и телесное начала. Зачастую многие, говоря о воине, представляют эдакого матерого солдата-здоровяка, который только и занимается тем, что всех и вся громит налево и направо, и больше ничего. В общем, как говорится, сила есть – ума не надо. В моем же сознании с детства сложился иной образ воина, чему способствовало чтение книг о героях древних времен. Возьмем любого античного воина. Допустим, кем был великий инженер и математик Архимед? В первую очередь, – учителем гимнастики. Все его научные разработки не являлись основным видом его деятельности… Вспомним также, к примеру, Гиппократа: он ведь дожил до 102-х лет и неоднократно был победителем в олимпийских играх, постоянно себя закаливал. Гиппократ был физически очень сильным атлетом, хотя в историю вошел как великий врач. Пифагору при жизни поставили памятник, который назывался "Побеждающему всех", – за то, что он был абсолютным чемпионом олимпийских игр. Ксенофонт был знаменитым полководцем, десять лет ходил походом по Малой Азии. При этом он был выдающимся писателем, историком, философом (учеником Сократа), образованнейшим, умнейшим человеком того времени. До сих пор по его произведениям изучают классическую греческую прозу. Александр Македонский наизусть знал "Одиссею и Илиаду". Наизусть!.. Как известно, это огромная по толщине книга… То есть те воины, помимо того, что обладали недюжинной силой, выносливостью и ловкостью, обязательно были ещё и выдающимися интеллектуалами. Для меня это очень важно…
Вообще, когда речь веду о воинстве, то имею в виду наше, русское воинство. Возьмем для примера наших князей. Какое в них было удивительное сочетание физической силы, духовной крепости и житейской мудрости: ведь князь – это и государственный деятель, обладающий определенными знаниями и навыками, и воин – непосредственно, военный по специальности… Но самое главное – это их духовность. Опять же, обратимся к образу жизни древних князей. Утром он встал, помолился. А молитвенное правило нашего князя было, смею Вам заметить, очень большое. Потом богослужение в храме отстоял. Затем он шел заниматься государственными делами и так далее. Представляете, и так – каждый день! Это, не считая того, что, повторюсь, он был профессиональным воином. Для примера почитайте житие Владимира Мономаха. Когда только наши князья всё успевали! Нетрудно заметить, что они сочетали в себе гармоничное развитие личности и святость. Для меня сейчас эти качества воина – главные. Воин – это человек, который служит своим делом Богу, что очень важно. В данном смысле, я считаю: в нашей жизни каждый мужчина обязан быть воином. Ему необходимо сражаться на том поле деятельности, которое определил ему Господь, при этом совсем не обязательно по специальности быть только военным.

- Как в мальчике воспитать мужественность?

- Чтобы воспитать мужественность, в первую очередь, надо ставить молодого человека в такую ситуацию, где это качество характера будет развиваться и укрепляться. Для мужчины так: что телу губо – для души любо. При этом многое зависит от среды, где мальчик находится, требований, которые ему предъявляются, и примера, на который он ориентируется. Эти три условия – основные. И еще. Требования должны быть едины, понятны, и среда должна им отвечать. Знаю, как один православный предприниматель организовал школу служителей будущих государственных деятелей. Тот человек тратит огромное количество денег – по 5 тысяч долларов за человека в месяц, – а воспитанники спят на пуховых подушках, кровати им заправляют специальные люди, дорожки подметают уборщики – полный сервис. Какой "служитель" может получиться из неприспособленного к жизни, изнеженного, не умеющего обслужить себя человека – я этого не понимаю…

- Вы весьма эффективно работаете с "трудными" подростками. Знаю: за восемь лет "спасовцы" воспитали даже двух священников и двух послушников Оптиной пустыни, не говорю уже о том, что в прошлом один отъявленный хулиган, от которого плакали учителя, сейчас – курсант Рязанского Воздушно-десантного училища… Расскажите, пожалуйста, о воспитании детей в общине.

- Мы проводим военно-патриотическую работу с детьми, то есть через военное дело воспитываем патриотизм в детях. Сюда входят практические занятия: по традиционному ратоборству, ремеслу, хозяйственные работы, караульная служба, а также теоретическая подготовка по курсам НВП (начальной военной подготовки) и ОБЖ (основ безопасности жизни), с обязательными походами, полевыми лагерями. Главная наша забота – вырастить православного мужчину-воина, служивого человека, достойного защитника и хозяина нашего Отечества. В процессе работы с детьми мы заботимся об их воцерковлении, воспитываем на личном примере, на это направлен церковный Устав нашей общины. Ребята исповедуются, причащаются, участвуют в общих молитвах, обязательных для всех "спасовцев".

