Герои наших дней [553] |
Тихие подвижники [131] |
Святые наших дней [5] |
Судьбы [39] |
Острова Руси [13] |
Люди искусства и науки [84] |
14 мая заканчивается цикл литературных бесед с В.М. Недошивиным в Ахматовке на Крылатских холмах - одним из самых компетентных специалистов по времени, людям и адресам Серебряного века, автором и ведущим телевизионного цикла «Безымянные дома. Неизвестные страницы Серебряного века», телефильмов о М. Цветаевой, Б. Пастернаке, С. Есенине, А.Ахматовой и др. В интересной и увлекательной форме он рассказал, «где именно рождались и звучали те стихотворные строки, которые ныне знает и цитирует весь мир». В. Недошивин - кандидат философских наук, член Союза писателей Москвы, лауреат премии Петербургского Союза журналистов «Золотое перо», Всероссийского конкурса телевизионных фильмов Медиасоюза. |
В мою молодость ещё много проживало «людей из царской России». Жалею, что тогда не жил в Москве, Ленинграде, Киеве! Даже по артистам можно судить, какая порода перевелась: их голоса были какие-то чистые, певучие. А возьмите великих старух Малого театра. Да и Вертинский какой-то особый. В Новосибирск приезжал чтец Всеволод Аксёнов, я школьником ходил на его концерты. Барственно-величавый, родниковый голос, стихи лились мелодией, кланялся публике, словно государю. Всё утеряно. Разве сейчас нет талантов? Сколько угодно. Но почему все так оплебеились, опростились? А ещё были интеллектуалы – знаменитые пушкинисты, лермонтоведы и прочие. А каких говорунов знавали наши университеты! Есть ли сейчас профессора, к которым студенты бегают с других факультетов? Меня так же поражал Юрий Осипович Домбровский. А вне литературной среды у нас на юге был для меня великим бывший приказчик Попсуйшапка, которого я не мог наслушаться. Он в моём романе о Екатеринодаре. |
История России уже на памяти нашего поколения насыщена всевозможными «эпохами перемен», экспериментами меняющихся властей над народом и природой, попыток новых сумасшедших завоевателей «разделить и властвовать». Как при такой жизни не растеряться, не упасть духом, не посчитать страну «пропащей»? Станислав Золотцев во многих произведениях показал, что даже в самые критические моменты любовь к родине спасает: через боль и страдания или, наоборот, через ощущение завораживающей красоты, беспримерной силы и непокорности врагам, человек находит опору, ориентиры, обретает веру в будущее. |
История России уже на памяти нашего поколения насыщена всевозможными «эпохами перемен», экспериментами меняющихся властей над народом и природой, попыток новых сумасшедших завоевателей «разделить и властвовать». Как при такой жизни не растеряться, не упасть духом, не посчитать страну «пропащей»? Станислав Золотцев во многих произведениях показал, что даже в самые критические моменты любовь к родине спасает: через боль и страдания или, наоборот, через ощущение завораживающей красоты, беспримерной силы и непокорности врагам, человек находит опору, ориентиры, обретает веру в будущее. |
Многие ценители искусства в конце прошлого года беспокоились, что в связи со сменой руководства РЖД может закрыться Картинная галерея народного художника России Дмитрия Белюкина на Казанском вокзале. К счастью, новое руководство компании приняло решение сохранить этот островок высокой духовности и культуры, ставший уже давно не узковедомственным железнодорожным объектом, а заметным явлением российского искусства.