– Как же Вы справляетесь с теми подростками, от кого отказались не только учителя, но и родители?..

- С Божьей помощью… У меня был один такой мальчишка, беспризорник, воровал все подряд. С 8-ми лет – детские дома, детоприемники, реабилитационные центры, которые вконец его разбаловали. Скоро поняв, что с ним "нянькаются", стал очень дерзким и наглым. Привели его к нам на воспитание (тогда ему уже было лет 15). Я ему начал что-то объяснять, а он захотел сразу себя как-то поставить и заявил мне: вы знаете, я понимаю только пинки и затрещины, иначе до меня не доходит. Он не понимал, с кем он разговаривает… В соответствии с его словами, он получил такую хорошую затрещину, прямо по шее, что сразу на карачки упал. А я стою и смотрю на него. Он головой помотал, встал: "Я все понял, Игорь Константинович…"

- Видите ли Вы что-то общее с сербским движением Витязей, которое возглавляет Зоран Мрдженович?

- Действительно, у нас с Зораном Мрдженовичем, возглавляющим сербское движение королевских витязей, много общего…
Во-первых, видно, что он человек глубоко религиозный. И стремления его души и, в тоже время, направление его деятельности основаны на религиозном фундаменте. Все его действия пронизаны глубокой православной верой, поэтому мы очень быстро нашли с ним общий язык и поняли друг друга. Почему? Потому что от этой жизненной установки рождается общий дух, дух воинского служения. В Зоране ярко выражен этот дух рыцарского служения Вере, Царю и Отечеству.
У Зорана есть такая идея: рядом с Белградом построить старинный Белград времен 14 века, а в процессе этого строительства привлечь наиболее национально мыслящие силы не только Сербии, но и России… Он хочет создать совместный проект по производству фильма о Косовском сражении (в 1389 г.), во время которого решалось, быть или не быть сербскому народу. Возможно, это самая героическая страница сербской истории.
Битва на Косовом поле проходила всего на девять лет позже Куликовской битвы на Руси. Конечно, в этом прослеживается ещё и духовная связь между нашими славянскими народами. Духовное значение подвига сербского народа велико для всего православного мира, ибо Косовская битва, как и Куликовское сражение, показала высоту христианских ценностей, победу духа над плотью.
Нас это очень роднит, история Сербии в какой-то степени духовно переплетается с историей Русской земли и чувствуется духовное единение сербского и русского народов. Сам Зоран искренне желает, чтобы отношения между Россией и Сербией стали более родственными. При этом он обращается к традиции, к религиозным корням своего народа и корням самой традиции – жизни по вере. В чем мы тоже очень похожи. В этом отношении он традиционщик, мы – тоже традиционщики…
Когда я с ним разговаривал, то видел, что он не только грамотный, умный, но и личность духовитая, со стержнем… Зоран производит впечатление человека цельного, решительного, постоянного, который идет к своей цели. Видно в нем рвение, пыл. Когда я у него спросил: "Почему ты так поступил: уехал из благополучной Франции в Сербию, под бомбежки? – Он ответил: "Я приехал из любви к Родине". Видно, что этим человеком движут именно такие мотивы. Поэтому когда он приехал к нам в общину, мы поняли друг друга очень быстро. Он все осмотрел и сказал: "Русские витязи".
Знаю, что архимандрит Тихон (Шевкунов) встречался с Зораном в Москве. А потом Зоран в Сербии организовал презентацию фильма отца Тихона "Гибель империи. Византийский урок". И теперь между ними есть взаимодействие, что тоже приятно…
Но вообще, если говорить про Сербию, то происходят удивительные вещи. Мы когда только самоорганизовались, то имели большую сердечную тягу к Сербии, где тогда происходили известные события. Мы молились за Сербию, ощущая при этом непередаваемое словами внутреннее родство, сопричастность к сербскому народу и Сербии как таковой. И как ни странно, все эти годы у нас в общине то и дело появляются сербы. Периодически к нам приезжают то сербские добровольцы, то люди, которые были в Сербии, то сами сербы, теперь Зоран приехал. Значит, существует какая-то незримая связь между нами и Сербией – духовная, молитвенная.

Беседовал Андрей Сигутин
Русская Линия
См. также:
Категория: Тихие подвижники | Добавил: rys-arhipelag (11.06.2009)
Просмотров: 771 | Рейтинг: 0.0/0