|
Во-первых, вы меня отругали в рецензии. Я сильно-сильно это запомнила. Но когда вы мне позвонили, я подумала «Гриша, который так меня ругал, вдруг захотел со мной поговорить, как интересно». Я на вас и тогда не разозлилась. Другой бы так сказал: «Он меня так отругал в рецензии, противно, презрительно, я не буду с ним разговаривать». А мне захотелось. Я подумала «Надо же, он наверное забыл, как он меня обругал и теперь с открытым сердцем идет, это хорошо». Я вообще не люблю не любить, я просто отхожу от людей, которые мне несимпатичны. Я не то, что не люблю, а просто меня нет. |
Богиня Клио – одна из главных муз Константина Юрьевича. Историк по образованию, в своих стихах он воскресил многие моменты нашего прошлого, многие лики его. Война 1812-го года, декабристы, оборона Севастополя, Цусима, Столыпин, Осовец, Белая Борьба… Сколько судеб, сколько страниц озарено талантом этого человека! А для иных, пожалуй, им и открыто. Открыто – тоже как будто бы просто, почти «нечаянно» - по ходу концертов, в самих стихах, песнях и кратких пояснениях к ним. Так приподнимает поэт завесу, столько лет скрывающую нашу родную историю. В некоторых школах чудный романс Фролова, посвящённый жёнам декабристов, ставят на уроках, посвящённых этой теме. Очень хотелось бы, чтобы и при прохождении других тем звучали его строфы – ведь параграф учебника обращён лишь к разуму ученика, а стихи, песня – к сердцу. А то, что воспринято сердцем, то, на что живо откликнулось оно, уже совсем иначе воспринимается и разумом – становится вдруг куда интереснее, ярче. |
Панибратское обращение с великой музыкой, великой литературой происходит от недостатка культуры. Это не сегодня случилось — так всегда было: всегда настоящее искусство, в отличие от подделок, требовало от слушателя, зрителя знания и интереса. А упрощать, идти на поводу у низменного вкуса очень опасно. И, кстати, знаете, в чем главный аргумент, главное самооправдание этих “новаторов” от искусства? Они говорят: такого–то и такого–то тоже современники не признавали, а потом обнаружилось, что он гений. Ну нет — если он гений, это еще не доказывает, что и ты тоже гений. |
Нет, пожалуйста, вот только не надо путать цензуру и приличия! Все эти лжелибералы уже очень сильно надоели со своими «тревогами». Если люди не понимают, что есть вещи, которые неприличны и их нельзя демонстрировать прилюдно, мне очень жалко это общество, потому что оно идёт к катастрофе. Когда допускаются такие пошлейшие вещи, которые либералами восхваляются как новое слово в искусстве. У нас очень любят выдавать голого короля за нечто настоящее. Уже сколько раз на грабли эти мы наступали. Хватит уже, господа! Не надо путать красоту и пошлость. Не надо. |
Легче ткнуть кнопочку и услышать чужую мысль, чем самой додуматься до чего-нибудь. Это катастрофа. Это отражается потом в искусстве. А оправдывается тем, что искусство — свободно! Женщины играют мужчин, мужчины — женщин и называют это экспериментом. А по-моему, это не эксперимент, а просто извращение. |
Большинство спектаклей Яковлева – это спектакли психологические. В них во главе угла стоит человек, центральный герой, на котором сфокусирован взгляд постановщика, а вслед за ним – зрителя. Каков же этот герой? Всего чаще, человек страдающий и неудельный, не знающий и боящийся самого себя, боящийся поступка, запутавшийся в собственной жизни. Человек на грани бездны, человек, заглядывающий в бездну и проваливающийся в неё… Кажется, что режиссёр, подобно опытному врачу, буквально под лупой изучает преломления больной души, пытаясь понять её и различить в ней померкшую Божию искру. |
«Эй, моряк, ты слишком долго плавал, я тебя успела позабыть…» Хит сезона-61, «Человек-амфибия». И красавчик Ихтиандр, он же Владимир Коренев. Ему тогда был всего 21 год. Теперь 75. Что же произошло с артистом за эти полвека, как он жил, чем дышал, на что надеялся? Какой путь проделал «морской дьявол» от всеобщего девичьего обожания до такой вот зрелости и мастерства? Именно об этом наш разговор с юбиляром. |
От событий мира внешнего никуда не денешься. Но, может быть, ещё более остро меня беспокоит то, что происходит с нашей культурой, образованием, медициной. Это три кита, на которых стоит нация, будущее страны и нового поколения. Я до сих пор не понимаю, как можно было так преступно сокращать часы русского языка и литературы в школе и натаскивать детей на сдачу бестолкового ЕГЭ. Сейчас вроде спохватились: «Да, вышли перегибы, нужно что-то менять, корректировать». А что корректировать?! Уберите вы ЕГЭ! Верните экзамены в том виде, в каком они существовали в нашей школе испокон веков! Мое поколение, ваше поколение как-то выросли без этого ЕГЭ. И выросли достаточно образованными. А поколение нынешних выпускников оказалось потерянным в плане образования. Оно не ваше, не наше — ничьё. |
Наверное, не все читатели знают, что Указом президента России Малому театру присвоен статус национального достояния. Таким образом, он пополнил список особо ценных культурных объектов страны, наряду с Большим театром, Третьяковской галереей, Эрмитажем. В разные годы Малым театром руководили выдающиеся деятели отечественной культуры: А. Южин, И. Судаков, П. Садовский, К. Зубов, М. Царёв, Е. Симонов, Б. Равенских и другие. С 1988 года театр возглавляет самый долголетний его художественный руководитель – Ю. Соломин. Причём в театре его сначала единодушно избрали (впервые в истории Малого!) худруком, а потом Правительство утвердило решение коллектива. |
Владимир Дмитриевич Сарабьянов преставился 3 апреля. Его имя стало при жизни частью мировой культуры. Он был не просто уникальным специалистом по древнему русскому искусству, он был из тех, кто спасает, воскрешает, дает жизнь. С 1991 года он бригадир художников-реставраторов, руководил реставрацией икон из музеев России и комплексными реставрационными работами по древнерусским фрескам Мирожского и Снетогорского монастырей Пскова, храмов Новгорода, Полоцка, Старой Ладоги, фрескам Андрея Рублева в Звенигороде, ансамблям монументальной живописи Московского Кремля и Кирилло-Белозерского монастыря. Этот разговор был записан в декабре 2011 года, буквально на ходу — Владимир Дмитриевич выкроил время и лично провел корреспондента Владимира Липилина и фотографа Наталью Львову по плитам и лесам Преображенского храма в Полоцке. 6 апреля Владимиру Дмитриевичу Сарабьянову исполнилось бы 57 лет. |
Андрей Ромасюков занимает особое место среди современных русских художников, благодаря не похожему ни на кого, сразу узнаваемому стилю своих работ. Андрей Николаевич умело и тонко сочетает в них реализм и символизм. |
...тема Белой Гвардии, единожды захватив меня во второй половине 80-х, уже никогда не отпускала. Очень часто даже в ущерб русским романсам, так как была, есть и будет приоритетной в моём творчестве. Поэтому говорить, что она была «продолжена», не совсем точно. Тема эта никогда не прерывалась. Идея, собственно, родилась из концертов, посвящённых Белой Гвардии. В частности, из традиционного Ноябрьского концерта, который проводится вот уже больше четверти века под 7 ноября в противовес коммунистическому празднику. А идея, - идея в том, чтобы рассказать в некой отвлечённой форме о судьбах того поколения, донести до современников понятия Долга, Чести, Веры и Надежды на грядущее возрождение Великой России. В какой-то момент захотелось несколько большей театрализации и средств художественного выражения, чем это позволяет концертный формат. Что-то, несомненно, получилось, что-то – нет. Но об этом, всё-таки, судить не мне, а зрителям. |
А фотоаппарат со вспышкой можно? – спрашивает у иконописца Александра Соколова моя восьмилетняя дочка, приготовившись снимать в его мастерской. «За отдельную плату», — шутливо отвечает мастер. Он вообще то и дело шутит, не позволяя перейти грань, за которой разговор о серьезных вещах может перейти в пафос, который часто это серьезное обесценивает. |
Какую картину рисует наше воображение, когда мы слышим – «романтика романса»? Уютная гостиная в дворянском поместье, в темноте мягко сияют свечи, слышны переливы рояля, и вот звучит голос. Нежный, глубокий, теплый баритон. Он рождает в сердце сложную гамму чувств – от светлой печали до восторженного апофеоза любви. Нет, век романсов не канул в лету. Его мелодии продолжают жить. И этот волнующий баритон принадлежит молодому талантливому певцу. У нас в гостях – ведущий солист Московского театра оперетты, лауреат международных и всероссийских конкурсов, в том числе и телевизионного конкурса «Романтика романса» на телеканале «Культура», Максим КАТЫРЕВ. |
Можно много говорить о работах Людмилы Георгиевны Киселевой, но для меня прожитая ею жизнь, больше ее творчества. Наверное, как жизнь любого сильного и светлого человека, открытого к людям, а не сосредоточенного на себе, на своем страдании. Возможно, поэтому в жизни Людмилы Киселевой всегда находились люди, бравшие на себя ее немощи. Из-за болезни художница нуждалась в постоянном уходе. Сначала ей помогали родители, когда же их не стало, рядом оказались друзья. Один из них стал ее мужем (Николай Махов художник, поэт, музыкант). |
Мне повезло. В жизни я не был знаком с художником Павлом Рыженко. Мы не ходили вместе в храм, у нас не общий духовный отец, и мы не проводили долгие вечера за спорами о современном творчестве и судьбах России. Хотя он несколько раз приезжал к нам в Свято-Пафнутьев Боровский монастырь, мы ни разу не встречались. |
Когда мне говорят, что Таможенный союз – рабство для Украины, я отвечаю, что как-то мало похожи на рабов Назарбаев, Лукашенко и Саркисян. Я был в Казахстане и видел, как они там живут. Нам до этого еще идти и идти. И бедная Белоруссия живет получше нас. Потому что с 1995 года у них нет ни революций, ни выборов непрерывных. И нет балакучего парламента... А хозяин – один. Они там смеются над нами. Говорят, у вас страна выборов, все шило на мыло меняете и опять выбираете сволочей. И на это уходят деньги. Так нас видят со стороны. А мы смеемся над Белоруссией, где нормальные пенсии и уровень жизни, где постреляли весь криминалитет, где сохранилась смертная казнь, что, в принципе, тоже положительный момент. |
– И того, что слышала Зоя Ильинична, вполне достаточно, чтобы выдвинуть обвинения в массовом убийстве? – Вполне! И присадить за это на пару хороших пожизненных. Да и та же Ольга Богомолец открыто заявляла на эфире у Савика Шустера, что снайперов привела оппозиция. Но когда Ольга это говорит, на нее смотрят, как на новые ворота, и не слышат ничего. Все "мимо кассы" пролетает, мимо ушей. – Открыто у Савика Шустера можно заявить, что говорил отец Варлаам Гришке-самозванцу на литовской границе. Где факты? – А разве недостаточно показаний на детекторе лжи? И почему в открытую игнорируют утверждения той же Богомолец? Тут, скорее, пригодятся элементарная логика и наблюдательность. Я очень внимательно следил все 23 года за динамикой сползания самой перспективной из постсоветских республик в нынешнее дерьмо. И делал выводы. В 98-м я опубликовал большую статью об угрозе этнических войн, о недопустимости раскола общества по языковому принципу. Из Администрации президента тогда позвонили в редакцию и погрозили пальчиком, мол, о каких еще войнах болтает некий Быстряков?! А оно, оказывается, вот чем обернулось! Я это все давно чувствую и понимаю, в том числе то, что, отмахиваясь от очевидного, очень удобно не пускать в свое сознание какие-то важные, пусть и неприятные, вещи. У этих людей из ВР руки по локоть в крови, и весь юго-восток – продолжение их темы. |
Персидская миниатюра оживала на глазах, когда в 70-х годах, в балетах «Корсар», «Баядерка», «Горянка» выходила на сцену Валентина Ганибалова. Балерина утонченной нежности, заершённых линий, дерзко пряной внешности на фоне балерин Кировского театра с декадентской бледностью в лице. Estrelladellaniza (ночная звезда) – назвали Валентину Ганибалову испанские таблоиды. Гастроли Валентины Ганибаловой с Кировским театром в Испании – пик карьеры балерины, поистине «звездный» час. Сорвать с неба звезду удалось разве что Савве Ямщикову. Однажды увидев балерину на сцене Большого театра, реставратор земли русской, словно Альберт из балета «Жизель», увлекся видением на всю жизнь. Будучи в Петербурге я встретилась с Валентиной Ганибаловой. В уютной квартире-мастерской мы пили горячий, цветочных ароматов чай, ели пирожные, разговаривали, и я не могла избавиться от преследования реминисценции чуда. Реминисценции тех всполохов хореографии - дивных, трагически нервных - Анны Павловой, что вспыхивали и угасали, благодаря Валентине Ганибаловой, исполнительницы балетной партии Анны Павловой в художественном фильме Эмиля Лотяну «Анна Павлова». |
У двуглавых орлов окантованы золотом перья… Впереди, в темноте, - злое воинство чёрной материи, ХуторскИе народцы путь жизненный сытостью меряют; Деньги, слава и власть добровольцу отнюдь не критерии, |
Власть — это тоже бес. Она портит людей, искушает. И тот, кому удаётся это вовремя понять, — он просто уходит из власти. Потому что понимает: если не уйдёт, бесы его скрутят. И крутят они и страну, и людей из века в век. Я уже говорил: России повезло с географией — какие просторы достались! С народом повезло — работящий, терпеливый. С талантами повезло — сколько их было и есть. А вот с властью полная непруха! Не удаётся им пройти испытание — эти огонь, воду и медные трубы. — Если бы Нил Сорский посмотрел сейчас на это, то подумал бы: «Я ведь об этом говорил! Нестяжательство — вот основа развития любого общества, его нравственности». А у нас сплошная алчность. Возьмите нашу борьбу с коррупцией. Победить её окончательно не удавалось никому в мире. Но хотя бы градус её умерьте в России! Казалось бы, дело Сердюкова и Васильевой. Ущерба — на миллиарды. «Где посадки?» — вопрошал президент. Вот — бери, суди, сажай! Но речь уже идёт о сроке для неё от двух до трёх лет. И года два Васильева уже отсидела в своей шикарной «камере» в центре Москвы. Да и Сердюков уже пристроен где-то. И всё шито-крыто. Вот вам пример нашей мощной антикоррупционной борьбы! |
Торжества по случаю 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского, прошедшие 18 июля в подмосковном Сергиевом Посаде, включали фестиваль духовной и патриотической песни «Русь православная». Среди участников фестиваля - певица Ольга Кормухина. Вообще же, за последние полгода она дала концерты более чем в трех десятках российских городов. Дважды выступала перед крымчанами - в частности, в тревожном марте, за несколько дней до эпохального референдума. |
Карьера Олега Виноградова – понимание: политика двойных стандартов – день вчерашний. Збигнев Бжезинский – зубр американской политики, автор доктрины «русский народ – лишний народ» предложил русскому Виноградову провести инспекцию всех балетных трупп США и представить доклад о состоянии в стране искусства – балета. Президент США Буш-старший пригласил маэстро открыть в Вашингтоне «Кировскую балетную академию». Столица Южной Кореи, Сеул, предложила занять пост артистического директора компании «Юниверсал балет». Святая святых балета – Гранд Опера – впервые в своей истории пригласила русского балетмейстера возглавить балетную труппу. Творческие замыслы маэстро реализовывались на сценах ведущих театров Европы, Азии, Северной и Южной Америки… Карьера Олега Виноградова оборвалась в её зените. Крушение ли СССР тому причина? Просто есть такая российская забава – талантов своих истреблять. Как сорняк. И предавать забвению. |
На теплоходе, отчалившем от Нило-Столобенской обители, что на озере Селигер, вдруг раздались чарующие звуки музыки, послышались слова «псальма» – покаянные, древние. Это негромко заиграл гусляр, перемежая песнопения неспешными историями, – и паломники со всего судна потянулись к гусляру. Так познакомились мы с сибирским «коренным челдоном», странствующим музыкантом Андреем, который и творческий псевдоним взял себе – Байкалец – по месту рождения. А когда причалил теплоход к берегу, до темноты беседовали мы о самом разном – фрагменты этого нашего разговора предлагаю вниманию наших читателей. |
Я уверен: любить и защищать свой народ — это не национализм, это нормальный зрелый подход каждого, кто считает себя русским. Я уверен, ХХ век был веком истребления русского человека. С какой стороны ни посмотреть, так оно и есть… Нас, русских, стало в пять раз меньше, и мы потеряли свое государство. Поэтому русская тема, на фоне нынешней беды, требует к себе бережного внимания, доброты и сердечности. Абсолютные наши враги называли и будут называть русских патриотов националистами, и когда мы будем печаловаться о русском народе, они станут обвинять нас в предвзятости. Русский народ, как известно, государствообразующий. И если не делать на него ставку, оскорблять, загонять его в угол, то Россия будет разваливаться. |